Методразработка занятия: "Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого" для 1 курса СПО
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
10 кл—11 кл +1
28.06.2018
Методическая разработка по дисциплине "Литература" по теме: "Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого" для 1 курса студентов СПО. Здесь представлены основные вехи биографии поэта,охарактеризованы главные темы творчества, дается обзор поэзии. Виды работы на занятии: интерактивная лекция, беседа,проблемные вопросы. Основная цель занятия- воспитание умения увидеть красоту природы.Методическая разработка по дисциплине "Литература" по теме: "Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого" для 1 курса студентов СПО. Здесь представлены основные вехи биографии поэта,охарактеризованы главные темы творчества, дается обзор поэзии. Виды работы на занятии: интерактивная лекция, беседа,проблемные вопросы. Основная цель занятия- воспитание умения увидеть красоту природы.
МР.docx
Методическая разработка занятия по литературе в СПО.
Тема: Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
Цели урока:
Общеобразовательные:
познакомить с основными вехами биографии Н. А. Заболоцкого;
дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества.
Воспитательные:
воспитание умения увидеть красоту окружающей природы.
Оборудование урока: портрет Н.А. Заболоцкого, презентация к уроку.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Ход занятия
1. Организационный момент.
а) актуализация опорных знаний:
Что известно о творчестве Н.Заболоцкого?
Какие стихотворения поэта изучали в школе?
б) оформление записей в тетрадях (тема,эпиграф);
Эпиграф: Н.А. Заболоцкий писал: «Человек и природа – это единство, и
говорить всерьез о какомто покорении природы может только круглый
дуралей … Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что
иное, как ее разум, ее мысль…»
Что утверждает поэт?
К эпиграфу мы еще вернемся в конце занятия.
в) формулирование целей и задач занятия (обычно студенты это делают
самостоятельно, используя подсказку, записанную на доске или
воспроизведенную на слайде, тему)
2. Интерактивная лекция учителя.
Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны
русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось
творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (19031958).
Родился Заболоцкий в Казани, где его отец служил агрономом. Детство
прошло в селе Сернур Уржумского уезда, оттуда и первоначальные
впечатления русской природы. Учился он в реальном училище в Уржуме.
Рано начал писать стихи. Как поэт сформировался к середине 20х годов в
Ленинграде, где он учился в педагогическом институте имени А.И. Герцена. С
юности Заболоцкий активно включается в литературную жизнь. Вместе с
Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Игорем Бехтеревым и
другими создает новую литературную группу – Объединение реального
искусства (Обериу). Заболоцкий выступил в качестве организатора и
редактора Декларации «обериутов», где они заявляли, что их эстетические симпатии на стороне авангардного искусства. История «обериутов» занимает
небольшой отрезок времени – с 1928 по 1931 годы.
В 1929 году вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы». Поэт
решительно не приемлет мещанской косности, ограниченности, подобно
Маяковскому и Зощенко осмеивает советскую «дрянь»:
Восходит солнце над Москвой,
Старухи бегают с тоской:
Куда, куда идти теперь?
Уж Новый Быт стучится в дверь!
Младенец выхолен и крупен,
Сидит в купели, как султан.
Прекрасный поп поет, как бубен,
Паникадилом осиян.
Прабабка свечку зажигает,
Младенец крепнет и мужает
И вдруг, шагая через стол,
Садится прямо в комсомол.
(«Новый быт»)
Люди и вещи почти неотличимы друг от друга: «Графину винному
невмочь// Расправить огненный затылок», «Мясистых баб большая стая //
Сидит вокруг, пером блистая». Вещный мир порой более привлекателен, чем
мир людей: апельсины в лотке разносчика «как будто маленькие солнышки».
И уж конечно более человечен мир природы. Из стихотворения «Лицо коня».
Внешне детскинаивное, легкое стихотворение «Прогулка» приближается
к философскому осмыслению природы, главной темы творчества
Заболоцкого:
У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Равномерное страданье –
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светлят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?
Вся природа улыбнулась,
Как высокая тюрьма.
Каждый маленький цветочек Машет маленькой рукой.
Бык седые слезы точит,
Ходит пышный, чуть живой.
А на воздухе пустынном
Птица легкая кружится,
Ради песенки старинной
Нежным горлышком трудится.
Перед ней сияют воды,
Лес качается, велик,
И смеется вся природа,
Умирая каждый миг.
Какой показана здесь природа?
Какова роль риторических вопросов в этом стихотворении?
«Столбцы» были встречены критикой настороженно и неодобрительно.
Всем «обериутом» был вынесен приговор: «Это поэзия чуждых нам людей,
поэзия классового врага». «Оберитуы» еще могли печатать свои произведения
в детских изданиях, но публичные их выступления прекратились. Они по
прежнему отстаивали условную логику нового искусства, раскрепощавшую
творческие силы человека.
Годы интенсивного творчества прервали аресты. Как и у большинства
бывших «обериутов», судьба Заболоцкого оказалась трагической: в 1938 году
он был арестован по сфабрикованному обвинению («юродствующая поэзия
Заболоцкого имеет определённый кулацкий характер») и несколько лет
провел в лагерях и ссылке. В 1941 году Хармс и Введенский были арестованы
и погибли в заключении.
После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к
своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.
3. Чтение и анализ стихотворения «Завещание»
В новых стихах Заболоцкого заметна эволюция поэтического стиля
отказ от демонстративной сложности, стремление к большей ясности.
Пантеизм, ощущение божественного начала, пронизывающего все мироздания,
всю природу, обостряется в поздних стихах. В «Завещании» (1947) он пишет:
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров…
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могли – томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я…
Прочитайте стихотворение «Завещание». Какие традиции русской
литературы продолжает автор? Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина.
Какими?
Каков главный мотив стихотворения?
4. Чтение и анализ стихотворения «Кто мне откликнулся в чаще
лесной…»
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспоминала наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю,
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих…
Какова особенность мотива взаимных превращений в стихотворении
Заболоцкого?
Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении?
5. Просмотр презентации «Пейзажная лирика Н.Заболоцкого».
6. Чтение и анализ стихотворения «Сентябрь»
Слово учителя
Такая же щемящая любовь и нежность ко всему живому, что мы отмечали
в «Завещании», встречается и в стихотворении «Сентябрь» (1957). Это
стихотворение – пример одушевления пейзажа. Сын поэта Никита Заболоцкий
писал: «В основе этого стихотворения – вполне реальные вещи: тарусская
осень, девушка – ночь Наташа, жившие по соседству художники, душевное
возрождение автора. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе –
от ненастной погоды к лучу солнца, на земле – от куста орешины к
улыбающейся заплаканной девушке».
Выразительное чтение стихотворения подготовленным студентом.
О чем стихотворение? Кто изображен – орешина, «словно девушка», или
девушка, «словно деревце»?
7. Чтение и анализ стихотворения «Некрасивая девочка»
Слово учителя Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту
этой жизни, иногда неявную для окружающих. Философскоэстетическая
проблема – вопрос о сущности красоты – центральная в своеобразном
стихотворном портрете «Некрасивая девочка» (1955). Поначалу перед нами
возникают отдельные, реалистические воспроизведенные детали внешнего
облика девочки, привлекшей внимание поэта.
Читаем стихотворение «Некрасивая девочка».
Беседа
Как изображена героиня стихотворения?
Как проявляет себя автор?
Какое значение имеют заключительные строки стихотворения?
Слово учителя
Критики писали об этом стихотворении Заболоцкого: «Идея
«Некрасивой девочки» включает в себя мысль о гуманистической
содержательности красоты и развивает, обогащает ее, связывая с принципом
безудержного «счастья бытия», того счастья, которое рождается от слияния
своего с общим счастьем, «чужой радостью» (А. Македонов, 1987). И еще:
«Из поэтического размышления Заболоцкого в финале «Некрасивой девочки»
следует лишь то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя:
грация души» (Вл. Приходько, 1988).
Вспомним героинь романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Кто обладает внешней красотой? Притягивает эта красота или
отталкивает людей?
Кто пленяет внутренней красотой?
Что утверждает автор?
8. Чтение и анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться!
Слово учителя
И о душе – последнее стихотворение Заболоцкого, наполненное энергией,
страстью к жизни, сильным чувством, воспринимаемое как завещание. Это
стихотворение «Не позволяй душе лениться!» Оно было опубликовано вскоре
после смерти поэта в декабрьском номере журнала «Нового мира» за 1958 г.
В стихотворении, попрежнему рисующем человека в соотнесении с природой
и миром, особенно ощутимы трагические ноты и скорбные предчувствия,
связанные с невозможностью осуществления столь многих планов и надежд.
Выразительное чтение стихотворения. Сначала учитель, потом ученики.
9. Итог урока. Рефлексия:
Что нового узнали о поэте?
Какие стихотворения звучали на занятии?
Обратимся еще раз к эпиграфу занятия и сделаем общий вывод.
(Обычно даю возможность говорить и формулировать выводы
обучающимся). Н.А. Заболоцкий писал: «Человек и природа – это единство, и говорить
всерьез о какомто покорении природы может только круглый дуралей (…)
Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее
разум, ее мысль. В нашем быту это выражение «Покорение природы»
существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей».
10. Домашнее задание
1. Выучить стихотворение «Не позволяй душе лениться!» наизусть.
2. Сделать сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева
«Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза» («Содрогаясь от мук,
пробежала над миром зарница…») 1946 г. (письменно).
Методразработка занятия: "Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого" для 1 курса СПО
Методразработка занятия: "Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого" для 1 курса СПО
Методразработка занятия: "Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого" для 1 курса СПО
Методразработка занятия: "Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого" для 1 курса СПО
Методразработка занятия: "Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого" для 1 курса СПО
Методразработка занятия: "Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого" для 1 курса СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.