Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.
Оценка 4.7

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Оценка 4.7
Документация
docx
администрации +2
Взрослым
13.05.2018
Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении биологии. Цель: определить эмоциональное отношение к учебному предмету биологии, взаимоотношения между учителем - предметником и учениками, отношения среди учащихся на данных уроках. Используемые методики: • Определение отношения к учебному предмету биология, психологический климат на уроке (анкета); • Методика диагностики направленности учебной мотивации к конкретному предмету( методика Дубовицкая Т.Д.); • Наблюдение (организация учебной деятельности учащихся во время урока) Большинству опрошенных в ходе анкетирования учащихся (более две трети 82%) на уроках свойственно спокойное или сосредоточенное состояние, состояние сильного эмоционального беспокойства и переживания на уроках биологии возникает у ребят в основном редко. Более половины опрошенных (78%) посещает уроки биологии с удовольствием и интересом. Процент учащихся, сильно устающих на уроках биологии мал и составляет 21% (3 человек из опрошенных).
Психолог.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимшерская средняя общеобразовательная школа Справка   Настоящая справка подтверждает, что педагогом – психологом Костровской Юлией  Викторовной в соответствии с планом работы проводились диагностические исследования по  методике диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.) Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении биологии. Результаты диагностики: № ФИ учащегося 2013­2014 учебный год 2014­2015 учебный год  2015­2016 учебный год  Кол­ во балл ов 19 1 Атапина  Наталья 2 Жукова  Виктория Карманова Полина 16 18 3 8 9 7 6 5 4 Напалкова  Ксения Оголенко Виолетта Парахневич  Мария Паршуков  Артем Паршуков  Дмитрий Погуляева Екатерина 10 Потапова  Анастасия 11 Потапова Елизавета 12 Сысоева  Кристина 13 Хоменко  Андрей  14 Чувьюрова Наташа 15 Шебырева Татьяна 14 11 12 12 9 17 16 18 15 9 18 14 Мотивация/ уровень Внутренняя/ высокая Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ средняя Внутренняя/ средняя Внутренняя/ средняя Внутренняя/ средняя Внешняя Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая Внешняя/ Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ средняя Мотивация/ уровень Кол­ во балл ов выбыла Кол­ во балл ов выбыла Мотивация/ уровень 18 18 14 12 12 12 10 17 16 18 17 12 18 16 Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ средняя Внутренняя/ средняя Внутренняя/ средняя Внутренняя/ средняя Внешняя Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая Внутренняя/ средняя Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая  20 17 16 12 13 16 11 18 18 20 17 12 20 16 Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ средняя Внутренняя/ средняя Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ средняя Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ средняя Внутренняя/ высокая  Внутренняя/ высокая От____________ Справка Диагностическое исследование проведено декабрь  2015 – 2016 уч. года в 9  классе МОУ Тимшерской СОШ. Всего обследовано: 14 учеников, присутствующих в этот день (из 14 по списку). Цель:   определить   эмоциональное   отношение   к   учебному   предмету   биологии, взаимоотношения   между   учителем   ­   предметником   и   учениками,   отношения   среди учащихся на данных уроках.  Используемые методики:  Определение   отношения     к   учебному   предмету   биология, психологический климат на уроке (анкета);  Методика диагностики направленности учебной мотивации к конкретному предмету( методика Дубовицкая Т.Д.);  Наблюдение (организация учебной деятельности учащихся во время урока) Получены следующие результаты: В рамках аттестации учителя биологии в четвертой четверти 2015 – 2016 и во второй четверти 2015­2016  учебного года педагогом – психологом были посещены уроки Паршуковой Н.А.  Посещение уроков было осуществлено по следующему графику: Дата, номер урока 15.04.2015 23.04.2015 11.11.2015 30.11.2015 Класс  8 класс 8 класс 9 класс 9 класс Тема урока «   Закономерности   работы головного мозга» «Работоспособность. Режим  дня» « Основные понятия  генетики» « Наследование признаков  сцепление с полом» Анализ уроков осуществлялся по следующим показателям: 1)   Организация   учебной   деятельности   учащихся   во   время   урока  (построение   и содержание   урока;   методы   подачи   учебного   материала,   их   целесообразность;   темп окончания урока; наличие рефлексии и оценки урока учащимися и учителем и т.д.); 2) Психологический климат на уроке  (взаимоотношения между учителем и учениками, отношения среди учащихся, преобладающие эмоции на уроке). Наблюдение на уроках было дополнено результатами собеседования с учителем, а также  данными анкетирования, проведенного с учащимися 9 класса. По результатам наблюдения уроков  биологии можно сделать следующие выводы: Анализ посещенных уроков показал, что основы педагогической технологии учителя составляет   традиционная   методика.   Уроки   имели   образовательные,   развивающие   и воспитательные задачи. По образовательной цели это были уроки усвоения новых знаний, навыков и умений, уроки применения знаний, навыков и умений. Используемые Надеждой Алексеевной   формы   их   проведения:   урок­лекция,   урок­беседа,   урок   самостоятельной работы учащихся в классе. Изучение нового материала построено блоками, включающими в   себя   краткое   конспектирование   основных   положений   темы   и   развернутый   рассказ учителя по блокам. Основные методы обучения, используемые Паршуковой Н.А. словесно­ иллюстративный,   поисковый,   проблемно­поисковый,   самостоятельная   работа.   Уроки основаны на научности, связи с жизнью, доступности.  Все этапы уроков учителем соблюдаются. Домашнее задание объясняется, дается в норме.   Речь   учителя   доступна.   Учащиеся   активны   и   работоспособны,   у   большинства чувствуется интерес к предмету, умеют вести конспектирование, планируют свой ответ, но отвечают   с   опорой   на   конспект.  Достаточно   компетентно   учитываются   Надеждой Алексеевной   познавательные   возможности   учащихся   –   возрастные   и   психологические особенности, уровень знаний. Учитель   использует   на   уроках   дополнительный   материал,   приучает   учащихся использовать различные источники для получения информации, в том числе и Интернет. Во время   проведения   уроков   активно   используются   элементы   технологии   развивающего обучения,   что   способствует   не   только   развитию   мыслительной   деятельности,   но   и  позволяет учащимся определить уровень, на котором они работают. На её уроках учащиеся активны,   любознательны,   учатся   высказывать   и   отстаивать   свою   точку   зрения,   что положительно влияет на развитие учебно­коммуникативных навыков. Немаловажную   роль   на   уроке   играет   психологический   климат,   создаваемый Паршуковой   Н.А.   А   именно,   преобладающие   эмоции   у   участников   образовательного процесса   то,   как   построены   взаимоотношения   между   учителем   и   учеником,   характер взаимоотношений между сверстниками. Анализируя данный аспект посещенных уроков, необходимо отметить следующее: На уроках биологии учителем создается благоприятный психологический климат, большинству (78%) учащихся свойственно чувство психологического комфорта.   1. Взаимоотношения   между   учителем   и   учащимися   можно   охарактеризовать   как дружелюбные,   позитивные,   окрашенные   положительными   эмоциями.   Большинство учащиеся активно участвуют в учебном процессе. 2. Зная,   что   эмоциональный   настрой   ребят   влияет   на   их   познавательную   активность, успешность усвоения учебного материала, учитель Паршукова Н.А. создает условия для положительных эмоций, сам их формируют, а именно, старается занять по отношению к ребенку позицию «рядом», создает условия для сотрудничества.  3. Ребята   на   уроке   по   отношению   друг   к   другу   проявляют   взаимопомощь,   учатся сотрудничать.   В   проявлении   этих   качеств   у   детей   важную   роль   играет   сам   учитель, демонстрируя   подобное   поведение   и   создавая   условия   для   позитивных   отношений. Учитель организует работу в парах, работу в группах. 4. В создании учебной мотивации учитель участвует посредством положительной оценки, оказание эмоциональной поддержки учащимся, нуждающимся в ней.  Оценка выражалась различными   формами   (одобрительный   кивок   головой,   улыбка,   осуждающий   жест,   тон голоса, похвала ).   Учитель использует в своей речи  слова «Молодец», «Очень хорошо», что,   конечно   же,   повышает   самооценку   детей,   вызывает   стремление   улучшить   свой результат, добиться более высоких показателей. Оценка школьной мотивации: Для изучения количества учащихся, испытывающих интерес к изучению биологии, был   проведен   мониторинг   по   методике   диагностики   направленности   мотивации Дубовицкой Т.Д. Результаты диагностики: ФИ учащегося Пред мет Атапина  Наташа Жукова  Виктория Карманова Полина Напалкова Ксения Оголенко Виолетта Парахневич Мария Паршуков  Артем Паршуков  Дмитрий Погуляева Екатерина Потапова  Анастасия Потапова Елизавета Сысоева  Кристина Хоменко  Андрей  Биол огия Биол огия Биол огия Биол огия Биол огия Биол огия Биол огия Биол огия Биол огия Биол огия Биол огия Биол огия Биол огия 2013­2014 уч. год Мотивация/ уровень Внутренняя   \высокая Внутренняя   \высокая  Внутренняя   \высокая  Внутренняя   \средняя Внутренняя\ средняя Внутренняя\ средняя Внутренняя\ средняя внешняя Внутренняя   \высокая  Внутренняя   \высокая Внутренняя   \высокая  Внутренняя   \высокая внешняя Кол­ во балло в 19 18 16 14 11 12 12 9 17 16 18 15 9 2014­2015 уч. год Мотивация/ уровень Кол­ во балл ов выбыла 2015­2016 уч. год Кол­во баллов Мотивация/ уровень выбыла 18 18 14 12 12 12 10 17 16 18 17 12 Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ высокая  Внутренняя\ средняя Внутренняя\ средняя Внутренняя\ средняя Внутренняя\ средняя внешняя Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ высокая Внутренняя \ средняя 20 17 16 12 13 16 11 18 18 20 17 12 Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ высокая  Внутренняя\ средняя Внутренняя\ средняя Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ средняя Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ средняя Чувьюрова Наташа Шебырева Татьяна 18 14 Биол огия Биол огия Внутренняя   \высокая  Внутренняя\ средняя 18 16 Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ высокая  20 16 Внутренняя \ высокая  Внутренняя \ высокая  Мотивация изучения биологии учащимися: Уровень внутренней мотивации изучения биологии Уч. годы 2013­2014 2014­2015 2015­2016 Высокий Средний 8 (из15 чел.) 53 % 5 ( из 15 чел.) 33% 8 (из14 чел.) 57 % 5 (из14чел.) 37 % 10 (из14 чел.) 71 % 4 (из15 чел.)  29 % Анализ исследования  за период 2013­2014,2014­2015 учебные года и начало учебного года 2015­2016 показал: у учащихся сформирована   устойчивая мотивация  к изучению биологии. У 71 % (10 чел.) учащихся по биологии высокий уровень внутренней мотивации. Эти   учащиеся   отличаются   наличием   высоких   познавательных   мотивов. Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно. У 29 % (4 чел.) учащиеся  9­го класса по биологии имеют  средний  уровень внутренней  мотивации.  Это учащиеся, которые успешно справляются с учебной деятельностью. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях  теряют интерес к учению.   Качественный анализ результатов диагностики показал, что материал,  изучаемый по предмету   увлекателен,   воспринимается   с   интересом.   Более   57%   учащихся   старается самостоятельно добывать знания и при возникновении затруднений пытаются разобраться до   конца.   69%   учащихся   считают,   что   знания,   приобретаемые   на   уроках   биологии, являются   важными,     85%     школьников   отмечают   необходимостью   включать   данный предмет в расписание уроков.  Психологом   школы   Костровской   Ю.В.   была   проведена   анкета   для   учащихся, направленная на выявление преобладающего эмоционально – психологического состояния на уроках биологии, а также на изучение отношения учащихся к личности и некоторым профессиональным   навыкам   учителя   биологии   Паршуковой   Н.А.(анкета   прилагается   к справке). В   анкетировании   приняли   участие   14   учащихся   9   класса.   Полученные   в   ходе анкетирования результаты были проанализированы и обобщены. Оценка эмоционально – психологического состояния учащихся: 1) На уроках биологии: ­ 65 % учащихся испытывают состояние спокойствия, уверенности; ­ для 14% опрошенных учащихся свойственно сосредоточенное состояние; ­ 14% опрошенных отметило, что на уроках биологии для них свойственны разные эмоциональные состояния, которые зависят от их собственного настроения; ­ лишь 7% учащихся испытывают безразличие.   Обобщая   полученные   результаты,   необходимо   отметить,   что   82%   учащихся свойственно преобладание благоприятного эмоционально – психологического состояния (радость и сосредоточение) на уроках Паршуковой Н.А. 2) Оценивая   частоту   возникновения   у   детей   на   уроках   биологии   состояния   сильного беспокойства и переживания, необходимо отметить, что: ­   35%  опрошенных   указало,   что   подобные   эмоциональные   состояния   на   уроках биологии у них возникают редко;  ­ 30%  учащихся   состояние   беспокойства   и   переживания   на   уроках  биологии    не свойственно вообще; ­ 21% ­ испытывают иногда; ­ 14% ­ часто. 3) Оценивая   вопрос   о   том,   насколько   интересны   уроки   биологии   для   учащихся, необходимо отметить следующее: ­ 79% учащихся всегда посещают уроки биологии с интересом;  ­ 14% респондентов отметили, что уроки биологии для них интересны иногда; ­ 7% ­ редко. 4) Оценка степени возникновения усталости среди учащихся на уроках биологии показала следующее: ­ 42,5% опрошенных указали, что не устают вообще; ­ 36,5% учащихся устают на уроках биологии редко; ­ 21% устают достаточно часто; ­ 0% ­ устают всегда. Отношение учащихся к личности и некоторым профессиональным навыкам учителя биологии Паршуковой Надежды Алексеевны 1) На вопрос, понятны ли вам объяснения учителя на уроке ­ 86% учащихся ответили «да»; ­ 7% ­ «не всегда» ­ 7% ­ «нет». 2) Общение с учителем после уроков, а также проводимые им мероприятия ­ 79% учащихся нравятся; ­ 21% опрошенных – не нравятся. 3) О том, использует ли учитель новые формы проведения уроков, ­ 86% опрошенных учащихся отметили, что использует; ­ 14% учащихся указали, что не использует. 4) На вопрос, корректен ли учитель в обращении с вами ­ 93% учащихся указали, что корректен; ­ 7% ­ не корректен. 5) О том, считается ли учитель с мнением учащихся, а также может ли признать за собой ошибки, свое отношение выразили учащиеся следующим образом: ­ 100% учащихся указывают, что учитель считается с мнением учащихся, признает свои ошибки, если был несправедлив. 6) Мнение о том, выполняет ли сам учитель режим работы, а уже потом требует этого же от учащихся, разделилось следующим образом: ­   86%  опрошенных   учащихся   считают   учителя  дисциплинированным   и исполнительным; ­ 14% указывают, что учитель сам не всегда соблюдает режим работы. Делая   обобщение   всех   результатов,   полученных   по   итогам   анкетирования   учащихся   9 класса, можно сделать следующие выводы: ­ В  целом  на уроках  биологии  преобладает  благоприятный  психологический  климат,  в создании которого немаловажную роль играет сам учитель. ­ Большинству опрошенных в ходе  анкетирования  учащихся (более две  трети 82%) на уроках   свойственно   спокойное   или   сосредоточенное   состояние,   состояние   сильного эмоционального беспокойства и переживания на уроках биологии   возникает у ребят в основном   редко.   Более   половины   опрошенных   (78%)   посещает   уроки   биологии     с удовольствием и интересом. Процент учащихся, сильно устающих на уроках биологии мал и составляет 21% (3 человек из опрошенных). ­   К   личности   учителя   биологии   Паршуковой   Н.А..   учащиеся   в   большинстве   своем относятся положительно, и указывают на то, что в общении с детьми педагог корректен, с ним   интересно   общаться   и   после   уроков.   Учитель   требователен   к   себе   и   учащимся, считается с мнением ребят и может признать свою ошибку. Педагог­ психолог Костровская Ю.В. Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.) Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов. Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и –  записываются  либо   на  специальном  бланке,  либо  на  простом  листе  бумаги  напротив порядкового   номера   суждения.   Обработка   производится   в   соответствии   с   ключом. Методика   используется   со   всеми   категориями   обучающихся,   начиная   с   12­летнего возраста. Инструкция. Вам   предлагается   принять   участие   в   исследовании,   направленном   на   повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите своё отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого   следующие   обозначения:   верно   (++);   пожалуй,   верно   (+);   пожалуй,   неверно   (­), неверно (­­). Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. 1 Изучение данного предмета даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. 2 Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше. 3 В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроках. 4 Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель). 5 Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным. 6 При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу. 7 Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать. 8 Если что­то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути. 9 На   уроках   по   данному   предмету   у   меня   часто   бывает   такое   состояние,   когда «совсем не хочется учиться». 10 Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя. 11 Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками, друзьями. 12 Стараюсь   самостоятельно   выполнять   задания   по   данному   предмету,   не   люблю, когда мне подсказывают. 13 По   возможности   стараюсь   списать   у   товарищей   или   прошу   кого­то   выполнить задание за меня. 14 Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше. 15 Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания. 16 Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. 17 Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом. 18 Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. 19 Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает. 20 Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана). Обработка результатов. Подсчёт   показателей   опросника   производится   в   соответствии   с   ключом,   где   «да» означает   положительные   ответы   (верно;   пожалуй,   верно),   а   «нет»   ­   отрицательные (пожалуй, неверно; неверно). Ключ: Да Нет 1 3 2 4 5 7 6 9 8 10 11 13 12 15 14 16 17 18 19 20 За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета. Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается так: 0 – 10 баллов – внешняя мотивация 11 – 20 баллов – внутренняя мотивация. Для   определения   уровня   внутренней   мотивации   могут   быть   использованы   также следующие нормативные границы: 0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации 6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации 15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации. Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы: Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1,11,14,17 (максимальное Самостоятельность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям Пассивность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 7,10,13 Трудность   в   изучении   предмета   –   положительный   ответ   по   суждению   18 1 количество баллов 8). 2 6,8,12 (максимальное количество баллов 6). 3 (максимальное количество баллов 6) 4 (максимальное количество баллов 2) 5 количество баллов 6) 6 (максимальное количество баллов 6) 7 (максимальное количество баллов 6). Степень данных проявлений:    0 ­ 25%   ­ низкая Интерес к предмету – положительные ответы по суждениям 2,5,19 (максимальное Негативное   отношение   к   занятиям   –  положительные   ответы   по   суждениям   3,4,9 Негативное отношение к предмету – положительные ответы по суждениям 15,16,20 30%­70% ­ средняя 75%­100% ­ высокая Знак   результата,   полученный   при   суммировании   баллов,   показывает   наличие   или отсутствие данных проявлений.

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика, выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика,  выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018