ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
По Забрамной-Боровик
Цели исследования. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку (табл.1) с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок».
Затем предлагают таблицу 2. Ребенка просят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 4 - 5 лет успешно справляются с предложенными заданиями.
Дети с задержкой психического развития выполняют задания таблицы 1 - 2; трудности возникают при определении названия цвета.
У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже. Некоторые 6 - 7-летние умственно отсталые не знают названий цветов. Бывают случаи непонимания цели задания.
Мой вариант
Цели исследования. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фломастеры без колпачков. Инструкция: «У фломастеров потерялись колпачки, давай найдем каждому фломастеру его колпачок». После этого спрашивают: «Покажи фломастер с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) колпачком. Назови, какого цвета этот фломастер».
Затем предлагают разложить карточки по цветам и назвать их.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 4 - 5 лет успешно справляются с предложенными заданиями.
Дети с задержкой психического развития выполняют задания; трудности возникают при определении названия цвета.
У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже. Некоторые 6 - 7-летние умственно отсталые не знают названий цветов. Бывают случаи непонимания цели задания.
Восприятие формы
По Забрамной-Боровик
Цели исследования. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом - верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце». Ответ ребенка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по форм). Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и называть геометрические фигуры.
Анализ результатов. Обычно к 4 - 5 годам дети с нормальным умственным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия.
Дети с задержкой психического развития с удовольствием выполняют это задание. К 5 годам они без труда соотносят предметы сходной формы, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Название фигур знают не все дети. В процессе работы некоторым детям требует организующая помощь.
Умственно отсталые дети начинают соотносить сходные по форме фигуры значительно позже. Даже в период школьного обучения они путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.
Мой вариант
Цели исследования. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.
Процедура проведения. Перед ребенком сначала выкладываются карточки с фигурками, сначала просим показать где находится круг, квадрат и т.д. После можно попросить найти на что похожи фигуры и вставить в соответствующее окошко. Инструкция: «Покажи, на какой из карточек изображен круг, квадрат и т.д. Давай найдем какой предмет похож на круг и закроем этой фишкой».
Анализ результатов. Обычно к 4 - 5 годам дети с нормальным умственным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия.
Дети с задержкой психического развития с удовольствием выполняют это задание. К 5 годам они без труда соотносят предметы сходной формы, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Название фигур знают не все дети. В процессе работы некоторым детям требует организующая помощь.
Умственно отсталые дети начинают соотносить сходные по форме фигуры значительно позже. Даже в период школьного обучения они путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.
Восприятие величины (размера)
По Забрамной-Боровик
Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой", «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.
Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая, маленькая собачка и т. д.).
Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием различают предметы по величине и выполняют это задание к 3 - 3,5 годам.
Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуждаются в помощи.
Умственно отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины к 5 - 6 годам.
Трудным для всех детей является выделение и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов.
Мой вариант
Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.
Процедура проведения. На развороте книги изображено несколько пар геометрических фигур разных по величине и цвету. Инструкция: «Найди пожалуйста красные круги. Покажи большой красный круг. А теперь маленький. Найди, пожалуйста , два треугольника одинакового размера».
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием различают предметы по величине и выполняют это задание к 3 - 3,5 годам.
Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуждаются в помощи.
Умственно отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины к 5 - 6 годам.
Трудным для всех детей является выделение и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов.
Восприятие пространственных отношений
По Забрамной-Боровик
Цели исследования. Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия правое - левое, верх - низ и т. п.
Процедура проведения. На таблице изображено пять разных предметов. Порядок их расположения таков: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа.
Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?». Могут быть заданы и более сложные вопросы: «Что нарисовано вверху слева?», «Что изображено внизу справа?».
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 6 - 7 годам способны понять задание и выполнить его. В тех случаях, когда имеет место несформиванность восприятия пространственных отношений, дети допускают ошибки при работе с данной таблицей.
Дети с задержкой психического развития понимают задание, но при выполнении его часто дают ошибочные ответы. Это может быть вызвано несформированностью восприятия пространственных отношений в указанном возрасте, а также недостаточной сосредоточенностью в процессе работы.
У умственно отсталых детей формирование пространственных отношений, как правило, идет с большим трудом, и эта таблица оказывается посильной лишь к 8 - 10 годам. Отмечаются трудности понимания инструкции.
Мой вариант
Цели исследования. Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться в пространстве; умение дифференцировать понятия правое - левое, верх - низ и т. п.
Процедура проведения. Перед ребенком на столе стоят игрушки. Исследователь ставит одну из них в центр и просит поставить справа другую игрушку, затем взять ещё одну и поставить сверху от центральной игрушки. Расставив так все игрушки, просят ребенка ответить на вопросы: « Кто находится справа от черепахи? Кто находится сверху с права?» и т.п.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 6 - 7 годам способны понять задание и выполнить его. В тех случаях, когда имеет место несформиванность восприятия пространственных отношений, дети допускают ошибки при работе с заданием.
Дети с задержкой психического развития понимают задание, но при выполнении его часто дают ошибочные ответы. Это может быть вызвано несформированностью восприятия пространственных отношений в указанном возрасте, а также недостаточной сосредоточенностью в процессе работы.
У умственно отсталых детей формирование пространственных отношений, как правило, идет с большим трудом, и это задание оказывается посильным лишь к 8 - 10 годам. Отмечаются трудности понимания инструкции.
Внимание
Цели исследования. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части, и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5 - 6-летнем возрасте выполняют это задание.
Дети с задержкой психического развития понимают задание. Случаи ошибочного выполнения, как правило, связаны с недостатками внимания. Организующая помощь эффективна.
Мой вариант
Цели исследования. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память.
Процедура проведения. Перед ребенком расставляют 5-6 игрушек. Обговаривают каждую игрушку и просят запомнить. Потом просят ребенка отвернуться (закрыть глаза) в это время меняют игрушки местами. Вопрос : «Что изменилось?»
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5 - 6-летнем возрасте выполняют это задание.
Дети с задержкой психического развития понимают задание. Случаи ошибочного выполнения, как правило, связаны с недостатками внимания. Организующая помощь эффективна.
Память
Цели исследования. Выявить особенности зрительной памяти и внимания.
Пpоцедура проведения. Изображенные на таблице предметы до начала обследования вырезают и наклеивают на картон. Перед ребенком кладут 5 - 6 карточек. Дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки», затем картинки убирают и ребенку предлагают следующую инструкцию : «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».
При новом предъявлении расположение картинок меняется.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и выполняют его в 5 - -6-летнем возрасте. Исключение составляют дети с нарушением внимания.
Дети с задержкой психического развития понимают задание и к 7-и годам выполняют его. Некоторым требуется организующая помощь.
Умственно отсталые дети в этом возрасте не понимают задание и лишь манипулируют картинками.
Мой вариант
Цели исследования. Выявить особенности зрительной памяти и внимания.
Пpоцедура проведения. Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и выполняют его в 5 - -6-летнем возрасте. Исключение составляют дети с нарушением внимания.
Дети с задержкой психического развития понимают задание и к 7-и годам выполняют его. Некоторым требуется организующая помощь.
Умственно отсталые дети в этом возрасте не понимают задание.
Мышление
Цели исследования. Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу, на которой нарисованы отгадки (в виде предметных изображений) для трех загадок. Затем обследующий читает первую загадку и просит показать отгадку. Точно так же ведется работа и над следующими загадками.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 4 - 5 лет понимают задание. Они используют имеющийся опыт, активно ищут отгадки (рисунки). Проявляют интерес и радуются при отгадывании.
Дети с задержкой психического развития к 6 - 7-летнему возрасту выполняют это задание. Отмечается адекватное эмоциональное реагирование.
Умственно отсталые дети начинают выполнять задание с 7 - 8-летнего возраста. Требуется помощь, интереса не проявляется.
Мой вариант
Цели исследования. Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса.
Процедура проведения.
Перед ребенком кладут 4 карточки с предметами, на парных им написаны 4 загадки. Исследователь по очереди берет карточки с загадками, рассказывает и просит найти карточку с ответом.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 4 - 5 лет понимают задание. Они используют имеющийся опыт, активно ищут отгадки (рисунки). Проявляют интерес и радуются при отгадывании.
Дети с задержкой психического развития к 6 - 7-летнему возрасту выполняют это задание. Отмечается адекватное эмоциональное реагирование.
Умственно отсталые дети начинают выполнять задание с 7 - 8-летнего возраста. Требуется помощь, интереса не проявляется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.