методы и приемы развития

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала metody_i_priyomy_razvitiya_tvorcheskoy_aktivnosti_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.docx

Методы и приёмы развития творческой активности

учащихся начальной школы

      Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость построения учебного процесса с учетом личностной компоненты, т.е. личностных особенностей каждого учащегося, развитие их познавательных способностей и активизация их творческой, познавательной деятельности.

Целенаправленное формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях – одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой. Л. С. Выготский называл творческой деятельностью человека, ученика такую деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Всю деятельность ученика можно подразделить на 2 основных вида поступков:

а) воспроизводящий или репродуктивный вид деятельности (связан со знанием, памятью, опытом);

б) комбинирующий, творческий вид деятельности (связан с воображением, фантазией).

Творческую одаренность выделяют следующие качества:

- беглость мысли (количество идей);

-гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

-оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

-любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);

-способность к разработке гипотезы (логическая независимость реакции от стимула);

-фантастичность (полная оторванность ответа от реальности).

 

Исследования творческой одаренности детей позволяет выделить 3 стадии развития творческого мышления:

а) нагдядно – действенное (период раннего детства, дошкольный возраст)

б) причинное (начальная школа)

в) эвристическое (период взросления, с 12-14 лет).

     Для реализации принципов личностно–ориентированного развивающего обучения необходимо дифференцировать содержание учебных занятий (по уровню творчества; по уровню трудности; по объему), использовать различные приемы организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданию является единым, а работа дифференцируется по степени самостоятельности учащихся, по степени и характеру оказываемой им помощи, по характеру учебных действий.

     Для стимуляции творческой активности используются различные методы и приемы, а именно:

-Метод образного сравнения (аналогии), когда какой – то сложный процесс или явление сравниваются с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц, детского литературного творчества.

-Метод «мозгового штурма», это метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря «мозговому штурму» нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.

-Метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов).

Данные методы заложены в основу технологии развивающего обучения, которая ставит своей целью формирование у учащихся следующих умений:

-предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;

-устанавливать логику причинно – следственных отношений;

-уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений;

-понимать и применять приемы образного сравнения;

-использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, мозговой штурм, комбинационный анализ;

-развитие речевых умений;

-умение строить проблемные ситуации;

-определять вероятность разных исходов взаимодействия;

-выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;

-гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой;

-уметь разрешать противоречия;

-сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.

Для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных задач, нужна система специальных заданий творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Задания творческого характера предполагают вариативность решения и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся.

 

Виды заданий творческого характера

 

1.  Составь как можно больше вопросов, соединяя два предмета:

 

газета – верблюд

 

- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

 

- Что написано в газете про верблюда?

 

- Почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд? И др.

 

Банка – река

 

Утюг – трамвай

 

Огонь – раковина

 

Линейка – книга

 

2.  Сможешь ли ты отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными между собой событиями. Объясни, как все происходило.

 

Белка, сидя на дереве, упустила шишку.

 

Самосвал с грузом не пришел в пункт назначения вовремя.

 

(Белка, сидя на дереве, упустила шишку, шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом, заяц выскочил на дорогу, шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним в лес. Заяц скрылся, а шофер в лесу заблудился, и груз не пришел вовремя по назначению).

 

3.  Найди причину событий (Почему это произошло?)

 

Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы.

 

Речка вышла из берегов и затопила все окрестные дома.

 

4.  Представь последствия событий

 

Охотник выстрелил в воздух.

 

Из окна выбросили кусок булки.

 

5.  Представь, что ты можешь уменьшаться до размеров муравья. Придумай историю о своем чудесном превращении, используя вопросы:

 

- Какое бы у тебя было любимое занятие?

 

- Чего бы ты опасался?

 

- Через какое время ты снова захотел бы стать большим? Почему?

 

6. Сочини небольшой рассказ на тему «Что бы произошло и что бы ты сделал, если бы:

 

- из крана на кухне полился апельсиновый сок;

 

-люди придумали таблетки от сна».

 

7. Объясни, почему это происходит.

 

Почему масло тает на раскаленной сковороде?

 

Почему из тучи идет дождь, а из облака нет?

 

8. Объясни, что это значит:

 

Мальчик как медведь;

 

Учитель как грозовая туча;

 

Золотая середина;

 

Белая ворона.

 

9. Образуй как можно больше слов из слова школьник, самолет и т.д.

 

10. Упражнения в подборе синонимов, антонимов.

 

11. Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений:

 

Собака, найти, в, двор, сахарная, косточка .

 

12. Решение логических задач.

 

13. Придумывание продолжения истории по началу (сочинение).

 

14. Оценка событий с разных сторон

 

Драка (хорошо – плохо)

 

Сумел постоять за себя;

 

Порвал одежду;

 

Сумел защитить слабого;

 

Будут ругать родители;

 

Показал, кто здесь главный и т.д.

 

Поссорился с другом и т.д.

 

 15. Дописывание стихотворений

 

Вдоль реки бежал Аким,

 

Был Аким совсем сухим.

 

16. Составление и заполнение кроссвордов, решение ребусов.

 

17. Иллюстрирование художественных произведений.

 

       Каждый учитель может использовать творческие задания с учетом возможностей конкретных детей своего класса, применяя личностно – ориентированный подход, чтобы эти задания не были однотипными, давали возможность учащимся попробовать себя в разных видах деятельности. Необходимо помнить, что формированию творческой индивидуальности школьников способствует комплексность, преемственность, систематичность и непрерывность работы.