МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА» (РАЗРАБОТАНА Р.С. НЕМОВЫМ)
Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.
Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:
А теперь давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладает перечисленными качествами.
Выберите одну из букв, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.
Буквы означают: н - никто; м - меньшинство; п - половина; б - большинство; в - все.
1. Свои слова подтверждают делом.
2. Все вопросы решают сообща.
3. Правильно понимают трудности, стоящие перед классом.
4. Радуются успехам товарищей.
5. Помогают новичкам, ребятам из младших классов.
6. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.
7. Знают задачи, стоящие перед классом.
8. Требовательны к себе и другим.
9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.
10. Принципиально оценивают успехи коллектива.
11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.
12. К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования.
13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.
14. Знают итоги работы коллектива.
/5. Сознательно подчиняются дисциплине.
16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса.
17. Одинаково оценивают общие неудачи.
18. Уважают друг друга.
19. Радуются успеху новичков и ребят из других классов.
20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.
21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.
22. По - хозяйски относятся к общественному добру.
23. Поддерживают принятые в классе традиции.
24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.
25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
26. Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов.
27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.
Ход проведения. После объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса.
Обработка и интерпретация полученных данных. Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:
в - 4 балла;
б - 3 балла;
п - 2 балла;
м - 1 балл;
н - 0 баллов.
Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.
Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник. Принято считать, что если М составляет не менее 75 % от максимально возможной оценки (в нашем случае М > 3), то можно констатировать высокий уровнень эталонности общности, если же М составляет 50 - 74 % (2< М < 3) или менее 50 % (М < 2), то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровнях эталонности общности в восприятии ее членов.
МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ»
(СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ КНИГИ: ФРИДМАН Л.М. И ДР. «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ И УЧЕНИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ». - М., 1998)
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать другим без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
СОЦИОМЕТРИЯ
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1.Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил (а) бы? (Укажи фамилию и имя этого человека).
2.А кого пригласил (а) бы на день рождения в последнюю очередь? (Укажи фамилию и имя этого человека).
3. Кому ты доверяешь свою тайну? (Укажи фамилию и имя этого человека).
4.Кому никогда не доверишь свою тайну? (Укажи фамилию и имя этого человека).
Ход проведения. Исследователь задает поочередно 4 вопроса, которые являются критериями выбора (2 положительных и 2 отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии - при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составляется социометрическая матрица.
Она состоит: по вертикали — из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали из номеров, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С, то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
С== М h-1 |
С - социометрический статус учащегося;
М - общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных);
п - число испытуемых.
Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления
7 = 0,78.
9
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на 5 статусных групп.
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента:
Статусная группа
«Звезды»
«Предпочитаемые»
«Принятые»
«Непринятые»
«Отвергнутые»
Количество полученных выборов
В два раза больше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов.
В полтора раза больше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов.
Равно или несколько больше (меньше) среднего числа полученных одним испытуемым выборов.
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов.
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных одним испытуемым выборов.
Среднее число полученных одним испытуемым выборов (К) вычисляется по формуле:
Общее число сделанных положительных выборов
К= _________________________________________
Общее количество испытуемых
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОДГОТОВЛЕНА ПРОФЕССОРОМ П.В. БАЙБОРОДОВОЙ)
Цель: выявление мотивов участия учащихся в деятельности.
Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 - привлекает очень сильно;
2 - привлекает в значительной степени;
1 - привлекает слабо;
0 - не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
1. Интересное дело.
2. Возможность общения с разными людьми.
3. Возможность помочь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Возможность творчества.
6. Возможность приобрести новые знания, умения.
7. Возможность руководить другими.
8. Возможность участвовать в делах своего коллектива.
9. Возможность заслужить уважение товарищей.
10. Возможность сделать доброе дело для других.
11. Возможность выделиться среди других.
12. Возможность выработать у себя определенные черты характера. Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ (СОСТАВЛЕНА ДОЦЕНТОМ Е.Н. СТЕПАНОВЫМ)
Цель: определить общественную активность учащихся.
Необходимо для проведения. На доске составляется список учащихся с порядковым номером перед каждой фамилией, а также дается краткое описание ориентиров для оценки общественной активности школьников. Предлагается 5 ориентиров:
1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива.
2-й ориентир. Участвует в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.
3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поручения, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя.
4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, участвует в общественной работе лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, безразличен к делам коллектива и участию в них других.
5-й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.
Ход проведения. Исследователь подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая особое внимание на усвоение испытуемыми содержательных характеристик ориентиров. Затем испытуемые заносят на листке бумаги в первую строку номера самых активных учащихся, соответствующих требованиям 1 - го ориентира, во вторую строку - тех, кто соответствует требованиям 2 - го ориентира и так далее до тех пор, пока не будут занесены порядковые номера всех учащихся в пять отведенных строк. В одну из пяти строк учащийся заносит свой порядковый номер, тем самым осуществляя самооценку собственной активности. Подписанные учащимися листки сдаются исследователю.
Обработка и интерпретация полученных данных. Исследователь обрабатывает полученные данные с помощью следующей матрицы
№ |
Фамилия, имя |
Кого оценивают |
||||||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
Андреев С. |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
|
2 |
Бибикова Н. |
2 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
1 |
2 |
4 |
|
3 |
Демченкова В. |
4 |
3 |
2 |
2 |
5 |
3 |
3 |
1 |
2 |
5 |
|
4 |
Дроздова В. |
3 |
4 |
1 |
3 |
5 |
3 |
3 |
1 |
2 |
5 |
|
5 |
Иванов П. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
5 |
|
6 |
Кузнецова Л. |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
4 |
|
7 |
Кутасов А. |
4 |
4 |
1 |
3 |
4 |
2 |
4 |
1 |
3 |
5 |
|
8 |
Ладзина Н. |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
5 |
|
9 |
Лаптев В. |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
5 |
|
10 |
Леонов В. |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Сумма оценок (исключая самооценку) |
28 |
30 |
10 |
25 |
36 |
25 |
31 |
11 |
17 |
43 |
||
Количество оценок (исключая самооценку) |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
||
|
Средняя оценка |
3,1 |
3,3 |
1,1 |
2,8 |
4,0 |
2,8 |
3,4 |
1,2 |
1,9 |
4,8 |
|
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся в матрицу его оценки общественной активности своих товарищей. Например, если Андреев С. в ходе эксперимента внес фамилию Демченковой В. в первую строку, то в матрицу ставится цифра 1 на пересечении первой строки и третьего столбца, если тот же испытуемый внес фамилию Леонова В. в пятую строку, то цифра 5 ставится на пересечении первой строки и десятого столбца. Внизу подсчитывается количество оценок, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), исключая самооценку учащегося. Далее вычисляется средняя оценка общественной активности испытуемого, которая может рассматриваться как статус активности учащегося:
Сумма оценок активности испытуемого
Статус активности учащегося (А) = --------------------------------------------
Число испытуемых минус единица
По уровню статуса активности можно классифицировать испытуемых на 5 групп:
номер группы |
Степень и характер активности учащегося |
Величина статуса |
1 |
Высокая (организаторская) активность |
А <1,5 |
2 |
Хорошая (активно-исполнительская) активность |
1,5 < А <2,5 |
3 |
Средняя (пассивно-исполнительская) активность |
2,5 < А <3,5 |
4 |
Низкая (принудительная) активность |
3,5 < А <4,5 |
5 |
Активность не проявляется |
4,5 < А |
На основании приведенных нами данных можно классифицировать испытуемых следующим образом:
1-я группа - Демченкова В., Ладзина Н;
2-я группа - Лаптев В.;
3-я группа - Андреев С, Бибикова Н., Дроздова В., Кузнецова Л.;
4-я группа - Иванов П.;
5-я группа - Леонов В.
Сопоставление самооценки (в матрице самооценки выделены шрифтом) и оценки общественной активности позволяют определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответствует мнению одноклассников.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОДГОТОВЛЕНА ПРОФЕССОРОМ П.В. БАЙБОРОДОВОЙ)
Цель: выявление мотивов участия учащихся в деятельности.
Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 - привлекает очень сильно;
2 - привлекает в значительной степени;
1 - привлекает слабо;
0 - не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
1. Интересное дело.
2. Возможность общения с разными людьми.
3. Возможность помочь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Возможность творчества.
6. Возможность приобрести новые знания, умения.
7. Возможность руководить другими.
8. Возможность участвовать в делах своего коллектива.
9. Возможность заслужить уважение товарищей.
10. Возможность сделать доброе дело для других.
11. Возможность выделиться среди других.
12. Возможность выработать у себя определенные черты характера. Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ»
(СОСТАВЛЕН ДОКТОРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК Н.Е. ЩУРКОВОЙ, АДАПТИРОВАН В.М. ИВАНОВОЙ, ТВ. ПАВЛОВОЙ, Е.Н. СТЕПАНОВЫМ)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 5а класса.
Ход проведения:
1. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (можно указать лишь половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» - мальчик, «д» - девочка).
2. Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Номер вопроса |
Буква ответа |
||
|
а |
б |
в |
1. 2. 3. |
* |
* |
* |
3.Важно проследить за тем, чтобы атмосфера во время тестирования содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности учащихся.
4. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
5. Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком «*».
1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь?
а) ничего, какое мое дело?
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону «03», останавливаю прохожих.
4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
5.Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступаешь в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ни как: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто потерял;
в) может быть, возьму себе.
7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
а) на шпаргалки;
б) на усталость учителя: авось пропустит;
в) на свои знания.
8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты
предпримешь?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) уйду немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
9. Некий волшебник предлагает тебе устроить обеспеченную жизнь без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы согласиться.
13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет для меня значения;
в) разрываю все отношения с этим человеком.
15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
в) я буду ждать новых сообщений.
16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклас- сников?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) мне все равно.
17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
а) отдаю - здоровье дороже;
б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет...;
в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
18. Когда ты уезжаешь надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
а) быстро начинаю скучать;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал (а).
19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
Большое спасибо за ответы!
Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа 1. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19.
Графа 2. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа 3. Сосчитать * на вопросы 2-3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа 1. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17,20.
Графа 2. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа 3. Сосчитать * на вопросы 11, 12.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ
(РАЗРАБОТАНА ДОЦЕНТОМ А.А. АНДРЕЕВЫМ)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать; 1 - не согласен;
О - совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3 или «У» меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (РАЗРАБОТАНА ДОЦЕНТОМ Е.Н. СТЕПАНОВЫМ)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 - совершенно согласен;
3 - согласен;
2 - трудно сказать;
1 - не согласен;
0 - совершенно не согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. 4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников ребенок чувствует комфортно. 4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. 4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка. 4 3 2 1 0
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель. 4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. 4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. 4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности ребенка.4 3 2 1 0
В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку. 4 3 2 1 0
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. 4 3 2 1 0
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье ребенка. 4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. 4 3 2 1 0
Школа готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 4 3 2 1 0
Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы «У» определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент «У» равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент «У» меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
РАЗВИВАЮЩАЯ АНКЕТА «ТВОИ УВЛЕЧЕНИЯ»
(СОСТАВЛЕНА ДОЦЕНТОМ А.А. АНДРЕЕВЫМ)
Цель: выявление и развитие социально ценных интересов учащихся среднего и старшего возраста. Ход проведения.
I. Каждому учащемуся предлагается выполнить следующее задание: составить список своих увлечений - тех занятий, которые кажутся тебе особенно интересными, привлекательными (но не более 10 основных), и запиши их в столбик. Рядом с полученным списком начерти таблицу из 4 вертикальных граф («а», «б», «в», «г»):
а) поставь «+» в графе «а» рядом с теми увлечениями, которые приносят пользу не только тебе, но и окружающим (родителям, друзьям, учителям и другим людям). Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число;
б) поставь «+» в графе «б», если твое увлечение требует участия других людей в виде жертвы с их стороны (временем, деньгами, своими интересами, вещами и т. д.). Подсчитай общее число плюсов. Запиши их число;
в) поставь «+» в графе «в», если твое увлечение помогает тебе стать лучше, способствует твоему развитию. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число;
г) поставь «+» в графе «г», если твое увлечение осуществлялось на практике в течение последних двух недель хотя бы раз. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число.
А теперь поразмышляй, сделай выводы о том, достаточно ли серьезно ты относишься к выбору предмета своих увлечений, не мешают ли они близким людям, не являются ли увлечениями лишь в твоем воображении.
II. Выполнение второго задания: составь список из 10 самых любимых вещей (из числа тех, какими дома распоряжаешься только ты).
Как и в предыдущем упражнении, начерти рядом с получившимся списком таблицу из 4 вертикальных граф:
а) поставь «+» в графе «а» рядом с названием вещи, без которой ты вполне мог бы обойтись. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число;
б) поставь «+» в графе «б», если вещь есть у тебя, но ее не имеют родители, хотя и хотели бы иметь. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши число;
в) поставь «+» в графе «в», если эта вещь тебе необходима только лишь для поддержания собственного авторитета среди товарищей. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число;
г) поставь «+» в графе «г» рядом с названием вещей, которые нужны тебе, чтобы приносить пользу и другим людям. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число.
А теперь поразмышляй, сделай выводы о своем предпочтении духовных или материальных ценностей.
III. Выполнение третьего задания: аналогично предыдущему составь список из 10 вещей, которые ты хотел бы иметь немедленно, но сейчас еще не имеешь.
Проделай такую же работу, какую проделал в предыдущем упражнении. Проанализируй, реалистичны ли твои ожидания, соответствуют ли они возможностям твоей семьи.
АНКЕТА СТАРШЕКЛАССНИКА «Я И СМЫСЛ МОЕЙ ЖИЗНИ»
(СОСТАВЛЕНА А.А. АНДРЕЕВЫМ И Е.Н. СТЕПАНОВЫМ)
Цель: выявить доминирующие ценностные ориентации членов классного сообщества.
Ход проведения: Учащимся предлагается заполнить бланк анкеты со следующими заданиями и вопросами:
Дорогой друг! Предлагаем тебе и твоим одноклассникам подумать о смысле и ценностях жизни человека. Выполни, пожалуйста, следующие задания:
1. Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Хорошая жизнь-это...
Счастливый человек - это тот, кто...
Больше всего я ценю в людях...
Смысл моей жизни заключается в том, что...
2. Укажи, какие из перечисленных ниже целей жизни и качеств человека для тебя являются важными. Обведи кружком ниже каждого выражения одну цифру, которая будет твоим ответом. Цифры обозначают:
1 - совсем неважно;
2 - почти неважно;
3 - немного важно;
4 - довольно важно;
5 - очень важно.
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках 1 2 3 4 5
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий) 1 2 3 4 5
Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений) 1 2 3 4 5
Здоровье (физическое и психическое) 1 2 3 4 5
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений) 1 2 3 4 5
Интересная работа 1 2 3 4 5
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 1 2 3 4 5
Свобода как независимость в поступках и действиях 1 2 3 4 5
Хорошие и верные друзья 1 2 3 4 5
Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве) 1 2 3 4 5
Познание (возможность расширения образования, кругозора) 1 2 3 4 5
Счастливая семейная жизнь 1 2 3 4 5
Творчество (возможность творческой деятельности) 1 2 3 4 5 Общественное признание (уважение окружающих, товарищей) 1 2 3 4 5
Активная, деятельная жизнь 1 2 3 4 5
Равенство (братство, равные возможности для всех) 1 2 3 4 5
Ответь на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
Обработка и интерпретация полученных данных. Анализ результатов выполнения первого задания позволит педагогу понять направленность личности учащихся: на реализацию духовных и/или материальных потребностей, на добро и/или зло, на пользу себе и/или окружающим. Ответы учащихся на вопросы второго задания могут быть использованы классным руководителем для определения доминирующих ценностных ориентации в классном сообществе. В качестве дополнительной информации о самореализации и самоутверждении личности учащихся класса можно рассматривать ответы старшеклассников на третий и четвертый вопросы.
Анкета учащегося «ты и твой класс»
(составлена е.н. степановым и а. а. андреевым)
Цель: выяснить представления учащихся о своем классе, их оценочные
суждения о деятельности и отношениях в классном сообществе.
Ход проведения: Классный руководитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы анкеты:
Нравится ли тебе самому твой класс? Подчеркни один из предложенных ответов: да; больше да, чем нет; трудно сказать (и да, и нет); больше нет, чем да; нет.
2. Что больше всего тебе нравится в классе?
3. Что тебе не нравится в твоем классе?
4. Если бы ты стал классным руководителем, то какие изменения ты внес бы с жизнь класса?
5. Оцени, пожалуйста, отношения между учащимися в твоем классе. С этой целью подчеркни один из предложенных ответов:
в нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе; в нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя: наш класс недружный, часто возникают ссоры;
А теперь подумай еще над таким вопросом: кто твои друзья? Ими могут быть отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка, другой родственник, сосед, знакомый юноша, знакомая девушка, одноклассник, одноклассница, товарищ по кружку, секции, клубу, приятель из твоей компании, классный руководитель, другой учитель, руководитель кружка, секции и т.д. Большой список, но друзей, как правило, бывает немного. Пожалуйста, подумай и ответь на следующие вопросы:
6. Кто умеет правильно оценивать твои поступки?
7. Кто может указать на твои недостатки, кого ты больше послушаешь
8. Ты хочешь принять какое-то важное для себя решение. С кем ты прежде всего посоветуешься?
9. Как ты думаешь, кто из твоих друзей мог бы стать другом нашего класса?
10. На кого тебе хотелось быть похожим (ей) в своей жизни?
11. Чем ты увлекаешься в свободное от учебы время?
12. Охарактеризуй, пожалуйста, свои отношения с родителями:
очень хорошие; хорошие; когда как; плохие; очень плохие.
13. Как ты сам (а) определил(а) бы свое положение в семье? как человека, которого понимают и уважают;
как человека, которого постоянно опекают;
как человека, вынужденного подчиняться;
как человека, которого никто не понимает и не любит;
как человека, который тиранит всех остальных;
как человека, который помогает решать семейные проблемы;
как постороннего человека, который не желает участвовать в жизни семьи;
какое еще
14. Считаешь ли ты, что твои родители до конца откровенны с тобой? да; нет;
15. Назови 3 самые большие твои желания:
Обработка и анализ результатов анкетирования. Полученные данные позволяют выяснить представления учащихся о своем классе, положительных и отрицательных сторонах жизнедеятельности классного сообщества. Полезную информацию получает классный руководитель о родителях и друзьях учащихся, об интересах и увлечениях своих воспитанников. Анализ ответов на вопросы № 6,7,8 помогает определить круг наиболее авторитетных и значимых лиц, оказывающих решающее влияние на формирование личности учащихся.
ИГРА «МОРСКИЕ КОМАНДНЫЕ УЧЕНИЯ»
(СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ ИГРЫ «ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ», ИЗЛОЖЕННОЙ В КНИГЕ КЬЕЛЛА РУДЕСТАМА «ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»)
Цель: выявить сформированность эмоционально-психологических отношений учащихся в коллективе класса, определить лидеров классного сообщества.
Оборудование и инвентарь:
1. Столы экипажей и пункта управления учениями располагаются по кругу (за каждым столом будет сидеть 3-5 человек), стулья расставляются вдоль стены.
2. На классной доске изображается табло с перечислением предметов, которые будут ранжированы в ходе игры.
3. 30 листов бумаги для заметок и 10 -15 стандартных листов чистой бумаги.
4. Таблички для обозначения номеров или названий экипажей кораблей.
Ход проведения игры:
I. Учащимся класса предлагается разделиться на экипажи кораблей в составе от 3 до 5 человек в каждом и расположиться за расставленными в аудитории столами. Классный руководитель вместе со своими помощниками (2-3 школьника из числа старшеклассников) занимают стол, который является пунктом управления учениками.
II. Члены экипажей в течение 2-3 минут придумывают названия своих кораблей и сообщают о своем решении участникам игры. На стандартном листе они записывают фамилии и имена членов своей команды.
III. Классный руководитель зачитывает следующую инструкцию: «В нашем классе проводятся морские командные учения. С этой целью сформированы экипажи кораблей. Корабли не имеют постоянной связи друг с другом и с пунктом управления учениями. Только руководитель учений может установить связь с любым кораблем и наладить ее между кораблями. Экипажам необходимо выполнить сложное задание Генерального штаба. Представьте, что в результате пожара ваш корабль тонет летом в Тихом океане. Из-за поломки навигационных приборов вы не знаете, где находитесь, но примерно на расстоянии тысячи миль от ближайшей земли и на таком же расстоянии от водных путей других кораблей. Имущество оставшихся в живых составляет несколько коробок спичек и 5 десятирублевых купюр. Вы можете воспользоваться прочным надувным плотом, на котором могут плыть все оставшиеся в живых члены экипажа, и взять с тонущего корабля 10 предметов. Запишите их в центре листка для заметок, располагая друг под другом следующие предметы:
Вам необходимо решить, какой из перечисленных предметов следует взять с тонущего корабля в первую, вторую, ..., десятую очередь».
IV. Руководитель учений предлагает: «В течение 5 минут каждый из членов команды должен самостоятельно поставить цифровой ранг от 1 до 10 перед перечисленными предметами в зависимости от их важности в данной ситуации».
V. Пункт управления учениями приказывает: «В течение 5 минут каждый экипаж должен принять совместное решение о ранжировании предметов» (ранги предметов ставятся командиром экипажа на стандартном листе бумаги).
VI. Поступает указание руководителя учений: «После выработки совместного решения каждому члену экипажа предлагается в течение 2 минут принять свое окончательное решение по ранжированию предметов и поставить цифры рангов после наименования предметов».
VII. Пункт управления учениями приказывает: «Между экипажами кораблей (называются номера или названия этих кораблей) будет установлена связь на 2 минуты. У экипажей есть возможность использовать эти минуты, чтобы избежать ошибок и сомнений в своем групповом решении. Дается одна минута для подготовки к выходу на связь... Связь между кораблями установлена, можно приступить к работе».
VIII. Руководитель учений приказывает: «В течение 3 минут каждому экипажу принять окончательное решение по ранжированию предметов и доложить о нем руководителю учений».
IX. Капитаны кораблей поочередно заносят решение своих экипажей на табло и обосновывают коллективную точку зрения своей команды.
X.Руководитель учений заносит на табло (см. образец) правильное ранжирование предметов, а его помощники высчитывают сумму отклонений решений экипажей от правильных рангов предметов.
Наименование предметов |
Правильный ранг |
Решения экипажей |
||||
|
|
1-й корабль |
Отклонения |
2-й корабль |
Отклонения |
|
Зеркало |
1 |
|
|
|
|
|
Канистра с |
3 |
|
|
|
|
|
водой |
|
|
|
|
|
|
Сухой паек |
4 |
|
|
|
|
|
Карта океана |
10 |
|
|
|
|
|
Канистра со смесью |
2 |
|
|
|
|
|
Транзистор |
9 |
|
|
|
|
|
Бутылка рома |
8 |
|
|
|
|
|
Шоколад |
5 |
|
|
|
|
|
Рыболовная снасть |
6 |
|
|
|
|
|
Подушка |
7 |
|
|
|
|
|
Обоснование правильного ранжирования предметов:
1.Зеркало для бритья. (Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.)
2. 10-литровая канистра с нефтегазовой смесью. (Нефтегазовая смесь может быть зажжена десятирублевой купюрой и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.)
3. 20-литровая канистра с водой. (Необходима для утоления жажды.)
4. Одна коробка сухих пайков. (Обеспечивает основную пищу.)
5. Две коробки шоколада. (Резервный запас пищи.)
6. Рыболовная снасть (Оценивается ниже, чем шоколад, в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что поймаете рыбу).
7.Плавательная подушка. ( она может служить спасательным средством.)
8.Одна бутылка рома крепостью 80 градусов. (Содержит 80% алкоголя - достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание организма).
9.Транзисторный радиоприемник (не имеет ценности, так как нет передатчика).
10. Карта Тихого океана. (Бесполезна без навигационных приборов.)
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку при кораблекрушении, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей, водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет надежды быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят на помощь в первые 36 часов, а человек может прожить это время без пищи и воды. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.
XI.То же самое выполняет каждый учащийся индивидуально, чтобы определить сумму отклонений своего собственного ранжирования от правильного решения. Свои листочки члены экипажей передают в пункт управления учениями.
XII. Руководитель учений называет и поощряет победителей игры, занявших призовые места в личном и групповом первенстве.
Анализ результатов игры. Классный руководитель анализирует состав каждого экипажа корабля, так как распределение учащихся по игровым группам в большинстве случаев соответствует структуре сложившихся межличностных отношений в классном сообществе. Внимание классного наставника должно быть обращено и на выяснение того, кто из учащихся выполнял роль капитана того или иного корабля, что позволяет предположить о выполнении этими учащимися лидерской роли в своих группах. Не должны остаться незамеченными и те члены классного сообщества, которые занимали пассивную позицию в работе групп, как бы не находя возможностей «вписаться» в совместную деятельность. Возможно, что эти учащиеся недостаточно комфортно чувствуют себя в классном коллективе.
БЕСЕДА «МОЯ СЕМЬЯ - ЧУДЕСНОЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Н.В. ЧЕРНУШЕВИЧ)
Цели:
I) учить детей понимать родных людей и уважительно относиться к ним;
2) получить новые сведения о семьях учащихся.
Участники беседы учащиеся-пятиклассники, классный руководитель. Оборудование и инвентарь: беседа проходит в учебном кабинете класса. Учащиеся приносят в школу фотографии из семейных альбомов.
Ход проведения беседы: учитель предлагает пятиклассникам разгадать ребус:
Затем учащиеся совместно с классным руководителем занимаются поиском ответа на следующие вопросы:
1. Что такое семья?
В ходе беседы выясняется, что семья состоит из людей, которые являются родственниками и живут вместе. Семьи разных людей отличаются друг от друга. В течение жизни состав семьи может изменяться.
Учитель кратко рассказывает о своей семье и предлагает детям сделать то же самое, используя при этом принесенные фотографии.
2. Что еще, кроме родственных связей, объединяет людей в семье?
Участники беседы приходят к выводу, что членов семьи объединяет забота друг о друге, помощь друг другу. Учитель называет народную пословицу: «Согласную семью и горе не берет».
3. Интересно, чем обычно вместе занимаются члены семьи?
Дети рассказывают о совместных делах и увлечениях, а учитель составляет перечень на доске.
Классный руководитель предлагает учащимся объединиться в группы по три-четыре человека и подготовить пантомимы «Дружная семья». После небольшой подготовки группы демонстрируют свое творчество. Педагогический анализ результатов беседы. После проведения беседы классный руководитель анализирует полученную от учащихся информацию об увлечениях, интересах и отношениях в семьях своих учеников, определяет степень развития у пятиклассников креативных способностей, проявленных при выполнении творческого задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.