Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
биология +1
6 кл—9 кл
26.10.2019
В работе описывается целесообразность использования методов и средств контекстного обучения, концепция которого была разработана А.А. Вербицким в 1991 году. Приводятся примеры контекстных задач по биологии и химии. К ним разработаны вопросы с учетом уровня развития у воспитанников универсальных учебных действий. Дается алгоритм составления контекстных задач и используемая литература. Материал рекомендуется учителям химии и биологии основной школы.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно.docx
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно
познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов
обозначило задачу поиска новых технологий достижения требуемых результатов, создания
условий для всестороннего развития учащихся, формирования их готовности к
самостоятельной деятельности и профессиональному самоопределению.
Практика показывает, что учащиеся часто не испытывают интереса к изучаемым
предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным для практической
жизни. Кроме этого у многих недостаточно развита самостоятельность и критичность
мышления, учащиеся затрудняются анализировать учебный материал, сравнивать,
обобщать, абстрагировать.
По результатам международных исследований, современные российские школьники,
хорошо справляются с заданиями на воспроизведение знаний, но показывают низкий
уровень естественнонаучной грамотности при выполнении компетентностно
ориентированных заданий, затрудняются применять полученные знания в ситуациях,
близких к жизненным.
Для решения обозначенных задач целесообразно использовать методы и средства
контекстного обучения. Концепция контекстного обучения разработана А. А. Вербицким в
1991 году.
Сущность контекстного обучения определяется как организация такой
деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего
применения. Одним из средств контекстного обучения, которые будут наиболее
эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются контекстные задачи.
Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой
описана конкретна жизненная ситуация, соотносящаяся с имеющимся социокультурным
опытом учащихся. Решение подобных задач направлено на достижение результатов,
выходящих за рамки учебного предмета и применяемых в разных видах деятельности.
Контекстные задачи открывают широкие возможности для развития творческого
потенциала личности, способствуют формированию у школьников навыков решения
реальных практических проблем и универсальных учебных умений. Анализ результатов
применения контекстных задач показал, что использование на уроках данного инструментария позволяет повысить мотивацию обучения, актуализировать личностный
потенциал учащихся и определить качество их образовательных достижений в практико
ориентированном обучении.
Задание составляется на основе практической ситуации, которая должна
обеспечивать возможность комплексной проверки знаний и умений, то есть требовать
использования знаний и умений из различных тем и разделов курса химии, биологии и из
других учебных предметов (экологии, физики, географии) или внешкольных источников
информации.
Методические требования к контекстным задачам:
содержание задачи должно опираться на программу соответствующего класса;
исковые и заданные величины должны быть реальными;
задача должна нести познавательную нагрузку;
содержание и результат решения задачи должны демонстрировать применение
биологических и химических явлений в различных сферах деятельности человека;
задача должна быть комбинированной, желательно, чтобы она включала
межпредметный материал, а также как качественные, так и расчетные вопросы
(химия);
вопросы должны быть четко сформулированы. На основе вопросов строится
система оценивания.
Алгоритм составления контекстных задач.
1.Определить какие знания, умения будут приобретать учащиеся в процессе решения, и
какие информационноаналитические умения будут использовать.
3. Выбрать направления личной значимости для учащихся (окружающая среда, бытовые
проблемы, сельское хозяйство и др.)
4. Найти контекст.
5. В случае недостатка информации предусмотреть ссылки на источники, а в случае ее
избытка кластеры, таблицы, схемы.
6. Смоделировать целесообразную структуру данной задачи.
7. Предложить формы предоставления результатов. Контекстные задачи по биологии
1. В конце 80 х годов прошлого столетия государство Бангладеш в ЮгоВосточной Азии
успешно зарабатывало валюту, экспортируя
лягушачьи ножки. Общий объем прибыли
достигал 10 млн. долларов в год. Однако
вскоре численность лягушек сократилась,
мухи и комары размножились до такой
что пришлось
степени,
специальные средства
защиты.
закупать
На
«смягчение» последствий подобного бизнеса потребовалось много денег.
1. Обсудите данную информацию, используя знания о взаимоотношениях живых организмов в
биоценозах.
2. Предложите законы взаимоотношений живых организмов, которые проявляются в данном
случае.
3. Составьте цепь питания, используя данную информацию.
4. Оцените значимость данной информации в жизни.\
Ответ: Живые организмы связаны пищевыми связями.
Происходит передача энергии от одного звена к другому.
Исчезновение одного звена пищевой цепи ведет к разрушению цепи, вымиранию живых
организмов.
2. В аквариуме, где очень много водных
растений, ночью могут погибнуть все рыбы.
Этого не произойдет, если в сосуде с таким
же количеством рыб находиться меньшее
количество растений. В аквариуме же без
растений может наблюдаться гибель рыб,
как и в первом случае.
Объясните эти странные факты, основываясь на своих знаниях о фотосинтезе и
дыхании растений.
Ответ: фотосинтез происходит с использованием солнечной энергии (на свету). Растение
поглощает углекислый газ из воздуха, а выделяет кислород. При дыхании поглощается
кислород, а выделяется углекислый газ. Дыхание происходит на свету и в темноте. Ночью у растений нет фотосинтеза, кислород не выделяется, а для дыхания нужен кислород,
растения забирают его из воды. Без растений наблюдается гибель рыб, т.к. нет растений,
нет фотосинтеза, нет и кислорода.
3. Хвойные леса Кузбасса занимают 63% площади Кемеровской
области. Пихта занимает 54% от площади хвойных лесов
Кемеровской области, сосна – 2,5%, кедр 4%, ель 0,2%.
1.Проанализируйте данные.
2. Выразите результаты графически.
3. Узнайте, какова площадь хвойных лесов, если площадь
Кемеровской области 95500км2?
4. Предложите способы защиты пород деревьев, которых мало в области.
Ответ: площадь хвойных лесов 60165км.2.
Меньше всего в Кемеровской области ели.
Вести восстановительные посадки на вырубках.
На новый год ставить вместо живых елей искусственные.
4. Человеческий детеныш рождается беззубым. У
маленьких детей зубы появляются в возрасте 6 – 8
месяцев. Эти зубы называют молочными. В 6 – 7 лет
происходит замена молочных зубов на постоянные
зубы. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет.
С детских лет все знают, чтобы сберечь зубы, их
обязательно надо чистить 2 раза в день, менять щетку
один раз в 4 месяца.
1. Объясните, почему надо чистить зубы 2 раза в день?
2.Сколько зубных щёток необходимо в год человеку, заботящемуся о своём здоровье?
3. Почему необходимо менять зубную щетку? Ответ: 3 щетки.
Более 4х месяцев зубная щётка служить не может, потому что щетина разрушается, и
щётка не может качественно очищать зубы от зубного налёта. Зубной налёт очень опасен
для зубов. Зубы необходимо чистить 2 раза в день не столько изза того, чтобы убрать
оставшиеся частицы пищи, сколько из – за необходимости счищать зубной налёт.
5. Путешествие Христофора Колумба
Христофор Колумб родился в 1451 году в семье ткача в итальянском городе Генуе.
В Португалии у Христофора Колумба созрел грандиозный план — обогнуть Землю через
Атлантический океан и найти кратчайший морской путь из Европы в Индию. Он решил
плыть в Индию не вокруг Африки на восток, а на запад через Атлантический океан.
Колумб представил свой план португальскому королю, но тот не поддержал его. Тогда
Колумб отправляется в Испанию искать поддержку своего плана. Королевская семья
Испании предоставила в его полное распоряжение три небольших судна.
Утром 12 октября 1492 года корабли Христофора Колумба бросили якоря у
берегов острова, который Колумб назвал СанСальвадор. Думая, что приплыл в Индию,
Колумб назвал местных жителей «индейцами». Но это была не Индия, как думал Колумб, а
острова у берегов неизвестного до этого времени материка — Америки. Моряки впервые
увидели растения, которых не было в Европе: кукурузу, картофель, табак, хлопок,
ананасы, помидоры, какао.
В своё второе путешествие он отправился уже на 17 кораблях.
В своих плаваниях Колумб использовал множество приборов: подзорную трубу, весы,
веревку с узлами на одинаковом расстоянии, сосуды и др. Вскоре Колумб совершил своё
третье и четвёртое путешествие к новому континенту.
1.Найди в тексте растения, которые моряки увидели впервые. Выбери из отмеченных
растений те, которые мы употребляем пищу. Запиши их в таблицу. Название растения
Какое блюдо можно из него приготовить
2. Найди в тексте и выпиши названия растений:
а) из которых человек научился получать крахмал;
б) опишите опыт, доказывающий наличие крахмала в клетках растений;
в) какие растения стали человека «одевать», а какие «убивать».
3.Найди в тексте названия приборов, которые мог использовать Колумб. Установите
соответствие:
А) весы
Б) подзорная труба
1. промер глубин
2. определение массы
золота
В) веревка с узлами 3. сбор жидкости
Г) сосуд
4. наблюдение за объектами
А Б
4
2
В
1
Г
3
6. Фермер посадил поле пшеницы, надеясь получить хороший урожай. Все было прекрасно,
и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле. Да только однажды,
проезжая по делам мимо своего пшеничного поля, он увидел, что колосья пшеницы
почернели, стоят в поле, как обугленные головешки. Если дотронуться до такой
«обугленной» зерновки пшеницы, то на руках останется мельчайшая черная пыль. Это споры,
которыми размножается
организм, живущий в теле злака. Пришла беда, погибла большая часть урожая.
1. С чем связано это биологическое явление?
2.
Дайте название этому биологическому объекту. 3. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной
систематической группе.
Посоветуйте фермеру меры борьбы с этим организмом.
4.
Ответ: растения заражены грибомпаразитом, который называют головня. Это
микроскопический паразитический гриб, который питается готовыми органическими
веществами, размножается спорами. Относится к царству грибов. Семена перед посадкой и
хранением необходимо обработать химическими препаратами от грибковых заболеваний.
Больные растения нужно уничтожить.
7. Более 300 лет назад в Голландии жил естествоиспытатель Антони Левенгук. Он был
продавцом сукна. Но самым главным его увлечением стало исследование разных объектов
под увеличительными стеклами. Среди множества открытий Левенгука – описание
сперматозоида. Это слово в переводе означает семя животного.
Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.
1. Можно ли считать, что семя растения и спермий обозначают одно и то же? Почему?
2. Где образуется спермий у цветковых растений?
3. В каких процессах он участвует?
Ответ:
Нет, нельзя. Спермий – это мужская половая клетка, а семя – многоклеточное образование,
содержащее зародыш будущего растения.
Спермий цветковых растений образуется в пыльниках тычинок.
Спермии участвуют в оплодотворении, сливаются с яйцеклеткой и центральным ядром, из
которых развивается зародыш семени и эндосперм.
8. В1901 г. голландский биолог М. Бейерник осуществил такой эксперимент. Он положил в
пробирку комочек почвы, добавил немного воды и сахара. Через некоторое время в
пробирке бурно размножились бактерии,
получившие впоследствии название
«азотобактер». Объясните сущность опыта, ответив на вопросы:
1. Зачем ученый в опыте использовал почву?
2. Что является источником азота для бактерий?
3. Какова роль этих бактерий в природе?
4. Почему «азотобактер» лучше удобрений, полученных химическим путем?
Ответ: Почва источник бактерий.
Воздух – источник азота.
«азотобактер» обогащает почву соединениями азот, его невозможно передозировать.
Растения могут накапливать азотистые соединения из гранул удобрений. Попадая в
организм человека, эти вещества способны нанести вред.
Контекстные задачи по химии
1. Французский химик, один из основоположников современной
химии. Систематически применял в химических исследованиях
количественные методы. Выяснил роль кислорода в процессах
горения, окисления и дыхания, чем опроверг теорию флогистона.
Один из основателей термохимии. Руководил разработкой новой
Автор классического курса
«Начальный учебник химии». Во время Французской революции по суду революционного
химической номенклатуры.
трибунала в числе других откупщиков был казнен на гильотине.
1. Перед вами зашифрованное имя этого ученого
Кислород
Магний Свинец Азот Водород Железо Медь Цинк
В
У
Е
А
Л
А
З
Ь
Чтобы его расшифровать сделайте следующие действия: определите относительную
атомную массу каждого элемента, расположенного в таблице, затем расположите их в
порядке возрастания относительных атомных масс.
Подсказка: для определения относительной атомной массы можно воспользоваться
Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева.
Ответ: Лавуазье
2. Автора строк «Здоровье – это не все, но все без здоровья ничто» вы узнаете, если из
приведенного ниже перечня выпишите отдельно названия веществ и названия тел, соблюдая
порядок, в котором они написаны: ручка, стекло, стакан, олово, карандаш, тарелка, керамика, очки, ртуть,
алюминий, тальк.
Ответ: Сократ.
Стекло, Олово, Керамика, Ртуть, Алюминий, Тальк.
3. Врачи выделили три основных и страшных недуга, вызванных курением: коронарное
легких.
заболевание,
эмфизема
легких
бронхит,
рак
и
Вычислив, какое количество вещества составляет углекислый газ, занимающий объем 134,4
л. вы узнаете, сколько минут жизни забирает одна выкуренная сигарета.
Решение: Vm (CO2) = 22,4 моль/л
n (CO2) = 134,4 / 22,4 = 6 (моль).
Ответ: одна выкуренная сигарета отнимает 6 мин. жизни.
4. Молоко – это первая еда, которую получает ребенок. Поэтому эта пища содержит все
питательные вещества, необходимые новорожденному. В состав молока входит около 200
веществ жизненно необходимых для организма человека. Все компоненты молока
находятся в строго взаимосвязанном отношении, что важно в жизнедеятельности
организма. Поэтому молочные продукты должны составлять не менее 1/3 потребляемых
человеком продуктов в сутки. Вычислите, какое количество вещества составляет:
а) оксид кальция массой 5,6г
б) оксид калия массой 4,7 г
в) оксид серы (IV) массой – 16 г
г) оксид серы (VI) массой 5,12г
д) оксид цинка – 81г
Ответ вам подскажет, сколько мг витаминов содержится в 100г молока.
Решение:
а) витамина А 0,10 мг
б) витамина В1 0,05 мг
в) витамина В2 – 0,17 мг
г) витамина РР – 0,08 мг
д) витамина С 1,00 мг
5. Составьте уравнения химических реакций и по количеству веществ, участвующих в
реакции, вы сможете определить продукты, которые •
•
•
а) стимулируют обмен веществ в мозге и этим облегчают процесс заучивания
карбонат натрия и соляная кислота:
1морковь; 2 ананас; 3 горох; 4 – хлеб
б) облегчают восприятие информации и восстанавливают силы
алюминий с раствором серной кислоты:
1 помидор; 2 лимон; 3 грейпфрут; 4 – сосиски
в) нейтрализуют отрицательные эмоции:
железо с хлором:
1 огурец; 2 банан; 3 клубника; 4 яблоко
Ответ:
а) морковь и ананас стимулируют обмен веществ в мозге и этим облегчают процесс
заучивания (Na2CO3 + 2 HCl
б) лимон – облегчает восприятие информации, грейпфрут восстанавливает силы (2Al + 3
);→
);→
H2SO4
в) банан и клубника нейтрализуют отрицательные эмоции (2Fe + 3 Cl2
6. Глюкозу в медицине используют в виде растворов различной концентрации, которые
служат источником жидкости и питательного материала, а также способствуют
)→
обезвреживанию и выведению ядов из организма.
Рассчитайте, в какой массе раствора глюкозы с массовой долей 5 % следует растворить
120г ее, чтобы получить раствор с массовой долей глюкозы 8 %.
Решение:
Пусть масса 5% раствора – х, тогда
0,05х + 120 = 0,08х + 120 ∙ 0,08
110,4 = 0,03х
х = 3680
необходимо 3680 г 5% раствора.
7. В случае загрязнения атмосферы хлором, можно защититься марлевыми повязками,
смоченными 5% раствором питьевой соды и подняться на верхний этаж здания школы, а в
случае загрязнения атмосферы аммиаком, надеть марлевые повязки, смоченные 3%
раствором уксусной кислоты и располагаться на первых этажах. Объясните с химической
точки зрения это явление.
Решение:
хлор тяжелее воздуха Dв (Cl2) = 71/29 =2,45 гидрокарбонат натрия – соль, образованная слабой кислотой и сильным основанием, идет
гидролиз по аниону – среда щелочная, хлор нейтрализуется
Сl2 + 2NaOH = NaCl + NaClO + H2O
Аммиак легче воздуха Dв (NH3) = 17/29 = 0,59
аммиак обладает основными свойствами и нейтрализуется уксусной кислотой:
NH3 + CH3COOH = CH3COONH4
8. При неправильном уходе за ротовой полостью зубы становятся чувствительными к
горячей и холодной пище, но эти ощущения проходят, если два раза в день чистить зубы
пастой, содержащей фтор.
Как с химической точки зрения объяснить этот факт?
Ответ:
Соединения фтора переводят Ca5OH(PO4)3 в CaF2 , а он, в свою очередь, адсорбируется на
эмали, предохраняя ее от воздействия кислот, образующихся при разложении пищи. Также
фторидные соединения подавляют жизнедеятельность бактерий, эмаль не разрушается и
становится не чувствительной к горячей и холодной пище.
9. В составе желудочного сока содержится соляная кислота. Избыток ее (повышенная
кислотность) вызывает изжогу в организме. Если соляной кислоты ниже нормы, то у
человека пониженная кислотность. При «изжоге» в домашних условиях часто принимают
питьевую соду.
Запишите уравнения химической реакции. Можно ли с помощью питьевой соды навсегда
избавиться от «изжоги».
Почему?
Ответ:
NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2 O
C помощью питьевой соды нельзя навсегда избавиться от «изжоги» так как временная
нейтрализация кислоты ведет к дальнейшему увеличению ее образования:
CO2 + H2O + Clˉ
→
HCl + HCO
3ˉ Заключение.
С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения,
но и их системность, функциональность, а также самостоятельность, креативность
мышления и другие личностные характеристики.
Контекстные задачи способны мотивировать ученика на поиск ответа на
поставленную задачу, вызывать интерес с практической точки зрения и создать условия для
применения знаний в ситуациях, возникающих в реальной жизни.
Таким образом, подобные задания способствуют повышению качества подготовки
учащихся; пониманию использования дисциплин естественнонаучного цикла во всех видах
деятельности человека; созданию предпосылок для творческой деятельности учащихся,
исследовательской и проектной деятельности на более высоком уровне. Рекомендуемая литература:
1.
Ахметов М.А. Об использовании контекстных задач в процессе обучения. [Текст] //
Химия в школе. – 2011 №4 – с 2327.
2.
Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и
ответах 511 классы Изд. Учитель: Волгоград, 2007. 74 с.
3.
Борзова З.В.,. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие./З. В
Борзова, А.М. Дагаев М.: ТЦ Сфера, 2005. 400 с.
4.
Высоцская М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 511 классах/М.В. Высоцкая
Изд. Учитель: Волгоград, 2004. 489 с.
5.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход:
Методическое пособие. М: Высшая школа, 1991.207
6.
Заграничная Н.А. О метапредметных результатах изучения школьного курса
химии // Химия в школе. – 2011№4
7.
Корнилова Е.А. Современные подходы к конструированию урока в условиях
реализации ФГОС (из опыта преподавания естественноматематических дисциплин):
Методическое пособие/Под редакцией Корниловой Е.А. [Текст] – Белгород: Издательство
БелИРО, 2015. – 72 с. ББК 74.202 С5.
8.
Леенсон И.А. Занимательная химия. 811класс:М: Дрофа,1996.224с.
Маркина И.В. Современный урок химии. Технологические приемы. Разработка
9.
учебной деятельности. Академия развития, 2008.
10.
Смирнова Н.З. Бережная О. Познавательные задачи по биологии и экологии,
Учебное пособие/ Красноярский государственный университет им. В.П.Астафьева. –
Красноярск, 2015.168с.
11. Шалашова М.М. Использование контекстных задач для оценивания компетенций
учащихся // Химия в школе – 2009 №4, 17с.
12.
Я иду на урок химии: Книга для учителя. М: Издательство «Первое сентября»,
2000. 273с.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Методика применения контекстных задач как средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы по биологии химии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.