Методики выявления одаренности

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 18.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

До недавнего времени, изучением и разработкой психолого-педагогических вопросов, а так же воспитанием и обучением одаренных детей, занимались очень мало. Господствовавшей идеологии, соответствовало мнение, что у каждого из детей можно сформировать нужное качество. Интерес к одаренным детям пришел только когда наше общество демократизировалось.
Иконка файла материала Методики выявления одаренности.docx
Методики выявления одаренности Понятие и виды одаренности детей Каждый человек по ­ своему в чем­то талантлив. Дальнейшая его успешность, во многом зависит от своевременно замеченного таланта в детстве, а так же  представляется ли возможность реализовать свою одаренность ребенку. Выявить таланты у малыша, довольно кропотливая и сложная задача. Одаренные ребята,  проявляют высокие умственные задатки еще с раннего возраста и выделяются  среди сверстников уровнем интеллекта. Одним из вида одаренности является художественная одаренность. Его  поддерживают и развивают в специальных школах, студиях и кружках. Дети,  обладающие этим видом одаренности, делают большие успехи в области  живописи, музыки, скульптуре, проявляют актерское мастерство. Следующий вид одаренности, это ­ интеллектуальная и академическая. Такие  дети легко запоминают и сохраняют информацию, имеют высокую способность  к ее переработке. Благодаря этому, преуспевают во многих областях знаний. Особо выделена творческая одаренность или продуктивное мышление.  Специалисты полагают, что творчество и креативность представлены отдельно  от творческого компонента. Введение Актуальность До недавнего времени, изучением и разработкой психолого­педагогических  вопросов, а так же воспитанием и обучением одаренных детей, занимались очень мало. Господствовавшей идеологии, соответствовало мнение, что у каждого из  детей можно сформировать нужное качество. Интерес к одаренным детям  пришел только когда наше общество демократизировалось. Во многих развитых странах, довольно широко практикуют выявление и  диагностирование детей с повышенными возможностями. Разработка особенных  учебных программ, рассчитана специально для детей с особенными  возможностями. Их немалое количество, имеет широкое применение на  практике, а так же составляют достойную конкуренцию друг другу.  Подготовке учителей, работающих с особенными детьми, уделяется большое  внимание. Педагогу необходимо не только овладеть учебной программой, но и  суметь найти подход к каждому из своих учеников и подчеркнуть их  индивидуальность. России нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения с  умением творчески мыслить. Именно к таким людям относятся дети, которые  имели хорошую успеваемость в школе, отличались высоким уровнем интеллекта и наибольшей активностью. Именно одаренные дети смогут двигать силой  1прогресса и помочь нашему будущему. Поэтому тема «Выявления одаренности  детей младшего школьного возраста», столь актуальна в нынешнее время. Однако, в педагогической практике нередко сталкиваешься с ситуацией, когда  ребенок с высоким уровнем успеваемости имеет скромные успехи в других  видах деятельности, а в ученике с низкой учебной мотивацией, комплектуются  разные виды одаренности. Предметом исследования являются: Методики выявления одаренности детей  младшего школьного возраста. Цель:Является ли методика по выявлению и изучению детской одаренности  эффективной. Задачи исследования: Изучить и анализировать литературные источники о  проблемах одаренности младших школьников. Раскрыть основные виды детской  одаренности и факторов влияющие на их развитие. А так же испытать методики, которые помогают выявить и изучить детскую одаренность. Основная идея педагогической деятельности: Для осуществления задач поставленных перед нами, используем следующие  теоретические методы исследования: осваиваем и анализируем литературу,  выявляем причину и следственную связь в изучаемом явлении, сравниваем  базовые понятия исследования, а также используем практические методы  исследования: беседа, анкетирование, тестирование. Новизна методической разработки инновационного опыта педагога: Для  повышения интереса и качества результатов, будет неплохо использовать  мультимедийные средства, а так же современные компьютерные технологии. Преподаватель обязан быть в центре информационного потока современной  жизни. Компьютеры и связанная с ними информация стремительно ворвалась в  жизнь человека и с каждым днем усовершенствуется. Поэтому следует отметить удобство быстрого доступа к любой информации, что дает преимущество во  время проведения урока и подготовке к нему. Мощный стимул мотивации ­это  большой процент успешного обучения. 1. Мониторинг выявления одаренности Психолого ­ педагогический мониторинг выявления одаренных детей  Совокупная характеристика котировки разных сторон поведения и  деятельности ребенка   Длительность процесса распознавания  Анализируется поведение ребенка, во всех сферах деятельности,  максимальносоответствующийс его склонностями и интересами 2 Специалисты, которые квалифицируются в соответствующей предметной  области деятельности, ставят ребенку экспертную оценку  Выявление признаков одаренности у ребенка, учитывая зоны ближайшего  развития, а не только отношение к актуальному уровню его психического  развития  Многократное и многоэтапное обследование  Диагностическое обследование проводится в реальной  жизнедеятельнойситуации  Необходимо использовать предметные ситуации, которые создают  исследовательскую деятельность   Анализируются реальные достижения младших школьников Основные показатели к музыкальным способностям:  Одаренный ребенок чувствует ритм и такт музыки;   Обладает музыкальной памятью и способен различать высоту тона;   У ребенка присутствует акустическая чувствительность, способность  различать оттенки звучания различных инструментов;   Одаренный ребенок способен распознавать гармонию;   Имеет склонность к сочинению мелодии;   Может повторить голосом озвученную мелодию;   Ребенок получает радость от общения с музыкой и от музыкальных  занятий;   Проявляются особые способности, которые проявляютсяво время игры на  музыкальных инструментах.  Основные показатели психомоторных навыков:  Ребенок обладает ловкостью пальцев;   ловкостью рук;   ловкостью тела;   точностью и быстротой движений;  3 имеет достаточную выносливость при физическом напряжении;   испытывает интерес к точной механике и практическим заданиям;   обладает практическими наклонностями;   способностью к черчению.  Основные показатели интеллектуальных способностей:  Ребенок одаренный интеллектуальными способностями может  анализировать, логически и абстрактно, а так же имеет математические  способности;   С легкостью справляется с естественными науками, такими как физика,  химия, биология;  Без проблем ребенку могут даваться языковые способности (например:  имеет богатый словарный запас, а так же свободно выражает мысли и с  легкостьювладеет иностранными языками);   Отличный результат может проявляться в учебных способностях (быстро  соображает, хорошо запоминает, принимает активное участие);   Техническая и конструкторскаядееспособность;   Ученик проявляет знания, выходящие за пределы школьной программы, в  одной или нескольких областях науки, искусства и т. д.  Качества, которыми должен преобладать педагог, работающий с детьми,  проявляющими одаренность  Педагог должен уметь продуктивно реагировать на вызов, адекватно  воспринимать критику, иметь эмоциональную устойчивость при работе  с людьми более способными и знающими, чем он сам.  Педагог должен воздействовать на направление оптимального развития  способностей.  Преподавателю необходимо быть уверенным в собственной  компетентности, возможностирешить возникшие проблемы.  За принимаемые педагогом решения, ответственность за последствия  лежит только на нем. 4 Педагог всегда должен стремиться к интеллектуальному  самосовершенствованию и саморазвитию. 2. Признаки одаренности детей, проблемы и благоприятные условия для их решения Признаки одаренного ребенка:  Гиперактивность. Некоторым из детей нужно времени для сна меньше, чем обычно.  Большая познавательная активность. Дети задают много вопросов,  собирают интересующую их информацию, разбирают игрушки и разные  предметы с целью изучения содержания.   Порождают новые идеи. Дети придумывают и используют предметы не  обычным способом, придумывают новые игры.  Одаренные дети, могут мгновенно уловить суть идеи и развить ее.  Мгновенная реакция на происходящее событие.  Создание нового и необычногоплана деятельности   Индивидуальность  Предрасположенность анализировать возникшую ситуацию.  Предрасположенность проявлять закономерности.  Высокая скорость обучения   Ребенок обладает навыками самообучения  Не воспринимает типичные задания и готовые ответы.  С высокой требовательностью относится к результатам труда, который  выполнил сам.  Одаренность включает в себя признаки, когда ребенок способен  заниматься несколькими делами одновременно или вести слежку за  несколькими предметами сразу. Психологические проблемы одаренности  5 Интеллектуальная . У детей с интеллектуальной одаренностью  недостаточно развита креативность.   Мотивационная. Недостаточно мотивации к стандартному процессу  обучения.   Социальная. Возникают проблемы в общении, заниженная самооценка.   Эмоциональная. Возникают трудности профессионального  самоопределения, а так же самореализации.  Волевая. Недостаточно развиты навыки волевой регуляции,  импульсивность; отсутствуют навыки действия в неопределенной  ситуации, когда отсутствуют гарантии на успех; отсутствие сдержанности  и эффективности осиливание кризисных ситуаций; ребенку тяжело  преодолеть собственные стереотипы деятельности; отсутствие терпения к  стрессу; тревога, страхи. Благоприятный психологический климат, который необходимо создать в  коллективе: Одаренного ребенка нужно поддержать с психолого­педагогической стороны;  активизировать самостоятельность; опираясь на сильные качества, необходимо  развивать более слабые стороны; педагог должен создать благоприятные  условия для дальнейшей деятельности. 3. Организация учебной деятельности с помощью информационных  технологий В нашем современном мире сложно представить свою жизнь без новейших  информационных технологий. Поэтому и в образовательной деятельности они  играют одну из важнейших ролей. Как показывает практика, корректное  применение компьютерных технологий в развитии интеллектуально­  творческого потенциала личности ребенка, дают большие возможности.  Основными факторами являются: программное обеспечение, применяется в  целях интенсификации обучения; возможность получить больший объем учебной информации; за счет операций и обработки различного рода учебной  информации, которую выполняет технология, происходит экономия учебного  времени; учащиеся самостоятельно могут расширять уровень своих знаний, а так же исследовательскую деятельность. Так же, использование собственной  исследовательской практики ребенка, является средством развития  одаренности. 6Помимо этого, преподаватель и ученики, имеют возможность получить богатые  материалы и информацию, касающуюся учебной деятельности (текст,  справочные материалы, таблицы, тесты, аудио и видео материалы). Все  полученные данные способствуют в развитии умственных процессов ученика.  Благодаря компьютерным технологиям, есть возможность подобрать  индивидуальный подход в обучении, отвечающий конкретным требованиям,  задания для каждого ученика в отдельности. Во время процесса, у ученика есть  возможность проверить или узнать результат своего действия. На разных этапах  работы, сложность выполняемых заданий может меняться в зависимости от  ответов учащегося. ЭВМ дает подсказки, комментирует ответы, дает указания в  зависимости от характера работы. Мотивирующим фактором на действия ученика является реакция машины, с  которой она реагирует на данную ей команду. Учитывать индивидуальные  особенности ученика, а так же придать общению личный характер, позволяет  встроенная программа. Всё это позволяет, опираясь на зону актуального  развития ученика стимулировать его продвижение в зону ближайшего развития. Благоприятные условия для учебно­познавательной деятельности создают  межпредметные связи, которые эффективно реализуются при комплексном  подходе к учебе. Применяя межпредметные связи школьных предметов, а так же при их  систематизированном осуществлении, перед школьником открываются все  необходимые умения и навыки, такие как вычислительные, измерительные,  графические, моделированные, экспериментирование и многие другие. Открываются такие возможности как: 1. Образовательная деятельность осуществляется соответственно  познавательным потребностям детей, а не заранее разработанной  логической схеме. 2. Максимально расширяется круг интересов, а так же сочетание навыков  практического использования с уровнем его продуктивного мышления. 3. Собственная исследовательская практика, доминирует над  репродуктивным усвоением знаний. 4. Ориентация на интеллектуальную инициативу. 5. Есть возможность глубоко проработать изучаемую тему. 76. Возможность проработать лидерские качества; формировать способность  к критичности и лояльности оценки идеи; самостоятельность в учебной  деятельности. 7. Фортификация среды новой информацией. 8. Есть возможность сочетать индивидуальную учебную и  исследовательскую деятельность с ее коллективной формой; гибкость в  использовании времени, средств, материалов. Если же сам педагог имеет высокий интеллектуальный уровень и креативное  мышление, то использование межпредметных связей, открывает перед ним  большие возможности при работе с одаренными детьми. Литература 1. ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА/Ред.от 14.12.2011 //консультант [Электронный ресурс]­ Режим  доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/mezhdistsiplinarnoe­ obobshchenie/2011/12/14/opisanie­innovatsionnogo. 2. Методика «Интеллектуальный проект»/ Ред.от 2015//консультант  [Электронный ресурс]­ Режим доступа:  http://pandia.ru/text/80/028/22201.php 3. Методика «Интеллектуальный проект»/ Ред.от 2013//консультант  [Электронный ресурс]­ Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya­ shkola/raznoe/2013/12/19/metodika­intellektualnyy­portret 4. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей/ Ред.от  2017//консультант [Электронный ресурс]­ Режим доступа:  http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic­school­psychologist/86­ diagnosis­giftedness/1041­metodika­diagnostiki­odaren 5. Методы диагностики по выявлению одарённых детей/Ред.от  21.03.2014//консультант [Электронный ресурс]­ Режим доступа:  https://novakelena.wordpress.com/ Приложения 1.Понятие и виды одаренности детей……………………………………...1 82.Введение…………………………………………………………………...1 3.1. Мониторинг выявления одаренности………………………………..2 4.    2.Признаки одаренности детей, проблемы и благоприятные условия для их  решения………………………………………………………………………4 5.    3.Организация учебной деятельности с помощью информационных  технологий……………………………………………………………………5 9