До недавнего времени, изучением и разработкой психолого-педагогических вопросов, а так же воспитанием и обучением одаренных детей, занимались очень мало. Господствовавшей идеологии, соответствовало мнение, что у каждого из детей можно сформировать нужное качество. Интерес к одаренным детям пришел только когда наше общество демократизировалось.
Методики выявления одаренности
Понятие и виды одаренности детей
Каждый человек по своему в чемто талантлив. Дальнейшая его успешность, во
многом зависит от своевременно замеченного таланта в детстве, а так же
представляется ли возможность реализовать свою одаренность ребенку. Выявить
таланты у малыша, довольно кропотливая и сложная задача. Одаренные ребята,
проявляют высокие умственные задатки еще с раннего возраста и выделяются
среди сверстников уровнем интеллекта.
Одним из вида одаренности является художественная одаренность. Его
поддерживают и развивают в специальных школах, студиях и кружках. Дети,
обладающие этим видом одаренности, делают большие успехи в области
живописи, музыки, скульптуре, проявляют актерское мастерство.
Следующий вид одаренности, это интеллектуальная и академическая. Такие
дети легко запоминают и сохраняют информацию, имеют высокую способность
к ее переработке. Благодаря этому, преуспевают во многих областях знаний.
Особо выделена творческая одаренность или продуктивное мышление.
Специалисты полагают, что творчество и креативность представлены отдельно
от творческого компонента.
Введение
Актуальность
До недавнего времени, изучением и разработкой психологопедагогических
вопросов, а так же воспитанием и обучением одаренных детей, занимались очень
мало. Господствовавшей идеологии, соответствовало мнение, что у каждого из
детей можно сформировать нужное качество. Интерес к одаренным детям
пришел только когда наше общество демократизировалось.
Во многих развитых странах, довольно широко практикуют выявление и
диагностирование детей с повышенными возможностями. Разработка особенных
учебных программ, рассчитана специально для детей с особенными
возможностями. Их немалое количество, имеет широкое применение на
практике, а так же составляют достойную конкуренцию друг другу.
Подготовке учителей, работающих с особенными детьми, уделяется большое
внимание. Педагогу необходимо не только овладеть учебной программой, но и
суметь найти подход к каждому из своих учеников и подчеркнуть их
индивидуальность.
России нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения с
умением творчески мыслить. Именно к таким людям относятся дети, которые
имели хорошую успеваемость в школе, отличались высоким уровнем интеллекта
и наибольшей активностью. Именно одаренные дети смогут двигать силой
1прогресса и помочь нашему будущему. Поэтому тема «Выявления одаренности
детей младшего школьного возраста», столь актуальна в нынешнее время.
Однако, в педагогической практике нередко сталкиваешься с ситуацией, когда
ребенок с высоким уровнем успеваемости имеет скромные успехи в других
видах деятельности, а в ученике с низкой учебной мотивацией, комплектуются
разные виды одаренности.
Предметом исследования являются: Методики выявления одаренности детей
младшего школьного возраста.
Цель:Является ли методика по выявлению и изучению детской одаренности
эффективной.
Задачи исследования: Изучить и анализировать литературные источники о
проблемах одаренности младших школьников. Раскрыть основные виды детской
одаренности и факторов влияющие на их развитие. А так же испытать методики,
которые помогают выявить и изучить детскую одаренность.
Основная идея педагогической деятельности:
Для осуществления задач поставленных перед нами, используем следующие
теоретические методы исследования: осваиваем и анализируем литературу,
выявляем причину и следственную связь в изучаемом явлении, сравниваем
базовые понятия исследования, а также используем практические методы
исследования: беседа, анкетирование, тестирование.
Новизна методической разработки инновационного опыта педагога: Для
повышения интереса и качества результатов, будет неплохо использовать
мультимедийные средства, а так же современные компьютерные технологии.
Преподаватель обязан быть в центре информационного потока современной
жизни. Компьютеры и связанная с ними информация стремительно ворвалась в
жизнь человека и с каждым днем усовершенствуется. Поэтому следует отметить
удобство быстрого доступа к любой информации, что дает преимущество во
время проведения урока и подготовке к нему. Мощный стимул мотивации это
большой процент успешного обучения.
1. Мониторинг выявления одаренности
Психолого педагогический мониторинг выявления одаренных детей
Совокупная характеристика котировки разных сторон поведения и
деятельности ребенка
Длительность процесса распознавания
Анализируется поведение ребенка, во всех сферах деятельности,
максимальносоответствующийс его склонностями и интересами
2 Специалисты, которые квалифицируются в соответствующей предметной
области деятельности, ставят ребенку экспертную оценку
Выявление признаков одаренности у ребенка, учитывая зоны ближайшего
развития, а не только отношение к актуальному уровню его психического
развития
Многократное и многоэтапное обследование
Диагностическое обследование проводится в реальной
жизнедеятельнойситуации
Необходимо использовать предметные ситуации, которые создают
исследовательскую деятельность
Анализируются реальные достижения младших школьников
Основные показатели к музыкальным способностям:
Одаренный ребенок чувствует ритм и такт музыки;
Обладает музыкальной памятью и способен различать высоту тона;
У ребенка присутствует акустическая чувствительность, способность
различать оттенки звучания различных инструментов;
Одаренный ребенок способен распознавать гармонию;
Имеет склонность к сочинению мелодии;
Может повторить голосом озвученную мелодию;
Ребенок получает радость от общения с музыкой и от музыкальных
занятий;
Проявляются особые способности, которые проявляютсяво время игры на
музыкальных инструментах.
Основные показатели психомоторных навыков:
Ребенок обладает ловкостью пальцев;
ловкостью рук;
ловкостью тела;
точностью и быстротой движений;
3 имеет достаточную выносливость при физическом напряжении;
испытывает интерес к точной механике и практическим заданиям;
обладает практическими наклонностями;
способностью к черчению.
Основные показатели интеллектуальных способностей:
Ребенок одаренный интеллектуальными способностями может
анализировать, логически и абстрактно, а так же имеет математические
способности;
С легкостью справляется с естественными науками, такими как физика,
химия, биология;
Без проблем ребенку могут даваться языковые способности (например:
имеет богатый словарный запас, а так же свободно выражает мысли и с
легкостьювладеет иностранными языками);
Отличный результат может проявляться в учебных способностях (быстро
соображает, хорошо запоминает, принимает активное участие);
Техническая и конструкторскаядееспособность;
Ученик проявляет знания, выходящие за пределы школьной программы, в
одной или нескольких областях науки, искусства и т. д.
Качества, которыми должен преобладать педагог, работающий с детьми,
проявляющими одаренность
Педагог должен уметь продуктивно реагировать на вызов, адекватно
воспринимать критику, иметь эмоциональную устойчивость при работе
с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Педагог должен воздействовать на направление оптимального развития
способностей.
Преподавателю необходимо быть уверенным в собственной
компетентности, возможностирешить возникшие проблемы.
За принимаемые педагогом решения, ответственность за последствия
лежит только на нем.
4 Педагог всегда должен стремиться к интеллектуальному
самосовершенствованию и саморазвитию.
2. Признаки одаренности детей, проблемы и благоприятные условия для
их решения
Признаки одаренного ребенка:
Гиперактивность. Некоторым из детей нужно времени для сна меньше, чем
обычно.
Большая познавательная активность. Дети задают много вопросов,
собирают интересующую их информацию, разбирают игрушки и разные
предметы с целью изучения содержания.
Порождают новые идеи. Дети придумывают и используют предметы не
обычным способом, придумывают новые игры.
Одаренные дети, могут мгновенно уловить суть идеи и развить ее.
Мгновенная реакция на происходящее событие.
Создание нового и необычногоплана деятельности
Индивидуальность
Предрасположенность анализировать возникшую ситуацию.
Предрасположенность проявлять закономерности.
Высокая скорость обучения
Ребенок обладает навыками самообучения
Не воспринимает типичные задания и готовые ответы.
С высокой требовательностью относится к результатам труда, который
выполнил сам.
Одаренность включает в себя признаки, когда ребенок способен
заниматься несколькими делами одновременно или вести слежку за
несколькими предметами сразу.
Психологические проблемы одаренности
5 Интеллектуальная . У детей с интеллектуальной одаренностью
недостаточно развита креативность.
Мотивационная. Недостаточно мотивации к стандартному процессу
обучения.
Социальная. Возникают проблемы в общении, заниженная самооценка.
Эмоциональная. Возникают трудности профессионального
самоопределения, а так же самореализации.
Волевая. Недостаточно развиты навыки волевой регуляции,
импульсивность; отсутствуют навыки действия в неопределенной
ситуации, когда отсутствуют гарантии на успех; отсутствие сдержанности
и эффективности осиливание кризисных ситуаций; ребенку тяжело
преодолеть собственные стереотипы деятельности; отсутствие терпения к
стрессу; тревога, страхи.
Благоприятный психологический климат, который необходимо создать в
коллективе:
Одаренного ребенка нужно поддержать с психологопедагогической стороны;
активизировать самостоятельность; опираясь на сильные качества, необходимо
развивать более слабые стороны; педагог должен создать благоприятные
условия для дальнейшей деятельности.
3. Организация учебной деятельности с помощью информационных
технологий
В нашем современном мире сложно представить свою жизнь без новейших
информационных технологий. Поэтому и в образовательной деятельности они
играют одну из важнейших ролей. Как показывает практика, корректное
применение компьютерных технологий в развитии интеллектуально
творческого потенциала личности ребенка, дают большие возможности.
Основными факторами являются: программное обеспечение, применяется в
целях интенсификации обучения; возможность получить больший объем учебной
информации; за счет операций и обработки различного рода учебной
информации, которую выполняет технология, происходит экономия учебного
времени; учащиеся самостоятельно могут расширять уровень своих знаний, а так
же исследовательскую деятельность. Так же, использование собственной
исследовательской практики ребенка, является средством развития
одаренности.
6Помимо этого, преподаватель и ученики, имеют возможность получить богатые
материалы и информацию, касающуюся учебной деятельности (текст,
справочные материалы, таблицы, тесты, аудио и видео материалы). Все
полученные данные способствуют в развитии умственных процессов ученика.
Благодаря компьютерным технологиям, есть возможность подобрать
индивидуальный подход в обучении, отвечающий конкретным требованиям,
задания для каждого ученика в отдельности. Во время процесса, у ученика есть
возможность проверить или узнать результат своего действия. На разных этапах
работы, сложность выполняемых заданий может меняться в зависимости от
ответов учащегося. ЭВМ дает подсказки, комментирует ответы, дает указания в
зависимости от характера работы.
Мотивирующим фактором на действия ученика является реакция машины, с
которой она реагирует на данную ей команду. Учитывать индивидуальные
особенности ученика, а так же придать общению личный характер, позволяет
встроенная программа. Всё это позволяет, опираясь на зону актуального
развития ученика стимулировать его продвижение в зону ближайшего развития.
Благоприятные условия для учебнопознавательной деятельности создают
межпредметные связи, которые эффективно реализуются при комплексном
подходе к учебе.
Применяя межпредметные связи школьных предметов, а так же при их
систематизированном осуществлении, перед школьником открываются все
необходимые умения и навыки, такие как вычислительные, измерительные,
графические, моделированные, экспериментирование и многие другие.
Открываются такие возможности как:
1. Образовательная деятельность осуществляется соответственно
познавательным потребностям детей, а не заранее разработанной
логической схеме.
2. Максимально расширяется круг интересов, а так же сочетание навыков
практического использования с уровнем его продуктивного мышления.
3. Собственная исследовательская практика, доминирует над
репродуктивным усвоением знаний.
4. Ориентация на интеллектуальную инициативу.
5. Есть возможность глубоко проработать изучаемую тему.
76. Возможность проработать лидерские качества; формировать способность
к критичности и лояльности оценки идеи; самостоятельность в учебной
деятельности.
7. Фортификация среды новой информацией.
8. Есть возможность сочетать индивидуальную учебную и
исследовательскую деятельность с ее коллективной формой; гибкость в
использовании времени, средств, материалов.
Если же сам педагог имеет высокий интеллектуальный уровень и креативное
мышление, то использование межпредметных связей, открывает перед ним
большие возможности при работе с одаренными детьми.
Литература
1. ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОПЫТА/Ред.от 14.12.2011 //консультант [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/mezhdistsiplinarnoe
obobshchenie/2011/12/14/opisanieinnovatsionnogo.
2. Методика «Интеллектуальный проект»/ Ред.от 2015//консультант
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://pandia.ru/text/80/028/22201.php
3. Методика «Интеллектуальный проект»/ Ред.от 2013//консультант
[Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya
shkola/raznoe/2013/12/19/metodikaintellektualnyyportret
4. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей/ Ред.от
2017//консультант [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnosticschoolpsychologist/86
diagnosisgiftedness/1041metodikadiagnostikiodaren
5. Методы диагностики по выявлению одарённых детей/Ред.от
21.03.2014//консультант [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://novakelena.wordpress.com/
Приложения
1.Понятие и виды одаренности детей……………………………………...1
82.Введение…………………………………………………………………...1
3.1. Мониторинг выявления одаренности………………………………..2
4. 2.Признаки одаренности детей, проблемы и благоприятные условия для их
решения………………………………………………………………………4
5. 3.Организация учебной деятельности с помощью информационных
технологий……………………………………………………………………5
9