Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

  • docx
  • 23.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приемы работы с текстом на уроках в начальной школе.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения»

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Составила

                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                       Киреева Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.

 

Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.

Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия.

Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

Чтобы добиться хороших результатов, я в течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

ñ чтение вслух; 

ñ чтение про себя; 

ñ жужжащее чтение; 

ñ хоровое чтение; 

ñ чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу); 

ñ чтение в темпе скороговорки; 

ñ бинарное чтение (два ученика одновременно); 

ñ «Прыжки» (через слово, через строчку); 

ñ «Прятки» (найти слово с определённым признаком); 

ñ «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного); 

ñ «Ловушка» 
Одним из любимых упражнений детей является «Ловушка». Я читаю стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения. Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.

 

Для формирования навыков выразительного чтения использую следующие методы и формы работы:

ñ выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений; 

ñ выделение голосом различных слов в предложении; 

ñ работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании); 

ñ чтение одного предложения с разной интонацией; 

ñ «Эхо» (за учителем); 

ñ чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика); 

ñ «Голоса» (подражая кому-либо); 

ñ чтение с изменением голоса героя; 

ñ по ролям; 

ñ инсценирование; 

ñ работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения); 

ñ конкурс чтецов.

Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.

Использую следующие упражнения для понимания смысла текста:

ñ работа над лексическим значением слов; работа со словарём 

ñ озаглавливание текста; 

ñ составление плана или нахождение ключевых слов; 

ñ нахождение кульминационного момента; 

ñ определение темы, главной мысли; 

ñ «Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации; 

ñ предугадывание; 

ñ фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа; 

ñ выборочное чтение; 

ñ восстановление текста (даются фрагменты); 

ñ определение авторского замысла, идеи произведения; 

ñ составление кроссвордов по тексту; 

ñ викторины по произведениям; 

ñ мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя; 

ñ составление ребусов, загадок; 

ñ подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока. 

 

Специфика работы на уроках литературного чтения заключается в том, что детям даются литературоведческие термины: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение и т.п. Этим самым мы обеспечиваем непрерывность литературного образования. На уроках литературного чтения учащиеся овладевают различными способами эстетической деятельности. Например: учатся сопереживать героям произведения, овладевают пониманием авторского замысла, учатся приёмам рефлексии на уроках и т. д. Художественное произведение в начальной школе мы рассматриваем как произведение искусства слова.

При работе над лирическим произведением мы находим не просто слова, а художественные образы. Здесь очень важны символы, в которых выражается авторское переживание. Так при анализе лирического произведения выделяю следующие этапы:

1. Первичное чтение текста (обязательно целостное).

2. Выявление основного авторского настроения. Задаю 1 – 2 вопроса: сколько мнений, столько читательских восприятий.

3. Выявление авторского переживания с помощью анализа художественно-изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

При работе над рассказом выделяю следующие этапы анализа:

1. Целостное первичное чтение.

Задача данного этапа состоит в том, чтобы дать общее представление о событиях, запечатлённых в рассказе. Тема определяется в общем виде. Задаю 2 -3 вопроса:

- О чём этот рассказ?

- Какие события запомнились?

- Назовите героев рассказа?

2. Сюжетный анализ художественного произведения.

Здесь предполагается анализ эпизодов рассказа в их последовательном изложении. Делим рассказ на части и анализируем каждую часть отдельно. Составляем цитатный план или используем метод нахождения ключевых (опорных) слов.

3. Композиционный анализ (структура, построение произведения).

На этом этапе выделяются следующие элементы:

ñ экспозиция – начало 

ñ завязка – начало главного события 

ñ развитие действия 

ñ кульминация – самый напряжённый момент 

ñ развязка – чем заканчивается, финал 

На этом этапе главное – найти кульминацию.

4. Работа над идеей рассказа.

- С какой целью написан рассказ?

- Каков авторский замысел?

Идею обнаруживаем с помощью характеристики главного героя, анализа поступка героя, выявления причинно-следственных связей.

Хочется сказать несколько слов ещё об одном жанре литературного произведения – басне. С данным жанром учащимся предстоит познакомиться в 3 классе

При работе над басней выделяю следующие этапы:

1. Первичное чтение.

2.Анализ структуры (композиции). 1часть – рассказ, 2 часть – мораль.

3. Осмысление морали.

4. Выяснение аллегорического смысла. Здесь размышляем над действиями персонажей.

5. Раскрытие специфики юмора в басне (сатира). Все герои вызывают насмешливое отношение.

Завершающим этапом каждого урока является учебная рефлексия. Она направлена на выявление затруднений, проблем, ошибок и выяснение их причин. Задаю вопросы:

- Какие задания вызвали затруднение?

- В чём затруднение?

Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и контролировать её ход. Например:

ñ Зачем читать третий раз? 

ñ Зачем читать дома текст, прочитанный несколько раз на уроке? 

ñ В конце года провожу анкетирование: 

ñ Любите ли вы читать? 

ñ Зачем вы читаете? 

Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше», «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др.

 Учителю обязательно не только осознать специфику преподавания литературы в начальной школе, но и приобрести определенную перспективу, представление о возможных путях собственной творческой работы в школах, о принципах создания авторских программ и учебных пособий, а для этого, в первую очередь, необходимо знать и уметь применять на практике методы и приемы изучения художественного текста.

Среди классификаций методов и приемов изучения литературы в начальной школе, которых великое множество, выделю, на мой взгляд, наиболее распространенные и применяемые в методике: беседу, выразительное чтение, рассказывание, заучивание стихов наизусть, сообщение учащимся биографии автора, теоретическое занятие как метод восприятия текста и, наконец, самый сложный для начальной школы - анализ художественного текста.

Исходя из особенностей возраста и предмета, очень важен метод беседы. Беседа с учениками о прочитанном по заранее приготовленным вопросам имеет «троякую цель»: воспроизведение учениками главнейших, наиболее понравившихся каждому моментов из текста; комментирование прочитанного; оценка учениками под руководством учителя явлений жизни, изображенных в рассказе, достоинств и недостатков самого рассказа. Таким образом, вокруг каждого чтения «образуется свой законченный круг занятий».

Кроме беседы и других названных и неназванных методов и приемов изучения литературы в 1-4 классах следует отметить самый сложный и самый необходимый - анализ художественного текста. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее.

Одна из основных задач при анализе произведения - не лишать литературу ее права быть прежде всего искусством в восприятии человека.

Методы и приемы преподавания литературы в начальной школе сегодня должны вписаться в живой процесс, в постоянно меняющиеся условия, когда один и тот же способ работы может быть или методом, или приемом.

Поскольку в основе любой технологии обучения - личность ученика, его восприятие учебного материала, поэтому невозможен разговор о методиках и технологиях без отчетливого представления о специфике читательского восприятия младшего школьника. Владение принципами построения урока и изучения художественного текста - база для освоения образовательных технологий.