Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения
Оценка 4.8

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Оценка 4.8
Научные работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
19.05.2017
Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения
В пособии описаны понятие, определения, виды и функции оценки знаний, умений и навыков. Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
1.doc
Методика оценки профессиональных знаний и умений обучающихся в профессиональном учебном заведении. 2 3 4 4 Содержание Введение Глава I Оценка знаний и умений обучающихся в профессиональном учебном заведении 1.1. Понятие   оценки   знаний   и   умений   у   обучающихся  профессионального образования 1.2. Методы   оценки   знаний   и   умений   у   обучающихся 10 профессионального образования 1.3 Технологии оценки Глава II Методика   оценки   знаний   и   умений   обучающихся   в профессиональном учебном заведении на основе технологии 17 21 оценивания образовательных достижений 2.1. Педагогические   требования   к   оценке   знаний,   умений, 21 навыков 2.2. Технология оценивания образовательных достижений Заключение Список литературы  Приложение 23 28 29 32 3 Введение Актуальность   темы   исследования.  Актуальность   проблемы   оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки,   возросли   возможности   положительного   влияния   на   учебно­ педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса. Цель курсовой работы  – изучить методику оценки знаний и умений обучающихся. Задачи:   рассмотреть   историю   системы   оценивания,   изучить   сущность понятия, функции и виды оценки  исследовать традиционные и современные методы оценки ЗУН,   проанализировать формы итоговой аттестации обучающихся. Объект   исследования  –   процесс   оценивания   знаний   и   умений обучающихся. Предмет   исследования  –   методика   оценивания   знаний   и   умений обучающихся   на   уроках   декоративно­прикладного   искусства   (пропишите конкретную дисциплину) Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. 4 Глава I. Оценка знаний и умений обучающихся в профессиональном учебном заведении 1.1. Понятие оценки знаний и умений у обучающихся  профессионального образования Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является важным   структурным   компонентом   процесса   обучения   и   в   соответствии   с принципами   систематичности,   последовательности   и   прочности   обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Зависимость   продуктивности   обучения   от   количества,   качества,   своевременности   (оперативности),   объективности полноты, контролирования   ­   общая   закономерность   дидактического   процесса.   В   глубины, нынешней теории еще нет установившегося подхода к определению понятий «оценка»,   «контроль»,   «проверка»,   «учет»   и   других,   с   ними   связанных. Нередко   они   смешиваются,   взаимозамещаются,   употребляются   то   в одинаковом, то в различном значении. Общим родовым понятием выступает «контроль».  Контроль  ­   выявление,   измерение   и   оценивание   знаний,   умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – 5 составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является   обеспечение   обратной   связи   между   учителем   и   обучающимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала,   своевременное   выявление   недостатков   и   пробелов   в   знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки [2]. Количественная   оценка   знаний,   умений   и   навыков,   приобретенных обучающимися выражается в баллах (отметках), а качественная – в оценочных суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов обучающихся. Понятия контроля проверки знаний или контроля результатов обучения трактуются в дидактике как  педагогическая диагностика  [Error: Reference source not found]. Под  педагогической   диагностикой  понимается   специально осуществляемая   деятельность   педагогов   и   педагогических   коллективов, нацеленная   на   выявление   и   измерение   результатов   обучения   и   воспитания [26]. Под оценкой ЗУН также подразумевают иногда и диагностику Диагностика   –  это   управленческая   информация   о   факте   достижения микроцели [13]. Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах. Оценка   знаний,   умений   и   навыков  рассматривается   в  дидактике   как процесс   определения   количественных   и   качественных   показателей 6 теоретической   и   практической   подготовки   обучаемых   существующим оценочным требованиям. В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т.д. оценки  фиксируются  в  виде  отметок (условных   обозначений,  кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаках). Основой   для   оценивания   успеваемости   учащегося   являются   итоги (результаты)   контроля.   Учитываются   при   этом   как   качественные,   так   и количественные   показатели   работы   обучающихся.   Методы   контроля   –   это способы,   с   помощью   которых   определяется   результативность   учебно­ познавательной   деятельности   обучающихся   и   педагогической   деятельности учителя [2]. Первая   балльная   система   оценок   возникла   в   средневековых   школах Германии.  Каждый   балл   обозначал   разряд   ученика   по   успеваемости   среди других обучающихся (1­й – лучший, 2­й – средний, 3­й – худший). Позже средний   разряд,   к   которому   принадлежало   наибольшее   число   учеников, дополнительно разделили еще на три класса, в результате чего получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали отечественные педагоги. Попытки   изменить   подходы   к   контролю   и   оценке   знаний   у обучающихся, принимаемые в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все предложения   и   нововведения   группировались   вокруг   одного   вопроса   – использовать ли в школах оценки, или обходиться без них.  В   мае   1918   г.   постановлением   народного   Комиссариата   «Об   отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контролирования успеваемости обучающихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших обучающихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование» и т.д. 7 В результате  в  те годы  вместо  контроля  успеваемости, проводимого учителем, получили широкое распространение различные формы самоучета. Система   учета   знаний   по   бригадно­лабораторному   методу, некритически   перенесенному   из   буржуазной   школы   (учитывалась   работа бригады   всей   в   целом),   приводила   к   обезличке   учета   успеваемости,   а   в конечном итоге – к снижению качества обучения. Центральный Комитет партии подверг острой критике эту организацию работы   в   школе   и   дал   указания,   направленные   на   перестройку   учебно­ воспитательной работы в школе. В постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школы» подчеркивалось, что «в основу учета школьной работы должен быть положен текущий   индивидуальный,   систематически   проводимый   учет   знаний обучающихся»   и   что   преподаватель   должен   в   процессе   учебной   работы внимательно изучать каждого ученика [8]. В   последующие   годы   была   проведена   большая   работа   по   созданию строгой  и  упорядоченной  системы  учета  успеваемости,  сложилась  система методов проверки и оценки знаний, умений и навыков. В 1935 году – дифференцированная пятибалльная система оценок через словесные   отметки   («отлично»,   «хорошо»,   «удовлетворительно»,   «плохо», «очень плохо»). В 1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок.  В 60 — 90­е годы ХХ в. СССР  сложились три основных подхода к модернизации и гуманизации балльной отметки, используемой, в большей или меньшей степени, в рамках традиционной классно­урочной системы: 1.   Прежде   всего,   в   начале   1960­х   годов   было   предложено   понятие «поурочный балл». 2. В 1990­е гг. в различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они 8 заключались в переходе с пятибалльной на многобалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно­рейтинговая. 3.   В   90­е   годы   использовались   и   различные   методики   оценивания деятельности школьников по конечным результатам. Одной из таких форм является   сдача   старшеклассниками   в   конце   полугодия   всего   освоенного материала в ходе зачетной недели и соответственно получение «зачета» или «незачета». В конце 90­х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний, распространенные   в   США.   Это   «субъект­субъектная»   система   школьной оценки, Такая система получила название учебное «портфолио». В настоящее время пользуются пятибалльной шкалой [8]. Оценка, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции. Функция –это работа, производимая тем или иным органом, обязанность, подлежащая исполнению. Функции   оценки  –   это   слагаемые   той   работы,   которую   призваны выполнять рецептивно – сопоставительные действия оценивающего. В этой связи   имеет   смысл   проанализировать   функции   оценки,   выделяемые некоторыми методистами. Обучающая  функция оценки. Сущность обучающей, или развивающей, функции   проверки   ученые   видят   в  том,  что   при   выполнении   контрольных заданий обучающиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых обучающиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников [4]. Воспитывающая  функция оценки в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных обучающихся к систематической работе, старается воздействовать на   их   психологические   особенности   (развивать   волю,   память   и   пр.), 9 стимулируя   их   оценкой,   при   проявлении   излишней   самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке. Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации обучающихся и   учителя   по   результатам   их   труда,   снабжении   учителя   информацией   о достижении   целей   обучения   отдельными   учениками   и   классом   в   целом. Результаты   контрольных   мероприятий   помогают   учителю   направлять деятельность   обучающихся   на   преодоление   недочетов   и   пробелов   в   их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты   проверки   информируют   дирекцию   школы   и   родителей   об успешности учебного процесса. Стимулирующая   функция.   Нельзя   забывать   и   другую   важную   роль, которую играет оценка. Известно, что обучающиеся специально готовятся к контрольной,   к   зачёту,   к   экзамену.   В   присутствии   преподавателя   все обучающиеся   выполняют   заданные   упражнения.   Письменным   работам уделяется больше внимания, если их будут проверять. Одним словом, наличие или   ожидание   контроля   стимулируют   учебные   действия   обучающихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой   подкрепление,   если   её   используют   в   обучающих,   а   не   просто   в карательных целях. Само собой разумеется, что без информации о состоянии обучаемого невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы   обучающихся,   которую   трудно   представить   без   стимулирования, нельзя сформировать у них навыки и умения. Функцию же оценки реализует только учитель. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самооценки, подлинную же оценку по­ прежнему способен осуществить только учитель [4] 10 Формы   оценки   знаний   и   умений   обучающихся   –   многочисленные, разнообразные виды деятельности обучающихся при выполнении контрольных заданий. Форм оценки очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. На различных этапах обучения используются различные виды оценки: ­ текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий, ­  четвертная   (триместровая)   проверка   и   оценка   знаний,   которая проводится в конце каждой четверти (триместра), ­ годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости обучающихся за год, ­ выпускные и переводные экзамены. Один   и   тот   же   уровень   знаний   обучающихся   должен   оцениваться одинаково во всех школах. Этого можно добиться в том случае, если учителя будут   хорошо   знать   и   соблюдать   в   своей   работе   требования   к   знаниям обучающихся. Приведем наиболее важные из них. 1. Ученик, изучая основы наук, должен знать факты, явления и быть в состоянии дать им правильное, научно достоверное объяснение. 2. Ученик должен овладеть научными понятиями, законами, теоремами, правилами,   уметь   пользоваться   ими   при   объяснении   новых   фактов,   при решении различных вопросов и практических задач. 3.   В   своих   ответах   ученик   должен   показать   максимальную   ясность, точность мысли, умение отстаивать свои взгляды, защищать их. 4. Знания ученика должны иметь практическую значимость. 5.   Необходимо   соблюдать   требования   к   устной   и   письменной   речи обучающихся. Устные   ответы   должны   быть   полными,   логичными,   доказательными. Письменные работы выполняются с точным соблюдением указаний учителя, аккуратно оформляются. Те же требования предъявляются и к практическим 11 работам обучающихся: они выполняются с точным соблюдением инструкций, тщательно и аккуратно [28]. 1.2. Методы оценки знаний и умений у обучающихся профессионального образования 1.2.1. Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков 1.  Повседневное наблюдение за учебной работой обучающихся. Этот метод   позволяет   учителю   составить   представление   о   том,   как   ведут   себя обучающиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков [5]. 2.  Устный   опрос  –   индивидуальный,   фронтальный,   уплотненный. Сущность   этого   метода   заключается   в   том,   что   учитель   ставит   учащимся вопросы   по  содержанию  изученного  материала  и  побуждает  их  к   ответам, выявляя   таким   образом   качество   и   полноту   его   усвоения.   Этот   метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. 3.  Письменная   проверка.  Практика   уплотненного   опроса   привела   к возникновению методики письменной  проверки знаний. Суть ее в том, что учитель   раздает   учащимся   заранее   подготовленные   на   отдельных   листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10­12 мин дают   письменные   ответы.   Письменный   опрос   позволяет   на   одном   уроке оценивать   знания   всех   обучающихся.   Это   важная   положительная   сторона данного метода [5]. 4. Поурочный балл. Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный   балл   выставляется   за   знания,   которые   отдельные   ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или 12 углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении   нового   материала.   Выставление   поурочного   балла   позволяет поддерживать   познавательную   активность   и   произвольное   внимание обучающихся, а также делать более систематической проверку их знаний [5]. 5. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки   знаний,   умений   и   навыков   обучающихся,   а   также   их   творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных   тем   или   разделов   учебной   программы   учитель   проводит   в письменной  или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков   обучающихся.   При   проведении   контрольных   работ   необходимо соблюдать ряд дидактических требований. 6.  Проверка домашних работ обучающихся. Для проверки и оценки успеваемости   обучающихся   большое   значение   имеет   проверка   выполнения ими   домашних   заданий.   Она   позволяет   учителю   изучать   отношение обучающихся   к   учебной   работе,   качество   усвоения   изучаемого   материала, наличие   пробелов   в   знаниях,   а   также   степень   самостоятельности   при выполнении домашних заданий [5]. 1.2.2. Современные методы оценки знаний, умений и навыков 1.Программированный   контроль.  В   системе   проверки   знаний обучающихся   применяется   программированный   контроль,   который   еще называют   альтернативным   методом   (от   фр.   alternative   ­   одна   из   двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что   учащемуся   предлагаются   вопросы,   на   каждый   из   которых   дается   три­ четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика ­ выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги 13 или   с   помощью   компьютера,   что   позволяет   в   течение   нескольких   минут проверить   их   знания.   В   этом   состоит   положительная   сторона   метода программированного контроля. Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что   с   его   помощью   можно   проверить   лишь   отдельные   стороны   усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны   тем,   что   дают   возможность   проверять   и   оценивать   одновременно знания всех обучающихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому   не   могут   проводиться   часто.   Отсюда   следует   вывод:   в   системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы   проверки   и   оценки   знаний   с   тем,   чтобы   обеспечить   необходимую систематичность   и   глубину   контроля   за   качеством   успеваемости обучающихся [30]. 2.   Рейтинговая   система   оценки   качества   усвоения   учебного материала Применение   рейтинга   является   системой   организующей   учебный процесс   и   активно   влияющей   на   его   эффективность.   Рейтинговая   система оценки   учитывает   всю   активную   деятельность   обучающихся,   связанную   с приобретением   знаний,   умений   и   других   показателей,   формирующих личностные   качества   обучающихся.   Поскольку  рейтинг  –   это   шкала достижений,   то   должен   быть   стандарт   измерения.   Таким   инструментом является   правильно   построенный   и   хорошо   составленный   тест,   который соответствует предмету обучения. Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины [30]. 14 3.Тестирование.  По   большому   счету   оценить   знания   человека количественно   можно   с   таким   же   успехом,   как   и   измерить   его   характер линейкой. Но современная школа не может обойтись без оценок. Поскольку беспристрастное   отношение   к   человеку   невозможно,   то   оценка   его   знаний неизбежно   содержит   "эмоциональную   составляющую",   величина   которой сильно   зависит   как   от   опыта   учителя,   так   и   от   актерского   мастерства отвечающего.   Вообще   наибольшая   объективность   присуща   оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки   знаний   как   способу   сравнения,   то   двум   разным   ученикам   следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента   их   даже   считают   не   тестами,   а   тестовыми   заданиями,   то   есть вопросами,   которые   обладают   недостаточно   надежной   "проверяющей способностью". Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 ­ 200 вопросов, ограничивая  время   размышления  над  каждым.  Это  серьезнейшая  проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а еще лучше ­ содержание базового учебника (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной. Кроме   зачетных   или   экзаменационных   тестов   существуют   еще поурочные   (рабочие)   тесты   для   текущей   оценки   знаний   обучающихся   на каждом   уроке.   По   своей   сути   эти   два   вида   тестов   соотносятся,   как географические карты крупного и мелкого масштаба, соответственно. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в 15 силу   постепенности   прохождения   материала.   Составлять   поурочные   тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях. 1. Тесты должны быть "закрытыми", то есть иметь варианты ответов. 2.   Краткость.   Вопрос   должен   занимать   одну   строку.   Вопрос   должен быть абсолютно ясным. 3. Варианты ответов. Оптимальное их число ­ 4 ­ 6, редко ­ 8. Каждый вариант ­ не более одной строки. 4. ГИА и ЕГЭ (ГВЭ и ОГЭ, в 2017 г. ОГЭ и ЕГЭ).  Основополагающая цель ГИА и ЕГЭ ­ это внедрение единых стандартов оценки знаний выпускников [30]. Государственная   итоговая   аттестация   (ГИА)   —   это   основной   вид экзамена   в   9   классе   средней   школы.   Форма   государственной   оценки   — насколько   выпускник   освоил   основные   общеобразовательные   учебные программы.  Итоги   сдачи   ГИА   также   служат   основанием   для   приёма   в   10 класс или в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Обязательные экзамены ­ русский и математика, плюс два по выбору. В итоге экзаменов должно быть не менее четырех. Выпускные задания по каждой дисциплине делятся на 2 блока: B и С. Задания   блока   В   предусматривают   выбор   одного   варианта   ответа   из четырех предложенных и предоставления короткого ответа. При этом ответы, которые выпускник отметил в блоке заданий В, заполняются на специальном бланке и подлежат проверке с помощью компьютера. В   блоке   С   размещено   несколько   заданий,   на   которые   нужно предоставить достаточно развернутые ответы [19]. Единый   государственный   экзамен   (ЕГЭ)   –   это   основная   форма государственной   (итоговой)   аттестации   выпускников   школ   Российской Федерации.   Единый   государственный   экзамен   (ЕГЭ)   —   государственный 16 итоговый   экзамен   в   средних   учебных   заведениях   —   школах   и   лицеях. Является   одновременно   выпускным   экзаменом   из   школы   и   вступительным экзаменом в вузы, колледжи, техникумы. ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах для выпускников образовательных учреждений при посольствах, военных частях Российской Федерации и др. ЕГЭ   организуется   и   проводится   Федеральной   службой   по   надзору   в сфере   образования   и   науки   (Рособрнадзор)   совместно   с   органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. По   поручению   Рособрнадзора   организационным   и   технологическим обеспечением   проведения   ЕГЭ   на   федеральном   уровне   занимается   ФЦТ, разработкой и экспертизой КИМ – ФИПИ.      задания;  Особенности ЕГЭ: единые правила проведения; единое расписание; использование заданий стандартизированной формы (КИМ); использование специальных бланков для оформления ответов на проведение письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам). Обязательные экзамены — русский язык и математика. Сдать можно любое   количество   предметов.   Выбор   сдаваемых   предметов   должен   быть основан   на   том,   по   какой   специальности   или   направлению   выпускник   11 класса   планирует   получать   высшее,   или   же   среднее   профессиональное, образование. 17 В перечне терминов ЕГЭ существуют такие понятия ­ «первичный балл» и «тестовый балл». При проведении ЕГЭ используется стобалльная система оценки. Выполненная экзаменационная работа оценивается в первичных баллах. Количество первичных баллов за выполнение каждого задания можно узнать демонстрационном варианте КИМ ЕГЭ по предмету. Для   объективной   оценки   уровня   подготовленности   участника   ЕГЭ применяется   специальная   методика   шкалирования   результатов   ЕГЭ,   с помощью   которой   первичные   баллы   переводятся   в   тестовые,   которые   и устанавливают итоговый результат ЕГЭ по 100­балльной шкале. По   каждому   предмету   ЕГЭ   установлено   минимальное   количество   преодоление   которого   подтверждает   освоение   основных баллов, общеобразовательных программ [18]. ГИА можно сдать по следующим дисциплинам: 1. русский язык; 2. математика; 3. обществознание; 4. история; 5. физика; 6. биология; 7. химия; 8. литература; 9. география; 10. иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский); 11.   информатика   и   ИКТ   (информационно­коммуникационные технологии). ЕГЭ проводится по предметам: 1. Русский язык; 18 2. Математика; 3. Физика; 4. Химия; 5. Информатика и информационно­коммуникационные технологии; 6. Биология; 7. География; 8. История; 9. Обществознание; 10. Литература; 11. Иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский). 3. Технологии оценки Технология     коллективного     взаимодействия    (организованный диалог,   сочетательный   диалог,   коллективный   способ   обучения,   работа слушателей   в   парах   сменного   состава)   включает   три   компонента:   а) подготовка  учебного  материала;  б)  ориентация  слушателей;  в)  технология   подразумевает хода   занятия.   Любая     педагогическая     практика   использование   технологии   коллективных   способов   обучения.   Данная технология позволяет оценивать коллектив. Личностно  –  ориентированное образование  обеспечивает развитие и саморазвитие личности слушателя исходя из выявления его индивидуальных особенностей  как  субъекта  познания  и  предметной  деятельности  (И.С. Якиманская).  Данная технология позволяет оценивать каждую личность. Интегративная  технология  развивающего  обучения  (Технология системно­деятельностной     педагогики)     Л.Г.     Петерсон     воспитание     у подрастающего   поколения   готовности   к   саморазвитию;   формирование 19 мышления  через  обучение  деятельности,  умению  адаптироваться  внутри определенной     норм   относительно     системы     принятых     в     ней   (самоопределению),  осознанно  строить  свою  деятельность  по  достижению цели    (самореализации)     и     оценивать     собственную     деятельность     и    ее результаты     (рефлексии):     формирование     системы     общечеловеческих ценностей и ее проявлений в личностных качествах; формирование картины мира,  адекватной  современному  уровню  знаний  и  уровню  образовательной программы.  Данная технология подразумевает самооценку. Технология   разноуровневого   обучения  предполагает   создание педагогических условий для включения каждого слушателя в деятельность, соответствующую   зоне   его     ближайшего     развития.     В   образовательном процессе   участвуют   студенты,   имеющие   различные   интересы,   склонности, потребности,   мотивы,   особенности   темперамента,   мышления   и   памяти, эмоциональной сферы.  Данная   технология   позволяет   оценивать   обучающихся   по   уровням знаний. Технология     модульного     обучения    слушатель     полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем Модуль   (от   лат.   modules)   –   функциональный   узел.   Поскольку модуль   включает     банк     информации     и     руководство     по     достижению поставленных   дидактических     целей,     то     педагог     выступает     в     роли консультанта,   координатора,     информатора     (при     необходимости)     и контролёра.  Данная технология позволяет оценивать знании у обучающихся как по отдельным модулям, так и по полному курсу обучения. 20 Модульно­ретинговая технология дает возможность активно влиять на процесс   обучения,   улучшать   его   функциональные   характеристики,   что позволяет   поднять   интрес   у   обучающихся   к   процессу   обучения   и следовательно, повысить успеваемость обучающихся [22]. Информационно–коммуникативная   технология   ­   возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному  процессу;  ­  индивидуализация  учебного  процесса;  ­  коренное изменение  организации  процесса  познания  путем  смещения  ее  в  сторону системного   мышления;   ­   возможность    построения   открытой   системы образования,  обеспечивающей  каждому  индивиду  собственную  траекторию обучения и самообучения.  Данная технология позволяет оценивать ЗУН при помощи современных информационных   способов,   приемов   (интернет,   дистанционное   обучение, внутренний локальный контроль и т.д.) Игровые     технологии    ­     сохранение     познавательной     активности обучающегося;   ­   облегчение   сложного   процесса   обучения;     ­приобретение знаний   и   развитие     многих     качеств     личности;     ­активизация     внимания; ­снятие   психологического     и     физического     напряжения;     ­     облегчение восприятия нового материала.  Данная технология позволяет оценивать ЗУН в процессе игры. Технология  критического  мышления   ­  совокупность  стратегий, приемов,   направленных   на   формирование   навыков   мышления   ­   сбора информации,   запоминания,   организации,   анализирования,   генерирования, интегрирования  и  оценивания,  ­  необходимых  в  обучении  и  жизни. Цель данной   образовательной   технологии   ­   развитие   мыслительных   навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать 21 взвешенные  решения,  работать  с  информацией,  анализировать  различные стороны явлений и др.).  Данная   технология   позволяет   оценивать   мыслительные   процессы   и способности обучающегося. Технология  эвристического  обучения. Ключевой  технологический элемент     эвристического     обучения     –эвристическая     образовательная ситуация   –   ситуация   актуального активизирующего   незнания,   основная   эвристического     выступающая   своеобразной единица   альтернативной   традиционному   уроку.   Её   целью   является     обеспечение   обучения, рождения  учениками  личного  образовательного результата  (идей,  проблем, гипотез,  версий,  схем,  опытов,  текстов)  в  ходе специально организованной деятельности.  Данная   технология   позволяет   оценивать   исследовательские способности, ЗУН обучающегося в конкретной области знаний.  Технология   проектирования   процесса   обучения.  Автором   данной технологии является В.М. Монахов. Проектирование учебной темы состоит из:   целеполагания, обучающегося, коррекции, логической цепочки уроков темы [17].   диагностики   (оценки),   самостоятельной   работы Данная   технология   подразумевает   оценку   ЗУН   по   отдельным   целям, задачам учебной темы [Error: Reference source not found]. 22 Глава II. Методика оценки знаний и умений обучающихся в профессиональном учебном заведении на основе технологии оценивания образовательных достижений 2.1. Педагогические требования к оценке знаний, умений, навыков  Теоретический анализ педагогической и психологической литературы позволяет выделить общие требования по контролю и оценке знаний, умений и навыков   обучающихся.   В   исследуемой   проблематике   педагогических требований центральными становятся следующие компоненты оценивания: 1.  Педагогу   необходимо   разъяснить   учащимся   свой   подход.   Важным здесь становится указание:               ­ критерия оценки; 23                ­ из чего будет складываться итоговая отметка (удельный вес текущих оценок); 2. Разумность   требований   –   соответствие   уровню   обученности обучающихся.   Педагог   должен   в   первую   очередь   оценить   реальность соотношения своих требований и способностей обучающихся; 3. Любая   проверка   должна   начинаться   с   успеха,   т.е.   первое   задание должно   быть   легким,   далее   по   степени   возрастания   сложности.   Данное требование является важным в связи с тем, что учащимся для включения в деятельность необходимо определенное время и легкое первое задание им в этом помогает; 4. Педагог должен правильно формулировать вопрос, который задается ученикам. Важно выполнять следующие условия: • желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова; • термины в вопросе должны быть понятны ученикам; • в   вопросе   должна   быть   одна   мысль,   которую   педагог   передает ученикам; • нежелательны   пространные   предложения   и   уходы   в   сторону   от главного вопроса; • в   контрольном   тесте   не   должно   быть   внушающих   вопросов, относящихся к ученикам. 5. Основой   контроля   является   тщательно   проработанный   материал, который   подбирается   и   анализируется   педагогом   для   его дальнейшего предъявления ученикам; 6. Педагогу важно быть внимательным при проведении оценивания или контроле над знаниями, умениями и навыками обучающихся; 7. Педагогу   необходимо   заранее   составить   образец   для   выставления оценок [7]; 24 8. Педагогу важно избегать ошибок оценивания, к ним можно отнести следующие: • ошибка великодушия. Ошибка возникает в том случае, когда педагог завышает оценку всем учащимся; • ошибка центральной тенденции. Здесь ошибка заключается в том, что педагог   выставляет   оценки   в   соответствии   с   центральными   границами отметок, т.е. 3 или 4; • тенденциозность   педагога.   Ответ   оценивается   по   отношению   к ученику; • логическая ошибка – логика ученика расходится с логикой учителя. 9.   Сомнения трактуются в пользу ученика. Педагогу здесь особенно важно следовать данному требованию, т.к. возможные сомнения в оценивании знаний, умений и навыков ученика следует принимать в сторону учащегося; 10.  Необходим разбор тестовой (контрольной) работы с обучающимися: • обучающиеся видят свои ошибки; • понятна отметка (меньше недовольных учеников); • обучающиеся   уточняют   критерии   отметок   –   совершенствуется самооценка; • подход помогает подбодрить или стимулировать учеников к новым видам деятельности. 11. Педагог   должен   регулярно   информировать   обучающихся   об   их успеваемости. В соответствии с данным требованием происходит постоянный контроль   обучающихся   за   своими   результатами   и   достижениями   в определенной области; 12. Принцип открытых перспектив. Педагог предоставляет возможность ученикам   добиваться   еще   больших   результатов   в   определенном   виде деятельности и совершенствовать свои умения и навыки в конкретной области знаний; 25 13. Смещать акцент с выискивания ошибок к нахождению успеха.  В   данной   работе   представляется   важным   указать   также   и педагогические требования к нетрадиционным способам оценивания знаний, умений, навыков обучающихся [2,4,15]. 1.   Рейтинг   обучающихся.   Важным   условием и   требованием   здесь является   ранжирование   значимости   каких­либо   объектов,   выраженности качеств,   свойств   в   соответствии   с   произвольно   выбранной   шкалой. Требованием здесь выступает обязательный перевод числовых показателей в балльный вес; 2. Педагогическое тестирование. Важным требованием здесь выступает четкая организация вопросов для обучающихся; 3. Учебное портфолио. Требование к оценке знаний обучающихся здесь качественный и количественный анализ полученных данных и результатов. Выделив   основные   педагогические   требования   к   оцениванию   и контролю   над  знаниями,  умениями  и   навыками   обучающихся,  нам   следует также   отметить   и   метод,   который   используется   в   меньшей   степени   – безоценочный.   Так,   безоценочный   способ   заключается   в   словесном оценивании   педагогом   учеников,   что,   несомненно,   является   в   некоторых ситуациях огромным преимуществом, однако со своими недостатками. 2.2. Технология оценивания образовательных достижений Технология   оценивания   образовательных   достижений   обучающихся была разработана в рамках эксперимента Российской академии образования в 2004–2007   годах.   Научный   руководитель   эксперимента   –   академик   РАО, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн.  Авторский   коллектив   разработчиков:   координатор–   Д.Д.   Данилов; авторы учебников «Школы 2100» – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, С.А. Козлова, С.С. Кузнецова, А.А. Николаева, Е.В. Сизова; методисты  и  учителя  «Школы  2100»:  М.Е. Турчина,  О.А.  Родыгина,  Ж.И. 26   Е.И. Серова, экспериментаторы,   Стойка,   С.А.   Антипова;   учителя   психологи   и   администрация   школ–участников   Гудилина,   Е.В. эксперимента: школа № 653 (г. Москва), школа № 855 (г. Москва), гимназия №   415   им.   Александра   II   (г.   Санкт­Петербург),   школа   №   2   (г.   Лобня, Московская обл.), школа № 1 (г. Клин, Московская обл.), гимназия № 15 (г. Клин,   Московская   обл.),   школа   села   Спас­Заулково   (Клинский   р­н, Московская   обл.),   школа   «Радуга»   (г.   Калуга),   школа   №   15   (г.   Вышний Волочек, Тверская обл.), гимназия № 44 (г. Пенза), школа № 11 (г. Сатка, Челябинская обл.), школа № 7 (г. Магнитогорск, Челябинская обл.), школа № 54 (г. Омск), школа № 61 (г. Новоуральск), школа № 8 (г. Лабытнанги, Ямало­ Ненецкий автономный округ). Цель   новой   технологии   –   обеспечить   на   этапе   контроля   реализацию принципов   развивающей   личностно   ориентированной   Образовательной системы «Школа 2100». Основные задачи новой технологии:  –   определять,   как   ученик   овладевает   умениями   по   использованию знаний   –   то   есть   насколько   обучение   соответствует   современным   целям образования; –   развивать   у   ученика   умения   самостоятельно   оценивать   результат своих действий, контролировать самого собственные ошибки; –   мотивировать   ученика   на   успех,   избавить   его   от   страха   перед школьным   контролем   и   оцениванием,   создать   комфортную   обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.  Правила технологии оценивания образовательных достижений 27 Подробное   описание   с   методическими   рекомендациями   Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается   в   виде   правил   действия   для   каждого   вида   случаев:   «что оценивать»,   «кто   оценивает»,   «когда   оценивать»,   «где   фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать». Описание этапов введения правил (время перехода от одного этапа к другому определяет сам учитель) Этап   I.  Вводятся   только   правила,   которые   являются   минимальным составляющим основы технологии, а именно:  1­е   правило   (различение   оценки   и   отметки).Учитель   и   ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. В 1­м классе вместо отметок используется только положительная и не разделяемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя. 2­е   правило   (самооценка).   Дети   учатся   оценивать   свои   действия   по алгоритму, сначала без разделения на уровни успешности. 3­е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать   каждую   решенную   задачу   в   отдельности,   а   не   урок   в   целом. Начиная со 2­го класса определяется отметка за каждую учебную задачу.  4­е   правило   (таблица   требований).   Учитель   начинает   работать   с таблицей   требований   пока   без   учеников.   После   проведения   проверочной работы   учитель   выставляет   отметки   за   каждое   из   заданий   в   таблицу требований   (в   свои   рабочие   материалы).   Отметки   в   таблицу   требований выставляются по той шкале, которая принята в данном классе (например, 5­ балльная   шкала).   Эти   данные   используются   для   отслеживания   того,   как каждый   ученик   справляется   с   программными   требованиями   (насколько   он успешен).  Если учитель не находит возможности и времени для введения в свою работу   других   правил,   можно   остановиться   на   достигнутом.   По   всем 28 остальным   вопросам   сохраняются   традиционные   правила   оценивания:   5­ балльные отметки, традиционное выставление всех отметок в официальный журнал и т.д. Таким образом, использование этих минимальных правил  не требует от учителя официального оформления перехода к новой технологии. В этом случае ученики приобретут умение самооценки, некоторые качества контрольно­оценочной   самостоятельности.   Администрация,   учитель   и родители смогут отследить реальные успехи и достижения каждого ученика, а также   увидеть,   над   чем   ему   необходимо   работать   в   дальнейшем.   Однако, поскольку   используется   не   весь   набор   правил,   показатели   уровня комфортности   обучения   и   осознанности   отношения   детей   к   учебной деятельности изменятся незначительно. Этапа II. Вводится в полном объеме 4е правило (таблицы требований). Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось в   ходе   решения   задачи.   В   таблицу   требований   можно   уже   выставлять   не только отметки за задания проверочных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на других уроках).  Этап III. Дополнительно вводится 5­е правило (право отказа и право пересдачи)   и   6­е   правило   (уровни   успешности).   Учитель   и   дети   учатся определять   уровень   задания   и   уровень   успешности   по   определенным признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор: он может   попросить   поставить   полученную   отметку   или   пересдать   задание проверочной работы. Таким образом дети учатся определять тот уровень, на котором они могут и хотят заниматься на данный момент. Учитель начинает применять 7­е правило (определение итоговой оценки и отметки). Ученики еще   не   участвуют   в   применении   этого   правила,   но   оно   может   быть   им разъяснено. Этап IV. Мы даем возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку. Таким образом, если 29 используется   полный   набор   правил,   учителю   необходимо   будет документально оформить переход к новой технологии, большинство отметок (соотнесенных   с   уровнями   успешности)   будет   выставляться   в   таблицах требований  (в  рабочих   материалах   учителя   и   в   дневниках   школьников).  В официальном   журнале,   помимо   названий   изученных   тем   и   посещаемости, будут   фиксироваться   только   итоговые   отметки.   Все   это,   как   показал эксперимент, позволит не только развить у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявление себя»,   «отношения   с   учителями»,   «боязнь   неуспеха».   Заметно   возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения. Подробная схема правилы технологии оценивания даны в приложении. 30 Заключение Обучающиеся усваивают знания, чтобы наилучшим образом подготовить себя к жизни, к дальнейшему образованию. Поэтому как для них, так и для учителя важно знать, как они овладели учебным материалом. Это достигается с помощью проверки знаний, умений и навыков. Проверка — важное средство не только предупреждения забывания, но и более прочного усвоения знаний. В ходе   проверки   учитель   стремится   выяснить   не   только   сам   факт   усвоения знаний детьми, но и насколько правильно воспринимают они материал, умеют ли мыслить, запоминать. Учитель устанавливает также отношение ученика к изучаемому материалу, влияющее на формирование его взглядов, убеждений. По   результатам   проверки   школа,   учителя   отчитываются   перед государством. Таким образом, проверка знаний не может рассматриваться в качестве формального учета успеваемости, она — важное звено целостного процесса усвоения знаний, умений и навыков. В соответствии с теми данными, которые получил учитель в ходе проверки, он намечает систему дальнейшей работы по изучению материала. Правильная методика проведения контроля побуждает   обучающихся   изучать   большее   количество   информации   и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления   учебно­познавательным   процессом   позволяют   успешно   решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей. В   системе   учебной   работы   должны   находить   свое   применение   все рассмотренные   выше   методы   проверки   и   оценки   знаний   с   тем,   чтобы обеспечить   необходимую   систематичность   и   глубину   контроля   качества успеваемости обучающихся. 31 Список литературы 1. Амонашвили   М.   А.   Воспитательная   и   образовательная   функция оценки учения школьников. ­ М., 2004. 2. Бабанский   Ю.К.   Педагогика:   Учеб.   Пособие   для   студентов   пед. институтов.– М., «Просвещение», 2003. – 479с. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. ­ М., 2000. 4. Воронцов   А.Б.   Педагогическая   технология   контроля   и   оценки учебной деятельности. – М.: Издатель РассказовЪ.,2002.­303 с.; 5. Воронцов   А.Б.,   Чудинова   Е.В.   Учебная   деятельность:   введение   в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова – М., Издатель РассказовЪ, 2004. – 300 с. 6. Газман   О.С.   Воспитание   как   развитие   индивидуальности   // «Неклассическое воспитание», М.: Мирос, 2002, с 9–81. 7. Загвязинский   В.И.   Теория   обучения:   Современная   интерпретация: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с. 8. Из   истории   оценки.   Доклад   методиста   ГМЦИТ   Тереховой   Н.А Семинар   "Оценочная   деятельность   учителя"   /   [Электронный   ресурс]: http://www.gmcit.murmansk.ru 9. Кан­Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. ­ М., 2000. 10.Колесников   Л.Ф.,   Турченко   В.Н.,   Борисова   Л.Г.   Эффективность образования. ­ М., 2000 32 11.Лебедев   О.Е.   Образовательные   результаты.   СПб:   Специальная литература, 2000 12.Леднев В.С. Содержание образования. ­ М., 2000 13. Маметов Д.Н. Аксиоматический подход к понятию «педагогическая технология»   /   Инновационные   подходы   в   математическом   образовании: Тезисы,   доклады   участников   Всероссийской   научно­практической конференции,   посвященной   20­летию   деятельности   аспирантуры   по специальности   «13.00.02   –   Теория   и   методика   обучения   и   воспитания (математика)» (11 апреля 2014 г.) – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2014. – 196 с. 14.  Маметов   Д.Н.   Проектирование   процедуры   целеполагания   в технологии В.М. Монахова //  Менделеевские чтения – 2014: Материалы XVL Региональной   научно­практической   конференции   студентов,   аспрантов   и молодых ученых. – Тобольск: ТГСПА, 2014. – 178 с.   15. Материалы по организации безотметочного обучения в начальной и, частично, в основной школе представлены в разделе «Модернизация системы оценки качества образования» http://modern.ed.gov.ru на сайте «Модернизация российского образования. 16.Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 509 17.  Монахов   В.М.   Педагогическое   проектирование   –   современный инструмент дидактических исследований: Школьные технологии ­ 2001, №5, С 75­98. 18.Официальный   информационный   портал   единого   государственного экзамена  /  [Электронный ресурс]:   http://www.ege.edu.ru/ 19.Официальный информационный портал государственной итоговой  аттестации / [Электронный ресурс]: http://gia.edu.ru/ 33 20.Педагогика:   Учеб.пособие   для   студ.  Высш.  Пед.  Учеб.заведений   / В.А.   Сластёнин,   И.Ф.   Исаев,   Е.Н.   Шиянов;   Под   ред.   Сластёнина.   –   М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 21.Педагогический терминологический словарь / [Электронный ресурс]: http://pedagogical_dictionary.academic.ru  22.  Петрова Л.Ю. Преимущества и недостатки модульно­рейтинговой технологии   обучения   в   высшей   школы   //   Менделеевские   чтения   –   2014: Материалы  XXXXI  Региональной   научно­практической   конференции студентов, аспрантов и молодых ученых. – Тобольск: ТГСПА, 2010 – 197 с.   23.Пидкасистый   П.И.  Педагогика.­   М., «Просвещение» ­  студ.  высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,  2001. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. 24.Пидкасистый П.И. Педагогика.­ М., «Просвещение», 2001 г ­ 378с студ.высш.учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. 25.Прохоров  А.О.  Взаимодействие   психических   состояний  учителя   и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 2000 №6. 26.  Слинкин   С.В.,   Шарухин   А.П.   Дидактика   высшего   образования: учебник. – Тобольск: ТГСПА, 2013. – 308 с. 27.  Субарева   Л.А.   Проблема   контроля   в   Российском   образовании   // Менделеевские   чтения   –   2014:   Материалы  XXXXI  Региональной   научно­ практической   конференции   студентов,   аспрантов   и   молодых   ученых.   – Тобольск: ТГСПА, 2010 – 197 с 28.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   / [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru 29.ФЗ №273­ФЗ «Об образовании» 34 30.Хуторской А.В. Формы, методы и приемы обучения // «Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб: Питер, 2004, с. 373– 533. Приложение 35

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения

Методика оценки знаний и умений обучающихся профессионального учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2017