Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления
Оценка 4.7

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Оценка 4.7
pptx
12.01.2023
Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления
Ежова А.С..pptx

Методики Работу выполнила студентка 3 курса

Методики Работу выполнила студентка 3 курса

Методики

Работу выполнила студентка 3 курса С(Д)О Ежова Анна

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

По Забрамной-Боровик
Цели исследования. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку (табл.1) с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и по­кажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок».
Затем предлагают таблицу 2. Ребенка просят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 4 - 5 лет успешно справляются с предложенными заданиями.
Дети с задержкой психического развития выполняют задания таблицы 1 - 2; трудности возникают при определении названия цвета.
У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже. Некоторые 6 - 7-летние умственно отсталые не знают названий цветов. Бывают случаи непонимания цели задания.

Таблица 1 Таблица 2

Таблица 1 Таблица 2

Таблица 1

Таблица 2

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант

Цели исследования. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фломастеры без колпачков. Инструкция: «У фломастеров потерялись колпачки, давай найдем каждому фломастеру его колпачок». После этого спрашивают: «Покажи фломастер с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) колпачком. Назови, какого цвета этот фломастер».
Затем предлагают разложить карточки по цветам и назвать их.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 4 - 5 лет успешно справляются с предложенными заданиями.
Дети с задержкой психического развития выполняют задания; трудности возникают при определении названия цвета.
У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже. Некоторые 6 - 7-летние умственно отсталые не знают названий цветов. Бывают случаи непонимания цели задания.

Можно определить как знание основных цветов(если взять только их), так и их оттенков

Можно определить как знание основных цветов(если взять только их), так и их оттенков

Можно определить как знание основных цветов(если взять только их), так и их оттенков

Карточки, которые в этой методике нужно разложить по цветам

Восприятие формы По Забрамной-Боровик

Восприятие формы По Забрамной-Боровик

Восприятие формы

По Забрамной-Боровик
Цели исследования. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображе­нием детей, а рядом - верхнюю часть таб­лицы, на которой изображены разные поло­тенца. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце». Ответ ребенка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по форм). Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке на­рисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и назы­вать геометрические фигуры.
Анализ результатов. Обычно к 4 - 5 годам дети с нормальным умственным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометричес­кие фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия.
Дети с задержкой психического развития с удовольствием выполняют это задание. К 5 годам они без труда соотносят предметы сходной формы, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Название фигур знают не все дети. В процессе работы некоторым детям требует организующая помощь.
Умственно отсталые дети начинают соотносить сходные по форме фигуры значительно позже. Даже в период школьного обучения они путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант

Цели исследования. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.
Процедура проведения. Перед ребенком сначала выкладываются карточки с фигурками, сначала просим показать где находится круг, квадрат и т.д. После можно попросить найти на что похожи фигуры и вставить в соответствующее окошко. Инструкция: «Покажи, на какой из карточек изображен круг, квадрат и т.д. Давай найдем какой предмет похож на круг и закроем этой фишкой».
Анализ результатов. Обычно к 4 - 5 годам дети с нормальным умственным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометричес­кие фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия.
Дети с задержкой психического развития с удовольствием выполняют это задание. К 5 годам они без труда соотносят предметы сходной формы, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Название фигур знают не все дети. В процессе работы некоторым детям требует организующая помощь.
Умственно отсталые дети начинают соотносить сходные по форме фигуры значительно позже. Даже в период школьного обучения они путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.

В качестве стимульного материала взята книга-лото

В качестве стимульного материала взята книга-лото

В качестве стимульного материала взята книга-лото В.А.Белых «Цвета и формы», купленная мной в fix price.

Восприятие величины (размера) По

Восприятие величины (размера) По

Восприятие величины (размера)

По Забрамной-Боровик
Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой", «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.
Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая, маленькая собачка и т. д.).
Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием различают предметы по величине и выполняют это задание к 3 - 3,5 годам.
Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуж­даются в помощи.
Умственно отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины к 5 - 6 годам.
Трудным для всех детей является выделение и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов.

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант

Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.
Процедура проведения. На развороте книги изображено несколько пар геометрических фигур разных по величине и цвету. Инструкция: «Найди пожалуйста красные круги. Покажи большой красный круг. А теперь маленький. Найди, пожалуйста , два треугольника одинакового размера».
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием различают предметы по величине и выполняют это задание к 3 - 3,5 годам.
Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуж­даются в помощи.
Умственно отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины к 5 - 6 годам.
Трудным для всех детей является выделение и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов.


В качестве стимульного материала взята книга-лото

В качестве стимульного материала взята книга-лото

В качестве стимульного материала взята книга-лото В.А.Белых «Цвета и формы», купленная мной в fix price.

Восприятие пространственных отношений

Восприятие пространственных отношений

Восприятие пространственных отношений

По Забрамной-Боровик
Цели исследования. Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия правое - левое, верх - низ и т. п.
Процедура проведения. На таблице изображено пять разных предметов. Порядок их расположения таков: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа.
Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?». Могут быть заданы и более сложные вопросы: «Что нарисовано вверху слева?», «Что изображено внизу справа?».
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 6 - 7 годам способны понять задание и выполнить его. В тех случаях, когда имеет место несформиванность восприятия пространственных отношений, дети допускают ошибки при работе с данной таблицей.
Дети с задержкой психического развития понимают задание, но при выполнении его часто дают ошибочные ответы. Это может быть вызвано несформированностью восприятия пространственных отношений в указанном возрасте, а также недостаточной сосредоточенностью в процессе работы.
У умственно отсталых детей формирование пространственных отношений, как правило, идет с большим трудом, и эта таблица оказывается посильной лишь к 8 - 10 годам. Отмечаются трудности понимания инструкции.

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант

Цели исследования. Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться в пространстве; умение дифференцировать понятия правое - левое, верх - низ и т. п.
Процедура проведения. Перед ребенком на столе стоят игрушки. Исследователь ставит одну из них в центр и просит поставить справа другую игрушку, затем взять ещё одну и поставить сверху от центральной игрушки. Расставив так все игрушки, просят ребенка ответить на вопросы: « Кто находится справа от черепахи? Кто находится сверху с права?» и т.п.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 6 - 7 годам способны понять задание и выполнить его. В тех случаях, когда имеет место несформиванность восприятия пространственных отношений, дети допускают ошибки при работе с заданием.
Дети с задержкой психического развития понимают задание, но при выполнении его часто дают ошибочные ответы. Это может быть вызвано несформированностью восприятия пространственных отношений в указанном возрасте, а также недостаточной сосредоточенностью в процессе работы.
У умственно отсталых детей формирование пространственных отношений, как правило, идет с большим трудом, и это задание оказывается посильным лишь к 8 - 10 годам. Отмечаются трудности понимания инструкции.

Просим разложить игрушки в каком-то порядке

Просим разложить игрушки в каком-то порядке

Просим разложить игрушки в каком-то порядке

Внимание Цели исследования. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память

Внимание Цели исследования. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память

Внимание

Цели исследования. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части, и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5 - 6-летнем возрасте выполняют это задание.
Дети с задержкой психического развития понимают задание. Случаи ошибочного выполнения, как правило, связаны с недостатками внимания. Организующая помощь эффективна.

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант

Цели исследования. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память.
Процедура проведения. Перед ребенком расставляют 5-6 игрушек. Обговаривают каждую игрушку и просят запомнить. Потом просят ребенка отвернуться (закрыть глаза) в это время меняют игрушки местами. Вопрос : «Что изменилось?»
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5 - 6-летнем возрасте выполняют это задание.
Дети с задержкой психического развития понимают задание. Случаи ошибочного выполнения, как правило, связаны с недостатками внимания. Организующая помощь эффективна.

Что изменилось?

Что изменилось?

Что изменилось?

Память Цели исследования. Выявить особенности зрительной памяти и внимания

Память Цели исследования. Выявить особенности зрительной памяти и внимания

Память

Цели исследования. Выявить особенности зрительной памяти и внимания.
Пpоцедура проведения. Изображенные на таблице предметы до начала обследования вырезают и наклеивают на картон. Перед ребенком кладут 5 - 6 карточек. Дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки», затем картинки убирают и ребенку предлагают следующую инструкцию : «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».
При новом предъявлении расположение картинок меняется.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и выполняют его в 5 - -6-летнем возрасте. Исключение составляют дети с нарушением внимания.
Дети с задержкой психического развития понимают задание и к 7-и годам выполняют его. Некоторым требуется организующая помощь.
Умственно отсталые дети в этом возрасте не понимают задание и лишь манипулируют картинками.

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант

Цели исследования. Выявить особенности зрительной памяти и внимания.
Пpоцедура проведения. Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и выполняют его в 5 - -6-летнем возрасте. Исключение составляют дети с нарушением внимания.
Дети с задержкой психического развития понимают задание и к 7-и годам выполняют его. Некоторым требуется организующая помощь.
Умственно отсталые дети в этом возрасте не понимают задание.

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Мышление Цели исследования. Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие…

Мышление Цели исследования. Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие…

Мышление

Цели исследования. Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу, на которой нарисованы отгадки (в виде предметных изображений) для трех загадок. Затем обследующий читает первую загадку и просит показать отгадку. Точно так же ведется работа и над следующими загадками.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 4 - 5 лет понимают задание. Они используют имеющийся опыт, активно ищут отгадки (рисунки). Проявляют интерес и радуются при отгадывании.
Дети с задержкой психического развития к 6 - 7-летнему возрасту выполняют это задание. Отмечается адекватное эмоциональное реагирование.
Умственно отсталые дети начинают выполнять задание с 7 - 8-летнего возраста. Требуется помощь, интереса не проявляется.

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Методики исследования восприятия цвета, формы, величины (размера), пространственных отношений, внимания, памяти, мышления

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант Цели исследования.

Мой вариант

Цели исследования. Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса.
Процедура проведения.
Перед ребенком кладут 4 карточки с предметами, на парных им написаны 4 загадки. Исследователь по очереди берет карточки с загадками, рассказывает и просит найти карточку с ответом.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 4 - 5 лет понимают задание. Они используют имеющийся опыт, активно ищут отгадки (рисунки). Проявляют интерес и радуются при отгадывании.
Дети с задержкой психического развития к 6 - 7-летнему возрасту выполняют это задание. Отмечается адекватное эмоциональное реагирование.
Умственно отсталые дети начинают выполнять задание с 7 - 8-летнего возраста. Требуется помощь, интереса не проявляется.

В качестве стимульного материала взяты «Развивающие карточки», купленные мной в fix price

В качестве стимульного материала взяты «Развивающие карточки», купленные мной в fix price

В качестве стимульного материала взяты «Развивающие карточки», купленные мной в fix price.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2023