Методологические и психолого-педагогические аспекты профориентации в школе
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
16.04.2017
Профориентационная работа в школе должна занимать важное место, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, а личностные интересы и потребности учащихся с их будущим. После окончания школы необходимо, чтобы каждый учащийся мог найти достойное применение своих способностей.вордовский документ
методологические и психолого-педагогические аспекты профориентации в школе.doc
Методологические и психологопедагогические аспекты профессиональной
ориентации в школе
Джанатаева Жанылай Сериковна
Магистр психологии, педагогпсихолог высшего уровня квалификации второй
категории ГУ «Боровская средняя школа имени А.Чутаева отдела
образования акимата Мендыкаринского района»
zabilova@mail.ru
При организации учебновоспитательного процесса современной школы,
профориентационная работа с учащимися должна занимать важное место, так
как она связывает систему образования с экономической системой страны, а
личностные интересы и потребности учащихся с их будущим. Для благополучия
общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно,
более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно
время, силы в поисках своего места в системе общественного производства, на
котором мог бы принести пользу и получить глубокое удовлетворение от своего
труда.
В широком смысле слова профориентация – система общественного и
педагогического воздействия на молодежь, с целью ее подготовки к
сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий,
обеспечивающая научнообоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация – целенаправленная деятельность
по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к
сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной
степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной
профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на двух уровнях
– общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно
воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого
объема знаний о социальноэкономических и психофизических свойствах
профессий.
К окончанию основной и средней школы каждому ученику предстоит
сделать очень важный выбор, который продолжит путь к будущей
профессиональной деятельности,
– выбор направления дальнейшего профессионального обучения в среднеспециальных и высших учебных
заведениях.
Каждому старшекласснику предоставляется право на выбор профессии,
рода занятий и места работы. Чтобы успешно осуществить этот шаг,
необходимы специальные знания, особенно в настоящее время, когда в сложных
экономических условиях, условиях ускорения научнотехнического прогресса и
формирующего рынка труда значительно возросли требования к уровню
подготовки специалистов и к абитуриентам всех учебных заведений. Поэтому
необходима специальная подготовка учащихся к осознанному выбору
профессии, который они должны осуществить к моменту окончания основной
или средней школы.
Основная область применения психологопедагогических технологий –
это период 1415 лет, когда процесс самоопределения, формирования
временной перспективы будущего, перед подростком ставится конкретной
ситуацией, то есть ребенок впервые непосредственно задумывается о своем
профессиональном будущем. В старшем подростковом возрасте еще невозможно
говорить о профессиональных способностях – речь может идти только об
индивидуальных психологических способностях как предпосылках
формирования профессиональных способностей.
Психологическая готовность к выбору профессии должна быть частично
или полностью сформирована уже к началу девятого класса. Фактически это
предполагает ускоренную профориентацию подростка,
что может
способствовать возникновению у ребенка противоречий и сомнений, которые
выражаются:
Вопервых: неопределенностью у учащихся ценностных представлений о
самой профессии. Ориентиры подростка смещены на выбор желаемого образа
жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия выступает как
средство для достижения этого образа, а не как существенная часть самого
образа жизни.
Вовторых: подросток в современном быстро изменяющемся мире должен
самостоятельно и осознанно иметь специальную профессиональную подготовку,
чтобы сразу приступить к работе. Но, оказавшись под таким давлением,
старшеклассник чаще всего не способен найти адекватный выход без
педагогической и психологической помощи.
что
профориентационная работа должна быть обязательным и значительным
компонентом в учебновоспитательном процессе.
Это означает, Следовательно, неотъемлемым компонентом воспитательной работы
являются профориентационная работа с учащимися и психологопедагогическое
сопровождение их профессионального самоопределения.
Методологические и психолого-педагогические аспекты профориентации в школе
Методологические и психолого-педагогические аспекты профориентации в школе
Методологические и психолого-педагогические аспекты профориентации в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.