Методологическая основа воспитания и социализации учащихся в рамках реализации ФГОС.

  • Работа в классе
  • docx
  • 18.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко говорится, что особое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условия реализации – это обеспечение личностного развития обучающихся. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Приоритетами в образовательном процессе являются здоровье учащихся, процесс воспитания и социализации личности ребенка, создание безопасной и комфортной образовательной среды.
Иконка файла материала vospitanie_.docx
«Методологическая основа воспитания и социализации учащихся в рамках реализации ФГОС»   В   федеральном   государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко   говорится,   что   особое   требование     основных образовательных программ,  к результатам их освоения и условия реализации – это обеспечение личностного развития обучающихся.   к   структуре   Целью   образования   становится   общекультурное,   личностное   и  Приоритетами   в   образовательном познавательное   развитие   учащихся. процессе являются здоровье учащихся, процесс  воспитания и социализации личности ребенка, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Нынешняя   реальность   объективно   требует   воспитания   и   развития   у растущего   поколения   качеств   самостоятельного,   инициативного, ответственного   человека,   который   способен   к   выстраиванию   позитивных отношений   в   различных   сферах   своей   жизни.   От   того,   какие   ценностные ориентации   будут   сформированы   у   детей   сегодня,   от   того,   насколько подростки   будут   готовы   к   новому   типу   социальных   отношений,  зависит   в дальнейшем   путь   развития   нашего   общества     в   целом,   следовательно,   в приоритете развитие успешной социализации детей. Личностная   ценность   индивида   является   важнейшим   фактором процесса   социализации.   Нравственные   принципы   поведения,   глубокие   и постоянные   привязанности,     мировоззренческие   убеждения   человека ­основное   содержание   ценностных   ориентаций.  Образование   личностных смыслов   учения   и   жизни,   педагогическая   поддержка   становления   детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно­нравственном развитии ребёнка   являются   основными   образовательными   и   воспитательными процессами.   Значимыми   становятся   не   педагогические   требования,   а педагогическая   поддержка   и   забота,   сотрудничество;     целостное   развитие, саморазвитие и личный рост учащегося. В силу этого ценностные ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воздействия со стороны общества. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может   с   на   различных   уровнях, реализовываться   разными   способами, множественными целями.  Целью воспитания и социализации учащихся является воспитание, социально­педагогическая   поддержка   становления   и   развитиявысоконравственного,   ответственного,   инициативного   и   компетентного гражданина России. Процессы воспитания и социализации учащихся протекают параллельно. Эти два процесса направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального самоопределения. На   процесс   воспитания   оказывают   влияние   много   факторов: образовательное учреждение, иерархия общественных ценностей окружающая природная   среда,   семья,   вуз,   искусство   и   средства   массовой   информации, детские   и   молодежные   организации,   повседневная   профессиональная деятельность. Содержание процесса воспитания состоит из целей, методов и средств, применяемых в воспитательном процессе, а также из достигнутых результатов. Цели   воспитания   –   ожидаемые   изменения   в   человеке   (или   группе людей),   осуществленные   под   воздействием   специально   подготовленных   и планомерно   проведенных   воспитательных   акций   и   действий.   Направление воспитания определяется единством цели и содержания.  Для   достижения   вышеуказанной   цели   в   воспитательном   процессе применяются различные методы воспитания . В   процессе   профессиональной   деятельности   педагог   осуществляет выбор     и   применяет   методы   воспитания   в   зависимости   от   существующих условий и возможностей. На выбор  методов воспитания влияют возрастные и индивидуальные   особенности   учащихся,   их   интересы   и   потребности, социальное окружение,  а так же собственные возможности  педагога. Эффективно   организованный   воспитательный   процесс   приводит   к формированию способности человека к самовоспитанию.   Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений   посредством   внутренних   душевных   факторов,   обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их   следует   рассматривать   как   две   стороны   одного   и   того   же   процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Самообразование   –   это   система   внутренней   самоорганизации   по усвоению   опыта   поколений,   направленной   на   собственное   развитие. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений,  благодаря   собственным   устремлениям   и   выбранным   средствам. Педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно   развиваться   в   данных   понятиях   «самовоспитание», «самообразование»,   «самообучение».   Внешние   факторы   –   воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведенияв действие. Философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека   заложены   движущие   силы   его   развития.   Таким   образом, самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности   в   соответствии   с   сознательно   поставленными   целями, сложившимися   идеалами   и   убеждениями.   Самовоспитание   предполагает определенный   уровень   развития   личности,   ее   самосознание,  способности   к анализу –  при  сознательном   сопоставлении   своих  поступков   с  поступками других людей. Согласно ФГОС, воспитание в образовательной организации  необходимо проектировать через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой происходит  присвоение (а не просто узнавание)  ценностей учащимися.  Воспитательная   работа     в   образовательной   организации     является главным   аспектом   организации   грамотного   взаимодействия     педагогов   и учащихся, а так же с другими субъектами социализации.   Обогащение   внутреннего   мира   ребенка   –   важная   задача   каждого педагога   индивидуально   и   педагогического   коллектива   в   целом.   Процесс воспитания  будет  эффективным  в  том  случае, если  он  будет  многогранно охватывать и пронизывать все виды деятельности:    досуговую, трудовую и др.).  учебную (в границах разных образовательных дисциплин) внеурочную     коммуникативную, (художественную,   спортивную,   религиозными   Ценностно­нормативная   основа   взаимодействия   общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного   образования,   культуры   и   спорта,   средствами   массовой информации   отражена     в   Концепции   духовно­нравственного   развития   и воспитания   личности     которая   является методологической основой  ФГОС. гражданина   России, объединениями,   Воспитание     представляет   собой   ценностно­ориентированный   процесс. Следовательно, воспитание и социализация являются главными процессами, которые  влияют  на  становления личности ребенка. В процессе социализации происходит усвоение человеком  социального опыта   посредством   вхождения   в   социальное   окружение,   установления социальных   связей,   принятия   ценностей   различных   социальных   групп   иобщества   в   целом,   активного   воспроизводства   системы   общественных отношений. Социализация   –   это   процесс   приобщения   индивида   к   социуму, включения его в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждения   себя   и   выполнения   социальных   ролей;   это   процесс   усвоения человеком   определенной   системы   знаний,   норм   и   ценностей.   Причем социализация протекает как стихийно в результате воздействия на человека его   окружения   –   будь   то   средства   массовой   информации,   телевидение   и определенная   социальная   среда,   –   так   и   целенаправленно,   благодаря планомерному   сознательному   воздействию   на   молодого   человека   с   целью достижения   желаемого   влияния   и   результата.   Сочетание   обоих   вариантов: стихийного   и   целенаправленного,   –   нацелено   на   то,   чтобы   индивид приобщился   к   культуре   и   стал   полноправным,   полноценным   членом общества.1 Процесс воспитания и социализации  реализуется на основе следующих Аксиологический   принцип     характеризуется   формированием   у Принцип   ориентации   на   идеал   предполагает   принципов: 1.   проектирование воспитательного   процесса   с   учетом   определённых   идеалов,   которые отражаются в истории России, в различных культурах (религиозная культура, культура традиций народов мира). 2. учащихся группы ценностей. 3. Принцип   следования   нравственному   примеру  ориентирован   на формирование у детей нравственного поведения. Особый пример   духовно­ нравственного   развития     для   учащихся   имеет     личность   педагога,   его нравственная сторона. 4. Принцип   диалогического   общения   со   значимыми   другими     является особо   важным   для   подростков.   Поиск   смысл   жизни,   а   так   же   выработка личностью собственной системы ценностей невозможно миновать  диалоговое общение. 5. нравственному   примеру   формирует   способствует развитию собственных нравственных обязательств. 6. Принцип   полисубъектности   воспитания   и   социализации.   Применение данного   принципа   в   воспитательном   процессе   возможно   при   условии Принцип идентификации. Идентификация в сочетании со следованием   нравственную   сторону   личности, 1 Морозов В. В. Образовательная система России как путь социализации личности: монография,  с.91социально­педагогической   деятельности   различных   субъектов:   учреждений системы дополнительного образования, школы, семьи, учреждений культуры и спорта   и   др.   деятельность   образовательного   учреждения,   педагогического коллектива   образовательного   учреждения   в   организации   социально­ педагогического партнёрства должна быть ведущей,  и определять ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации  учащихся. 7. проблем.  8. Интеграция   содержания   различных   видов   деятельности   обучающихся   в рамках   программы   их   духовно­нравственного   развития   и   воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.  Принцип   совместного   решения   личностно   и   общественно   значимых Принцип системно­деятельностной организации воспитания.  Системно­деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию   подростковых   сообществ   от   мира   старших   и   младших   и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию.  Образовательному учреждению как социальному субъекту — носителю педагогической   культуры   принадлежит   ведущая   роль   в   осуществлении воспитания   и   успешной   социализации   подростка.   Задача     педагогического коллектива   образовательного   учреждения   ­   создать   оптимально благоприятные   условия   организации     учебно­воспитательного   процесса, которые   направлены  на   формирование   социально   активной,   физически здоровой,   толерантной,   творческой   и   трудолюбивой   личности,   способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Результаты вышеуказанного процесса  отражаются в трёх уровнях: Первый   уровень  результатов   предполагает   приобретение   учащимися социальных знаний и первичного понимания социальной реальности и повседневной   жизни.   Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое значение   имеет   взаимодействие   учащегося   со   своими   педагогами   как значимыми   для   него   носителями   положительного   социального   знания   и повседневного опыта. Второй   уровень   результатов   предполагает   получение   детьми   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательной организации. Именно в такой близкой   социальной   среде   ребенок   получает   (или   не   получает)   первоепрактическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).     общественного   самостоятельного Третий уровень результатов  характеризуется    получением учащимися действия. опыта Только   в   самостоятельном   общественном   действии,   действии   в   открытом социуме,   за   пределами   своей   образовательной   организации,   для   других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему   настроены,   подросток   действительно   становится   (а   не   просто   узнает том, деятелем. социальным стать)     как     Важнейшим   аспектом   воспитательной   системы   является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребенка.