Методологическое и теоретическое обоснование проблемы межпредметных связей.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие идеи межпредметных связей в классической педагогике. В классической педагогике идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. “Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи”1 ,— подчеркивал великий дидакт Я. А. Коменский. Он подошел к идее всестороннего обобщения знаний, к их взаимосвязи, ибо без этого невозможно познание причинно-следственных связей и отношений явлений и предметов объективного мира.
Иконка файла материала Методологическое и теоретическое обоснование.doc
Методологическое и теоретическое обоснование  проблемы межпредметных связей. Развитие идеи межпредметных связей в классической педагогике. В   классической   педагогике   идея   межпредметных   связей   родилась   в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. “Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой   же   связи”1  ,—   подчеркивал   великий   дидакт   Я.   А.   Коменский.   Он подошел к идее всестороннего обобщения знаний, к их взаимосвязи, ибо без этого   невозможно   познание   причинно­следственных   связей   и   отношений явлений   и   предметов   объективного   мира.   Я.   А.   Коменский   понимал,   как важно устанавливать связи между учебными предметами для формирования системы знаний у учащихся и обеспечения целостности процесса обучения. К этой идее обращаются позднее многие педагоги, развивая и обогащая ее. Так, идея обобщенного познания как метода “нахождения истины” у Д. Локка сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет, по его утверждению, должен наполняться элементами и фактами другого, а общее образование совмещаться с прикладным. И.   Г.   Песталоцци,   пропагандируя   идеи   развивающего   обучения,   на большом   дидактическом   материале   раскрыл   многообразие   взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования: “Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой   они   действительно   находятся   в   природе”1  .   Он   отмечал   особую опасность отрыва одного предмета от другого.  Необходимость   обобщенного   учебного   познания   и   целостности учебного   процесса   в   последующем   закрепляется   в   педагогической   идее межпредметных связей, которая выступала в педагогике как элемент общих концепций. В   русской   классической   педагогике   наиболее   полное   психолого­ педагогическое     обоснование     дидактической   значимости   межпредметных связей дал К. Д. Ушинский. В книге “Человек как предмет воспитания” он выводит   их   из   различных   ассоциативных   связей   (по   противоположности, сходству,   времени,   единству   места   и   т.п.),   отражающих   объективные взаимосвязи предметов и явлений. Особо ценны и теперь суждения великого русского   педагога   о   мировоззренческой   роли   межпредметных   связей, способствующих формированию ясных, полных и целостных представлений об   окружающем   нас   реальном   мире.   Он   считал,   что   “знания   и   идеи, 1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.— М.,1955, с. 287. 1 Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. М., 1963, т. II, с. 175.сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь”2 . В теории К. Д. Ушинского идея межпредметных связей выступает как часть   более   общей   проблемы   системности   обучения.   Он   подчеркивал, насколько важно приводить знания в систему по мере их накопления: “Голова, наполненная   отрывочными,   бессвязными   знаниями,   похожа   на   кладовую,   в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи,   а   в   ящиках   пусто”3  .   Система   знаний   позволяет   подняться   до высоких логических и философских отвлечений. Преодолеть хаос в голове ученика   можно   при   согласованной   работе   учителей,   когда   каждый   из   них заботится не только о своем предмете, а обо всем умственном развитии детей. Обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий, когда “они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга”1 . Современные   дидактическое   исследование   проблемы   межпредметных связей возможно на основе идеи целостности процесса обучения, раскрытия внутренних связей и зависимостей применительно к каждому его уровню, с учетом,   прежде   всего,   образовательной,   воспитательной   и   развивающей функций обучения. Образовательные функции межпредметных связей. Совершенствование   содержания   образования   невозможно   без   учета межпредметных   связей   —   одного   из   важнейших   критериев   отбора   и координации   учебного   материала   в   программах   родственных   дисциплин. Формирование   у   учащихся   общей   системы   знаний   о   мире,   отражающей взаимосвязь   различных   форм   движения   материи,—   одна   из   основных образовательных функций межпредметных связей.  Задачи     лингвистических, Воспитательные   функции.   современного   воспитания нацеливают   на   усиление   моральных   акцентов   в   изучении   гуманитарных   Ведется   поиск   путей   сочетания   литературоведческих, предметов. исторических,   обществоведческих   понятий   с формированием ценностных ориентаций личности школьника. В центре этих поисков стоят межпредметные связи. Особое внимание уделяется развитию этических   и   эстетических   понятий   (добро,   зло,   долг,   совесть,   честь, достоинство,   ответственность   перед   обществом,   смысл   жизни   и   счастья, прекрасное   и   безобразное),   которые   способствуют   формированию нравственно­эстетических идеалов, эмоционально­волевой сферы личности. Помимо   образовательного   и   воспитательного   значения,   связи   между предметами   выполняют  развивающую   функцию,   столь   важную   для всестороннего гармоничного развития личности ученика. 2 Ушинский К. Д. Сочинения.—М.; Л., 1948, т. 3, с. 178. 3 Там же, т. 5, с. 355. 1 Там же, т. 3, с. 177.Межпредметные связи предметов гуманитарного цикла. Взаимосвязи   гуманитарных   предметов   определяются   общими объектами—“общество”   и   “человек”—и   методами   их   изучения.   Изучение литературы   идет   в   единстве   с   лингвистическим   развитием   учащихся. Взаимосвязь   литературы   и   истории   раскрывают   социально­историческую обусловленность   творчества   того   или   иного   писателя   и   способствуют образной   характеристике   исторических   этапов   в   развитии   общества.   У истории и литературы общий объект изучения — общество и человек. Сходен и логический анализ фактов в сочетании с эстетической оценкой. Литература вступает   в   тесный   контакт   с   предметами   эстетического   цикла.   Изучение родного языка  связано со всеми остальными предметами. Специфика этих связей состоит в том, что они разнокачественны и могут быть схематично выражены в таких группах: 1) родной язык—русский и иностранный языки; 2) родной язык — литература; 3) родной язык — естествознание, математика; 4) родной   язык   —   пение,   рисование,   физкультура,   труд.   Содержательная сторона   этих   групп   связей   различна.   В   первом   случае   связи   носят сопоставительный или генетический характер; во втором связь выступает как “первоэлемент”   для   изучения   литературы;   в   третьем   связи   выражаются   в использовании материала того или иного предмета для развития речи и для раскрытия   общности   естественного   языка   и   языка   науки;   обогащают   речь образностью,   показывают   интонационную   общность   поэтического   слова   и музыки и специфику словоупотребления в спорте, в трудовых процессах.   Совокупность   межпредметных   связей   русского   языка   раскрывает основные социальные функции языка как средства общения и как средства познания.   В   этом   заключены   важнейшие   обобщающие   функции   учебного предмета “Русский язык” в обучении. Межпредметные связи в учебном процессе. Межпредметные   связи   функционируют   в   процессе   обучения   как существенный   фактор   активизации   учебно­познавательной   деятельности учащихся, который качественно преобразует все ее компоненты. Повышение творческого потенциала межпредметных связей достигается путем   обучения   обобщенным   способам   познавательной   деятельности, позволяющим решать новые задачи с опорой на общие ориентиры характерные для целого класса явлений. Обобщенные понятия и действия при всей своей универсальности не должны утрачивать своего предметного смысла, иначе они превращаются в пустые абстракции, малопродуктивные в познании. Обобщенность знаний и способов   действий,   повышая   активность   и   успешность   деятельности, усиливает и ее познавательную мотивацию, особенно при решении творческих, нестандартных задач. У ученика возрастает интерес к собственному процессу мышления, к его операционной стороне.“Открытия”,   которые   делаются   учениками   при   решении межпредметных   познавательных   задач,   оказываются   более   весомыми   и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности.   В   связи   с   этим   повышается   и   ценность   нового “межпредметного”   вида   познавательной   деятельности,   укрепляется потребность в ней. Выдвижение   перед   учащимися   учебных   и   познавательных   задач   при установлении   межпредметных   связей   значительно   активизирует   познание. Такую  задачу   необходимо  осознать  и  решить  как   межпредметную.  Ученик должен   установить   связи   между   элементами,   относящимися   к   разным предметным   системам   знаний.   Это   требует   активной   умственной деятельности,   напряжения   его   памяти,   мышления,   эмоционально­волевых процессов, развития воображения и речи. Межпредметные   связи   —   важнейший   фактор   оптимизации   процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно­воспитательного процесса. Такая перестройка   с   учетом   межпредметных   связей   направлена   формирование активной   позиции   ученика   в   процессе   обучения,   ибо   она   предусматривает реализацию   единства   образовательных,   развивающих   и   воспитывающих   функций   обучения;   научно­ мировоззренческого     обучения   и   активную   учебно­   содержания     познавательную деятельность учащихся. единство   идейно­теоретического,   Дидактические требования к межпредметному уроку. 1.   Межпредметный   урок   должен   иметь   четко   сформулированную   для   решения   которой   необходимо учебно­познавательную   задачу, привлечение знаний из других предметов. 2.   На   межпредметном   уроке   должна   быть   обеспечена   высокая активность учащихся по применению знаний из других предметов. 3. Осуществление межпредметных связей должно быть направлено на объяснение причинно­следственных связей, сущности изучаемых явлений.  4.   Межпредметный   урок   должен     выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов. Учащиеся могут осознать объективность таких выводов, лишь   убедившись   в   необходимости   привлечения   знаний   из   смежных предметов. содержать 5.  Межпредметный   урок   должен   вызывать   положительное   отношение учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов.  6.   Межпредметный   урок   всегда   должен   быть   нацелен   на   обобщение определенных   разделов   учебного   материала   смежных   курсов.   Поэтомуцелесообразно   использовать   различные   формы   организации   обучения, обеспечивающие обобщающие функции межпредметных связей: комплексные домашние задания, обобщающе­повторительные уроки, уроки­лекции, уроки­ конференции, уроки­“путешествия”, семинары, экскурсии и др.