Методы и приёмы стимулирования позитивной мотивации обучения младших школьников
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких компонентов она состоит, как эти компоненты между собой взаимодействуют, какие стимулы побуждают нас к этой деятельности зависит результат обучения, его образовательная, развивающая и воспитывающая роль.
Для повышения и стимулирования позитивной мотивации учебной деятельности существует большое множество разнообразных методов и приемов. Их условно можно разделить на несколько групп:
Эмоциональные методы и приемы мотивации:
1. Поощрение и наказание. Метод поощрения школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в поведении и учебной деятельности. Способы поощрения могут быть самыми разнообразными: похвала и поддержка учителя, выставление высокой оценки, создание почётных ситуаций, награждение и т.д. Однако, важно не переусердствовать с этим методам и поощрять только за действительные поступки ученика, дабы похвала не потеряла свою ценность и значимость.
Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании положительных мотивов учения, как правило, этот метод применяется редко и лишь в вынужденных ситуациях и за действительные, конкретные поступки, когда ученик мог выполнить заданную деятельность, однако не проявил для этого достаточного усилия, и при этом ученик должен четко понимать, за что он получает наказание. Его не следует использовать слишком часто, чтобы не отбить у ребенка желание познавать и учиться, тягу к учебной деятельности. Также, нельзя наказывать учебной деятельностью.
2. Учебно-познавательные игры. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций - самой интересной, завлекательной ситуации для младших школьников. Благодаря играм на уроках учащиеся быстро погружаются в суть задания (правил и условий игры) и с удовольствием их выполнят, демонстрируя тем самым приобретенные знания, умения и навыки.
3. Создание ярких наглядно-образных представлений. У обучающихся младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление и в должной мере не развита способность длительно удерживать внимание на чем-либо. Им трудно дается информация и задания, которые требуют воображения и представления о каком-либо объекте, и, чтобы облегчить этот процесс, существует большое множество красивых и ярких видов наглядности, схем, макетов, моделей. Они повышают интерес школьников к изучению информации, привлекают и акцентируют на себе их внимание, делают учебный материал более привлекательным, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость в учебной деятельности.
4. Создание ситуации успеха. Одним из действенных приемов стимулирования познавательных мотивов является создание ситуации успеха у учащихся, которые испытывают определенные трудности в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных трудностей. Поэтому преподавателям следует так подбирать учебный материал обучаемым, которые нуждаются в стимулировании, чтобы, получив на соответствующем этапе доступное для них задание, это придало бы им уверенности в себе, и они могли продолжить свою учебную деятельность в более благоприятном темпе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия.
5. Стимулирующее оценивание. Оценивание учебных достижений учащихся - неотъемлемая часть процесса обучения, которая осуществляется практически на каждом уроке. Для младших школьников чрезвычайно важно, чтобы любая их работа была замечена и оценена наилучшим образом, отметка же является наилучшей наградой, призом за проделанный труд. Заветная похвала от учителя и пятерка в дневник является мощным средством стимулирования деятельности, в процессе которой ученик прикладывает максимально своих возможностей и усилий, однако получить ее не всегда удается. Случаи с стимулирующим оцениванием бывают самые разнообразными и в каждом из них учитель тонко должен чувствовать личность учащихся, с осторожностью применяя этот метод. В некоторых случаях возможно стоит поставить отметку выше за старание ученика, а в некоторых, напротив, пока не выставлять отметку, чтобы в дальнейшем он прикладывал больше усилий в своей работе.
6. Соревнование. Соревнование - это метод направления пробуждение естественной потребности обучающихся к соперничеству и приоритету воспитания нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, ученики быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Организация соревнования - основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным.
Познавательные методы и приемы мотивации:
1. Опора на жизненный опыт. В повседневной жизни за пределами школы учащиеся наблюдают самые разнообразные факты, явления, процессы, события, которые могут основываться на определенных закономерностях, с которыми они знакомятся при изучении школьных предметов. «Открытие» на уроке научных основ протекания процессов, которые учащиеся наблюдали в жизни или сами принимали в них участие, вызывает интерес к теоретическим знаниям, формирует желание познать суть наблюдаемых фактов, явлений, окружающих их в жизни. Поэтому, готовясь к уроку, учитель должен определить, что в новом учебном материале может быть известно ученикам, на что можно будет опереться.
2. Создание проблемной ситуации. Суть ее заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно представленная проблема сразу «зажигает» их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну.
3. Выполнение творческих заданий. Метод представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые либо малоприменимым. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Частое проведение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Воображение учащихся получает время и пространство для своего развития.
4. Оперативный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование метода оперативного контроля не как метода жесткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, вопросов, упражнений с целью повторного обращения на них внимания учащихся для лучшего их выполнения.
5. Создание креативного поля. Сам термин «креативное поле» обозначает собой пространство возможных творческих решений. Этот метод выступает ключевым при создании творческой атмосферы в классе. Смысл его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр.
6. Прогнозирование будущей деятельности. Педагог, прогнозируя результаты деятельности на уроке, тем самым мотивирует учащихся на определенную скорость выполнения задания, на глубину погружения в материал, либо на быстроту реакции, на генерирование творческих ответов. Здесь очень важно озвучивать то, что вы прогнозируете, информируя ребят об обязательных результатах обучения не в конце урока, а в самом его начале, тем самым развивая очень важное психическое качество - рефлексию при выполнении тех или иных заданий.
7. «Мозговая атака». В психологии этот метод еще называется «брейнсторминг» - методика стимуляции творческой активности и продуктивности. Суть ее заключается в том, что каждый ученик высказывает на предложенную тему любые мысли, не оценивая их как верные или неверные, бессмысленные или странные, стремясь при этом побуждать других к высказыванию своих. В рамках учебного процесса этот метод может применяться при устных обсуждениях тем. Причем высказываются ребята по очереди, не допускается критика ни со стороны учителя, ни со стороны детей. Педагог же должен запомнить наиболее верные, а потом устно начать проверять каждую и уже тогда критиковать и анализировать вместе с ребятами, таким образом, отпадут неперспективные идеи, а останутся самые эффективные.
Волевые методы и приемы мотивации:
1. Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по каждому предмету, требований к выполнению определенных заданий по предметам. Стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе. Учащие четко должны понимать, что необходимо им сделать, чтобы качественно выполнить учебное задание, получить отметку, добиться определенно результата и претендуя на конкретный результат осуществлять требования для его получения.
2. Самооценка деятельности; рефлексия. Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей в младшем школьном возрасте под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. Самооценку и рефлексию своей деятельности следует проводить на каждом уроке, обращая внимание на каждого ученика и корректируя ее в случая необходимости. Понимая свои успехи и неудачи, причины и пути их преодоления учащиеся самостоятельно анализируют и корректируют свою деятельность, стараясь вывести ее на более высокий уровень.
3. Постановка системы перспектив. Этот метод был хорошо разработан А. С. Макаренко. Именно он предлагал строить жизнь детей в детском коллективе на основе системы «перспективных линий»: чем старше учащиеся, тем дальше можно отодвигать перспективы. Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трех уровней: ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет). Перспектив не должно быть много, они должны быть значимые для жизни учащихся и коллектива, их достижение должно требовать от учащихся усилий.
Итак, мы рассмотрели разные практические методы и приемы формирования положительной мотивации обучения младших школьников. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, чередуя их между собой, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.