Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.
Оценка 4.8

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

Оценка 4.8
docx
20.01.2023
Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.
Методы и приемы работы с ХЛ.docx

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

Наталья Сомова
Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

Детская литература в России возникла на основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Ознакомление детей с художественной литературой помогает активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова.

Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, то есть воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на педагогических мероприятиях с детьми.

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьмиХудожественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

На сегодняшний день проблема приобщения детей к художественной литературе является одной из актуальных.Проблема обусловлена рядом причин:

- приобщение к художественной литературе используется в недостаточном объеме;

- нет потребности в сохранении и передачи семейного чтения;

- становление связной речи у детей.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

На основе восприятии выдвигаются следующие задачи:

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы:

• О жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях.

• О композиции.

• О простейших элементах образности в языке.

Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багажлитературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров. В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Методика художественного чтения и рассказывания.

Выделяется несколько типов занятий:

Чтение и рассказывание одного произведения.

Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра или несколько жанров. На таких занятиях объединяют новый и ужу знакомый материал.

Объединение произведений,принадлежащих разным видам искусства:

• Чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника.

• Чтение в сочитании с музыкой.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

• Чтение и рассказывание с игрушками.

• Настольный театр.

• Кукольный и теневой театр, фланелеграф.

• Диафильмы, кинофильмы, телепередачи.

Чтение как часть занятия по развитию речи.

• Оно может быть логически связано с содержанием занятия.

• Чтение может быть самостоятельной частью занятия.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависить от жанра и возраста слушателя.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работыс книгой в детском саду: чтение и рассказывание.

У детей младшего дошкольного возраста воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров. В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описание события. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными дидактическими играми вне занятий.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью, трудом.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге, в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.К устройству уголка предъявляется ряд требований:

• Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.

• Эстетичность оформления.

• В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

В младших группах в литературном центре должны быть 3-4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями.

В средней группе на полочках-витринах 4-5 книг, материал для ремонта, разные виды театра, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок.

В старшей и подготовительной группах содержание становиться более разносторонним. Количество книг увеличивается до 8-10. Сюда входят русские народные сказки, сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии.

Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

 

 


 

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой «К. И. Чуковский «Мойдодыр»

Татьяна Коростелева
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой «К. И. Чуковский «Мойдодыр»

Программное содержание:

Расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского;

Помочь вспомнить названия и содержание сказок К. И. Чуковского;

Познакомить со сказкой «Мойдодыр»;

Приобщать детей к восприятию поэтической речи;

Развивать интонационную выразительность речи;

Активизировать и обогащать словарный запас.

Материалы и оборудование:

Конверт с заданиями;

Портрет К. И. Чуковского;

Иллюстрированная книга «Мойдодыр» К. И. Чуковского;

Раскраски по книге «Мойдодыр»;

Игрушка Незнайка;

Красивая коробка-посылка.

Ход занятия

(Раздается стук в дверь. Входит Незнайка с посылкой в руках)

Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? (Это Незнайка) Незнайка, а что это у тебя в руках? (Незнайка шепчет на ухо) Ребята, оказывается Незнайка был в гостях у нашей бабушки Рассказушки. Ему там так понравилась одна сказка, что он попросил бабушку рассказать её нам. Но Бабушка Рассказушка, к сожалению, сейчас очень занята, поэтому передала сказку с Незнайкой. Но чтобы её услышать, нам необходимо выполнить задания бабушки Рассказушки. Вы готовы это сделать? (Да. Садимся на ковер. Достаю конверт с заданиями из посылки, читаю) «Милые мои друзья, я знаю, что вы любите сказки, поэтому легко справитесь с моими заданиями. Ответьте, пожалуйста,кто такие:

*Айболит (Доктор, который лечит зверей,

* Цокотуха (Муха)

* Федора (Бабушка, от которой убежала посуда)

* Рыжий и усатый великан (Таракан, напугавший зверей)

* Тотоша и Кокоша (Крокодильчики)

* Каракула (Акула)

Молодцы,а теперь узнайте из каких это сказок:

«Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед…» (Тараканище)

«Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно…» (Краденое солнце)

«… он под деревом сидит, приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок и паучок и медведица» (Айболит)

«Ах, в уме ли вы, газели, не горели карусели, и качели уцелели…» (Телефон)

«Скачет сито по полям, а корыто по лугам…» (Федорино горе)

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями бабушки Рассказушки. А знаете ли вы, кто написал все эти сказки? (К. И. Чуковский) Посмотрите, бабушка прислала нам его портрет (Достаю из посылки) Взгляните на него, как вы думаете, этот человек добрый или злой? Почему? (Ответы детей) Действительно, это очень добрый человек. Посмотрите, какой ласковый, веселый, немного с хитринкой прищуренный взгляд. Он улыбается, значит это добрый, жизнерадостный человек. Корней Иванович очень любил детей и сочинял для них стихи и сказки. Вначале он писал произведения для взрослых. Но однажды у него заболел маленький сынишка. Сидя у его постели, Корней Иванович стал сочинять для него сказки. Но это получилось у него так хорошо, что не только его сын, но и все дети полюбили их. Так Корней Иванович Чуковский стал писать сказки и стихи для детей. Они у него получались веселыми и поучительными. Сегодня мы услышим еще одну его сказку. Я думаю, что многим из вас она знакома, поэтому я не буду говорить ее названия. Уверена, что вы сами назовете её после того, как прослушаете. Сказка длинная, поэтому давайте сядем на стульчики и отправимся в сказку. (Рассказывание сказки наизусть. Провожу физкультминутку «Водичка, водичка»)

Вы узнали сказку? Кто её написал? (К. И. Чуковский) Как она называется? («Мойдодыр») Кто такой Мойдодыр(Умывальник) Ребята, Незнайка что-то хочет спросить. (Подношу игрушку к уху) Оказывается, в сказке были слова, которые Незнайка не понял, давайте попробуем ему их разъяснить. (Провожу словарную работу«вакса»«клякса»«стыд и срам»«трубочист»«кочерга»«кушак») О ком эта сказка? Что с ним случилось? Кого он встретил в саду? Что ему сказал крокодил? Выполнил ли его просьбу мальчик? Чему учит эта сказка? (Рассуждения и ответы детей) Ребята, вы сегодня замечательно поработали, и за это вам бабушка Рассказушка дарит вот эту книгу и раскраски (достаю иллюстрированную книгу и раскраски «Мойдодыр») в наш уголок, чтобы вы, рассматривая и раскрашивая иллюстрации, вспоминали эпизоды этой поучительной сказки. (Благодарим Незнайку и прощаемся с ним. Занятие окончено.)

 

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ

юлия рыбкина
Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ.

Программное содержание: Закрепить знания детей о сказках; закреплять умение у детей отгадывать загадки; пополнить словарный запас.

Оборудование: Домик, в окнах которого иллюстрации к сказкам «Колобок»«Три медведя»«Красная шапочка»«Теремок»; Серединки от цветов и лепестки соответствующих цветов.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у меня паровоз! Вы любите путешествовать? Давайте отправимся на этом паровозе в страну сказок! Вагончики,стройтесь:

- Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят.

Везут в деревню «Сказкино»

Компанию ребят.

Чух, чух, чух!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый домик! На каждом окошке висит замок. Интересно, кто в нём живёт? Для того, чтобы снять замки,нужно отгадать загадку:

«Бабку с дедом он оставил,

Волноваться их заставил,

Мишку встретил он в лесу,

Волка, зайца и лису.

Много тропок исходил,

Ото всех он уходил.

От лисы уйти не смог.

Это сказка….(колобок)».

Воспитатель снимает замок и открывает окошко домика. В окне иллюстрация к сказке «Колобок».

- Какой колобок? (круглый). Давайте посмотрим, что в нашей группе круглое, как колобок. (варианты ответов детей). Ребята, а если мы с вами возьмёмся за руки, то получится что? Круг.

- Ну, вот, один замок мы открыли. Давайте, отгадаем ещёодну загадку:

«Был такой однажды случай:

Дом стоял в лесу дремучем.

В дом хозяева зашли-

Безобразие нашли.

На трёх стульях кто сидел?

Кто похлёбку всю доел?

Кто помчался без оглядки

Из мишуткиной кроватки?

Кто шмыгнул в окно, как ветер,

В старой сказке….(«три медведя»

Воспитатель снимает замок, открывает окошко.

-Иллюстрация к какой сказке в этом окошке? (ответ детей)

-А я знаю игру, которая тоже называется «Три медведя»:

«Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку,

Папа был большой – большой (поднимают руки над головой,

Мама с ним поменьше ростом (вытягивают руки перед собой,

А сынок – малютка просто (руки перед собой, приседают).

Очень маленький он был (встают,

С погремушками ходил (руки сжаты в кулаки).

Дзинь – дзинь-дзинь (имитируют игру погремушками)».

Воспитатель: Какие вы молодцы! Мы с вами открыли уже 2 замка.Давайте попробуем открыть третий:

«В гости к бабушке пошла,

Пирожки ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. («Красная шапочка)».

Воспитатель снимает замок,открывает окошко:

-Всё верно. Ребята, Красная шапочка пойдёт к бабушке через полянку. Я хочу вам предложить украсить полянку цветами, чтобы Красной шапочке было радостней идти к бабушке.

Задание «Цветочная полянка»: нужно к серединкам от цветов подобрать лепестки соответствующего цвета.

Воспитатель: Какая красивая полянка у нас получилась! Но ещё остаётся один замок.Слушайте последнюю загадку:

«Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать».

Как называется эта сказка? («Теремок»).

Воспитатель открывает окошко.

-Всё верно. Ребята, посмотрите, мы открыли все окошки! А теперь, скажите, кто же в домике живёт? А в нём живут сказки (достаю из домика книгу сказок).

Посмотрите, какая большая, красивая книга. В ней столько много сказок!

Сейчас мы с вами вернёмся в группу и будем их читать.

Занимайте свои места в поезде.Поехали:

-Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят.

Везут обратно в группу

Компанию ребят.

Чух, чух, чух!

- Приехали. Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

Теперь у нас есть книга сказок, и мы будем её читать.

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева.

Анна Васильевна Глущенко
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева.

Конспект проведения занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе.

Цели: Учить детей пересказывать произведение с опорой на картинки; закрепить знания детей о домашних птицах. Упражнять в использовании предлогов на, под. Развитие внимания, памяти. Воспитание умения слушать.

Оборудование: муз. сопровождение, конверт, сундук, утенок, книга, иллюстрации, портрет Сутеева, выставка книг.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок В. Сутеева, знакомство с творчеством В. Сутеева.

Ход:

Появляется красивый конверт.

- Дети, к нам пришло письмо.

«Здравствуйте, дети, я ваш старый знакомый. Как меня зовут вы узнаете отгадав загадку.

Явился в желтой шубке

Прощайте две скорлупки

По пруду поплыву

Червячка себе найду.

(Утенок)

После того как дети отгадали загадку, появляется игрушка-утенок.

-Молодцы, дети! Правильно отгадали загадку про меня. Я смотрю у вас так много книг со сказками, вы любите сказки? Назовите свои любимые.

-Я тоже пришел к вам из сказки и принес с собой вам подарок, он находится в этом красивом сундучке. Чтобы он открылся, нужно произнести волшебные слова. Послушайте какие: «Сундучок, сундучок, открывай свой бочок!»

Под музыку сундучок открывается. Утенок вместе с воспитателем вынимает книгу.

-Посмотрите, это книга сказок Владимира Сутеева (повесить портрет). С некоторыми его сказками мы уже знакомы, назовите.

-Дети, как вас называют мама и папа ласково?

-Кем вы приходитесь своим родителям?

-А как вы думаете, у домашних птиц есть дети?

-А как их называют?

-Сегодня я расскажу вам сказку Владимира Сутеева, а вы подумайте, как бы вы ее назвали.

Воспитатель рассказывает сказку.

-Какое можно дать название этой сказке? (ответы детей)

-А теперь давайте узнаем, как автор назвал эту сказку.

- Вы внимательно слушали сказку, ответьте, кто вылупился первым?

-Кто вторым?

-Куда отправились Утенок и Цыпленок?

-Что они делали во время прогулки?

-Что не смог сделать Цыпленок?

-Почему пришлось его спасать?

- Как вы думаете, почему Цыпленок не захотел больше плавать?

-А сейчас послушайте сказку еще раз, потом вы попробуете ее рассказать.

-Сказка Владимира Сутеева «Цыпленок и Утенок».

Воспитатель рассказывает сказку еще раз, выставляет картинки.

Физминутка.

Наши уточки с утра-

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда-

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора-

Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!

Наш барашек по горам-

Наши козы по лугам-

Ме-ме-ме! Ме-ме-ме!

А коровка по траву

Му-му-му! Му-му-му!

Наши курочки в окно-

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Дети пересказывают сказку с опорой на картинки:

-один начинает другой продолжает,

-убрать часть картинок, рассказывает один ребенок.

Игра «Куда спрятался Утенок».

Утенок. – Молодцы, мне так понравилось с вами играть, слушать, как вы рассказываете сказку. За ваше старание, у меня есть для вас подарок. (Раздать книги, каждого похвалить). Включить музыку.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой

О жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях

О жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях

Оно может быть логически связано с содержанием занятия

Оно может быть логически связано с содержанием занятия

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой «К

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой «К

Федора (Бабушка, от которой убежала посуда) *

Федора (Бабушка, от которой убежала посуда) *

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе

Это сказка…. (колобок) ». Воспитатель снимает замок и открывает окошко домика

Это сказка…. (колобок) ». Воспитатель снимает замок и открывает окошко домика

Обманул и проглотил. («Красная шапочка)»

Обманул и проглотил. («Красная шапочка)»

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе

Посмотрите, это книга сказок Владимира

Посмотрите, это книга сказок Владимира

Наш барашек по горам- Наши козы по лугам-

Наш барашек по горам- Наши козы по лугам-
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2023