«Методика проведения занятий по речевому развитию».
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
22.12.2018
Данная консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Развитие речи-одно из главнейших направлений в развитии ребенка и правильно проведенная образовательная деятельность должна способствовать решению задач по связной речи; звуковой культуре, грамматике и словарной работе с детьми.
консультация подробно описывает методы и приемы работы с детьми разного возраста.
консультация (2).docx
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад№1 п. Бреды».
Консультация
«Методика проведения занятий по
речевому развитию».
Воспитатель Гусейнова Т.А.
2018 г. Дошкольное образовательное учреждение – первое и
самое ответственное звено в общей системе народного
образования. Овладение родным языком является одним из
самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство особенно чувствительно к
усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития
рассматривается в современном дошкольном образовании,
как основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи — это целенаправленная и
последовательная педагогическая работа, предполагающая
использование арсенала специальных педагогических
методов и собственные речевые упражнения ребенка.
1. На занятиях по речевому развитию решается комплекс
задач:
• по связной речи;
• звуковой культуре;
• грамматике;
• по словарной работе.
В занятии должна быть игровая мотивация, т. е. игровая
цель, ради которой мы всё это выполняем. Например,
помогаем Пончику приготовить борщ (тема «Овощи»),
спешим на помощь Матроскину и Шарику в Простоквашино
(тема «Дом. птицы»), помогаем найти пропавшего щенка
(тема «Дом. животные»), составляем книгу с рассказами или
сказками, помогаем бабушке Федоре навести порядок с
посудой, а Маше – растеряше – стать аккуратной, готовимся к
конкурсу, участвуем в телевизионной программе, открываем
мастерскую и т. д. И для решения этой цели мы, вместе с
детьми, выполняем различные задания и упражнения на
грамматику, на звуковую культуру речи, на развитие словаря,
и как итог, составляем связный текст: описание,
повествование (рассказ или сказка) или рассуждение.
Занятия в разных возрастных группах имеют свои
особенности.
В младших группах дети еще не умеют заниматься в
коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей
группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным
раздражителем, способным привлечь внимание детей,
является речь педагога. В этих группах требуется широкое
применение наглядности, эмоциональных приемов обучения,
в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не
ставится учебной задачи (не сообщается — будем учиться, а
воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину,
послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста.
Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов,
на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все
вместе.
Занятия в группе младшего дошкольного возраста (3-4 г)
по развитию речи проводятся раз в неделю. На каждом
занятии, как правило, состоящем из двух-трех частей,
решается несколько речевых задач. Так, воспитание звуковой
культуры речи сочетается со словарной работой, с
формированием грамматических навыков, с работой по
развитию связной речи.
Занятия на месяц следует планировать в определенной
последовательности: 1-е занятие—по развитию связной речи,
воспитанию звуковой культуры речи; 2-е занятие — по
обогащению словаря, обучению связной речи, воспитанию
звуковой культуры речи; 3-е занятие — по формированию
грамматических навыков, развитию связной речи,
воспитанию звуковой культуры речи.
В средней группе характер учебной деятельности
несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности
своей речи, например особенности звукопроизношения.
Усложняется содержание занятий. На занятиях становится
возможным ставить учебную задачу («Будем учиться
правильно произносить звук з»). Повышаются требования к
культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному,
а не хором, по возможности фразами). Появляются новые
виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию,
заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до
20 мин.
В старшей и подготовительной к школе группах
повышается роль обязательных фронтальных занятий
комплексного характера. Меняется характер занятий.
Проводится больше занятий словесного характера:
различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры
слова, состава предложений, специальные грамматические и
лексические упражнения, словесные игры. Применение
наглядности приобретает другие формы: все больше
используются картины — настенные и настольные, мелкие,
раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь
руководит занятием, но способствует большей
самостоятельности детской речи, реже использует речевой
образец. Усложняется речевая активность детей:
используются коллективные рассказы, пересказы с
перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближается к
урокам школьного типа. Длительность
занятий составляет 30 мин. Вместе с тем не следует
забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо
избегать сухости, дидактизма. Занятие должна проходить
непринужденно, живо.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ
РЕЧИ
1. Тщательная предварительная подготовка к занятию.
° Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и
место в системе других занятий, связь с другими видами
деятельности, методы и приемы обучения. Следует также
продумать структуру и ход занятия, подготовить
соответствующий наглядный и литературный материал.
° Соответствие материала занятия возрастным возможностям
умственного и речевого развития детей. Учебная речевая
деятельность детей должна быть организована на
достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь
развивающий характер. Иногда бывает трудно определить
восприятие детьми намеченного материала. Поведение
детей подсказывает воспитателю, как изменить заранее
продуманный план с учетом их поведения и реакции.
° Воспитательный характер занятия (принцип
воспитывающего обучения). На занятиях решается комплекс
задач умственного, нравственного, эстетического
воспитания.
° Эмоциональный характер занятий. Способность усваивать
знания, овладевать навыками и умениями не может быть
развита у маленьких детей путем принуждения. .
Эмоциональный настрой на занятии обеспечивается также
доверительными отношениями между воспитателем и
детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.
° Большое значение имеет их интерес к занятиям, который
поддерживают и развивают путем занимательности, игр и
игровых приемов, образности и красочности материала.
° Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно
выделяют три части – вводную, основную и заключительную.
Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом,
сообщается цель занятия, создаются соответствующие
мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. В
основной части решаются главные задачи занятия,
используются различные обучающие приемы, создаются
условия для активной речевой деятельности детей.
Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания,
полученные на занятии. Здесь используются художественное
слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и
подвижные игры и др.
° Оптимальное сочетание коллективного характера обучения
с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный
подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь,
а также малообщительным, молчаливым или, наоборот,
чрезмерно активным, несдержанным.
Распространенной ошибкой в практике являются
обязательные и не всегда уместные, часто формальные
оценки деятельности и поведения детей.
2. Правильная организация занятий.
° Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим
и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим
занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту,
расположение демонстрационного и раздаточного
наглядного материала; эстетичность помещения, пособий).
Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно
слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
° Рекомендуются непринужденные формы организации
детей, способствующие созданию доверительной атмосферы
общения, при которых дети видят лица друг друга,
находятся на близком расстоянии от воспитателя (в
психологии отмечается значимость этих факторов для
эффективности речевого общения).
° Учет результатов занятия помогает контролировать ход
обучения, усвоение детьми программы детского сада,
обеспечивает установление обратной связи, позволяет
намечать пути дальнейшей работы с детьми как на
последующих занятиях, так и в других видах деятельности.
° Связь занятия с последующей работой по развитию речи.
Для выработки прочных навыков и умений необходимо
закрепление и повторение материала на других занятиях, в
играх, труде, в общении в быту.
Вся ОД планируется так, что ее итогом является связная
речь - описание, рассуждение или повествование. Задания на
развитие словаря, на грамматику, на развитие звуковой
стороны речи - являются подготовительным этапом к
составлению текста, поэтому всё это должно найти
отражение в детских рассказах, будь то описание,
повествовательный рассказ или рассуждение.
2. Связная речь. К связной речи относится:
• Описание
• Повествование
• Рассуждение
• Пересказ
Описание.
Для чёткого понимания детьми структуры описания можно
использовать модель – круг, разрезанный на три неравные
части: две маленькие части – начало и концовка, одна
большая часть – середина, можно использовать модели в
виде солнца или в виде ромашки. В старшем возрасте
используем деловое описание и художественное, дети учатся
отличать деловое описание от художественного. Для
описания используем план, как словесный, так и в виде
схемы. Важно использовать мотивацию для описания, дети
должны знать, для чего они описывают объект - например,
потерялась собака или кошка, надо дать объявление в газету
или по радио; надо встретить гостя, а встречающий не знает,
как он выглядит, кто-то хочет сделать заказ по телефону, а
это требует подробного описания, требуется сделать
рекламу чего-либо, надо кого-то или что-то похвалить, чтобы
помирить друзей, ну и
т. д.
Повествование.
Продолжаем обучать составлению повествовательных
текстов – рассказов и сказок, используя средства
выразительности – синонимы, описания, диалоги. Детей учим
отличать сказки от рассказов по их языковым особенностям:
рассказы обычно начинаются со слов «как-то раз»,
«однажды», «дело было», в них нет традиционных сказочных
выражений, концовок. Сказки же чаще всего начинаются с
традиционных зачинов типа «жили-были», «в некотором
царстве», «за морями, за лесами», в сказках встречаются
сказочные слова, выражения, обязательно присутствует
сказочная концовка. У всех повествовательных текстов
обязательно должны быть начало, середина и конец.
Формируем у детей умение связывать между собой
предложения и части текста, используя слова связки типа «и
вот, тогда, и вдруг, неожиданно, к счастью и т. д. Чтобы дети
чётко усвоили структуру рассказа, можно использовать
модель – поезд (паровоз, два вагончика). Составление
повествовательных рассказов может быть
• по картине, • по серии сюжетных картин,
• по предметным картинкам,
• из личного опыта.
По серии картин использовать схему не имеет смысла, по
остальным видам используем схемы.
Рассуждение.
Обучаем рассуждать на разном материале – на литературных
произведениях, на природоведческом материале, на
объяснение отгадок к загадкам, на убеждении кого-либо в
чём-то. При обучении рассуждению можно использовать
символ – дерево, где ствол – тезис, ветки – доказательство,
крона – вывод. При затруднении в рассуждении можно
использовать совместное и коллективное доказательство,
когда дети дополняют объяснение аргументами.
Рассуждение обычно начинается со слов «я думаю», «по-
моему», «я считаю», «мне кажется» - так выдвигаем свой
тезис, затем идёт доказательство – «потому что, во-первых.,
во-вторых». И делаем вывод - «таким образом», «значит»,
«выходит», «получается», «следовательно».
Пересказ.
Для пересказа следует подбирать произведения сюжетные, с
четкой композицией, с хорошо выраженной
последовательностью. При пересказе проходим следующие
этапы:
• Сначала читаем произведение без установки на пересказ,
• Проводим беседу для уточнения идеи произведения (чему
учит эта сказка, характеристики героев, разъяснения
незнакомых слов и выражений, обратить внимание на
языковые особенности (если есть фразеологизмы, эпитеты,
сравнения, пословицы, поговорки).
• Читаем повторно с установкой на запоминание и
последующий пересказ текста.
• Если произведение детям хорошо знакомо, то читать нужно
сразу на установку пересказа.
В старших группах продолжаем интерпретацию детьми
литературных текстов, когда в знакомые сказки вводится
новый персонаж, или заменяется один персонаж другим
героем, когда герои одной сказки попадают в другие
обстоятельства (старая сказка на новый лад) или герой
одной сказки попадает в другую сказку. Обучаем детей
рассказывать тексты от лица литературных героев.
Например, сказка «Лиса и козёл», сначала рассказать от
третьего лица, потом – как рассказал бы хозяин, который
вытащил козла из колодца, как рассказала бы Лиса своим лисятам, вернувшись домой, а как рассказал бы её козёл. В
этом случае рассказывают только то, что увидел конкретный
персонаж, рассказывает от первого лица. Также и по другим
сказкам, можно вести пересказ от лица всех персонажей –
детям нравится представлять себя сказочными героями и
рассказывать, что с ними произошло. Здесь есть
возможность детям понять, что чувствовали герои сказки,
как каждый отнёсся к этой ситуации, проявляются
артистические способности детей, развивается
выразительность речи, фантазия, а самое главное – не
падает интерес слушателей. Здесь можно использовать
игрушки, кукольный театр, эмблемы, шапочки персонажей.
3. Словарная работа
Большое внимание уделяется умению детьми обобщать
(«Скажи одним словом», подбирать более точные по смыслу
слова - синонимы – «Скажи по-другому» (на подбор
синонимов): мальчик бежит – мчится, несётся, летит,
торопится; снег идёт – падает, кружится, летит, сыплется,
порхает, валится, ребёнок весёлый – радостный, счастливый,
довольный, смеющийся., «Скажи точнее», «Подбери более
точное слово», «А как ещё можно сказать?». Умение
подбирать синонимы имеет большое значение при
составлении текстов, чтобы в них не повторялись одни и те
же слова. Развиваем понимание многозначности слов «О чём
ещё так можно сказать?», «Какие ещё ты знаешь иголки?»,
«Мальчик идёт, а кто и что ещё может идти?» В словарь
детей вводим слова, обозначающие материал, из которого
сделан предмет, подбираем притяжательные
прилагательные (волчий, заячий).
Упражнение на подбор антонимов «Скажи наоборот»:
длинный - короткий, толстый – тонкий, широкий – узкий,
горячо-холодно, карандаш – ластик, мыло – грязь, холод –
жара и т. д.
При подборе антонимов также мотивируем задание–
поможем Маше определить, какая одежда нужна ей к
утреннику: не грязная, а (чистая, не мятая, а (глаженая, не
старая, а (новая, не повседневная, а (нарядная, не тёмная, а
… (светлая) и т. д.
Незаменимы игры в лото – в этих играх можно решать уйму
задач. Перед началом игры воспитатель предупреждает, как
должен отвечать игрок, если у него есть такая картинка, и
только после правильного ответа воспитатель отдаёт ему
картинку. Например, воспитатель показывает картинку, ребёнок говорит: это лимон, он кислый, можно усложнить –
назвать два или три признака (цвет, вкус, форму)
При подборе детьми слов (предметов, признаков, глаголов,
наречий) эффективно работает приём поощрения фишками,
наклейками, фигурками, эмблемами, картинками.
Хорошо активизируется словарь в личных и в командных в
соревнованиях («кто больше назовёт»).
4. Грамматический строй речи
Учим согласовывать существительные с трудными формами
глаголов, существительные с прилагательными в роде, числе
и падеже, образовывать существительные и прилагательные
при помощи суффиксов (мороз - морозный, лист -
лиственный, глаголы при помощи приставок (бежал -
забежал – убежал, понимать смысловые оттенки вновь
образованных слов (берёза - берёзонька, умный - умнейший).
Составляем сложные предложения, используя различные
союзы и союзные слова (потому что; оттого, что; так, как; из-
за того, что и т. д.) Учим правильно употреблять трудные
предлоги (из, из-за, из-под, к, над и т. п.)
Игра «Прятки» или «Чего не стало, кого не стало» перед
детьми картинки с изображением живых или неживых
предметов, например, детёнышей птиц или животных.
Картинки по очереди переворачиваются, дети отвечают на
вопрос «кого не стало?» - утят, цыплят, котят, медвежат и т.
д.
Для упражнений можно использовать «волшебную шляпу» -
кто надел эту шляпу, превратился в «Хвастунишку»:
Ведущий по очереди надевает «Волшебную шляпу» детям на
голову: «У Вани есть шапка», ребёнок в шляпе: «А у меня
много шапок».
Превратился в «Жадину»: Ведущий (им может быть и
ребёнок) показывает картинку: «Чья чашка?» Ребёнок в
шляпе: «Моя чашка»
- Чьё яблоко?
- Моё яблоко,
- Чья груша?
-Моя груша и т. д.
Как вариант игра «Потеряшки»: у всех детей по картинке.
Дети по очереди обращаются к товарищам: «Лена, это чья
футболка?» Лена: «Моя футболка». И обращаясь к другому
ребёнку: «Саша, чьё пальто?» Саша: «Моё пальто»
При выполнении заданий по обогащению словаря или на
развитие грамматического строя также важно продумывать
мотивацию – зачем мы это делаем. Упражняем в использовании предлогов – помогаем животным отыскать
своих детёнышей (зайчонок – под кустом, медвежонок – на
дереве, лисёнок – за пеньком и т. п.) Поможем малышу
собрать игрушки – достанем пирамидку из-за шкафа,
паровозик – из-под кровати и т. д.
Д/игра «Увеличитель»: Маленький – большой – огромный;
носик -нос - носище, хвостик – хвост -хвостище, ветерок -
ветер – ветрище, домик – дом - домище, глазик – глаз -
глазище и т. д. Мотивация может быть такая: чтобы
художник правильно изобразил семью медведей, расскажем
чем они отличаются друг от друга: медвежонок маленький,
медведица большая, медведь огромный, значит, у
медвежонка носик, у медведицы -(нос, у медведя - носище.
(лапки, лапы, лапищи; зубки – зубы - зубищи и т. д)
Вариант игры: Два домика –в одном живёт Уменьшитель, в
другом доме Увеличитель.. Воспитатель называет слова,
первый ребёнок называет это слово с уменьшительным
суффиксом, другой с увеличительным. Затем можно
поменяться.
5. Звуковая культура речи
Учим вычленять из фразы слова с заданным звуком,
определять место звука в слове, различать гласные -
согласные, звонкие - глухие, твёрдые - мягкие звуки,
определять количество слогов в слове. Формируем
представление детей о звуке, слоге, слове, предложении,
тексте. Продолжаем отрабатывать дикцию, силу голоса, темп
речи, умение пользоваться различной интонацией. Учим
детей определять слова, сходные по звучанию, т. е.
подбирать рифму.
Для дифференциации звуков можно использовать
упражнение – «Услышал звук – хлопни в ладоши»: Медведь
любит мёд. Поэтому он любит все слова со звуком «МЬ». Как
услышите этот звук – хлопните в ладоши: мышка, мишка,
майка, марка, мялка и т. д. Так можно давать задание на
любые звуки.
Разные речевые задачи необходимо включать и в другие
занятия: например, по математике – согласование
существительных с числительными (восемь морковок, две
редиски, согласование существительных с прилагательными
в роде числе и падеже (не стало синего треугольника,
красный круг лежит рядом с зелёным квадратом)
Употребление наречий –справа, слева, вверху, внизу, подбор
антонимов (тонкий - толстый, узкий - широкий) и т. п. Хорошо вписываются в занятия по математике рассуждение (докажи,
что это круг, описание – (опиши фигуру).
Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно,
одновременно, а не поочередно, так как все они
взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится
решать сразу несколько речевых задач, одна из которых
будет основной, а другие – сопутствующими.
К.Д. Ушинский говорил, что своевременное и правильное
овладение ребенком речью является важнейшим условием
полноценного психического развития. Без хорошо развитой
речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в
учении.
«Методика проведения занятий по речевому развитию».
«Методика проведения занятий по речевому развитию».
«Методика проведения занятий по речевому развитию».
«Методика проведения занятий по речевому развитию».
«Методика проведения занятий по речевому развитию».
«Методика проведения занятий по речевому развитию».
«Методика проведения занятий по речевому развитию».
«Методика проведения занятий по речевому развитию».
«Методика проведения занятий по речевому развитию».
«Методика проведения занятий по речевому развитию».
«Методика проведения занятий по речевому развитию».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.