Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)
Самарский институт повышения квалификации работников образования
СИПКРО
РАБОТА
«Методологические и дидактические подходы к обучению русскому языку и литературе при внедрении ФГОС СОО»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Курамшина Оксана Петровна
Самара, 2023
Задания к учебнику литературы под редакцией Ю.В.Лебедева
Класс 10 (базовый уровень)
Раздел - «Творчество Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого»
Количество часов на изучение раздела –8
Тема - «Творчество А.А.Фета»
Количество часов на изучение темы–2
Цель учебно-методических заданий – углубить представления
учеников о жизни и творчестве А.А.Фета, о принципах «чистого искусства»;
показать своеобразие лирики А.А.Фета, импрессионизм в его творчестве;
помочь учащимся в развитии навыков выразительного чтения поэтических
произведений, навыков анализа текста.
Планируемый образовательный результат – знать основные факты биографии
А.А.Фета;
иметь представление о его творчестве;
понимать значение творчества поэта для русского искусства;
уметь участвовать в диалоге, выразительно читать и анализировать стихотворения.
Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.
Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его
кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
В 10 классе учащиеся продолжают изучение линейного
историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем
сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в проведении
уроков-лекций. Лекция - это форма ораторского искусства,
подчиняющаяся определенным законам. Для качественной лекции необходимы:
· индивидуальность и глубокие знания лектора, умение нести четко организованную информацию, личная заинтересованность лектора материалом;
· строгость композиции лекции, ведущая слушателей к самостоятельным выводам;
· живой литературный слог, свободное владение устной речью, т. к. лекция - это не диктант.
Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с материалами лекции. Заранее следует спланировать сообщения учащихся по индивидуальным заданиям, а в течение лекции целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов или проблемных эпиграфов.
При подготовке семинарских занятий важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы. Тема и проблематика семинара должна быть сообщена учащимся заранее (за 2 - 3 недели); в ходе подготовки к семинару учащиеся изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера. При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания.
На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет
углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведения для
текстуального изучения на уроке-практикуме не должен быть большим (лирическое
стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно
усилить. В центре обсуждения будет находиться сам текст со своими неповторимыми
особенностями, главный акцент должен быть сделан на выявление поэтики текста,
определение специфики его художественной формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают
внимание на фонетические, лексические (изобразительно-выразительные),
синтаксические, композиционные особенности текста. При изучении лирики - и на
особенности ритма, рифм, слов в субъективно-авторском значении, строфику,
условность описаний, цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте.
Однако основным типом урока литературы в 10 классе остается урок-беседа.
В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны
быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного
ответа. Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения,
т. е. на уроке будут звучать цитаты, детали, авторские оценки. Учителю важно
удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие
рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации. Для живой,
неотрепетированной, ненатянутой беседы характерны элементы импровизации:
учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием,
прояснением своей позиции. В беседе поискового, эвристического характера
ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение, аргументируют
свою точку зрения.
Начало
урока по творчеству поэта, анализу лирического произведения может быть
рифмованным, или с элементом театрализации, или с яркой цитатой, фактом из
биографии писателя. Необходимо выделить нравственные вопросы, проблему,
способную пробудить интерес учащихся.
Например. Поэт Афанасий Фет всегда считался «знаменем «чистого искусства» и на самом деле был им. И хотя его стихи, на первый взгляд, просты и понятны, он остается поэтом элитарным, и смысл его произведений доступен только внимательному и тонкому читателю.
А.А. Фет – поэт природы в очень широком смысле. В его стихах природа очеловечена и человек природен.
Его называли поэтом мгновения: миг в его стихах обретает силу и значимость вечности.
Сегодня на уроке мы поближе познакомимся со стихотворениями Афанасия
Фета, попробуем постичь их философский смысл и художественные особенности. Мы
будем продолжать учиться анализировать поэтическое произведение, получим новые
представления о литературной пародии. Цели урока: на примере
предложенных для анализа стихотворений определить особенности поэтики А. Фета,
совершенствовать умение составлять связный развернутый монологический
ответ на вопрос.
Памятка
Как работать над анализом поэтического произведения
1. Внимательно прочитай стихотворение. Какие мысли, чувства, переживания оно вызвало?
2. Как автору удалось этого добиться? Найди «ключ» к стихотворению (главное средство выразительности). Это могут быть тропы, особенности лексики, ритмики, синтаксиса, фонетики… С какой целью они употреблены, какую смысловую нагрузку несут? Учти также законы жанра.
3. Помни, что «ключ» может найтись в неожиданном «месте»! В стихотворении любой элемент формы может играть главную роль в раскрытии его идеи!
4. Определи идею произведения.
5. Раздаточный материал
На уроках анализа поэтических
произведений интересны приёмы технологии развития критического мышления (инсерт,
кластер, синквейн, ассоциативные ряды). Приём работы по
творческому применению знаний – иллюстрирование (создание обложки к
лирическому произведению) – стимулирует к самостоятельному творчеству, даёт
учащимся возможность самовыражения.
Данные приёмы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в
процессе самостоятельного анализа лирического произведения изменить уже
установившиеся представления.
Комплекс заданий по творчеству А.А.Фета.
1. Задания для индивидуальной работы: составить опорную схему «Жизнь и творчество А.Фета», ответив на вопросы:
Почему русский дворянин А.Шеншин вошёл в русскую поэзию под немецкой фамилией Фет?
Какие шаги предпринимал поэт, чтобы вернуть себе дворянство и добиться благосостояния?
Какие особенности мироощущения поэта позволили ему создать прекрасные образцы антологической лирики?
В каком образе предстаёт муза Фета?
Какие направления в развитии поэзии возникли в 40-60-е годы 19 века? К какому из них и почему примкнул Фет?
2. Составить кластер по теме «Характерные особенности лирики А.Фета. Метафоричность лирики».
Какова область художественных открытий А.Фета?
Почему его лирика не вполне поддаётся рациональному анализу?
Что сближает лирику А.Фета с прозой Л.Н.Толстого?
3. «Творческий зачёт» по карточкам.
Почему А.Фет стремится сблизить поэзию с музыкой? Какие приёмы для этого использует?
Каким образом стихотворение «Сияла ночь…» объединило Пушкина, Фета и Толстого?
Сопоставьте стихотворение А.Фета «Сияла ночь…» и стихотворение А.Пушкина «К*»
4. «Лингвистический эксперимент» (слова в стихах А.Фета многозвучны, эпитеты схватывают не только прямые, но и косвенные признаки предметов, к которым они относятся: «тающая скрипка», « румяное сердце», «овдовевшая лазурь». Поэзия Фета вся живёт такими сложными ассоциациями).
Вставьте в стихотворение «Прозвучало над ясной рекою…» пропущенные эпитеты.
5. Арттерапия (лечение искусством), в литературе – приём цветописи.
а) Каждую строчку стихотворения «Это утро, радость эта» ученики обозначают определённым цветом.
б) Стихотворение можно «нарисовать» и через изображение предметов, выступающих в роли символов. Через расшифровку этих символов приходим к пониманию смысла стихотворения.
«Нарисовать» стихотворение «Я прищёл к тебе с приветом!»
6. Литературоведческий практикум.
а) Сравните стихотворения «Тройка» Некрасова и «На заре ты её не буди…» Фета. В чём, по-вашему, заключается их сходство и различие?
б) «Стихотворный коллаж».
Подготовьте выразительное чтение наизусть нескольких стихотворений Фета. При этом постарайтесь передать их музыкальность и благозвучие, применённые в них элементы звукописи.
в) Самостоятельно выберите 2-3 стихотворения А.Фета, перекликающиеся по теме, предмету изображения. Приведите примеры необычных ассоциативных связей, на которых построено художественное изображение, ярких необыкновенных образов, пробуждающих чувства и воображение читателя.
г) Выполните фонетический разбор стихотворения А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…». Покажите, что звуковая организация текста подчинена основной художественной задаче.
7. Творческо-исследовательская работа.
а) Восприятие поэзии А.А.Фета современниками и потомками.
б) Афанасий Фет как переводчик.
в) Образы античной культуры в поэзии А.А.Фета.
Планируемые предметные результаты:
- ученик в устной и письменной форме научится обобщать и анализировать свой читательский опыт;
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении, оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
-
осуществлять
следующую продуктивную деятельность:
давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
- выполнять
проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.