МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

  • docx
  • 25.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 789..docx

Павлов Александр Константинович, -

директор НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ» имени академика А.К. Павлова

(Российская Федерация, Северо-Западный регион,

республика Карелия, г. Петрозаводск),-

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАН,

заслуженный деятель науки

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

     Инновационная педагогическая деятельность является сложно организованной системой различных видов деятельности. Самый первый из них – деятельность педагога. Следующий вид – опыт обучения, выделение наиболее эффективных методов, приёмов, способов обучения. Затем – направленность на построение учебных средств, учебных предметов. Четвёртый вид состоит в увязывании учебных предметов в одно целое – деятельность программирования, составления учебных программ. Для осуществления такого программирования необходимо иметь ясное представление о целях обучения.

     Современная социокультурная ситуация и задачи образования требуют, чтобы проектированием и описанием целей обучения занимался педагог-методолог. Это необходимо, во-первых, потому, что современное общество ставит такие цели и задачи, которые могут решить только специально подготовленные люди. Во-вторых, современное методологическое мышление может эффективно проектировать учебные процессы, но оно требует от заказчика чётких и определённых целей. В-третьих, современное общество быстро и интенсивно развивается и требует наблюдения за профессиональным рынком, систематического описания свойств человека, необходимого информационно-технологическому обществу, и оперативного проектирования согласно задаче инновационных учебных программ. В широком смысле, результатом такого мышления является человек, в более узком смысле – проект специалиста, т.е. должна быть описана и соотнесена совокупность интеллектуальных функций, знаний, способностей, которые должны быть у человека.

     Инновационное обучение можно характеризовать как процесс активного взаимодействия между педагогом и учеником, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, компетентности и компетенции на основе его собственной активности. А учитель создаёт для активности учащегося необходимые условия, направляет её, контролирует, предоставляет для неё нужные средства и информацию. Функция инновационного обучения состоит в максимальном приспособлении средств для формирования у людей способности к деятельности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учителя и ученика. В этом случае проявляется непосредственность, нерасчленённость учебного процесса.

     Одним из направлений инновационной учебной деятельности является её объективное описание, позволяющее воспроизвести эту деятельность. Учебные знания возникают в тех условиях, когда деятельность не передаётся непосредственно. И тогда они выполняют функцию трансляции деятельности.

     Развитие системы инновационного обучения состоит в членении сложных видов деятельности на простые, и обучение вначале простым видам деятельности. Такой подход предполагает анализ сложной деятельности, выделение её элементов. Задача состоит в выделении из сложных видов деятельности простых элементов с целью последующего конструирования более и более сложных. Таким образом, первый принцип педагогической рефлексии состоит в выделении элементарных видов деятельности и их трансляции. Второй принцип состоит в проектировании и трансляции знакомых средств, позволяющих спроектировать и построить сложную деятельность из освоенных элементов. Эти средства являются средствами проектирования и описания учебной деятельности.

     С другой, процессуально-технологической стороны, инновационный учебный процесс (система учебной деятельности) описывается как последовательность ситуаций обучения. Эти ситуации строятся так, что предыдущие ситуации задают средства для последующих.

     Следовательно, инновационная система обучения строится как цепь технологического процесса, через который проходит человек, усвоив совокупность необходимых для активной жизнедеятельности социокультурных способностей.

     Итак, с точки зрения методологии, инновационная система обучения – это система, которая развивается от ситуации обучения сложным видам деятельности через рефлексивное расчленение деятельности к обучению вначале простым видам деятельности, а затем от простых – к построению сложных, удовлетворяющих условиям заданной задачи деятельности.

     Существенным моментом педагога, работающего в инновационном режиме, является коммуникация и понимание состояния ученика. Педагогическую активность можно рассматривать как:

1) организационно-управленческую деятельность (средство управления учебной деятельностью;

2) понимание сознания обучающегося и организацию понимания.

     Понимание – значит систематическое становление на внутреннюю точку зрения ученика, понимание его «изнутри», т.е. работа с сознанием учащегося. С другой стороны, педагог должен также организовать и понимание себя, чтобы доносить до ученика что-то важное с его точки зрения; но понимание не передаётся прямо, его можно добиться только на основании своего личного опыта (или организации такого опыта, если его не было). Это значит, что педагогический акт (действие) является коммуникативным, диагностическим актом.