«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место.
В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Воспитание чувств патриотизма в дошкольном возрасте – процесс сложный и продолжительный. Работа должна планироваться системно во всех возрастных группах и в разных направлениях: воспитание уважительного отношения к близким, малой Родине, своей стране.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Всегда стоит учитывать, что воспитывать патриотизм, любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)
Таким образом, для воспитания патриотизма у воспитанников нужно использовать различные формы и методы организации деятельности дошкольников. Прививая детям чувство патриотизма, используются следующие методы:
1. Наблюдения (за природой родного края, за ближайшим окружением, трудом взрослых).
2. Беседы с воспитанниками о нашей стране, родном городе, важных событиях нашего народа, традициях, народных праздниках, участие в этих мероприятиях.
3. Рассказ взрослого о выбранном объекте, событии с использованием наглядности и ИКТ.
4. Чтение отечественной художественной литературы, разучивание стихов, потешек, песен, знакомство с народным фольклором, с музыкальными инструментами, с русским народным промыслом.
5. Знакомство с творчеством отечественных авторов произведений, композиторов, художников.
6. Вовлечение детей в процесс посильного общественного полезного труда (в группе – уборка, дежурство; на прогулке – уборка участка, очистка участка от мусора, снега) и поощрение за добросовестно выполненные поручения.
7. Личный положительный и поучительный пример взрослого. Постоянно с детьми ведутся беседы, пояснения о поступках взрослого и детей, приводятся положительные примеры поступков, дети оценивают свои.
Чтобы достичь поставленных целей, необходимо организовать работу по патриотическому воспитанию, создавая для детей теплую, уютную атмосферу, стараясь, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.