Развитие читательской грамотности, через библиотеку, театры, музеи

  • Научные работы
  • doc
  • 14.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление.doc

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Родина Елена Владимировна. Учитель начальных классов, педагогический стаж 19 лет. Прочитав в детстве книжку Памелы Трэверс «Мери Поппинс с Вишнёвой улице», я сразу поняла, кем я стану. Сказано-сделано: после 11 класса я поступила в педагогический колледж №8, а потом сразу в университет им. Ленина.

Моим самым первым ученикам сейчас 26 лет. Но никогда не забуду, как в далёком 2005 году, они беспомощные первоклашки с надеждой смотрели на меня, а я каждой клеточкой ощущала себя безукоризненной Мери Поппинс, внезапно осознала, что без таких вот глаз уже жить не смогу!

Своих воспитанников леди Мери научила двум самым главным принципам активной жизненной позиции: умение видеть сказочное в обычных вещах и не бояться любых перемен.

Чудеса Мери Поппинс из числа тех, которые, восходя к древним мифам и классической сказки, рождаются за чайным столом, или на прогулке в парке! Героиня Памелы Трэверс творит волшебство в полном соответствии с законами детской фантазии. Я пошла по её пути.

Всё началось с уроков окружающего мира. Когда позволяет погода, мы отправляемся на пришкольный участок или в Измайловский лесопарк. Изучая объекты непосредственно в природе, сравнивая их, находя закономерности, дети учатся обобщать факты, связывать теоретические знания с их практическим применением. Расширить представления детей об окружающем мире помогают экскурсии.

Дети не любят читать! Не беда! Наш ежемесячный маршрут районная детская библиотека. А там и игры, и викторины, и инсценировки. Хочешь принять участие и победить? Читай! А так же раз в неделю обязательный урок – внеклассное чтение. И не то что хочется, а что даёт учитель (литература подобрана и расписана на учебный год) СРАБОТАЛО!  Как по мановению волшебной палочки в классе началось соревнование, кто прочёл больше, кто лучше пересказал, разыграл, проиллюстрировал.  Не читавшие не осуждались, но вскоре дух соревнования захватил и этих детей. Создали свой клуб «Почемучек» и начали делиться с одноклассниками самыми интересными открытиями, подчерпнутыми из книг.

А больше всего мои воспитанники любят посещать московские музеи и театры, с последующим обсуждением увиденного, написанием небольшого отзыва и выпуска очередной стенгазеты, которую они с гордостью вывешивают в коридоре начальной школы.

Ребята так же увлеклись проектной деятельностью. У меня появилась прекрасная возможность выявить индивидуальные склонности каждого ребёнка, уделить больше внимание работе над развитием речи учащихся, работе с одарёнными детьми, а главное формирование коллектива и активной жизненной позиции всех его членов. РЕЗУЛЬТАТ: в 5 классе дети поражают учителей средней школы своей открытостью, умением думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом.

Но главное я поняла, что все годы своей педагогической деятельности шла к реализации принципов системы развивающего обучения и педагогики сотрудничества:

1.     Равняюсь на сильных – дух соревнования захватывает и слабых.

2.     Осуществляю опережающее обучение.

3.     Наш девиз: «Через тернии к звёздам!»

4.     Развиваю познавательные способности учащихся, устойчивый интерес к знаниям и самостоятельному поиску получения их.

Но и обогатившись теоретическими знаниями, дети могут так же проявить себя на сцене как артисты, показав спектакль какого-либо литературного произведения.

Итак, экскурсия выступает в качестве формы обучения на первом этапе. На уроке дети непосредственно знакомятся с литературным произведением. Третий этап – посещение театра с последующим обсуждением.  И в заключении – презентации собственных проектов: выставки рисунков, инсценировки – настоящий полёт детской фантазии.

 

И я рада, что иду в ногу со временем по пути перемен.