План:
Воспитательная система;
Главные функции воспитательной системы;
Структура воспитательной системы;
Технология моделирования воспитательной системы;
Технология моделирования воспитательной системы;
Механизм функционирования и построения воспитательной системы группы;
Вывод
Воспитательная система
Воспитательная система – это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, её организующих и в ней участвующих; отношений интегрирующих субъектов в некую общность ;среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность.
Главные функции воспитательной системы
Интегрирующая (приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий);
Регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им);
Развивающая (обеспечивает динамику системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании)
Индивидуально-групповой компонент
Воспитатель;
Воспитанники группы;
Родители воспитанников;
Педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.
Ценностно-ориентационный компонент
Цели и задачи воспитания;
Перспективы жизнедеятельности группового сообщества;
Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности группы.
Функционально- деятельностный компонент
Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
Основные функции воспитательной системы;
Педагогическое обеспечение самоуправление, жизнедеятельности группового общества
Пространственно-временной компонент
Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
Связи и отношения группового сообщества с другими общностями детей и взрослых;
Место и роль группы в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
Этапы становления и развития воспитательной системы
Технология моделирования воспитательной системы
Изучение детей группы, отношений, общение и деятельности в коллективе;
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности группового сообщества;
Сплочение и развитие коллектива, создание развивающей среды личности ребёнка.
Цели воспитательной системы
Для воспитателя управление процессом развития личности; взаимодействие всех участников воспитательного процесса
Для воспитанников: формирование коммуникативных навыков; самореализация формирование
Я-концепции;
Для родителей: научение социальным навыкам; адаптация к социуму;
Для доу включенность группы в воспитательную систему доу в качестве ее компонента.
Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса
Учение
Цель:
развитие познавательной активности
Задачи:
формирование потребностей и самообразовании;
развитие умений и навыков в учебной деятельности;
выявление индивидуальных способностей;
развитие самостоятельности мышления.
Формы реализации:
конкурсы;
тематические КВНы;
викторины;
мозговые штурмы.
Творчество
Цель:
Развитие творческой активности.
Задачи:
выявление и развитие индивидуальных способностей развитие умений и навыков в творческой деятельности развитие творческого воображения
Формы :
реализации конкурсы выставки ;
концерты ;
уроки творчества;
театральные постановки вечера ;
акции и проекты ;
посещение театров, музеев, выставок.
Общение
Цель:
развитие умений и навыков в сфере общения. Задачи
развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умение выслушивать другого человека, сочувствию, сопереживанию. развитию способности к самопознанию, самоанализу;
обучение коммуникативным навыкам;
Формы реализации:
тренинги общения ролевые игры;
встречи с интересными людьми;
экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
КТД.
Коллектив
Цель:
создание благоприятной социально-психологической обстановке в группе
Задачи:
развитие коммуникативных навыков;
укрепляющих социальные связи;
повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;
обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
выражению своих чувств и переживаний без конфликтов
Формы
ролевые игры ,вечера отдыха;
экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
КТД;
КВН ;
акции и проекты посещение театров, музеев, выставок
Критерии эффективности воспитательной системы класса
воспитанность учащихся;
защищенность и комфортность ребенка;
удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельность в группе ;
сформированность коллектива;
репутация группы;
проявление индивидуальности;
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности дошкольника;
развитость креативных способностей.
Вывод
Применение системного подхода позволит сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Роль воспитательной системы каждой группы важна для общеобразовательной системы доу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.