Методики развития психических процессов дошкольников (КПП)

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Диагностика детей для оценки степени готовности к школьному обучению дает возможность достаточно объективно оценить уровень подготовленности детей и прогнозировать возможные трудности обучения и адаптации к школе. Диагностика проводится в соответствии с методическими рекомендациями по заполнению новой карты готовности ребенка к школьному обучению.
Иконка файла материала Методики развития психических процессов дошкольников.doc
МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗНО­ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Методика «Времена года» Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 1 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое­либо иное время года. Оценка результатов 8­9 баллов 10 баллов –   за   отведенное   время   ребенок   правильно   назвал   и   связал   все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно   данное   время   года   (всего   не   менее   8   признаков   по   всем картинкам). – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки,   указав   при   этом   5­7   признаков,   подтверждающих   его мнение, на всех картинках, вместе взятых. – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3­4 признака, подтверждающих его мнение. –  ребенок правильно  определил  время  года  только на  одной­двух картинках из четырех и указал только 1­2 признака в подтверждение своего мнения. 6­7 баллов 4­5 баллов 0­3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать). Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.  8­9 баллов – высокий.  6­7 баллов – средний.  4­5 баллов – низкий.  0­3 балла – очень низкий.Рис 1. Картинки к методике «Времена года»Методика «Что здесь лишнее?» Эта   методика   предназначена   для   детей   от   4   до   5   лет   и   дублирует предыдущую   для   детей   этого   возраста.   Она   призвана   исследовать   процессы образно­логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 2), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На   каждой   из   этих   картинок   один   из   четырех   изображенных   на   ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8­9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин. 6­7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин. 4­5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2­3 балла 0­1 балл – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. – ребенок за 3 мин не справился с заданием. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.  8­9 баллов – высокий.  4­7 баллов – средний.  2­3 балла – низкий.  0­1 балл – очень низкий.Рис. 2. Картинки к методике «Что здесь лишнее?»Методика «Кому чего недостает?» Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте   от   3   до   4   лет.   Перед   началом   выполнения   задания,   включенного   в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 3), на котором слева изображены дети, каждому из которых чего­то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке. Задание,   получаемое   ребенком,   заключается   в   том,   чтобы   как   можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает. Оценка результатов 10 баллов – время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек. 8­9 баллов – время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек. 6­7 баллов – время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек. 4­5 баллов – время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек. 2­3 балла – время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек. – время выполнения задания заняло до 110 сек и выше. 0­1 балл Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий  8­9 баллов – высокий  4­7 баллов – средний  2­3 балла низкий  0­1 балл очень низкийРис. 3. Стимульный материал к методике *Кому чего недостаёт?»Методика «Раздели на группы» Этот   вариант   методики,   предназначенный   для   диагностики   того   же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет Цель данной методики – оценка образно­логического мышления ребенка   Ему   показывают   картинку,   изображенную   на   рис   4,   и   предлагают следующее задание «Внимательно   посмотри   на  картинку   и  раздели   представленные   на   ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены» На выполнение всего задания отводится 3 мин Рис 4. Стимульный материал к методике «Раздели на группы» 10 баллов Оценка результатов – ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис   они   черного   цвета),   синие   фигуры   (заштрихованы   в   линейку),   желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры Замечание. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп 8­9 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин 6­7 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин 4­5 баллов – за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур 2­3 балла 0­1 балл – за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур – за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.  8­9 баллов – высокий.  4­7 баллов – средний  2­3 балла – низкий0­1 балл – очень низкийМЫШЛЕНИЯ Методика «Обведи контур» МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ НАГЛЯДНО­ДЕЙСТВЕННОГО Детям  показывают  рис. 5,6 и  объясняют,  что  задание  к  этой  методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как   можно   точнее   воспроизвести   на   правой   половине   этого   же   рисунка   тот контур,   который   представлен   в   его   левой   части.   Все   линии   необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены   на   рисунках   –   образцах   в   левой   части.   Оцениваться   в   итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы. Рис 5. К методике «Обведи контур»Рис 6 К методике «Обведи контур» (продолжение) Оценка результатов Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания 10 баллов – ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис 22 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам 8­9 баллов – на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют   углы   фигур;   от   двух   до   четырех   линий   выходят   за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно. 6­7 баллов – на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом   дополнительно   обнаружен   хотя   бы   один   из   следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно. 4­5 баллов – на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы   один   из   следующих   недочетов:   пять   или   шесть   линий   не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне   правильно;   есть   семь   или   восемь   линий,   которые   не являются   вполне   прямыми;   имеется   от   восьми   до   десяти   углов, которые соединены не вполне точно.2­3 балла 0­1 балл – на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один   из   следующих   недостатков:   от   семи   до   десяти   линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно. – на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением   одной   или   двух,   не   являются   прямыми;   почти   все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.  8­9 баллов – высокий.  4­7 баллов – средний.  2­3 балла – низкий.  0­1 балл – очень низкий. Методика «Воспроизведи рисунки» Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание   заключается   в   том,   чтобы   в   специальных   пустых   квадратах, представленных справа на рис 7, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рис. 7 в сопровождении следующей инструкции «Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются Темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура» На выполнение задания отводится 5 мин Оценка результатов 8­9 баллов 10 баллов – ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов – ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались   незаштрихованными   не   более   одного­двух   участков,   а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов. – ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов почти в каждой фигуре есть от 3 до 4   незаштрихованных   участков,   контуры   некоторых   фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм 5­7 баллов4­6 баллов – ребенок за 5 мин смог заштриховать 4­5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм 2­3 балла – ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2­3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков, не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм 0­1 балл – ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 ммРис 7. Рисунки и матрицы к методике «Воспроизведи рисунки»Методика «Вырежь фигуры» Данная   методика   предназначается   для   психодиагностики   наглядно­ действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры На рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Рис 8 Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежь фигуры» Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их  предъявления  помечен  номерами  на  самих  рисунках),  ножницы  и  задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.) Оценка результатов В   ходе   оценивания   полученных   результатов   в   данной   методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания 10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов. 8­9 баллов –   все   фигуры   вырезаны   ребенком   за   время   от   3   до   4   мин,   а   их   контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм 6­7 баллов –   все   фигуры   вырезаны   ребенком   за   время   от   4   до   5   мин,   а   их   контуры отличаются от оригиналов на 2­3 мм. 4­5 баллов –   все   фигуры   вырезаны   ребенком   за   время   от   5   до   6   мин,   а   их   контуры 2­3 балла 0­1 балл отличаются от оригиналов на 3­4 мм. –   все   фигуры   вырезаны   ребенком   за   время   от   6   до   7   мин,   а   их   контуры отличаются от оригиналов на 4­5 мм –   ребенок   не   справился   с   заданием   за   7   мин,   и   вырезанные   им   фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.     8­9 баллов – высокий.  4­7 баллов – средний.  2­3 балла – низкий.  0­1 балл – очень низкий.МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ  Методика  «Назови слова» Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в   активной   памяти   ребенка.   Взрослый   называет   ребенку   некоторое   слово   из соответствующей   группы   и   просит   его   самостоятельно   перечислить   другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек. 1. Животные. 2. Растения. 3. Цвета предметов. 4. Формы предметов. 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета. 6. Действия человека. 7. Способы выполнения человеком действий. 8. Качества выполняемых человеком действий. Если   ребенок   сам   затрудняется   начать   перечисление   нужных   слов,   то взрослый   помогает   ему,   называя   первое   слово   из   данной   группы,   и   просит ребенка продолжить перечисление. Оценка результатов 10 баллов –   ребенок   назвал   40   и   более   разных   слов,   относящихся   ко   всем группам. – ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. – ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами. – ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. 8­9 баллов 6­7 баллов 4­5 баллов 2­3 балла – ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными 0­1 балл группами. – ребенок за все время назвал не более 19 слов. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.  8­9 баллов – высокий  4­7 баллов – средний.  2­3 балла – низкий.  0­1 балл – очень низкий.Методика «Расскажи по картинке» Эта   методика   предназначается   для   определения   активного   словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 9 и рис. 10. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 11 и рис. 12. Далее ребенку дают 2 мин   для   того,   чтобы   он   внимательно   рассмотрел   эти   картинки.   Если   он отвлекается   или   не   может   понять,   что   изображено   на   картинке,   то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это. Рис   9.   Картинки   для   детей   от   3   до   4   лет   к   методике   «Расскажи   по картинке»Рис   10   Картинки   для   детей   от   3   до   4   лет   к   методике   «Расскажи   по картинке»Рис. 11. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.Рис. 12. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет. После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин Психолог,   проводящий   исследование   при   помощи   данной   методики, фиксирует   результаты   в   таблице   (табл   1),   где   отмечает   наличие   и   частоту употребления   ребенком   различных   частей   речи,   грамматических   форм   и конструкцийТаблица 1 Схема протоколирования результатов исследования по методике Выводы об уровне развития «Расскажи по картинке» Частота употребления 10 баллов – Фрагменты речи, фиксируемые в процессе очень высокий. 8­9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 исследования Существительные Глаголы Прилагательные в обычной форме Прилагательные в сравнительной степени Прилагательные в превосходной степени Наречия Местоимения Союзы Предлоги Сложные предложения и конструкции Оценка результатов 10 баллов 8­9 баллов 6­7 баллов 4­5 баллов 2­3 балла –   в   речи   ребенка   встречаются   2­3   из   включенных   в   таблицу –   в   речи   ребенка   встречаются   все   10   включенных   в   таблицу фрагментов речи –   в   речи   ребенка   встречаются   8­9   из   включенных   в   таблицу фрагментов речи –   в   речи   ребенка   встречаются   6­7   из   содержащихся   в   таблице фрагментов речи –   в   речи   ребенка   имеются   только   4­5   из   десяти   включенных   в таблицу фрагментов речи фрагментов речи 0­1 балл – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу Выводы об уровне развития 10 баллов    — очень высокий.  8­9 баллов  — высокий  4­7 баллов   — средний  2­3 балла    — низкий.  0­1 балл    — очень низкий