Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»
Оценка 5

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
география +2
Взрослым
08.06.2017
Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»
В работе исследуются народные промыслы Европейской части России, предпосылки их возникновения в современных условиях на базе школьных кружков и осведомленность учащихся школы по данной теме. В процессе выполнения работы автором была поставлена цель, задачи, выдвинута гипотеза, использованы теоретические и практические методы, разнообразные источники, с которыми проводилась исследование.
Работа Копыловой Е.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» Тема работы «В народных  промыслах – история народа» Выполнила: Копылова Екатерина, ученица 7 «Г» класса МБОУ СОШ №4 Руководители:  Копылова Ольга Юрьевна,   учитель географии Рецензия на исследовательскую работу по теме «В народных промыслах ­ история народа», выполненную ученицей 7 «Г» класса МБОУ  СОШ № 4  Копыловой Екатериной В   работе   исследуются  народные   промыслы   Европейской   части   России, предпосылки их возниковновения в современных условиях на базе школьных кружков и освендомленность учащихся  школы по данной теме. В   процессе   выполнения   работы   автором   была   поставлена   цель,   задачи, выдвинута   гипотеза,  использованы   теоретические   и   практические   методы, разнообразные источники, с которыми проводилась исследование. Работа   состоит   из   введения,  4  глав,     заключения,   списка   источников литературы, приложений.  Весь материал собран   в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами конференции к структуре и содержанию исследования. Изучение   данного   вопроса   проводилось   автором   самостоятельно, используя  материалы литературных источников  и собственный опыт. Все   главы   исследовательской   работы   логически   связаны   между   собой. Выводы сделаны грамотно. Исследование имеет практическое значение. . Рецензент:                                                   Самарина Л.Г., учитель русского языка ТЕЗИСЫ Тема работы «В народных   промыслах – история народа». Мы живём в эпоху,   когда   окружающая   нас   жизнь   стремительно   развивается.   Меняется архитектура, предметы быта и средства передвижения, одежда и обувь. Все эти перемены   направлены   на   то,   чтобы   сделать   жизнь   удобнее   во   всех   её проявлениях.   Народное   декоративно   ­   прикладное   творчество   является неотъемлемой   частью   художественной   культуры.       Путешествуя   по   городам европейской   части   России   (Владимир,   Нижний   Новгород,   Городец,   Мстера, Гусь   –   Хрустальный)   я   познакомилась   с   историей   развития         различных народных   промыслов   и   заинтересовалась   данной   темой.   Подкрепили   мой интерес   и   занятия   в   кружке   «Муромский   сувенир»   у   учителя   технологии Масленникова   Игоря   Николаевича.   На   занятиях   кружка   я   узнала   о   давно забытых   народных     промыслах,   а   также   сама   попробовала   изготавливать сувениры из дерева.  Цель работы – изучение   народных промыслов Европейской части России через историю их возникновения и культуру народов, проживающих в данной местности.  Для выполнения цели поставлены следующие задачи: 1.  Познакомиться с народным искусством, с его разновидностями; 2. Дать представление о роли, значении современного народного искусства для общества. 3.   Изучить     исторические   факты,   связанные   с   народными   промыслами, историю каждого вида промысла. 4. Выявить интерес к народным промыслам и культуре у учащихся школы.  5. Провести социологический опрос по теме. 6. Определить возможность появления народного промысла в школе на базе кружка «Муромский сувенир». Обект исследования  ­  Народные промыслы Европейской части России. Гипотеза – несмотря на то, что народные промыслы появились очень  давно, возможно ли в сегодняшнее время зарождение новых  народных  промыслов на базе школьных  кружков. Методы:   статистический,   методы   анализа   и   синтеза,   сравнительно     ­ сопоставительный,  социологический опрос.       Промыслом   обычно   называют   занятие   каким­либо   делом   с   целью получения   выгоды   в   объёме,   который   может   обеспечить,   полностью   или частично, доход, необходимый для жизни человека, занимающегося промыслом, и его семьи.       Народные художественные промыслы  (гжель, хохлома, жостово. городецкая матрёшка,   филимоновская   игрушка,богородская   игрушка,финифть,палех, Павлово­Посадские   платки,   вологодские   кружева. скопинская   керамика, архангельская резьба по кости)являются неотъемлемой частью отечественного декоративно­прикладного   искусства.   Народное   искусство   имеет   богатые декоративные возможности, глубокое идейно­образное содержание и довольно сложные методики и традиции. Не   только   в   зависимости   от   природных   ресурсов   и   особенностей географического   положения   могут   зародиться   народные   промыслы,   но   и благодаря   творческим   людям,   которые   являются   руководителями   школьных кружков.  Плетение ­ одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам   задолго   до   появления   ткацкого   и   гончарного   ремесел.   Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда ­ первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.  Большинство учеников знают историю возникновения народных промыслов, но   некоторые   вопросы   всё­таки   вызвали   у   учащихся   затруднения,   то   есть пробелы   в   знаниях,   так   или   иначе,   есть.   Поэтому   данный   проект   поможет восполнить эти самые пробелы у учеников, улучшить качество географических и культурных   сведений   по   данной   теме,   раскрыть   тайны   народного   искусства, познать его историю. Без сомнения, традиционные народные промыслы России можно назвать её живой историей. В них отражена культура и ментальность всех народностей, исторически   проживающих   в   нашей   стране.   Изучив   русские   народные художественные промыслы, я сделала вывод, что в каждом из них исторически создавались произведения, обладающие не только значительными эстетическими ценностями, но и отражающие духовную сторону народной культуры. Народное   декоративно   ­     прикладное   искусство   –   результат   творчества многих     поколений   мастеров.   Человек   не   может   существовать   в   отрыве   от природы. Наши глаза хотят смотреть, а руки касаться, вещей,   сделанных из природных   материалов. И многие люди начинают задумываться,   прежде чем покупать и вносить в свой дом вещи, сделанные из полиэтиллена, целлулоида, пластика или еще какого – нибудь продукта нефтепереработки. В результате работы, я обогатила свои знания о культуре русских народов, об особенностях народных промыслов, их разновидностях. Думаю, данный материал поможет и другим ученикам, которые интересуются историей народного творчества и его развития, а также учителю географии в проведении тематических уроков, т.к. я выполнила   все   представленные   задачи   и   собрала   важную   и   интересную информацию по данной теме ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.  Глава 1. Что такое народные промыслы.  1.1 Гжель.  1.2 Хохлома.  1.3 Жостово.  1.4. Городецкая матрёшка.  1.5. Филимоновская игрушка.  1.6. Богородская игрушка.  1.7. Финифть.  1.8. Палех.  1.9. Павлово­Посадские платки.  1.10. Вологодские кружева.  1.11. Скопинская керамика.  1.12. Архангельская резьба по кости.  Глава 2. С чем связано возникновение в данных местах именно этих народных  промыслов? Глава 3. Появление промысла на базе школьного кружка «Муромский сувенир» Глава 4. Исследовательская работа.  Заключение.  Литература  ВВЕДЕНИЕ «Мы не мыслим себя без России. Мы живем с ней судьбою одной.  И вдыхаем и веру, и силу, От земли, нам навеки родной. От земли, неподвластной забвенью, В наших песнях – и радость, и грусть. И обязаны мы вдохновеньем Лишь тебе, наша матушка – Русь» Л.Глебов  Мы   живём   в   эпоху,   когда   окружающая   нас   жизнь   постоянно   меняется. Стремительно меняется архитектура, предметы быта и средства передвижения, одежда   и   обувь.   Все   эти   перемены   направлены   на   то,   чтобы   сделать   жизнь удобнее во всех её проявлениях. Но, всё, что человек создаёт в своём быту, всё, чем он окружает свою жизнь, во все времена было подчинено законам эстетики. Современные   дизайнерские   разработки   отвечают   эстетическим   требованиям сегодняшнего дня. Но народное искусство помимо эстетического содержания всегда   имело   более   глубокое   духовное   наполнение,   так  как  оно   отражает   мировосприятие   и художественные   традиции   нации,   миропонимание, художественный опыт народа, сохраняет его историческую память.  Народное   декоративно   ­   прикладное   творчество   является   неотъемлемой частью художественной культуры.   Искусство, как известно, возникло не сразу. Народные   художественные   промыслы   восходят   к   древности,   к   домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Народное искусство веками  складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастеров передавались от отца к сыну. Это и керамика, и резьба по дереву, и аппликации из меха, войлока, и инкрустация из   соломки, и вышивка, и чеканка по металлу, и украшения из бисера и многое другое.   В конце 19  века    начале 20 века  в России, как и во многих странах,  началось возрождение народных художественных промыслов.   Путешествуя   по   городам   европейской   части   России   (Владимир,   Нижний Новгород, Городец, Мстера,  Гусь – Хрустальный), я познакомилась с историей развития      различных народных промыслов и   заинтересовалась данной темой. Подкрепили мой интерес и занятия в кружке «Муромский сувенир» у учителя технологии Масленникова Игоря Николаевича. На занятиях кружка я узнала о давно забытых народных  промыслах, а также сама попробовала изготавливать сувениры из дерева.  Актуальность темы моей работы объясняется тем, что народные промыслы ­   это   история   страны,   города,   семьи.  Нельзя   забывать   истоки   народных промыслов   и   труд   народных   мастеров.   Сегодня   исторические   традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи, локальной общности. Проблема   возрождения,   сохранения   и   развития   народной   художественной культуры России является одной из наиболее актуальных. Цель работы – изучение  народных промыслов Европейской части России через историю их возникновения и культуру народов, проживающих в данной местности.  Для выполнения цели поставлены следующие задачи: 1.  Познакомиться с народным искусством, с его разновидностями; 2. Дать представление о роли, значении современного народного искусства для общества; 3. Изучить  исторические факты, связанные с народными промыслами, историю каждого вида промысла; 4. Выявить интерес к народным промыслам и культуре у учащихся школы.  5. Провести социологический опрос по теме; 6.  Определить   возможность   появления   народного   промысла   в  школе   на   базе кружка «Муромский сувенир». Обект исследования  ­  Народные промыслы Европейской части России. Гипотеза  –   несмотря   на   то,   что   народные   промыслы   появились   очень давно,   возможно   ли   в   сегодняшнее   время   зарождение   новых     народных промыслов на базе школьных  кружков. Методы:  статистический­ работа с источниками интернета, работа с библиотечной литературой, работа с материалами СМИ;  анализа и синтеза­  сравнительно  ­  сопоставительный;   социологический опрос. Работа строилась по следующим этапам:  Анализ литературы. 1. 2. Интервьюирование.  Социологический опрос. 3. Фотографирование. 4. Оформление полученных  данных. 5. Формулировка выводов. В   работе   использованы   фото   ­     материалы   из   школьного   архива   и собственного архива. ГЛАВА 1 Что такое народные промыслы. Народные   художественные   промыслы,   также   называемые   народным ремеслом,  —   широкий   спектр   изделий,   изготовленных   при   помощи   простых подручных   материалов  и   несложных   инструментов.   Этот   традиционный   вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам,   которым   находят   не   только   эстетическое,   но   и   практическое применение.    Промыслом обычно   называют   занятие  каким­либо   делом   с   целью получения   выгоды   в   объёме,   который   может   обеспечить,  полностью   или частично, доход, необходимый для жизни человека, занимающегося промыслом, и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой. «Промышлять» означает «заниматься каким—либо промыслом».     Народные   художественные   промыслы   являются   неотъемлемой   частью отечественного декоративно­прикладного искусства. Народное искусство имеет богатые   декоративные   возможности,  глубокое   идейно­образное   содержание   и довольно сложные методики и традиции.     Народные промыслы имеют различное происхождение. Одни берут своё начало из крестьянского быта, который предполагал ручное создание предметов как   для   повседневного   обихода,   так   и   праздничных,   нарядных.   Народное   основанное   на   ручном   труде   и декоративно­прикладное   искусство, зародившееся много веков назад, сохранилось и до сих пор во многих районах нашей необъятной страны. Приложение 1 Виды народных промыслов в современном мире и их определение: Гжель.  Гжель­ один из традиционных российских центров производства керамики. Это старинный гончарный район,    состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». Он находится в 60 км от Москвы на берегу реки Гжелки. Там обнаружены богатейшие залежи глин, поэтому  в Гжели  с давних времен жили гончары. Изумительно  красивая, сине­белая  керамика  Гжели  давно  завоевала мировую славу. Центром   гончарства   была   Гжельская   волость   ­   деревни   Речицы,   Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, где было много мастерских. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20­х годов XIX века многие изделия   расписывали   только   синей   краской.   Полуфаянс   отличался   грубым строением и малой прочностью.  Вторая   четверть   XIX   века   —   период   наивысших   художественных достижений   гжельского   керамического   искусства   во   всех   его   отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. Этот особенный вид фарфоровых изделий отличается своим нежно­синим цветом, которым исполнена роспись фарфора. По снежно­белому фарфоровому изделию проходит кисть художника, смоченная в окись кобальта, и на изделии «вырастают»   неповторимые   геометрические   и   растительные   формы   и орнаменты. Контрастность и насыщенность, которые присущи гжели, делают ее необыкновенной   и   привлекательной   для   взора   окружающих.    Этот   промысел требует   особенного   профессионализма   от   занятых   в   нем   мастеров   и художников. Гжель готовит таких специалистов в специальном художественном колледже, так что в нехватки в сотрудниках пока нет.     Казалось бы, одноцветная роспись должна сделать фарфоровое изделие монотонным,   однако   все   получилось   совсем   наоборот   —   благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками, фарфор смотрится неповторимо   и   оригинально.  Синий   цвет   настолько   точно   передает   мотивы природы и характер народа,  что данный вид искусства поистине можно назвать народным. Сегодня слово «гжель» вызывает ассоциации со сказочной красотой и утонченной   гармонией   удивительных   сине­белых   изделий.   Художники   Гжели создают   посуду   традиционных   форм,   украшая   ее   лепными   фигурками.   Хотя изделия   сохраняют   свое   функциональное   назначение,   они   используются преимущественно в декоративных целях. Кроме того, не прекращается традиция изготовления мелкой пластики – отдельных фигурок людей и животных и целых декоративных композиций.  Хохлома      Хохломская   роспись   по   дереву   один   из   старинных   видов   русского народного искусства. Родина ее ­ лесной район Нижегородского края к северо­ востоку   от   реки   Волги.   Происхождение   названия   связано   с   торговым   селом Хохлома,   куда   мастера   из   50   соседних   деревень   привозили   на   продажу расписную   деревянную   посуду,   а   оттуда   она   отправлялась   в   разные   уголки России и за ее пределы ­ в страны Азии и Европы.  Столица промысла ­ город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода. В отличие от гжельского художественного производства, которое объединяет 27 сел и деревень в один "куст", хохлома была сосредоточена в одном месте. Уже   в   те   далекие   времена,   по   данным   археологических   раскопок,   в Заволжье занимались   изготовлением   деревянной  посуды. Дерево  было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов   выдалбливали   проворные   челноки   ­   "ботнички",   вырезали   фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды. Всем,   кто   селился   в   этих   местах,   приходилось   заниматься   ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи. Как   и   в   других   районах,   местные   мастера   покрывали   изделия   льняным маслом   или   приготовленной   из   него   олифой.   Это   придавало   прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Когда же возникло искусство золотой Хохломы?  Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых   украшалась   только   простейшими   геометрическими   узорами   ­ розетками,   ромбиками,   спиралевидными   завитками   и   волнистыми   линиями, наносимыми штампиком или кистью. Хохломская   роспись,   золотая   хохлома­   обширный   пласт   культуры российской.   Символом   росписи   в   стиле   "хохлома"   является   огненная   Жар­ птица, сказочный персонаж.  Жостово Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту   предмету   –   металлическому   подносу.   Подносное   производство   было занесено в Троицкую волость из Москвы.  Промысел расписных металлических подносов   возник   в   середине   XVIII   века   на   Урале,   где   были   расположены металлургические   заводы   Демидовых   (Нижний   Тагил,   Невьянск,   Верх­ Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве. В   1830   г.   производство   подносов   в   окрестных   селениях   увеличилось. Выгодное   расположение   вблизи   столицы   обеспечивало   промыслу   постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Главной темой украшения подносов стала орнаментальная роспись. Здесь изображались   букеты   цветов,   росписи   гирлянды,   своеобразные   натюрморты. Роспись   выполняют   приемами   свободного   кистевого   мазка, предварительного нанесения рисунка.   без Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые   и   полевые   цветы   украшают   поднос   и   несут   людям   чувство   радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них   великой   силе   жизни.   Эта   тема   близка   каждому,   поэтому   так   много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.  1.4. Городецкая матрёшка.     Матрешка   ­   всеми   любимый   и   наиболее   известный   русский   сувенир, явление   мирового   масштаба.  Древний   народный   промысел   изготовления деревянной   игрушки   с   росписью   зародился   на   талантливой   Нижегородской земле, в селениях около старейшего города Городца, в начале XX века.     Роспись   всех   этих   изделий   была   типично   городецкой   и   состояла   из цветов,   бутонов   и   листьев,   а   также   в   узор   вписывались   птицы   и   вазы. Изображение имеет хорошо читающийся силуэт на светлом фоне. Декоративный мотив черного, синего, темно­красного или коричневого цветов прорабатывают белыми графическими штрихами. Городецкие   мастера   изображают   не   только   растительный   орнамент сказочных   персонажей,   но   и   жанровые   сценки.   В   начале   двадцатого   века промысел   возродился.   С   1938   года   работает   артель,   с   1960   года   работает фабрика "Городецкая роспись". 1.5. Филимоновская игрушка     Филимоновская игрушка — древнерусский прикладной художественный промысел,   сформировавшийся   в   деревне   Филимоново   Одоевского   района Тульской   области.  По   данным   археологов,  филимоновскому   промыслу   более 700 лет. По другим данным, около 1 тыс. лет. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева, испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины —   «синики».   При   просушке   пластичная,   чрезмерно   жирная   глина   быстро деформируется,   покрывается   мелкими   трещинами,   которые   приходится заглаживать   влажной   рукой.   Благодаря   этому   фигурка   утончается   и вытягивается,   приобретая   непропорциональную,   но   удивительно   изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Особенность   местной   глины   заставляет   мастериц   при   лепке   несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно заметно это проявляется в лепке коней,   коров,   у   которых   получаются   очень   длинные   шеи.   Компенсируется удлинённая пропорция фигуры росписью горизонтальными полосками красного, желтого, зеленого цветов. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими   Несмотря   на   относительную   ограниченность акриловыми   красками. применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные   традиционно   расписываются   разноцветными   полосками   вдоль туловища   и   шеи.   Одноцветной,   обычно   зелёной   или   малиновой,   краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой.   Помимо   вытянутых   форм   фигурок,   стиль   их   росписи:   солнышки, растительный орнамент, "детский" стиль, старинные деревенские сюжеты ­ это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день. 1.6. Богородская игрушка Богородская игрушка — русский народный промысел, заключающийся в изготовлении   резных   игрушек   и   скульптуры   из   мягких   пород   дерева   (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев­Посадский район Московской области). Своеобразным   символом   «богородского   стиля»   является   игрушка   на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные   фигурки   мужика   и   медведя   по   очереди   колотят   молотами   по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки. Отличительной   особенностью   богородской   игрушки   являются   планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые   движения.   Как   в   случае   с   курочками,   которые   по   очереди клюют   зернышки.   Сюжеты   первых   богородских   игрушек   резчики   брали   из крестьянской   жизни   и   народных   сказок,   основными   героями   которых   были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы. 1.7. Финифть Ростов Великий с 18 века и до наших дней является крупнейшим центром эмальерного искусства России. Финифтью на Руси называют художественную эмаль.   Финифть   ­   изготовление   художественных   произведений   с   помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства.   Стеклянное   покрытие   является   долгоживущим   и   не   выцветает   с течением   времени,   а   изделия   из   финифти   отличаются   особой   яркостью   и чистотой красок.  Финифтяной   промысел   в   древнем   городе   Ростове   возник   не   на   пустом месте.   В   прошлом   славились   на   Руси   местные   иконописцы   и   серебряники. Известно,   что   еще   в   стародавние   времена   в   Ростовском   архиерейском   доме существовала иконописная мастерская.   Изначально   финифть   использовали   для   украшения   церковной   утвари   и облачений священнослужителей  Краткое описание технологии финифти: из листа меди вырезают пластинку нужной формы, выбивают ее, делая выпуклой. Затем покрывают смешанным с водой   порошком   белой   непрозрачной   эмали.   После   сушки   следует   обжиг   в муфельной печи (при t 700­800 градусов) – эмаль плавится, становится гладкой и   блестящей.   Обратная   сторона   пластинки   подобным   образом   покрывается контрэмалью  –  чтобы   пластинка   не  деформировалась.  На   эмаль   переносится рисунок с образца. Затем в несколько приемов выполняется собственно роспись. Применяются специальные огнеупорные (выдерживающие t 700­800 градусов) краски – растертые пигменты в смеси с маслом и скипидаром. Один из важных технических навыков живописца – усвоить, какие краски какую температуру плавления   имеют,   как   они   при   обжиге   изменяют   цвет.   После   любого   этапа росписи  – подмалевки (нанесение   основных  цветов)  и  каждой  из  нескольких прописок – пластинка просушивается и обжигается, чтобы краски расплавились и соединились с грунтом. Сложные миниатюры проходят не 2­3 прописки, как это   требуется   для   монохромных   вставок   в   ювелирные   изделия   массового производства, а до семи, всякий раз процедура сушки и обжига повторяется. Живописные миниатюры монтируются в ювелирную оправу. 1.8. Палех  Посёлок Палех давно снискал мировую славу благодаря искусству лаковой миниатюры.   Лаковая   миниатюра   исполняется   темперой   на   папье­маше.      Обычно   расписываются   шкатулки,   ларцы,   кубышки,   брошки,   панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.  Славен   был   Палех   также   льняным   ткачеством,   вышивкой,   резьбой   по дереву. Ходили палешане кробейники­офени по Руси с коробейным товаром. Но славу Палеху принёс иконописный промысел.  Самыми популярными темами в росписи стали тройки, народные гуляния, исторические   и   литературные   сюжеты,   русские   народные   сказки.   Поэмы   и Сказки Пушкина ожили на палехских шкатулках: Руслан и Людмила, Спящая царевна, Сказка о Золотом Петушке. Палешане говорили: "У Пушкина что ни строчка, то картина!". Героями миниатюр стали и персонажи сказок братьев Гримм, Андерсена, средневековые легенды, библейские сюжеты. 1.9. Павлово­Посадские платки.   Павловопосадские   шали   (платки)   —   один   из   русских   народных промыслов.   Производятся   в   г.   Павловском   Посаде   Московской   области. Производство   платков   в   Павловском   Посаде   было   налажено   на   основе   уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства.  С момента   основания   фабрики   до   1970­х   годов   рисунок   наносили   на   ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками­«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений.  С   1970­х   годов   краску   наносят   на   ткань   с   помощью   шелковых   и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.   Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).  В 1870­х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.  В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля:   объемное   изображение   цветов,   собранных   в   букеты,   гирлянды   или разбросанных   по   полю   платка   на   чёрном   или   красном   фоне,   иногда   с добавлением   орнамента   и   стилизованных   растительных   элементов.   Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани. 1.10. Вологодские кружева Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных   палочках);   распространён   в   Вологодской   области.  Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. Начало   промысла   относится   к   1820   году,   когда   близ   Вологды   в   имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной,   непрерывной,   одинаковой   по   ширине,   плавно   извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.   Для   изготовления   вологодского   кружева   требуется:   подушка­валик; коклюшки;   можжевельниковые   или   березовые;   булавки;   узор.   Рисунок придумывается кружевницей или берется из журналов. 1.11. Скопинская керамика. Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной   керамики,   находящийся   в   городе   Скопине   Рязанской   области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной   производства   гончарной   посуды   и   лепных   глиняных   свистулек.   В городе   существовал   целый   «гончарный   конец»,   а   жителей   города   называли «скопинскими   свистушниками».  Возникновению   ремесла   способствовало наличие залежей глины. Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. Детали   керамики   формировались   на   ручном   станке,   затем   соединялись жидкой   глиной   и   украшались   рельефным   и   вдавленным   орнаментом,   тёмно­ коричневой   глазурью   с   добавлением   окиси   марганца,   ярко­зелёной   с   окисью меди, густо­жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь.  Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных). Особым был образ птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.   Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. 1.12. Архангельская резьба по кости  Резьба   по   кости   –   традиционное   занятие   северных   народов.   Давно известный,   но   не   очень   широко   распространенный   в   народном   декоративно­ прикладном искусстве материал, каким является кость различных животных, тем не менее, выделился в самостоятельный вид художественного творчества.  Появление   в   XVII   веке   в   этих   местах   косторезного   ремесла   было   не   В   прошлом   в   Архангельске   располагался   торговый, случайным. административный   и   религиозный   центр   Северного   края.   В   Архангельской губернии часто находили бивни мамонтов в обвалах крутых речных берегов – и недалеко   от   побережья   Ледовитого   океана,   и   ближе   к   Уралу.   Сюда,   в Архангельск, привозили много ценных сортов кости. В XX веке в этом искусстве появилась новая яркая страница – гравировка на   клыке   моржа.   Косторезы   стали   использовать   традиционную   технику орнаментальной   гравировки   для   создания   сюжетных   изображений   на поверхности   отполированных   моржовых   клыков.   Первоначально   гравировка была черно­белой: граверы использовали в качестве красителя сажу жирников, которыми   отапливались   и   освещались   яранги.   Позднее   изображения   стали многоцветными: художники стали использовать графит цветных карандашей. ГЛАВА 2. С чем связано возникновение в данных местах именно этих народных промыслов? Само   существование   человека   неотделимо   от   природы,   которая   дает материал   для   жилища   и   одежды,   продукты   питания,   определяет   ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Это    все  и находит  отражение   в   произведениях   народного   искусства,   составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно­прикладного искусства.  Разные виды народных промыслов обусловлены той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие. Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство ­ в районах, где присутствует соответствующий тип глины. Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило,   рядом   с   месторождениями   черных   и   цветных   руд,   например, знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале. Производство изделий из камня (в т.ч. из драгоценных и полудрагоценных) ­ одно из традиционных занятий жителей горных районов, например,  Кавказа и Алтая.  А  изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты,  так как  этот материал в основном сконцентрирован в районе Балтийского моря.  На   побережье   Северного   Ледовитого   океана   в   большом   количестве разбросаны   кости   и  плавники   разных   морских   животных,  например,  моржей. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную и полупустынные зоны.  Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, как вышивка   которые   замечательно   отражают   своеобразие и   узорное   ткачество, соответствующей местности. В 19 веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них   пришла из Франции. Она жива и сегодня. Знамениты в России и зарубежом павловские платки и оренбургские шали. Ещё одной не менее важной причиной возникновения народных промыслов является передача традиций от отца к сыну, от мастера к ученику. Развитие этой преемственности есть основа народной культуры. ГЛАВА 3. Появление промысла на базе школьного кружка  «Муромский сувенир» Не   только   в   зависимости   от   природных   ресурсов   и   особенностей географичексого   положения   могут   зародиться   народные   промыслы.   Они   благодаря   творческим   людям,   которые   являются зарождаются   и   руководителями школьных    кружков.  Таким человеком является наш учитель технологии   Масленников Игорь Николаевич. Кроме уроков технологии он вот уже более сорока     лет ведет кружок   «Муромский   сувенир».   Занятия   его   учащиеся   посещают   с   особым удовольствием,  ведь все, что Игорь Николаевич знает сам, он старается донести до   детей.   В   его   руках     обыкновенный   сучок,   найденный   в   лесу,   легким движением рук превращается в забавную зверушку.  Используя  ресурсную базу расположенного рядом со школой предприятия ЗАО «Муром», Игорь Николаевич осваивает   плетение из  шпона, увлекает этим делом учащихся .  Плетение ­ одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам   задолго   до   появления   ткацкого   и   гончарного   ремесел.   Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда ­ первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.  Научиться плести простые изделия не так уж сложно. Достаточно лишь правильно подготовить сырье, освоить 2­3 вида плетения и, в принципе, всё. Но чтобы познать все тонкости этого ремесла, превратить изделие в произведение искусства, потребуется длительное время. Игорь Николаевич выпустил уже несколько поколений мастеров плетения из шпона. Ребята могут сплести и простое панно, и сложные  корзинки, и лапти. Воспитанники кружка не раз представляли свои изделия на окружных  ярмарках и других мероприятиях, радуя жителей и гостей Мурома и области. ГЛАВА 3. Исследовательская работа. В   настоящее   время   народные   промыслы,   история   их   возникновения,   их разновидности   не  очень    интересны   молодёжи.   Но   всё   же   мы   повседневно сталкиваемся с этой темой. Например,   в   школе  такие   предметы,   как   география,   изобразительное   технология   мировая   художественная   культура(МХК), искусство(ИЗО), периодически   знакомят  нас,   учеников, народными промыслами.    с   различными   видами   искусств,    Чтобы доказать, что подростки знают о народных промыслах не так уж и мало, я провела анкетирование в своём классе  ( 7 «Г»)  , построила графики и провела их анализ. В опросе участвовало 23 человека.  Опрос показал следующие результаты. На вопрос «Какие народные промыслы вы знаете?»  были получены ответы учащихся: Гжель, Хохлома ­19 человек,  Жостово и Павлово­Посадские платки­ 10 человек;   Городецкая  матрёшка ­ 15 человек,  Филимоновская  игрушка и Палех­7 человек ,  Богородская игрушка и архангельская  резьба по кости­6 человек,  Финифть и Скопинская  керамика­ 5 человек; Вологодские кружева­ 8 человек. На следующий вопрос «На чём основано развитие народных промыслов?» 100% учеников  выбрали верный  вариант­ на собственных природных ресурсах. Вопрос  «С чем связано развитие хохломской посуды?» вызвал у учеников затруднения,  и   большинство  (11   человек)  выбрали   вариант «с  запасами глины», 10 человек ­ вариант «с собственными лесными ресурсами», 2 человека ­ «с добычей  натуральных ресурсов». На   вопрос   «Из   чего   первоначально   делали   палехские   шкатулки?»   4 человека ответили «из папье­маше», 11 ­ «из дерева», остальные 8 ­ «из глины». В   вопросе   «Финифть   ­   это   промысел   по   изготовлению:»   20   учеников отметили « промысел украшений» и 3 ­ « промысел посуды». Вопрос «Для производства жостовских подносов были предпосылки» а) своя железная руда ­ выбрало 8 человек б) выгодное ЭГП ­ выбрало 8 человек в) свои лесные ресурсы – 7 человек Вопрос  «Городецкая матрёшка зародилась благодаря:» а) своим натуральным краскам ­ 11 учеников б) залежам глины ­ никто не выбрал в) своим лесным ресурсам ­ 12 учеников Вопрос « Производство глиняной посуды возникло в городах»: а)Городец, Семёнов, Иваново ­ 3 ученика б)Вологда, Архангельск, Богородск ­ никто не выбрал в) Скопино, Гжель, Киров,  Филимоново ­ 20 учеников Вопрос «Зачем нужно изучать народные промыслы?» а) чтобы на рынке выбрать товар ­ 1 ученик б) чтобы знать быт и традиции своего народа ­ 21 ученик в) чтобы повысить свой уровень ­ 1 ученик Вывод: большинство   учеников   знают   историю   возникновения   народных промыслов, но некоторые вопросы всё­таки вызвают у учащихся затруднения, то есть пробелы в знаниях, так или иначе, есть. Поэтому данный проект поможет восполнить эти самые пробелы у учеников, улучшить качество географических и культурных   сведений   по   данной   теме,   раскрыть   тайны   народного   искусства, познать его историю. ВЫВОДЫ 1.     На   основании   анализа   литературных   источников   и   интернет­ ресурсов   были   изучены   разновидности   народных     промыслов   и   дано определение понятия «народный промысел» . 2. Определена большая роль и значение современного народного  искусства для общества. 3. На основании сопоставления исторических  фактов определены  предпосылки   возникновения  каждого вида промысла. 4.   Большинство   учеников   знают   историю   возникновения   народных промыслов,   но   некоторые   вопросы   всё­таки   вызвали   у   учащихся затруднения,   то   есть   пробелы   в   знаниях,   так   или   иначе,   есть.   Поэтому данная   работа   поможет   восполнить   эти   самые   пробелы   у   учеников, улучшить качество географических и культурных сведений по данной теме, раскрыть тайны народного искусства, познать его историю. 5. Определена возможность развития такого народного промысла, как  плетение из шпона,на  базе школьного  кружка «Муромский сувенир». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой природы, сквозь душу пропустив историю  русского народа. Без сомнения, традиционные народные промыслы России можно назвать её живой историей. В них отражена культура и ментальность всех народностей, исторически   проживающих   в   нашей   стране.   Произведения   прикладного искусства   отражают   не   только   художественные   традиции   нации,   но   и миропонимание,   мировосприятие   и   художественный   опыт   народа,   сохраняют историческую память. Изучив русские народные художественные промыслы, я сделала   вывод,  что   в  каждом  из  них  исторически   создавались   произведения, обладающие   не   только   значительными   эстетическими   ценностями,   но   и отражающие духовную сторону народной культуры.  Народное   декоративно   ­     прикладное   искусство   –   результат   творчества многих     поколений   мастеров.   Человек   не   может   существовать   в   отрыве   от природы ни на каком из уровней: ни на духовном,   ни на физическом,   ни на эмоциональном. Наши глаза хотят смотреть, а руки касаться вещей,  сделанных из природных  материалов. И многие люди начинают задумываться,  прежде чем покупать и вносить в свой дом вещи, сделанные из полиэтиллена, целлулоида, пластика или еще какого – нибудь продукта нефтепереработки. Ведь у нас есть достойная   альтернатива   искусственным   материалам,   подсказанная   самой природой и сохранненая русской традицией. В результате работы, я обогатила свои знания о культуре русских народов, об   особенностях   народных   промыслов,   их   разновидностях.   Думаю,   данный материал   поможет   и   другим   ученикам,   которые   интересуются   историей    и развитием  народного   творчества,   а   также   учителю   географии   в   проведении тематических уроков, т.к. я выполнила все представленные  задачи  и собрала важную и интересную информацию по данной теме. ЛИТЕРАТУРА 1. Жилкина А.Д. Рукоделие. М.1959 2. Кузьмина М. Азбука плетения. М. 1993 3. Некрасова М.А. Народные мастера. М. 1985 4. Никулин   Ф.М.   Железнов   В.П.   Плетеные   изделия.   М.     Лесная промышленность, 1982 5. Романова А.Ф. География народных  промыслов России.  Волгоград. Разновидности народных  промыслов европейской части России Приложение 1. Жостовские подносы Хохлома Богородская игрушка Экскурсия в Городец и знакомство с городецкими промыслами Э К Экскурсия к народам Европейского Севера Собственные изделия  народных  промыслов

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных промыслах – история народа»

Методика организации исследовательской работы по теме «В народных  промыслах – история народа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017