Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»
Оценка 4.8

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
музыка
Детсад
02.02.2017
Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»
Целью музыкального искусства является достижение равновесия тела и духа человека, воздействие музыки не только на духовное, психическое, но и физическое состояние человека. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира, активному мышлению. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего, голос матери с убаюкивающими или оживленными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек.
Методика преподавания музыки.docx
1 Методика преподавания музыки Тема: «Музыка и физкультура» План Введение……………………………………………………………………………...3 Музыка и ее использование в жизни человека……………………………...5 1. Роль и место музыки в жизни детского сада………………………………..6 2. Физкультура и музыкальное сопровождение.………………………………7 3. Заключение……………………….............................................................................11 Список литературы…………………………………………………………………13 2 Введение Современный   этап   развития   физической   культуры   в   России   характеризуется поиском эффективных путей решения задач укрепления и сохранения здоровья населения, что  обусловлено  его   существенным   снижением  в  последние   годы. При этом снижение интереса к традиционным занятиям физической культурой в данной ситуации играет свою, весьма существенную роль, усугубляя положение. Таким   образом,   одной   из   приоритетных   задач,   требующих   своего   решения, стоящих перед отраслью физической культуры, является поиск инновационных технологий,   которые   сочетали   бы   в   себе   средства   и   методы   комплексного оздоровления организма и психики, эмоциональной сферы человека, и, прежде всего,   содействовали   бы   духовному   и   физическому   развитию   личности   и формированию   аксиологических   ориентиров   на   достижение   оптимального уровня   здоровья   и   здоровый   образ   жизни.   Следует   особо   подчеркнуть,   что достижение   этого   результата   возможно   только   лишь   при   условии заинтересованности   самого  объекта  воздействия  ­ человека,  теми  или  иными видами двигательной активности. В   последние   годы   в   нашей   стране   появился   широкий   выбор   направлений занятий, способный удовлетворить разнообразные потребности индивида как в двигательной   активности,   оздоровлении   организма   и   психики,   так   и   в эстетических переживаниях в соответствии с индивидуальными предпочтениями российских граждан разного возраста и социального статуса. Немаловажную   роль   при   этом   играет   то,   что   большое   число   современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование   музыкального   сопровождения.   Это   не   только   повышает   их эмоциональность, но и, при грамотном использовании средств музыки, может содействовать решению оздоровительных задач. 3 Давно   известно,   что   ритмичная   музыка   является   важным   воспитывающим   и организующим   средством.   Большое   внимание   музыкальной   стимуляции физической и умственной работоспособности человека уделял ещё Аристотель. Он отмечал, что музыка решает в обществе определенные задачи, она способна управлять   сознанием   и   поведением   людей,   регулировать   их   умственную   и физическую   деятельность,   давать   эстетическое   наслаждение,   исцелять   от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы. При   всём   очевидном   положительном   потенциале,   музыка   является   весьма сложным, специфичным и многогранным инструментом воздействия на организм и психику человека. Неправильное её применение может не только затруднять процесс   выполнения   физических   упражнений,   но   и   оказывать   негативное влияние на психофизическое и эмоциональное состояние занимающихся. В   настоящей   работе   рассмотрены   вопросы,   связанные   с   исследованием   роли музыкального сопровождения в развитии физической культуры, особенностях практического применения музыкального сопровождения на занятиях различных видов физической культуры. 4 1.  Музыка и ее использование в жизни человека Целью музыкального искусства является достижение равновесия тела и духа человека,   воздействие   музыки   не   только   на   духовное,   психическое,   но   и физическое состояние человека. Использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие: ­содействовать всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через   искусство   как   синтетическую   форму   человеческой   жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души; ­   способствовать   в   организации   занимающихся   в   процессе   занятий   (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале); ­ содействовать решению основных задач занятия и каждой его части; ­содействовать   улучшению   эмоционального   фона   на   занятии   и психоэмоционального состояния занимающихся. Нельзя   недооценить   роль   музыки   в   духовной   жизни   человека,   а   также колоссальное значение в занятиях физическими упражнениями.   обладающее   большой   эмоциональной   силой Музыкальное   искусство, воздействия, способностью передачи тончайших оттенков человеческих чувств, содействует   как   познанию   эмоционального   мира   других   людей,   так   и самопознанию человека.  Музыка, как и каждый вид искусства, связана с деятельностью человеческого сознания. 5 Являясь   особой   формой   сознания,   она   закрепляет   свои   познавательные результаты такими средствами, как звуки. Всё вышеуказанное указывает на то, что музыкальный звук добывается только в результате   физических   мускульных   усилий,   что   подтверждает   неразрывное единство музыки и движения. 2. Роль и место музыки в жизни детского сада Влияние   музыки   в   развитии   творческой   деятельности   детей   очень   велико. Музыка, как любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно­эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира, активному мышлению.  Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых   есть   и   музыкальные.   Это,   прежде   всего,   голос   матери   с убаюкивающими   или оживленными  интонациями,  звуки детских музыкальных игрушек. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже   в   первые   годы   его   жизни,  то   необходимо   ее   использовать   как   средство педагогического   воздействия.   К   тому   же   музыка   представляет   богатые возможности   общения   взрослого   с   ребенком,   создает   основу   для эмоционального контакта между ними. Музыкальное   воспитание   дошкольников   осуществляется   не   только   во   время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т. д. Музыка   формирует   представление   о   людях,   жизни,   воспитывает   уважение   и любовь   к   труду,   подчеркивает   ее   эстетическую   сторону.   Таким   образом, музыкальная   деятельность   создает   необходимые   условия   для   формирования 6 нравственных качеств  личности ребенка, закладывает  первоначальные основы общей культуры будущего человека. В повседневной жизни детского сада целесообразно использовать музыку. Но современное положение дел таково, что при всем разнообразии дидактических программных   средств   на   образовательном   рынке,  практически   нет  программ, предусматривающих использование музыки в повседневной жизни детского сада, а   подготовка   самого   воспитателя   в   области   музыкального   образования оставляет желать лучшего. В связи с этим воспитателю необходимо творчески подходить к работе с детьми и самостоятельно включать музыку в повседневные занятия. 3. Физкультура и музыкальное сопровождение Роль физического воспитания детей в детском саду очень велика, потому что ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связанно так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у   всесторонней ребенка   закладываются   основы   здоровья,   долголетия, двигательной   подготовленности   и   гармонического   физического   развития. Программа   воспитания   в   детском   саду   предусматривает   умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него   неустойчивое   внимание,   память.  Эта   общая   слабость   вызывает   и   самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В. А.   Сухомлинский   подчеркивал,   что   от   здоровья,   жизнерадостности   детей зависит   их   духовная   жизнь,   мировоззрение,   умственное   развитие,   прочность знаний,   вера   в   свои   силы.   Поэтому   крайне   важно   правильно   организовать занятия   физической   культурой   именно   в   детстве,   что   позволит   организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности 7 Задачи   утренней   гимнастики   и   физкультурных   занятий   –   способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т.  Для эмоционального настроя, бодрого заряда активной деятельности ребенка на физических занятиях и утренней гимнастике используют музыку. Музыкальное   сопровождение   физических   упражнений   должно   отвечать определенным   требованиям:   ведущая   роль   отводится   двигательным   задачам;   Музыкальное характер   музыки   соответствует   характеру   движения. сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить   под   музыку   некоторые   основные   движения   (ходьба,   бег, подпрыгивания),   строевые   и   общеразвивающие   упражнения   с   элементами художественной   гимнастики.   Если   физические   упражнения   выполняются   с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метание в цель, прыжки в высоту, длину и др. ), использовать музыку не следует. Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы – легкой, игривой; помахивание лентами – нежной, напевной и т. п. Вместе   с   тем   один   и   тот   же   вид   движения   может   носить   разный   характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики, должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию, снижает   физиологическую   нагрузку,   соответственно   маршевая   музыка   будет спокойной, умеренной. Но на физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер. Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей,   поскольку   у   малышей   физиологические   возможности   достаточно 8 ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д. ). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими,   выразительными,   умеренного   темпа,   с   четкой   фразировкой контрастного   характера.   Например,   в   «Марше»   В.   Агофонникова   спокойная мелодия,   удобный   умеренный   темп,   продолжительное   вступление,   дающее возможность подготовиться к ходьбе. Поэтому его можно использовать в работе с малышами. Марш В. Соловьева­Седого «Стой, кто идет», имеет более сложное построение,   короткое   вступление,   звучащее   как   сигнал,   быстрый   темп,   и применяется только в работе со старшими дошкольниками Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет   некоторые   особенности.   Звуки   на   воздухе   распространяются неравномерно   и   могут   быть   не   всеми   услышаны.   Необходимо   продумать расположение   звукового   источника   (проигрыватель,   магнитофон,   аккордеон, баян). В   прохладное   утро   надо   слегка   ускорить   темп   выполнения   физических упражнений, и, наоборот, в жаркое – снизить его. В этом случае гимнастику делать без сопровождения музыки На   физкультурном   занятии   музыка   должна   звучать   эпизодически:   во   время ходьбы,   бега,   подпрыгиваний,   перестроений   некоторых   общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные   подвижные   игры,   могут   включать   музыкальное   сопровождение. Занятия   обычно   заканчиваются   маршем.   Песня   на   физкультурном   занятии   и утренней   гимнастике   звучать   не   должна   (исключения   составляют   некоторые подвижные игры) так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания. Выполнение разнообразных физических упражнений под музыку возможно в тех детских садах, где хорошо поставлена работа по физическому и музыкальному 9 воспитанию,   т.   е.   большинство   детей   успешно   справляются   с   программными требованиями. Применение   музыкального   сопровождения   в   процессе   обучения   физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его   показом   музыка   облегчает   восприятие.  После   показа   упражнения   дается музыкальная характеристика. Например,   воспитатель   показывает   упражнение   с   обручем   в   сопровождении «Вальса» Б. Асафьева, затем говорит: «Музыка спокойная, певучая, негромкая, и движения должны быть мягкими, неторопливыми, плавными. Разучивание отдельных  элементов  движений   проводятся без  музыки, т.  к. ее восприятие   на   этом   этапе   снижает   сознательное   управление   двигательными навыками   и   может   привести   к   механическому   их   воспроизведению.   Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением. Такая методика   обучения   повышает   точность,   четкость   выполнения   движения, выразительность. В   качестве   музыкального   сопровождения   упражнений   в   основных   видах движений   используются   народно­классическая   музыка, отечественных и зарубежных авторов   сочинения Исполнение   произведений   должно   быть   качественным,   правильным,   нельзя допускать акцентированных сильных долей и тактов, произвольного повторения отдельных фраз, введение лишних пауз, синкоп и т. п. Все это искажает замысел композитора, нарушает содержание сочинения и снижает его художественные качества. Различные   музыкальные   произведения   также   могут   быть   с   успехом использованы   в   качестве   сопровождения   на   утренней   гимнастике   и физкультурном занятии. Таким образом, можно сделать вывод, что использование музыки в занятиях по физической   культуре   является   оправданным   и   эффективным   средством, 10 способствующим   решению   задач   физического   воспитания   дошкольников. Звучание   музыкальных   произведений   повышает   работоспособность   сердечно­ сосудистой,   мышечной,   дыхательной   систем   организма.   При   выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов   –   эмоциональной   отзывчивости,   слуха.   Ребенок   и   здесь   учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Заключение Итак,   нами   изучены   вопросы,   связанные   с   использованием   музыкального сопровождения   в   занятиях   физической   культурой.   На   основании   изученного материала можно сделать вывод, что музыкальное сопровождение в зависимости от   цели   применения   способствует   повышению   работоспособности,   развитию координации   движений,   воспитывает   у   занимающихся   чувство   и   понимание ритма,   такта   мелодии   и   соответствующей   им   красоты   и   выразительности движений,   музыкального   вкуса.   Его   применение   на   занятиях   способствует преодолению   нарастающего   утомления   и   помогает   избегать   однообразия   в проведении   занятия,   а   также   может   ускорять   процессы   овладения   техникой движения.   Использование   музыки   в   любых   форматах   занятий   физическими 11 упражнениями   решает   несколько   задач,   главными   из   которых   являются следующие: ­ содействовать всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через   искусство   как   синтетическую   форму   человеческой   жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души; ­   способствовать   в   организации   занимающихся   в   процессе   занятий   (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале); ­ содействовать решению основных задач занятия и каждой его части; ­   содействовать   улучшению   эмоционального   фона   на   занятии   и психоэмоционального состояния занимающихся. Как   показывает   практика   последних   лет,   музыкальное   сопровождение применяется   при   выполнении   физических   упражнений   в   детских   садах   и школах,   в   занятиях   различными   видами   спорта,   во   всём   многообразии современных   направлений   физкультурно­оздоровительной   деятельности   ­ фитнесе.   Музыкальные   произведения   звучат   на   занятиях,   уроках   и соревнованиях,   массовых   физкультурно­ оздоровительных   мероприятиях,   фитнес­конвенциях,   фестивалях,   конкурсах,   спортивных   праздниках, шоу. Как показывает практика, многие педагоги и тренеры используют в занятиях и учебно­тренировочном   процессе   музыку,   но   этот   процесс   носит   во   многих случаях   стихийный   характер   и   не   обеспечивает   должного   эффекта   от   этого мощного фактора воздействия на организм и психику человека. Соответственно,   грамотное   использование   музыкального   сопровождения   на физкультурных занятиях требует специальных знаний и является важной частью профессиональных   умений   специалиста   по   физической   культуре   и   его профессиональной компетентности. 12 В   заключение   можно   констатировать,   что   методически   грамотный   выбор музыкального   сопровождения   способен   в   значительной   мере   повысить эффективность   занятий   физической   культурой,  их   качество,   а  также   решать многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания детей и взрослых. Это является важным условием правильной организации всего педагогического процесса, а значит и важным профессиональным умением педагогов, что требует специальной подготовки по этому аспекту профессиональной деятельности. Список литературы 1. Вербенец   А.   М.,   Солнцева   О.   В.,   Сомкова   О.   Н.   Планирование   и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной   общеобразовательной   программе   «Детство».   Учебно­методическое Буренина   А.И.,   Тютюнникова   Т.Э.   Тутти.   Программа   музыкального пособие / Научн.ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2013. 2. воспитания детей 3­7 лет. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. 3. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные 13 педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2010. 4. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2007. Казакевич   Н.В,  Сайкина   Е.Г.,  Фирилёва   Ж.Е.  Ритмическая   гимнастика: 5. Методическое пособие СПб.: Познание, 2001.  6. и младшего школьного возраста. — М., 2010.  7. пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009. 8. Коренева Т.Ф. Музыкально­ритмические движения для детей дошкольного Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое Сайкина   Е.Г.,   Смирнова   Ю.В..   Психологические   аспекты   музыкального сопровождения   на   оздоровительных   занятиях   физическими   упражнениями: СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.  9. Соколова   Л.А.   Комплексы   сюжетных   утренних   гимнастик   для Тутти. Комплект репертуарных сборников (сборники детских песен, дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2013. 10. музыки для слушания, танцев, игр, сценариев детских утренников и развлечений) / Под ред. А.И. Бурениной, Т.Э. Тютюнниковой. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. 11. измерение. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2014. Тютюнникова   Т.Э.   Под   солнечным   парусом,   или   Полет   в   другое 14

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки «Музыка и физкультура»

Методика преподавания музыки  «Музыка и физкультура»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017