Доклад на тему:
«Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения»
Составила
учитель начальных классов
Киреева Е.П.
Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.
Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.
Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия.
Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.
Чтобы добиться хороших результатов, я в течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:
ñ чтение вслух;
ñ чтение про себя;
ñ жужжащее чтение;
ñ хоровое чтение;
ñ чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
ñ чтение в темпе скороговорки;
ñ бинарное чтение (два ученика одновременно);
ñ «Прыжки» (через слово, через строчку);
ñ «Прятки» (найти слово с определённым признаком);
ñ «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);
ñ «Ловушка»
Одним из любимых упражнений детей является «Ловушка». Я читаю стихотворение,
заменяя некоторые слова и выражения. Дети замечают и исправляют ошибки в
чтении.
Для формирования навыков выразительного чтения использую следующие методы и формы работы:
ñ выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
ñ выделение голосом различных слов в предложении;
ñ работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
ñ чтение одного предложения с разной интонацией;
ñ «Эхо» (за учителем);
ñ чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика);
ñ «Голоса» (подражая кому-либо);
ñ чтение с изменением голоса героя;
ñ по ролям;
ñ инсценирование;
ñ работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
ñ конкурс чтецов.
Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.
Использую следующие упражнения для понимания смысла текста:
ñ работа над лексическим значением слов; работа со словарём
ñ озаглавливание текста;
ñ составление плана или нахождение ключевых слов;
ñ нахождение кульминационного момента;
ñ определение темы, главной мысли;
ñ «Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации;
ñ предугадывание;
ñ фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;
ñ выборочное чтение;
ñ восстановление текста (даются фрагменты);
ñ определение авторского замысла, идеи произведения;
ñ составление кроссвордов по тексту;
ñ викторины по произведениям;
ñ мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя;
ñ составление ребусов, загадок;
ñ подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока.
Специфика работы на уроках литературного чтения заключается в том, что детям даются литературоведческие термины: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение и т.п. Этим самым мы обеспечиваем непрерывность литературного образования. На уроках литературного чтения учащиеся овладевают различными способами эстетической деятельности. Например: учатся сопереживать героям произведения, овладевают пониманием авторского замысла, учатся приёмам рефлексии на уроках и т. д. Художественное произведение в начальной школе мы рассматриваем как произведение искусства слова.
При работе над лирическим произведением мы находим не просто слова, а художественные образы. Здесь очень важны символы, в которых выражается авторское переживание. Так при анализе лирического произведения выделяю следующие этапы:
1. Первичное чтение текста (обязательно целостное).
2. Выявление основного авторского настроения. Задаю 1 – 2 вопроса: сколько мнений, столько читательских восприятий.
3. Выявление авторского переживания с помощью анализа художественно-изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
При работе над рассказом выделяю следующие этапы анализа:
1. Целостное первичное чтение.
Задача данного этапа состоит в том, чтобы дать общее представление о событиях, запечатлённых в рассказе. Тема определяется в общем виде. Задаю 2 -3 вопроса:
- О чём этот рассказ?
- Какие события запомнились?
- Назовите героев рассказа?
2. Сюжетный анализ художественного произведения.
Здесь предполагается анализ эпизодов рассказа в их последовательном изложении. Делим рассказ на части и анализируем каждую часть отдельно. Составляем цитатный план или используем метод нахождения ключевых (опорных) слов.
3. Композиционный анализ (структура, построение произведения).
На этом этапе выделяются следующие элементы:
ñ экспозиция – начало
ñ завязка – начало главного события
ñ развитие действия
ñ кульминация – самый напряжённый момент
ñ развязка – чем заканчивается, финал
На этом этапе главное – найти кульминацию.
4. Работа над идеей рассказа.
- С какой целью написан рассказ?
- Каков авторский замысел?
Идею обнаруживаем с помощью характеристики главного героя, анализа поступка героя, выявления причинно-следственных связей.
Хочется сказать несколько слов ещё об одном жанре литературного произведения – басне. С данным жанром учащимся предстоит познакомиться в 3 классе
При работе над басней выделяю следующие этапы:
1. Первичное чтение.
2.Анализ структуры (композиции). 1часть – рассказ, 2 часть – мораль.
3. Осмысление морали.
4. Выяснение аллегорического смысла. Здесь размышляем над действиями персонажей.
5. Раскрытие специфики юмора в басне (сатира). Все герои вызывают насмешливое отношение.
Завершающим этапом каждого урока является учебная рефлексия. Она направлена на выявление затруднений, проблем, ошибок и выяснение их причин. Задаю вопросы:
- Какие задания вызвали затруднение?
- В чём затруднение?
Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и контролировать её ход. Например:
ñ Зачем читать третий раз?
ñ Зачем читать дома текст, прочитанный несколько раз на уроке?
ñ В конце года провожу анкетирование:
ñ Любите ли вы читать?
ñ Зачем вы читаете?
Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше», «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др.
Учителю обязательно не только осознать специфику преподавания литературы в начальной школе, но и приобрести определенную перспективу, представление о возможных путях собственной творческой работы в школах, о принципах создания авторских программ и учебных пособий, а для этого, в первую очередь, необходимо знать и уметь применять на практике методы и приемы изучения художественного текста.
Среди классификаций методов и приемов изучения литературы в начальной школе, которых великое множество, выделю, на мой взгляд, наиболее распространенные и применяемые в методике: беседу, выразительное чтение, рассказывание, заучивание стихов наизусть, сообщение учащимся биографии автора, теоретическое занятие как метод восприятия текста и, наконец, самый сложный для начальной школы - анализ художественного текста.
Исходя из особенностей возраста и предмета, очень важен метод беседы. Беседа с учениками о прочитанном по заранее приготовленным вопросам имеет «троякую цель»: воспроизведение учениками главнейших, наиболее понравившихся каждому моментов из текста; комментирование прочитанного; оценка учениками под руководством учителя явлений жизни, изображенных в рассказе, достоинств и недостатков самого рассказа. Таким образом, вокруг каждого чтения «образуется свой законченный круг занятий».
Кроме беседы и других названных и неназванных методов и приемов изучения литературы в 1-4 классах следует отметить самый сложный и самый необходимый - анализ художественного текста. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее.
Одна из основных задач при анализе произведения - не лишать литературу ее права быть прежде всего искусством в восприятии человека.
Методы и приемы преподавания литературы в начальной школе сегодня должны вписаться в живой процесс, в постоянно меняющиеся условия, когда один и тот же способ работы может быть или методом, или приемом.
Поскольку в основе любой технологии обучения - личность ученика, его восприятие учебного материала, поэтому невозможен разговор о методиках и технологиях без отчетливого представления о специфике читательского восприятия младшего школьника. Владение принципами построения урока и изучения художественного текста - база для освоения образовательных технологий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.