Методика решения познавательных задач
Оценка 4.8

Методика решения познавательных задач

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
физика +2
Взрослым
12.04.2017
Методика решения познавательных задач
Для правильного и полного понимания изученного материала, удовлетворения потребностей неуспевающих и успешных учеников, для развития творческих и интеллектуальных способностей детей, решения познавательных задач, организую внеурочную работу по физике. Применяя активные формы работы, создаю условия для самообразования учащихся через организацию разных типов уроков
Методика решения познавательных задач.doc
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они при приложении к делу произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком. А. Бабель Для правильного и полного понимания изученного материала, удовлетворения потребностей   неуспевающих и успешных учеников, для развития творческих и интеллектуальных способностей детей, решения познавательных задач, организую внеурочную работу по физике. Применяя   активные   формы   работы,   создаю   условия   для   самообразования учащихся через организацию разных типов уроков   В результате активизации мыслительной деятельности на занятиях, учащиеся раскрывают   секрет   живой   и   неживой   природы,   находят   ответы   на   многие «почему?», постигают практическую значимость предмета. На занятиях возникает свободное общение, обсуждение. Ученики высказывают свои   взгляды,   проверяют   их   правильность.   После   обсуждения   я   принимаю абсолютно все ответы, правильные и неправильные. Главное – принимать ответы как открытия, сделанные каждым ребёнком. Как говорил Д. Томсон «Открытия обязаны   остроте   и   силе   наблюдательности,   интуиции,   непоколебимому энтузиазму». Чтобы делали и говорили не одни и те же, я часто даю задания придумать несколько версий на поставленный вопрос. Наблюдаю за работой, прислушиваюсь к ответам,   ищу   положительное.   Часто   уникальные   версии   дают   менее   успешные ученики, здесь­то и рождается победа, ситуация радости учения. При решении познавательных задач ребята используют справочный материал. Так   как   время   обсуждения   ограничено,   они   довольно   быстро   начинают ориентироваться в справочных пособиях, учатся читать по диагонали. Используют в работе памятки. Памятка для ученика: 1. Внимательно послушайте условие задачи (учитель при необходимости может прочитать задачу 2 – 3 раза, либо поручить это сделать одному из членов группы). 2. Обратите внимание на ключевые слова, фразы. 3. Осмыслите условие. 4. Используйте для решения дополнительную литературу, справочники. 5. Проследите   за   логичностью   ваших   рассуждений   и   правильной интерпретацией вашего ответа. 6. Не отчаивайтесь, если вы не нашли правильного ответа.  Физика  прошла  большой  путь развития от египетских  пирамид  и  выплавки бронзы, до космических полётов и атомных станций. Поэтому на этих занятиях показываю связь между прошлым, настоящим и будущим. Рассказываю об ученых, которые   своим   трудом,   а   иногда   и   ценой   своей   жизни   создавали   будущее,   в котором мы сейчас живём. Наиболее продуктивной и интересной формой знакомства с биографическими и научными достижениями учёных является поиск информации и решение задач, составленных   на   основе   исторического   материала,   фрагментов   из   сочинений учёных, биографического материала. История физики может развить свойственную юности   пытливость   ума,   позволить   понять   суть   науки,   добро   и   зло,   истинные ценности жизни, сформировать в ученике лучшие человеческие качества. Творчество безгранично, как урок … «Творческая работа – это прекрасный, необычно   тяжёлый   и   изумительно   радостный   труд»,   ­   писал   Н.   Островский. Решение   познавательных   задач   вносит   в   привычный   ритм   занятий   новизну, повышает   мотивацию,   формирует   мировоззренческий   интерес,   что   способствует формированию целостной научной картины мира. Да и учитель получает немало: может добиться от  каждого  ученика  полного  понимания  изученного материала, удовлетворить потребности и  успевающих, и менее успешных учеников, повысить темп обучения, добиться вовлечения каждого ученика в активную мыслительную, творческую работу, воспитывать каждого ребёнка. Ученики Джозефа Томсона вспоминали, что мастер любил повторять слова Максвелла   о   том,   что   никогда   не   следует   отговаривать   человека   поставить задуманный им эксперимент. Даже если он не найдёт того, что ищет, он может открыть нечто иное и вынести для себя больше пользы, чем из тысячи дискуссий. К словам   великого   учителя   хочется   добавить,   что   правильно   организованная дискуссия на уроках оживит урок, наполнит его практической значимостью и даст познавательный эффект. Глубоко убежденна, что задача учителя физики состоит в том, чтобы научить ребёнка   видеть   обычное   в   необычном   и   необычное   в   обычном.   Для   этого   я организую внеурочную деятельность на занятиях.  Для   достижения   большей   эффективности   обучения,   контролирую   учебную деятельность школьников. Заполняю технологические карты учёта знаний. Виды деятельности учащихся на кружке «Физика вокруг нас» Вид занятий «Физика вокруг нас» . Н   а в о к л я В . Э   в о к а х с И . Ю   в о т я П . В   н и н и З . Д   н я ч в о М . М   н я ч в о М .   Т к ю н а м о Р . И   а в о н о х и Т а в о к е н ч и п р и К   . л Л Л . К     в о н у к и Ч . В   н ю н ы т р а М .   Д о к н е н и т р а М . № Ж занятия   в е р а К Творческая, исследовательская 1. Логико­аналитические  Творческая, исследовательская 2. Текстовые Эвристическая  3. Графические и табличные 4. Экспериментальные 1. Логико­аналитические  2. Текстовые 3. Графические и табличные 4. Экспериментальные 1. Логико­аналитические  Частично­ поисковая 2. Текстовые 3. Графические и табличные 4. Экспериментальные 1. Логико­аналитические  Репродуктивная 2. Текстовые 3. Графические и табличные 4. Экспериментальные Условные обозначения:  ­ «5»;  ­ «4».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             1 6 16 21 25 26 9 22 10 7 8 2 4 20 15 16 24 20 3 5 14 8 17 13 19 11 12 18 Из   таблицы   видно,   что   учащихся   больше   привлекает   творческая, исследовательская   деятельность.   Учащиеся   самостоятельно   проводят исследования по определённому вопросу, теме занятия. Для проверки результатов использую различные источники (тексты, таблицы, справочники). Уроки   организую   и   провожу   по­разному,   поскольку   различен   характер усваиваемых школьниками знаний, умений и навыков, творческой, практической деятельности. Всем видам задания присущи общие этапы работы: ­  Во­первых,   процесс   выполнения   всех   видов   заданий   носит   сознательный характер.   Необходимым   условием   успешного   решения   поставленных   задач является   осознание   школьниками   цели,   всестороннее   понимание   возникшей проблемы. ­   Во­вторых,   в   процессе   подготовки   учащихся   к   выполнению   творческих упражнений проводится тщательный анализ заданий, наличие данных, намечаются рациональные   способы   самостоятельного   осуществления   практической деятельности. ­   В­третьих,   предстоящей   творческой   деятельности   придается   строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания. ­ В­четвертых, проводиться непосредственная реализация намеченного плана. ­ В­пятых, полученный результат сопоставляется с заданием. Что должен помнить учитель, используя задания различного характера на уроке: 1. Давать задания нужно осторожно, познавательный интерес ребенка часто неустойчив. Ученик может испугаться задания, его непривычной для школьника формулировки. Поэтому учителю следует начинать с простых заданий, постепенно переходя к сложным. 2. Задания должны строиться на междисциплинарной интерактивной основе и способствовать развитию психологических свойств личности – (память, мышление, воображение). 3. Задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний,   к   частично­поисковым,   ориентированных   на   овладение   обобщенными приемами   познавательной   деятельности,   позволяющим   рассматривать   изучаемые объекты с разных сторон.  4.   Система   заданий   должна   вести   к   формированию   беглости   мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы. При обучении даю учащимся установки: 1.   При   ответе   ученика   ошибок   нет,   есть   лишь   только   загадки   (гипотезы, которые подтверждаются полностью или частично) или не подтверждаются. 2. Высказывать гипотезы почетно. 3. Твое мнение важно, интересно учителю и одноклассникам. 4. Понять правильность или заблуждение твоей высказанной мысли помогут одноклассники. 5. Они ждут от тебя согласия или не согласия. 6. Ты знаешь! Ты способен! Ты творец! Эти установки помогают снять у учащихся чувство страха, неуверенности. Создать ситуацию успеха, творческого сотрудничества и сотворчества. На уроках создаю атмосферу доверия, доброжелательности, теплоты. Не   критикую   детей,   а   хвалю   –   даже     за   малейшую   удачу,   за   старание   и трудолюбие.   Поощрения   со   стороны   учителя   –   это   признание   способностей ребенка, оно стимулирует его и  дальнейшее развитие. В ходе урока я работаю над  формированием у учащихся рефлексии. Сегодня на уроке: ●  я научился…… ●  было интересно….. ●  было трудно…… Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать: меня заставил задуматься……  помог мне разобраться……  доволен…..  не совсем доволен……  больше всего удалось……  для меня было открытием то, что…….  меня удивило что…….  мои достижения на уроке…… ● ● ● ● Урок: ● ● своей работой на уроке я: ● ● Я выбрал эти задания на уроке, потому что: ● ● Это позволяет ученику осмыслить приобретенный опыт, учит обретать новый смысл и ценности, адаптироваться  в новых отношениях и решать неординарные задания.   Рефлексия   формирует   мотивацию   у   школьников   и   саморазвитие   в мышлении, деятельности, общении, самопознании.  они мне нравятся больше всего……  они интересны, заставляют подумать…… Все виды работ по теме урока я разделила на четыре раздела: 1­ый   ­   задания   репродуктивно­воспроизводящего   характера.   Специфика   тексту этих   работ   в   том,   что   они   предлагают   дословное,   близкое   к   воспроизведение теоретического материала. Учат   самостоятельно   составлять   план   к   параграфу   учебника,   к   рассказу учителя, работать с рисунками, выделять в тексте научные факты, законы, теории. 2­ой   –   виды   работ   частично   –   творческого   характера:   индивидуальная работа с учебниками и выданными учебными пособиями в классе и дома с целью выделения основного материала по данной теме, составление плана (логической последовательности, продумывание записей, рисунков, схем). 3­ий – виды работ с целью формирования более сложных умений: давать сравнительный анализ изложения одних и тех же вопросов в различных источниках, высказывать   собственные   суждения,   разрабатывать   оптимальный   вариант изложения учебного материала. 4­ый   –  виды   работ  творческого   характера  поисково­исследовательская работа  с компьютером и самостоятельная работа с учебником: составление оригинальных, не заимствованных из учебной литературы задач. Чтобы   побудить   в   детях   желание   самосовершенствоваться,   нужна кропотливая   работа   с   каждым   учащимся,   системный   подход   к   развитию познавательного   интереса,   нужно   повысить   самооценку,   развить   воображение, интерес и желание учиться. При выборе форм уроков, приемов  и методов, подготовке методического сопровождения уроков, ориентируюсь на: ­  результативность, она предполагает обязательность усвоения базисного минимума   и   эффективную   обратную   связь.   Это   стимулируется   приемами: взаимообучения и групповой работы. ­ дифференцированный   подход: требование результата по трем уровням: репродуктивный, аналитический, творческий. ­ психологический  комфорт. ­ экономичность – высокая плотность и четкая организация урока. ­  «прокрутка»  ­ требует регулярного закрепления стандартов физического образования,   преемственность   курсов   физики,   многократное   повторение изученного.  панорамные;  адаптированные;  поиск известных закономерностей;  готовая памятка; При подготовке урока учитываю приемы, облегчающие усвоение: ●  эталонный ответ ●  блочное изучение материала ●  многократное повторение изученного материала На разных этапах урока приемы подачи теории: ● ● ● ● Приемы введения понятий: ●  физический опыт; ●  наглядное сравнение; ●  перечисление признаков; ●  конкретные примеры; ●  сжатое объяснение; Приемы оформления: ●   записи   в   тетрадях   (конспекты,   планы,   таблицы,   схемы,   графики, аппликационные диктанты, срезы, тесты);  электронные версии (презентация);  рефераты.  из текстов (рациональное чтение);  из схем;  из справочников, дополнительной литературы;  из электронных носителей;  изображений (приборов, видео, схем, опорные конспекты, графики). ● ● Приемы извлечения информации: ● ● ● ● ● Приемы воспроизведения информации: ● ● Подобными   приемами   индивидуализации   обучения,   создается   атмосфера сотрудничества,   обеспечивается   успешное   продвижение   вперед   в   развитии   и познаниях.  дидактические карточки.  пересказ;   физическое лото;  ●  взаимопроверка;   диктант; ● ● ●  ответы на вопрос;   тесты; ● Для   реализации   принципов   в   рамках   классно­урочной   системы   использую педагогические технологии: Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаков моделей учебного материала разработанная В.Ф. Шаталовым. Позволяет   совершенствовать   умения   учащихся   самостоятельно   овладевать знаниями и самостоятельно применять имеющиеся знания. Эта работа требует от учащихся высокого уровня сформированности умений работать с дополнительной и учебной литературой. Задания даются учащимся в следующей последовательности: 1.   Составить   план   к   готовому   опорному   конспекту,   предложенному учителем. 2. Составить рассказ по данной теме на основе готового опорного конспекта, предварительно поработав с учебным текстом. 3. Составить опорный конспект к фрагменту темы. 4.  Составить   опорный  конспект   на  основе   работы  с  текстом  учебника  по целой теме. 5. Составить опорный конспект на основе работы с несколькими учебными пособиями. 6. Составить итоговый  обобщающий опорный конспект после изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. 7.   Составить   опорный   конспект   на   основе   работы   с   дополнительной     и научно­популярной  литературой. Каждый   вид   работы   логически   вытекает   из   предыдущего   и   готовит   почву   для последующей работы. Способствует развитию следующих умений: № Умения 1 2 Составлять план опорный конспект Читать   вслух   опорный   конспект   и   его   фрагменты   на   основе самостоятельной работы с учебником и конспектом. Выделять  в  тексте  учебника  основные   структурные  элементы содержания и составлять опорный конспект на основе кратких обобщенных планов. Составлять опорный конспект по сложным текстам на основе развернутого плана. Составлять опорный конспект на основе работы с несколькими учебниками,   пособиями,   предварительно   проведя   анализ учебного материала. Составлять опорный конспект по темам. Составлять   опорный   конспект   на   основе   работы   с дополнительной  и научно­ популярной литературой. 3 4 5 6 7 Класс 7 7 8 9­10 10­11 9­11 9­11 Как показывает опыт, эта система работы дает положительные результаты. Ребята   проявляют   высокую   самостоятельность,   инициативу,   творчество, раскрывают   свою   индивидуальность.   Проявляют   себя   в   умении   ярко,   образно, лаконично представлять материал.  «Дидактическая система обучения Л.В Занкова»   Позволяет   изучать   материал   быстрым   темпом,   требует   постоянного движения вперед. Быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается повторением изученного. Такое повторение   направленно   не   просто   на   повторение   знаний,   но   и   на   их   более углубленное понимание.  Диагностика результативности образовательного процесса не ограничивается отслеживанием становления предметных знаний, умений и навыков. Так лаи знания имеют  свойства   устаревать   умения  притупляться.  Важную   роль   имеет   изучение процесса развития личности каждого ученика.  Главными  показателями являются: ­  умственное   развитие:   соответствует   возрастным   уровням   умственной деятельности, психических процессов. ­   развития   познавательной   активности:   мотивация   учения,   познавательных интересов, отношение к учебной деятельности, прилежание и старание, стремление и возможность использовать знания в нестандартных ситуациях. ­   Сформированность   учебной   деятельности:   умение   добиваться   знания, определить   общий   способ   построения   учебной   задачи,   ставить   гипотезы, доказывать их. ­   Сформированность   самостоятельности   навыков   самооценивания   и самоанализа: самостоятельность  в выборе средств для решения учебной задачи, оценивать результат своей деятельности с эталоном. ­   развитие   коммуникативных   умений:   навыков   взаимодействия   и сотрудничества. Диагностика   позволяет   отслеживать   результат   развития   каждого   ученика, видеть продвижение по сравнению с самим собой на всех этапах обучения. Этапы диагностики: 1) Предварительный – выявление стартовых возможностей и индивидуальных способностей. Выбор способов работы и средств помощи к каждому ученику. 2) Промежуточный – проводиться с целью отслеживания динамики развития каждого ученика. 3)   Итоговый   –   обеспечивает   оценку   деятельности   учителя   по   развитию учащихся. Критерии оценки: ­ низкий уровень познавательной активности (к выполнению заданий ученик приступает только после дополнительных побуждений, не стремится преодолевать трудности, расстраивается, отказывается от работы). ­ средний уровень (ученик активно включается в работу, но инициатива в выполнений заданий отсутствует, вопросов задает не много). просит дополнительных заданий). ­ высокий (ученик проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, Ι . Информация об уровне познавательной активности помогает выработать тактику обучения: ­ учащиеся низкого уровня – требует организацию увлекательного учения. ­ учащиеся среднего уровня – нуждаются в постоянной помощи. ­   учащиеся   высокого   уровня   –   требуют   обучения   на   высоком   уровне сложности. ΙΙ .   Сформированность   самостоятельности,   навыков   самооценки   и самоанализа уточняются при наблюдении за выполнением заданий: ­   высоко   самостоятельный   ученик   –   сам   берется   за   выполнение   любых заданий. ­   средне   самостоятельный   –   выполняет   задания,   но   так   как   у   других учеников. ­ низко самостоятельный – все время ждет помощи. Эта   информация   помогает   понять   какие   учебные   действия   и   у   каких ΙΙΙ детьми. . Развитие коммуникативных умений выявляется в процессе наблюдения за учеников необходимо формировать. ­ о низком уровне свидетельствует невступление в контакт со сверстниками и учителями. Таким   ученикам   нужна   поддержка,   вселение   уверенности,   постепенное включение в работу, давая маленькие поручения и хваля за их выполнение. ­ среднем уровне свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками (они постепенно включаются в работу при условии поощрения и поддержки). ­   о   высоком   уровне   свидетельствует   инициативность   ребенка,   контакт   со сверстниками,   взрослыми,   указывают   другим,   как   надо   делать   что­то.   Нельзя игнорировать их в процессе работы, иначе потеряется мотивация. Данные фиксируются на каждом этапе обследования и сопоставления между собой.   Видно   как   идет   развитие   каждого   ученика.   Результата   контрольно­ методических срезов на определение сформированности обще учебных умений и навыков фиксируются в технологических картах. Методика определения включает в себя различные задания, подобранные с учетом программного материала. 1) найти в тексте учебника ответ на поставленный вопрос; 2)   выделить   главную   мысль   в   прочитанном   абзаце   и   изложить   ее   своими словами; 3 Самостоятельно разделить текст на части, озаглавить их, составить план параграфа, составить рассказ по плану; 4) составить план к рассказу учителя (ответу ученика); 5) составить по рисунку задачу, рассказ о физическом явлении; 6) рассказать по таблице об устройстве и принципе действия прибора; 7) прочитать параграф и составить рассказ о физическом явлении, величине, приборе по обобщенному плану, предложенному учителем; 8)   сопоставить   изложение   одних   и   тех   же   вопросов   в   разных   учебных пособиях (если, в кабинете есть учебные пособия разных авторов); 9) составить вопросы к тексту для взаимоконтроля; 10) дать рецензию на ответ соученика; 11) подготовить сообщение по теме. Задания   1   и   2   дают   возможность   выяснить,   насколько   внимательно   и вдумчиво вчитываются учащиеся к текст, умеют выделять главное. Задания 3 и 4 дают возможность судить, как дети умеют разделять текст на законченные смысловые части, делать точные и краткие заголовки к каждой. Задания 5­7, 10 и 11 дают наглядное представление о развитии логического мышления, о способности к творчеству, о развитии речи. Задание     8     позволяет     выявить   уровни     сформированности     таких мыслительных операций,     как     анализ,     синтез,     сравнение,     сопоставление, развитие логического мышления учащихся. Задания   9   и   10   позволяют   судить   о   критичности   ума   и   о   таких   чисто человеческих качествах, как объективность, честность. Отработка результатов. Каждый ответ оценивается баллами. Результат на начало эксперимента 2012­2013 учебный год. Класс 7 8 9 10 11 Уровень развития ОУУН Высокий  1 0 0 2 2 Средний  3 3 2 2 3 Низкий 3 6 3 1 1 Наметился круг учащихся, которых можно занести в «банк» способных и одаренных детей. Перед собой поставили задачу: 1) выяснить причину отсутствия положительной динамики. 2)   продолжить   изучать   возможность   учебного   материала   в   развитии интеллектуально­творческой активности учащихся. Подводя   итоги   проделанной   работы,   имея   данные   диагностики   уровня сформированности   общеучебных   умений   и   навыков   можно   сделать   вывод: диагностика развития личности учащихся позволяет учителю: ­ обследовать развивающий эффект своей деятельности; ­ видеть достоинства и недостатки образовательного процесса; ­ выявлять проблемы в развитии каждого ученика; ­оказывать помощь каждому ученику. В каждом классе выделена группа учащихся: Ι .   С   высоким   уровнем   развития   (этих   учащихся   отличает   высокая любознательность, они умеют отслеживать причинно­следственные связи, делать соответствующие   выводы,   их   отличает   способность   классифицировать,   умение широко   использовать   накопленные   знания,   обладают   отличной   памятью, способностью   концентрировать   внимание   на   чем­либо,   проявлять   упорство   в достижении результата). среднем уровнем развития интеллектуально­творческой активности). ΙΙ . Учащиеся с устойчивой динамикой (от   низкого к высокому уровню, со ΙΙΙ . Учащиеся с отсутствием положительной динамики. Учащиеся   первой   группы   систематически   занимаются,   имеют   результат, демонстрируют их, участие в различных мероприятиях. Их умение сформированы, действия становятся привычными. Учащиеся   второй   группы   –  они   активны,  любознательны,  но   в   некоторых случаях требуется внешний контроль. Учащиеся третьей группы – для проявления своих качеств, им необходим внешний контроль со стороны взрослых. По полученным результатам делают вывод об   актуальном   уровне   развития   возможностей   каждого   ребенка,   имея представление о динамики развития ребенка и об эффективности педагогической работы с ними. Апробированные мной на практике технологии: 3) «Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова». Способствуют   умению   самостоятельно   приобретать   знания,   критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Приобщить детей   к   миру   книг,   обеспечить   благоприятные   условия   для   практического включения в творческую деятельность. Конкурс: «Проба пера»: а) конкурс сочинений на физические темы. «Что мы знаем о молекулах?»; «Что произойдет на Земле при отсутствии сил трения?»: б) конкурсы стихотворении на физические темы. в) составление ребусов, кроссвордов по разделам физики. г) выступление с докладами на научно­практических конференциях. д) составление таблиц, памяток по физическим формулам и законам. Творческий потенциал внеурочной деятельности по предмету, развивающий мотивацию   учащихся   и   прививающий   активное   творческое   отношение   к поставленным   задачам,   успешно   реализуется   в   таких   формах   как   предметные недели, защита работ учащихся, олимпиады, работы кружка «Физика вокруг нас», общешкольного мероприятия «Фестиваль учебных проектов».  Использование   различных   заданий   на   уроках   и   во   внеклассной   работе помогает мне: ­ развивать, формировать творческую личность. ­ вызывать интерес к новым знаниям. ­ развивать логическое мышление, память, речь, воображение, фантазию. ­ закреплять уже имеющиеся знания по предмету. ­ осуществлять межпредметную связь.  Мои   ученики   умеют   анализировать,   сравнивать,   сопоставлять   учебный   и дополнительный   материал,   при   ответе   приводить   необходимые   доказательства, делать выводы, обобщать. Эта работа способствует желанию учащихся: 1) Принимать участие в первом и втором этапах всероссийской олимпиадах школьников, и участие в Межрегиональной заочной физической олимпиаде. Года 2008­2009 2009­2010 2010­2011 2011­2012 2012­2013 5кл. м ­ ­ ­ 5 ­ 6кл. м ­ ­ ­ ­ 6 7кл. 8кл. 9кл. 10кл. 11кл. 2 1 1 1 1 2 2 ­ 1 ­ ­ 2 ­ ­ 1 3 ­ 1 1 ­ 4 3 1 1 ­ Учащиеся награждены дипломами I степени Всероссийской школы  математики и физики «Авангард».

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач

Методика решения познавательных задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017