Организация рефлексии га уроках географии
Оценка 4.7

Организация рефлексии га уроках географии

Оценка 4.7
Научные работы +1
doc
география
5 кл—8 кл
15.01.2017
Организация рефлексии га уроках географии
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными средствами.В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными средствами.
организация рефлексии на уроках географии.doc

                    Организация рефлексии на уроках географии

 

Блок-схема: перфолента: Каждый этап, каждая минута урока должны быть 
подчинены продвижению 
к тому результату, который запланирован в основной цели.
 

 

 

 

 

 

 

 


Учитель географии МБОУ СОШ № 4

 ст. Атаманской Левина Людмила Валерьевна

 

 

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое  осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными средствами.

Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

 

1.    Некоторые приемы целеполагания

 

       Тема-вопрос

           Развивает личностные и регулятивные учебные действия и умение работать по плану, составленному перед прохождением нового материала.        

Тема урока формулируется в виде вопроса. Например, при изучении раздела  "Африка" тему урока «Климат Африки» можно сформулировать так: «Почему в Африке находится самая большая пустыня?» или «Каков климат Африки?»

Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Формирование цели при помощи опорных глаголов (домысливание).

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели:

 изучить…

 узнать…

уметь…

 выяснить…

обобщить …

закрепить…

 доказать…

сравнить…

 проанализировать…

 сделать вывод…

разобраться …

систематизировать...

Так при изучении темы в 8 классе «Географическое положение России» предложить дополнить опорные глаголы:

·       Узнать  размеры страны

·       Определить с какими странами граничит, какими морями омывается

·       Привести примеры естественных рубежей страны

·       Оценить выгодность ГП

·       Сравнить с географическим положением других стран

Это сформулированы конкретные учебные цели.

 

       Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". . Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов .

Примеры тем:

7 класс:

  • Климатическая карта. Воздушные массы.
  • Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы.
  • Разнообразие расового и этнического состава населения.

8 класс:

  • Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время.
  • Особенности административно-территориального устройства России.
  • Основные тектонические структуры

 

Подводящий диалог

              На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

 

Ситуация яркого пятна

           Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Пример: сосна, рысь, клест, кедр, бурундук, ТУНДРА, лось, пихта.
обособленность тундра – природная зона

общность – растения и животные тайги

         

Группировка

        Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Исключение

         Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

   Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока «Животные леса".

   Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.
Формулируется учебная цель.

 

 Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

    -   Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

    - Отсроченная отгадка. Используя работу над изучением номенклатуры (топонимов) «говорящих фамилий», можно применять этот прием.

      «На понимание и синтез»:

    -Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках географии фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: «Как слетать на Луну, Марс»,  «Как одеться в Антарктиде», «Как бы ты выжил на необитаемом острове»

 «На понимание и применение»:

    - Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей географических явлений, а ребенку осознать важность внимания.

   - Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «Чье имя носит остров, море?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 5 классе можно начать разговор о путешествиях исследователей.

 

2.    Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной и рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

           Однако, процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

           Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

 

 

Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап организационного момента и целеполагания

Обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

Выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.

 

С чего вы начнёте?

этапе актуализации ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

Что нужно знать для изучения новой темы?

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет  вам работа в парах?                       

 

На этапе осмысления

Позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации

Определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением

Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

 Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

На завершающем этапе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

- Что дала вам работа в парах?

 - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить  степени сравнения прилагательных?

 - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

- Что нового я узнал на уроке?

- Каким образом я получил новые знания?

- Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация

Этап урока

Задачи

Приемы

Вопросы

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

 

в начале урока

установление эмоционального контакта с группой

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Я почувствовал, что…

Было интересно…

Меня удивило…

Своей работой на уроке я…

Материал урока мне был…

Мне захотелось…

Мне больше всего удалось…

Моё настроение…

Заставил задуматься…

Навел на размышления…

Могу похвалить своих одноклассников…

в конце деятельности.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Рефлексия деятельности

на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ

осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

прием «лестницы успеха»; графического организатора «рыбья кость»

«анкета»;

«мишень»;

«поезд»;

У меня получилось…

Я научился

Урок дал мне для жизни…

За урок я…

Я похвалил бы себя за …

Особенно мне понравилось…

После урока мне захотелось…

Сегодня мне удалось…

Я сумел…

Было интересно…

Было трудно…

 

 

в конце урока

оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

Рефлексия

 содержания учебного

материала

Этап

изучения

нового

материала

выявления уровня осознания содержания пройденного,  выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием

синквейна, инсерт.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял что…

Теперь я могу…

Я научился…

Урок для меня показался…

Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…

 

 

Заключение

 

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

         Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

 Вернемся  к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

 - Что я делаю?

 - С какой целью?

 - Каковы результаты моей деятельности?

 - Как я этого достиг?

 - Можно ли сделать лучше?

 - Что я буду делать дальше?

 Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя.



Источники информации

 

1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.

2. Подходы к целеполаганию на уроке. http://www.eidos.ru.

3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.

4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

5. Первое сентября, 2011, №19

6.  Первое сентября, 2010, 22 февраля

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Организация рефлексии на уроках географии

Организация рефлексии на уроках географии

Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей

Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей

Сравнить с географическим положением других стран

Сравнить с географическим положением других стран

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов

Однако, процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми

Однако, процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми

На этапе осмысления Позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; – создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; – создает условия…

На этапе осмысления Позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; – создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; – создает условия…

КлассификацияЭтап урокаЗадачиПриемыВопросы

КлассификацияЭтап урокаЗадачиПриемыВопросы

Рефлексия деятельности на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных прием «лестницы успеха»; графического…

Рефлексия деятельности на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных прием «лестницы успеха»; графического…

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017