Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)
Оценка 4.9

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
doc
психологическая работа +1
Детсад
26.03.2017
Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)
Диагностика детей для оценки степени готовности к школьному обучению дает возможность достаточно объективно оценить уровень подготовленности детей и прогнозировать возможные трудности обучения и адаптации к школе. Диагностика проводится в соответствии с методическими рекомендациями по заполнению новой карты готовности ребенка к школьному обучению.
Методики развития психических процессов дошкольников.doc
МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗНО­ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Методика «Времена года» Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 1 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое­либо иное время года. Оценка результатов 8­9 баллов 10 баллов –   за   отведенное   время   ребенок   правильно   назвал   и   связал   все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно   данное   время   года   (всего   не   менее   8   признаков   по   всем картинкам). – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки,   указав   при   этом   5­7   признаков,   подтверждающих   его мнение, на всех картинках, вместе взятых. – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3­4 признака, подтверждающих его мнение. –  ребенок правильно  определил  время  года  только на  одной­двух картинках из четырех и указал только 1­2 признака в подтверждение своего мнения. 6­7 баллов 4­5 баллов 0­3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать). Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.  8­9 баллов – высокий.  6­7 баллов – средний.  4­5 баллов – низкий.  0­3 балла – очень низкий. Рис 1. Картинки к методике «Времена года» Методика «Что здесь лишнее?» Эта   методика   предназначена   для   детей   от   4   до   5   лет   и   дублирует предыдущую   для   детей   этого   возраста.   Она   призвана   исследовать   процессы образно­логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 2), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На   каждой   из   этих   картинок   один   из   четырех   изображенных   на   ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8­9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин. 6­7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин. 4­5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2­3 балла 0­1 балл – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. – ребенок за 3 мин не справился с заданием. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.  8­9 баллов – высокий.  4­7 баллов – средний.  2­3 балла – низкий.  0­1 балл – очень низкий. Рис. 2. Картинки к методике «Что здесь лишнее?» Методика «Кому чего недостает?» Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте   от   3   до   4   лет.   Перед   началом   выполнения   задания,   включенного   в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 3), на котором слева изображены дети, каждому из которых чего­то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке. Задание,   получаемое   ребенком,   заключается   в   том,   чтобы   как   можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает. Оценка результатов 10 баллов – время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек. 8­9 баллов – время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек. 6­7 баллов – время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек. 4­5 баллов – время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек. 2­3 балла – время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек. – время выполнения задания заняло до 110 сек и выше. 0­1 балл Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий  8­9 баллов – высокий  4­7 баллов – средний  2­3 балла низкий  0­1 балл очень низкий Рис. 3. Стимульный материал к методике *Кому чего недостаёт?» Методика «Раздели на группы» Этот   вариант   методики,   предназначенный   для   диагностики   того   же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет Цель данной методики – оценка образно­логического мышления ребенка   Ему   показывают   картинку,   изображенную   на   рис   4,   и   предлагают следующее задание «Внимательно   посмотри   на  картинку   и  раздели   представленные   на   ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены» На выполнение всего задания отводится 3 мин Рис 4. Стимульный материал к методике «Раздели на группы» 10 баллов Оценка результатов – ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис   они   черного   цвета),   синие   фигуры   (заштрихованы   в   линейку),   желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры Замечание. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп 8­9 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин 6­7 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин 4­5 баллов – за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур 2­3 балла 0­1 балл – за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур – за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.  8­9 баллов – высокий.  4­7 баллов – средний  2­3 балла – низкий 0­1 балл – очень низкий МЫШЛЕНИЯ Методика «Обведи контур» МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ НАГЛЯДНО­ДЕЙСТВЕННОГО Детям  показывают  рис. 5,6 и  объясняют,  что  задание  к  этой  методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как   можно   точнее   воспроизвести   на   правой   половине   этого   же   рисунка   тот контур,   который   представлен   в   его   левой   части.   Все   линии   необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены   на   рисунках   –   образцах   в   левой   части.   Оцениваться   в   итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы. Рис 5. К методике «Обведи контур» Рис 6 К методике «Обведи контур» (продолжение) Оценка результатов Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания 10 баллов – ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис 22 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам 8­9 баллов – на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют   углы   фигур;   от   двух   до   четырех   линий   выходят   за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно. 6­7 баллов – на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом   дополнительно   обнаружен   хотя   бы   один   из   следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно. 4­5 баллов – на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы   один   из   следующих   недочетов:   пять   или   шесть   линий   не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне   правильно;   есть   семь   или   восемь   линий,   которые   не являются   вполне   прямыми;   имеется   от   восьми   до   десяти   углов, которые соединены не вполне точно. 2­3 балла 0­1 балл – на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один   из   следующих   недостатков:   от   семи   до   десяти   линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно. – на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением   одной   или   двух,   не   являются   прямыми;   почти   все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.  8­9 баллов – высокий.  4­7 баллов – средний.  2­3 балла – низкий.  0­1 балл – очень низкий. Методика «Воспроизведи рисунки» Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание   заключается   в   том,   чтобы   в   специальных   пустых   квадратах, представленных справа на рис 7, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рис. 7 в сопровождении следующей инструкции «Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются Темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура» На выполнение задания отводится 5 мин Оценка результатов 8­9 баллов 10 баллов – ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов – ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались   незаштрихованными   не   более   одного­двух   участков,   а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов. – ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов почти в каждой фигуре есть от 3 до 4   незаштрихованных   участков,   контуры   некоторых   фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм 5­7 баллов 4­6 баллов – ребенок за 5 мин смог заштриховать 4­5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм 2­3 балла – ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2­3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков, не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм 0­1 балл – ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм Рис 7. Рисунки и матрицы к методике «Воспроизведи рисунки» Методика «Вырежь фигуры» Данная   методика   предназначается   для   психодиагностики   наглядно­ действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры На рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Рис 8 Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежь фигуры» Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их  предъявления  помечен  номерами  на  самих  рисунках),  ножницы  и  задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.) Оценка результатов В   ходе   оценивания   полученных   результатов   в   данной   методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания 10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов. 8­9 баллов –   все   фигуры   вырезаны   ребенком   за   время   от   3   до   4   мин,   а   их   контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм 6­7 баллов –   все   фигуры   вырезаны   ребенком   за   время   от   4   до   5   мин,   а   их   контуры отличаются от оригиналов на 2­3 мм. 4­5 баллов –   все   фигуры   вырезаны   ребенком   за   время   от   5   до   6   мин,   а   их   контуры 2­3 балла 0­1 балл отличаются от оригиналов на 3­4 мм. –   все   фигуры   вырезаны   ребенком   за   время   от   6   до   7   мин,   а   их   контуры отличаются от оригиналов на 4­5 мм –   ребенок   не   справился   с   заданием   за   7   мин,   и   вырезанные   им   фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.     8­9 баллов – высокий.  4­7 баллов – средний.  2­3 балла – низкий.  0­1 балл – очень низкий. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ  Методика  «Назови слова» Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в   активной   памяти   ребенка.   Взрослый   называет   ребенку   некоторое   слово   из соответствующей   группы   и   просит   его   самостоятельно   перечислить   другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек. 1. Животные. 2. Растения. 3. Цвета предметов. 4. Формы предметов. 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета. 6. Действия человека. 7. Способы выполнения человеком действий. 8. Качества выполняемых человеком действий. Если   ребенок   сам   затрудняется   начать   перечисление   нужных   слов,   то взрослый   помогает   ему,   называя   первое   слово   из   данной   группы,   и   просит ребенка продолжить перечисление. Оценка результатов 10 баллов –   ребенок   назвал   40   и   более   разных   слов,   относящихся   ко   всем группам. – ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. – ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами. – ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. 8­9 баллов 6­7 баллов 4­5 баллов 2­3 балла – ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными 0­1 балл группами. – ребенок за все время назвал не более 19 слов. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.  8­9 баллов – высокий  4­7 баллов – средний.  2­3 балла – низкий.  0­1 балл – очень низкий. Методика «Расскажи по картинке» Эта   методика   предназначается   для   определения   активного   словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 9 и рис. 10. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 11 и рис. 12. Далее ребенку дают 2 мин   для   того,   чтобы   он   внимательно   рассмотрел   эти   картинки.   Если   он отвлекается   или   не   может   понять,   что   изображено   на   картинке,   то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это. Рис   9.   Картинки   для   детей   от   3   до   4   лет   к   методике   «Расскажи   по картинке» Рис   10   Картинки   для   детей   от   3   до   4   лет   к   методике   «Расскажи   по картинке» Рис. 11. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет. Рис. 12. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет. После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин Психолог,   проводящий   исследование   при   помощи   данной   методики, фиксирует   результаты   в   таблице   (табл   1),   где   отмечает   наличие   и   частоту употребления   ребенком   различных   частей   речи,   грамматических   форм   и конструкций Таблица 1 Схема протоколирования результатов исследования по методике Выводы об уровне развития «Расскажи по картинке» Частота употребления 10 баллов – Фрагменты речи, фиксируемые в процессе очень высокий. 8­9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 исследования Существительные Глаголы Прилагательные в обычной форме Прилагательные в сравнительной степени Прилагательные в превосходной степени Наречия Местоимения Союзы Предлоги Сложные предложения и конструкции Оценка результатов 10 баллов 8­9 баллов 6­7 баллов 4­5 баллов 2­3 балла –   в   речи   ребенка   встречаются   2­3   из   включенных   в   таблицу –   в   речи   ребенка   встречаются   все   10   включенных   в   таблицу фрагментов речи –   в   речи   ребенка   встречаются   8­9   из   включенных   в   таблицу фрагментов речи –   в   речи   ребенка   встречаются   6­7   из   содержащихся   в   таблице фрагментов речи –   в   речи   ребенка   имеются   только   4­5   из   десяти   включенных   в таблицу фрагментов речи фрагментов речи 0­1 балл – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу Выводы об уровне развития 10 баллов    — очень высокий.  8­9 баллов  — высокий  4­7 баллов   — средний  2­3 балла    — низкий.  0­1 балл    — очень низкий

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017