Локтюхова Инна Фёдоровна
Методы формирования ситуации успеха в образовательном процессе
Цель:
создание условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах учебной деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия, что будет способствовать повышению качества образования.
Задачи:
рассмотреть содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ребёнок» в русле компетентностного подхода, определить для себя личностную значимость успеха каждого обучающегося;
сформировать представление об основных психолого-педагогических причинах детской не успешности при организации различных форм педагогического взаимодействия;
определить возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка в разных ситуациях его познавательной, коммуникативной и социальной деятельности;
систематизировать приемы и методы конструирования на занятии ситуации успеха.
Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.
Л. Н. Толстой
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В. А. Сухомлинский.
1. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание.
О том, что здоровье детей в последние годы явно ухудшается, говорится часто. И одной из причин заболеваемости детей является частое пребывание в ситуации не успешности или тревожного ожидания неуспеха. Чтобы выйти из такого положения нужно чаще на своих занятиях применять методы и приемы, которые помогут ребёнку почувствовать себя успешным.
Беседы, наблюдения и опыт, помогают понять, что большинство детей теряет интерес от того, что испытывают на занятии серьёзные трудности. Поэтому занятия в дополнительном образовании должны быть нацелены на создание условий для успеха каждого ребёнка, через успех – к самосовершенствованию и заботе о здоровье каждого обучающегося.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Многие современные педагоги высказывают мысль о том, что ребёнок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность вобучении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание ребёнком ситуации успеха :
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в детском коллективе благоприятный психологический климат
2. Типы ситуаций успеха
Неожиданная радость - чувство удовлетворения от того, что деятельности ребёнка превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.
Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ребёнок достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Радость познания Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.
3. Технологии ситуации успеха
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к занятиям, но достижение успеха в его деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
4. Приемы создания ситуации успеха.
1. "Эмоциональное поглаживание".
Педагог с легкостью раздает комплименты. На занятии много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребята, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон отношений между взрослыми и детьми. Ребенок часто слышит из уст взрослых, не очень приятные слова и определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. «Холодный душ»
На занятии у способных детей можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда на время «останавливается». Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Похвалу или ошибки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями коллектива и педагога. Ахиллесова пята этих детей – быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких детей педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
3. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
4. «Эскалатор»
Педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
5. «Шанс»
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.
6. «Сопереживание»
Этот прием взывания к чувствам ребёнка можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение педагога к лучшим чувствам детей получит понимание.
7. «Взлет»
Главная роль отведена педагогу. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.
8. «Следуй за нами»
Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ребенка, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
9. «Обмен ролями»
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей детей. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
10. «Заражение»
В случае если успех отдельного ребёнка станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микро группы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микро групп коллектива детей. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микро групп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».
11. «Горизонт»
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, ребёнок может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
12. «Отсроченная оценка»
Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
13. «Интеллектуальная инверсия»
Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: педагог получает знания, передает их обучающимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у детей тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале детского коллектива.
Формула: потенциал педагога рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» детские потенциалы, педагог должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост педагога, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.
Использование ситуации успеха должно помочь педагогу осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Исходя из этого, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения кобучению, которое способствует проявлению и развитию активности детей в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и само формированию.
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.
Не наказывать отрицательной оценкой, грубой критикой в адресребёнка.
Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
Своевременно отметить успехи и достижения детей во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ребёнка.
Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценивания: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание.
Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития детей.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в обучении – завтрашний успех в жизни!
И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь педагога, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть» - В. А. Сухомлинский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.