МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.05.2018
Современное образование в России перешло на ФГОС второго поколения. Учитель - организатор, дирижер урока, чем меньше его заметно, тем лучше. При выборе методов обучения стоит уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что ученик выступает как партнер в процессе обучения.
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.docx
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ
ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Современное образование в России перешло на ФГОС второго поколения,
в основу которого положена новая идеология. Перед образовательными
учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина
современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
При проектировании урока учителем планируется прежде всего деятельность
учащихся. 80% времени урока должны работать и говорить учащиеся, а не
учитель. Учитель организатор, дирижер урока, чем меньше его заметно, тем
лучше.
При выборе методов обучения стоит уделить тем методам, которые
способствуют включению обучающихся в активную деятельность. Изменение
профессиональной позиции педагога приводит к тому, что ученик выступает как
партнер в процессе обучения.
Мне бы хотелось дать краткое описание методических приемов,
используемых на определенном этапе урока в рамках ФГОС.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
«Фантастическая добавка»
Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы
можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; перенести
реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую
ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или
древнего грека…
«Театрализация» Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в
него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному
наблюдателю со стороны..
«Проблемная ситуация»
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.
«Проблема предыдущего урока»
В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны
возникнуть трудности с выполнением, изза недостатка знаний или времени, что
подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему
урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь
восстановить в памяти и обосновать.
«Интеллектуальная разминка»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — дватри не слишком
сложных вопроса на размышление. С традиционного устного короткого опроса
— простого опроса, ибо основная его цель — настроить учащегося на работу, а
не устроить ему стресс с головомойкой.
«Ассоциативный ряд»
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова
ассоциации. Выход будет следующим:
если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать
задание составить определение, используя записанные слова;
затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить
новые слова в ассоциативный ряд;
оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться,
чтолибо добавить или стереть.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Темавопрос»
Тема урока формулируется в виде вопроса. Руководить процессом
отбора может сам преподаватель или выбранный учащийся, а педагог в этом
случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
«Работа над понятием» Учащимся предлагается для зрительного
восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого
слова или отыскать в "Толковом словаре".
«Ситуация яркого пятна»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно
выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание
концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина
обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и
цели урока.
«Домысливание»
Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим; Изучим;
Узнаем; Проверим. С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют
цели урока.
«Генераторы – критики»
Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения.
Формируются две группы: генераторы и критики.
Пример: Задача первой группы дать как можно большее число вариантов
решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это
делается без предварительной подготовки. Задача критиков: выбрать из
предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога –
направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило,
решить какуюто проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод
можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В
ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ
«Интеллектуальная разминка»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — дватри не слишком
сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить поразному:
Что лишнее?
Обобщить – что это …
Что пропущено – логическая цепочка
Какое слово скрывается и так далее.
«Отсроченная отгадка»
Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих
фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков можно
задать вопрос. Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
«Лови ошибку!»
Объясняя
материал, преподаватель намеренно допускает ошибки.
Учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже
подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся
мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно
требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!
получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально
Учащийся
допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
«Своя опора – шпаргалка» (конкурс шпаргалок) Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются
умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных
ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома
«шпаргалке», если:
1) в шпаргалке очень мало текста, а информация представлена отдельными
словами, условными знаками, схематичными рисунками;
2) количество слов и других единиц информации соответствует принятым
условиям
«Корзина идей, понятий, имен»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на
начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и
знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по
обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой
условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.
«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
«Удивляй!»
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и
привлечение интереса к теме урока. Хорошо известно, что ничто так не
привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно
найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится
удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
«Прессконференция»
Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся
задать дораскрывающие ее вопросы.
«Ключевые термины» Из текста выбираются четырепять ключевых слов. Перед чтением текста
учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую
трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в
конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения
текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.
«Хорошо – плохо»
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности
учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено
противоречие.
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом
объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные
роли.
Вариант 1
Преподаватель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по
очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Преподаватель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию,
для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя
ситуация и т. д.
Вариант 3
Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие
представляют какихто известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только
«плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции
персонажа – покупателя.
Вариант 4 Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи».
Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи
пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
«Жокей и лошадь»
Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают
карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей»
должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения
нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему
коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует
определённой сформированности культуры поведения.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В
УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
«Данетка»
Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного или
исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На
эти вопросы педагог отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Этот метод учит:
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать товарищей.
•
•
• «Сорбонка»
Прием предназначен для заучивания исторических дат, всевозможных
определений, иностранных слов, и т.д. На одной стороне карточки записывается
понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Учащийся перебирает карточки,
пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки
может сделать это процесс запоминания более привлекательным и
разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты,
термины, но и карты и другие наглядные объекты.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
«Озвучивание «немого кино»»
Учащиеся озвучивают фрагмент художественного,
мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.
«Реставратор»
Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно
«поврежденный» преподавателем.
«Работа с иллюстративным материалом»
Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях вклю
чает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном,
осуществляется запоминание, на втором — деятельность учащихся на
правляется на .усвоение связей между понятиями, на использование знаний в
подобной и новой ситуациях.
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Круглый стол» Письменный «Круглый стол» — это метод обучения сообща, при котором
лист и ручка постоянно передаются по кругу среди небольшой группы
участников игры. К примеру, один из партнеров записывает какуюто идею,
затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какието свои
соображения и передает лист дальше. В одном из вариантов этой процедуры
каждый участник делает запись своим цветом. Это чисто зрительно усиливает
ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего
мнения, и позволяет преподавателю разобраться и зафиксировать участие
каждого.
«Три предложения»
Учащиеся должны передать содержание темы тремя предложениями.
«Тройка»
К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй
добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Пометки на полях»
Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» знал, «!» новый материал (узнал), «?» хочу узнать
«Продолжи фразу»
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
«Лесенка «моё состояние»»
Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки. Уверен в своих силах
Комфортно
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
«Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются преподавателем в
конце урока»
•
•
•
•
Что было самым важным на уроке?
Чему посвятим следующий урок?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или когото из одногруппников?
•
«Рюкзак»
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения
большого раздела. Суть данного метода зафиксировать свои продвижения в
учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от
одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит
конкретный пример.
Пример: я научился составлять план текста; я разобрался в такойто
теме; я наконецто запомнил.
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.