Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Оценка 4.9

Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
doc
технология
5 кл—9 кл
15.08.2019
Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида-это материал , который будет интересен учителям коррекционных школ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Написана к программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. (Сборник № 2), Москва. ВЛАДОС. 2011г. под ред. В.В. Воронковой. Смотреть учебники: Технология. Штукатурно-малярное дело 5, 7 8 класс, С.В. Бобрешов, Москва «Владос», 2012г.
Методика преподавания технологии 1.doc
Сопина Татьяна Евгеньевна, учитель технологии высшей категории ГБОУРК «Керченская специальная школа­интернат» Керчь, 2019 Методика   преподавания   технологии   «Штукатурно   ­   малярное   дело»   в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Метод обучения ­ это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение   школьниками   системы   знаний,   умений   и   навыков.   В   трудовом   обучении используются  как универсальные  методы,  которые применяются  в процессе преподавания всех школьных дисциплин, так и специфические, которые свойственны только урокам труда.  Метод   в   обучении   ­   самостоятельная   структурная   единица.   Он   всегда   подчинён определённой цели, решает поставленную учебную задачу, ведёт к усвоению определённого содержания, приводит к планируемому результату. Самая простая классификация методов обучения делится на 2 группы:  1   группа   ­   это   работа   учителя,   к   ней   относятся   способы   преподавания:   рассказ,   беседа, описание, объяснение; основная роль принадлежит учителю; 2   группа   ­   это   работа   ученика,   к   ней   относятся   способы   учения:   упражнения, самостоятельные, лабораторные и практические работы, контрольные работы.  В   настоящее   время   в   педагогике   распространена   классификация,   основанная   на подразделении всех методов по характеру познавательной деятельности. 1.   Методы   словесной   передачи   и   слухового   восприятия   учебной   информации (словесные   методы).   Из   группы   словесных   методов   в   трудовом   обучении   чаще   всего используются   объяснение,   беседа   и   рассказ   учителя.   Как   правило,   словесные   методы   на уроках   технологии   применяются   в   сочетании   с   наглядными   и   практическими   методами обучения. Рассмотрим словестные методы обучения, которые применяются в коррекционной школе VIII вида на уроках технологии. Объяснение   —   это   краткое   последовательное   изложение   учебного   материала, выведение правил, законов, способов действий, демонстрации опытов. На уроке трудового обучения   объяснение   используется   при   изучении   технических   сведений,   технологии выполнения задания, а также при обосновании правил техники безопасности. Для большей убедительности   объяснение   часто   сочетается   с   показом   трудовых   действий   учителем,   с демонстрацией различных наглядных пособий, небольших по объему информации видео. Рассказ в коррекционной школе (необходимо проводить в замедленном темпе) ­ это повествовательное   изложение   учебного   материала,   в   четкой   последовательности,   с вычленением   главного,   существенного.   Объем   и   продолжительность   рассказа   в коррекционной школе должен быть минимальным. К данному методу чаще прибегают, когда необходимо   указать   на   значимость   и   пользу   сообщаемых   сведений.   Рассказ   лучше   всего сочетается с другими словесными методами: объяснением и беседой, а также с наглядными и практическими методами. Рассказ может сопровождаться риторическими вопросами. Беседа ­ это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимися. В специальной   коррекционной   школе  VIII  вида   должна   быть   максимальная   опора   на чувственный   опыт   ребенка.   Этот   метод   используют,   когда   изучаемый   материал   частично знаком детям, и они могут высказаться по теме, предлагаемой педагогом для обсуждения. К любой   беседе   учитель   готовит   вопросы   заранее,   продумывает   ее   ход   и   завершение. Преимуществом   такого   вопросно­ответного   метода   обучения   является   наличие   быстрой обратной связи между участниками педагогического процесса. Кроме того, ученикам в этом случае отводится активная роль, они приучаются свободно и аргументировано высказывать свои   мысли.   В   зависимости   от   цели   и   содержания   беседа   может   быть   вступительная, обобщающая, объяснительная или эвристическая. Продумывая систему вопросов, нужно учитывать следующие положения: ­   вопросы   должны   задаваться   в   разной   форме   (полные   и   неполные).   Полнота   вопроса изменяется  в   зависимости  от  степени  совершенствования  у  детей  определенных  знаний  и умений, от новизны материала; ­   по   своему   характеру   и   роли   вопросы   делятся   на   основные   и   вспомогательные. Коллективную беседу учитель всегда начинает с основных вопросов к классу. Школьникам, у которых   возникают   трудности   при   ответе   на   эти   вопросы,   учитель   предлагает вспомогательные. 2.   Методы   наглядной   передачи   и   зрительного   восприятия   учебной   информации (наглядные   методы).   Демонстрация   презентаций   и   учебных   видео   ­   позволяет   проводить работу   по   развитию   у   учащихся   круга   элементарных   представлений   и   ставит   задачей обогащение   и   систематизацию   имеющегося   у   детей   опыта,   учит   наблюдать   как   работают другие   штукатуры,   выделять   главные   черты,   сравнивать,   обобщать,   устанавливать   своё отношение к объекту. С помощью демонстрации можно показать материалы, инструменты, последовательность   выполнения   работы,   сравнивать   рисунки   и   фото,   анализировать изображения   и   проговаривать   технологические   операции.   На   уроках   с   учащимися   мы просматриваем   обучающее   видео   и   видео­мультфильмы   по   «Технике   безопасности»   при выполнении штукатурно­малярных работ на стройке. Видео  по  профориентации  «Моя  профессия  штукатур­маляр».  Обучающее   видео   и мастер­классы   по   различным   технологическим   процессам.   Например,   «Мастер­классы шпатлевания»,   «Штукатурка   ручным   и   механизированным   способом»,   «Современные технологии   в   строительстве»,   «Работы   по   очистке   и   подготовке   поверхностей   под высококачественную   окраску»,   «Декоративные   малярные   отделки»,   «Декоративные штукатурки»,   «Виды   кирпичной   кладки»,   «Пескоструйные   работы»,   «Работа   с измерительными инструментами», «Проверка качества работы», «Стяжки и наливной пол», «Плиточные работы» и т.д.  Видео   по   производству   строительных   материалов:   Производство   извести,   цемента, добыча глины, керамзита, производство линолеума, виды обоев, производство и монтаж ГКЛ, ДВП, кирпича, теплостена, «История краски», фактурные и структурные шпатлевки и т.д. Также при пояснении нового материала у детей часто возникают вопросы, связанные с понятиями из других областей знаний, используем интернет­поиск.  По уровню сложности материал презентаций должен соответствовать программе. Основной метод преподавания на уроках технологии сочетание устного объяснения и наглядного  показа  инструментов,  материалов,  технологических  приемов,   с  практическими занятиями.   Первый   урок   в   5­9   классах   по   любому   профилю   трудового   обучения   в специальной школе VIII вида— это теоретический урок, а второй, третий это практическое закрепление.   На   теоретическом   уроке   необходимо   пользоваться   презентациями,   видео, графическим   и   иллюстративными   материалом,   демонстрацией   инструментов,   материалов, способ выполнения трудовых приемов. Закреплять пройденный на уроке материал с помощью практических, самостоятельных работ и упражнений на практической части урока. На   уроках   Штукатурно­малярного   дела   должны   быть   запланированы   экскурсии   – наблюдение натуральных объектов в реальных, естественных условиях (на стройку, по улицам родного города, строительные магазины). Экскурсии необходимо планировать, как и урок. Ставить   основную   цель   и   задачи,   которые   будут   способствовать   её   решению.   Задачи: образовательные,   коррекционно­развивающие   и   воспитательные.   Учитель   должен   четко понимать   для   чего   будет   служить   запланированная   экскурсия.     Тип   экскурсии   ­   это закрепление ранее полученных знаний или знакомство с новыми знаниями, углубление знаний, или расширение кругозора. 3.   Методы   передачи   учебной   информации   посредством   практических,   трудовых действий   и   тактильного   кинестетического   (через   прикосновение   и   движение)   восприятия (практические методы). Из группы практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения, практические и самостоятельные работы. Практические работы – метод приобретения новых знаний учащимися.  Практические работы   обязательны   на   каждом   уроке   технологии.   В   программе   «Штукатурно­малярного дела»   в   конце   каждой   четверти   также   предусмотрено   практическое   повторение. Практическое   повторение   предполагает   закрепление   и   напоминание   теоретического материала, который обучающиеся проходили в других четвертях или годом ранее. Например, Ремонт   стен   в   хозяйственных   строениях,   Ремонтные   малярные   работы,   Окраска   панелей, Окраска деревянных изделий, Окраска металлических поверхностей и т. д. Определение вида работы с помощью учителя. Выполнение операций штукатурки и окраски с ориентировкой на образцы.  Упражнения ­ применяются для закрепления и совершенствования умения и навыков. Упражнение   ­   это   многократное   сознательное   и   целенаправленное   повторение   изучаемых трудовых   приемов   и   операций,   в   результате   которого   учащиеся   постепенно   овладевают трудовыми навыками. Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий. Различают упражнения   установочные,   тренировочные,   а   также   учебно­производственные   и   рабочие. Установочные упражнения проводятся для более прочного усвоения уже знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения отдельных операций. Тренировочные упражнения проводятся и на выполнение контрольно­измерительных операций. Учебно­производственные   упражнения   представляют   собой   совокупность взаимосвязанных   трудовых   операций,   при   завершении   которых   получается   конечный результат.   В   содержании   рабочих   упражнений   нет   новых   элементов,   процесс   работы учащимся   хорошо   знаком.   Упражнения   должны   обеспечивать   постепенное   повышение самостоятельности ребят в работе. Например, следующие упражнения. Определить название пигмента по внешним признакам. Распознать растворители для масляных и эмалевых красок по  этикетке.  Приготовить  колер  из   двух  компонентов  по заданному образцу. Определить компоненты   раствора   с   помощью   учителя.   Приготовить   растворы:   глиняный,   цементный, известковый. Определить качество растворов. Приготовить известковый состав. Приготовить клеевой состав. Определить вязкость колера по потеку капли на стекле. Кладка гладких стен толщиной 0,5; 1; 1,5; 2 кирпича без раствора. Кладка углов толщиной в 1 кирпич; 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов без раствора. Кладка углов по многорядной системе перевязки швов без раствора. Кладка столбов по трехрядной системе перевязки швов без раствора. Приготовление глиняного раствора. Кладка стен, углов на глиняном растворе при различной системе перевязки швов при одинаковой и различной толщине стен. Кладка столбов на глиняном растворе по трехрядной системе перевязки швов. Разобрать кладку, очистить кирпичи от глиняного раствора и просушить их.  Самостоятельная   работа   ­   особый   вид   фронтальной,   групповой   и   индивидуальной деятельности   учащихся,   осуществляемой   под   руководством,   но   без   непосредственного участия   учителя,   характеризуется   большой   активностью   протекания   познавательных процессов.   На   уроках   в   конце   каждой   четверти   с   5   по   9   класс   выполняются   следующие самостоятельные   работы.   Окраска   водными   составами   стен   в   хозяйственных   или   жилых помещениях.   Выполнение   операций   улучшенной   штукатурки   на   учебных   щитах.   Окраска оконных   рам.   Подбор   колера   по   образцу,   самостоятельная   подборка   краски   к   работе   и выполнение   операций   окраски.   Самостоятельная   подготовка   кирпичной   и   бетонной поверхности   к   оштукатуриванию.   Самостоятельное   приготовление   раствора. Самостоятельное   выполнение   операций   штукатурки.   Подготовка   поверхности   к высококачественной окраске на учебных щитах и другие виды работ по программе. Также после каждой самостоятельной работы по критериям качество выполненной работы следует анализ   работы.   Анализ   качества   работы   ­   это   обязательное   условие   успешного   обучения учащихся. Наблюдения   ­   это   целенаправленное,   более   или   менее   длительное   восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты   или   происходящие   в   них   изменения.   На   уроках   труда   учащиеся   наблюдают   за действиями учителя при показе им трудовых приемов, за явлениями окружающего мира во время экскурсий, при просмотре мастер­классов по штукатурно­малярному делу, а также при анализе качества работы. При показе двигательной программы трудового приема учитель выполняет его сначала в нормальном, а затем и в замедленном темпе. Каждое действие должно сопровождаться объяснением. При этом необходимо обращать внимание школьников на самые, казалось бы, элементарные   вещи.   Выполняя   трудовые   движения,   учитель   указывает   точные пространственные   характеристики   их   направления.   Например,   шпатель   угол   наклона, направление движений в зависимости от поверхности стены. В трудовом обучении довольно часто применяется инструктаж, который представляет собой  не столько отдельный  метод, сколько  совокупность объяснения, наглядного показа способов   действия,   демонстрации   таблиц,   схем.   Особенность   инструктажа   в   специальной (коррекционной)   школе   VIII   вида   заключается   в   необходимости   многократного   показа трудовых   действий   и   приемов   с   обязательным   обоснованием   их   последовательности   и объяснением структуры. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся   сформировался   правильный   образ   действий.   Затем   он   замедляет   показ   и сопровождает   свои   действия   объяснением.   В   процессе   инструктажа   организуются индивидуальные пробные упражнения учащихся, выполняющих изолированно тот или иной прием с последующим объяснением. Выбор методов обучения зависит от темы, цели и задач конкретного урока, возрастных особенностей   учащихся,   сложности   и   степени   новизны   изучаемого   материала,   а  также   от индивидуальных   трудовых   возможностей   и   психофизических   особенностей   школьников   с интеллектуальными проблемами. Таким образом, при использовании определенной методики появляется возможность оказания дифференцированной помощи учащимся в зависимости от характера их затруднений.  Используя разные методы обучения на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида   нужно   учитывать   следующие   условия   организации   деятельности   обучающихся: минимальная дозировка учебного материала; повторяемость материала на всех этапах урока; замедленный   темп   обучения;   максимальная   опора   на   практическую   деятельность   и   опыт ученика;   регулирование   действиями  учеников   и  побуждение   их  к  деятельности  на  уроке; развитие интереса к уроку; чередование труда и отдыха. Правильное и продуманное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения на уроках технологии дает хороший результат качества знаний. 1. Воронова, Е.В. Методика преподавания ручного труда: учебно­методическое пособие; Ряз. гос. ун­т им. С.А. Есенина. ­ Рязань, 2008. ­ 128 с. 2. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. ­ М.: Просвещение, 1969. 3. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога­дефектолога Ростов н/д: Феникс, 2007. 4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. ­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. ­ 208 с.

Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика преподавания технологии «Штукатурно - малярное дело» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2019