Самостоятельная практическая работа
По дисциплине: «Психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса»
на тему: «Методы изучения личности и деятельности воспитателя. Особенности личностного поведения сотрудников организации. Педагогическая этика сотрудников. Задачи и принципы изучения деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста. Методы изучения педагогической деятельности. Самоанализ и самообучение навыкам педагогического общения. Диагностическая программа мастерства и творчества воспитателей и специалистов. Основное направление деятельности – совершенствование педагогической технологии обучения и воспитания».
Содержание
Введение……………………………………………………………………… |
3 |
Методы изучения личности и деятельности воспитателя……………….. |
4 |
Особенности личностного поведения сотрудников организации……… |
7 |
Педагогическая этика сотрудников……………………………………….. |
16 |
Задачи и принципы изучения деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста……………………………………………………… |
21 |
Методы изучения педагогической деятельности………………………… |
30 |
Самоанализ и самообучение навыкам педагогического общения…….. |
35 |
Диагностическая программа мастерства и творчества воспитателей и специалистов…………………………………………………………………. |
38 |
Основное направление деятельности – совершенствование педагогической технологии обучения и воспитания…………………….. |
44 |
Заключение………………………………………………………………….. |
54 |
Список использованных источников………………………………………. |
55 |
Введение
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Приоритет личности воспитателя дошкольного учреждения обусловлен, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения; он обусловлен трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами.
Кроме того, воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен владеть определенными знаниями: методологическими - знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения; теоретическими - знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста; методическими - знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста; технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Методы изучения личности и деятельности воспитателя
Руководители ДОО должны уделять особое внимание работе с педагогическими кадрами. Необходимо хорошо знать профессиональные и личностные качества каждого педагога, чтобы грамотно определить его место в образовательном процессе, включить в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества в достижении общей цели дошкольного образовательного учреждения.
При изучении коллектива руководители ДОО должны использовать различные методы педагогического исследования как эмпирического характера (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение документации, передового опыта педагогов и пр.), так и теоретического (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, конкретизация теоретических знаний).
I. Эмпирические методы.
Изучим терминологию.
Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании (в нашем случае, педагогического коллектива). Заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью.
Беседа — самостоятельный вид или дополнительный метод исследования в виде диалога, направленного на обсуждение или выяснение какого-либо вопроса, обмена мнениями. Проводится в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Анкетирование — метод получения информации с помощью анкеты, адресованной обследуемому лицу.
Тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Педагогический опыт — отрефлексированная деятельность педагога.
Передовой педагогический опыт — педагогический опыт, стоящий выше других по уровню достигнутого.
Самоанализ педагогической деятельности — изучение педагогом состояния, результатов собственной педагогической деятельности, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования образовательного процесса.
II. Теоретические методы.
Рассмотрим основные понятия.
Анализ — логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств.
Анализ (как метод управления) — способ изучения объекта и субъекта управления, характера их взаимодействия в управленческом процессе. Посредством анализа раскрываются признаки, свойства, отношения каждого из них в отдельности, определяются предметное содержание, механизмы взаимной связи, условия достижения цели управления.
Анализ педагогической информации — функция управления, направленная на улучшение фактического состояния, обоснованности применения способов, средств воздействий для достижения целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих параметров по переводу системы в новое качественное состояние.
Анализ педагогического опыта — способ исследования педагогических объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению с целью их усвоения и закономерных связей между ними.
Синтез — мыслительная операция, состоящая в мысленном соединении различных частей или сторон объекта в целое; в переходе на стратегию анализа информации от части к целому.
Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Моделирование — метод исследования объектов познания на их моделях. Позволяет воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.
Конкретизация — один из приемов познания. В отличие от абстракции конкретизация предполагает получение полного знания о конкретном предмете.
Особенности личностного поведения сотрудников организации
Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.
1. Личностные качества педагога
Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые так и обязательные. Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Профессиональное мастерство в педагогической деятельности возможно лишь при наличии определенных свойств, качеств педагога. Исследователи, занимающиеся проблемой учителя, педагога, называют самый различный набор таких качеств и свойств.
Педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.
В разрабатываемой Л. М. Митиной модели личности учителя выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей:
1.проектировочно-гностические способности:
- педагогическое целеполагание,
- педагогическое мышление;
2.рефлексивно-перцептивные способности:
- педагогическая рефлексия,
- педагогический такт,
- педагогическая направленность.
1.1. Целеполагание
Целеполагание - это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.
Цель есть образ результата, она не только предваряет всякую осознанную деятельность, но и упорядочивает ее, делает осмысленной. Постановка цели - это взгляд в будущее, элемент, который позволяет сконцентрировать силы и энергию на том, что должно быть достигнуто. Цели, которые ставит перед собой и перед другими человек, задают направление движения. М. Вудкок и Д. Френсис сравнивают их с рулем океанского судна, которое не может двигаться в нужном направлении без этого руля: «Цели -- это и есть руль в индивидуальном и групповом движении. Без него имеющиеся способности неверно направляются и, соответственно, тратятся зря».
Однако психологическая сущность целеполагания не исчерпывается лишь тем, что неверно поставленная цель приводит к неверному результату. Дело заключается еще и в следующем:
1) Постановка целей есть осознание и выражение в точных формулировках ваших потребностей и желаний. Постановка целей помогает человеку осознать, чего он хотел бы достичь.
2) До конца осознанные цели, сформулированные в ясной конкретной форме, ориентируют действия человека на достижение результата, на превращение результата идеального (как субъективного образа действия) в реальный.
3) Наличие осознанной цели или целей позволяет человеку ориентироваться не на то, что он делает, а на то, для чего он это делает.
4) Цели служат человеку критерием оценки затрат энергии, времени и средств. Самый лучший метод или способ работы ровно ничего не стоит, если вы заранее точно не определили, чего хотите, к чему стремитесь, решая конкретную задачу.
В педагогической деятельности целеполагание - это процесс, в котором задача ставится образовательная.
Этапы целеполагания (по В. А. Сластелину):
-анализ (исследование) воспитательной ситуации;
-диагностика актуального уровня воспитанности;
-прогнозирование желаемого результата;
-планирование деятельности по достижению цели (получению результата)
Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.
Целеобразование и целеполагание — неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений. Педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях.
Ставя задачу, педагог должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание - это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению. Глобальная цель в
воспитательном процессе - создать личность со всесторонним развитием. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.
Итак, целеполагание - это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.
Современного учителя должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.
1.2. Мышление
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,
внимательно слушать, спокойно отвечать
и молчать, когда нечего больше сказать…
Народная мудрость
Мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.
Вопросами изучения и формирования мышления занимались выдающиеся психологи Выготский Л. С Блонский П. П Запорожец А. А Гальперин П. Я Эльконин Д. Б Люблинская А. А Обухова Л. Ф Венгер Л. А.
Мышление педагога включено в педагогическую деятельность и направлено на решение специфических для нее задач. Это поиск педагогических идей, средств преобразования педагогического процесса. Объект познания учителя - педагогическая реальность, включающая личность и коллектив, содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса, педагогические ситуации и явления.
Педагогическое мышление существует как процесс решения педагогических задач. Его характеризуют полифункциональность, иерархизированность, эвристичность поисковых структур, многокомпонентность.
В настоящее время обозначилось несколько путей развития мышления учителя:
-функционально-операциональный, суть которого состоит в том, что студентам предлагаются для решения отдельные педагогические задачи, выделенные в соответствии с основными структурными компонентами профессионально-педагогической деятельности (гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, проектировочные);
-конструктивно-методический - будущие учителя решают конкретные методические проблемные ситуации, в ходе которых у них формируется так называемое методическое мышление;
-проблемно-методический - студенты ищут ответ на типичные вопросы, возникающие в практике учебно-воспитательной работы, развивают свои способности творчески разрабатывать решения, оптимальные для конкретных условий практической деятельности.
Основные черты присущие мышлению талантливого педагога:
-продуктивность –это количество новых идей, возникающих у человека, способность быстро переключаться с одной мысли на другую и использовать полученную информацию в различных контекстах;
-оригинальность – это способность к генерации нестандартных идей, также выражении полученных результатов в нестандартной форме;
-любознательность – это интерес ко всему новому и способность удивляться;
-мужество – способность принимать решения в состоянии неопределенности, не бояться собственных выводов и довести их до конца.
Культура мышления является важнейшим качеством педагога, умеющего добиваться успеха в воспитании дошкольников.
Таким образом, один из составляющих культуры профессионального мышления будущего учителя являются профессионально-ценностные ориентации: ориентаций на личность учащегося и развитие личности, социальную значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда; возможности совершенствования и самоутверждения.
1.3. Личностная направленность
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания, склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.
Личностная направленность является одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога. Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н. В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н. В. Кузьминой, три типа направленности:
- истинно педагогическую
- формально педагогическую
-ложно-педагогическую.
Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности.
«Истинно Педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчёте на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог»
Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности. В педагогическую направленность, как высший её уровень, включается призвание, которое соотносится в своём развитии с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития — призвания — «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» (Н. В. Кузьмина).
1.4. Рефлексия
Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель».
Высший уровень педагогической рефлексии – размышления о себе в профессии. Педагогам было предложено проанализировать особенности своей деятельности, уровень сформированности таких параметров, как «индивидуальный подход к воспитанникам», отметить черты, характеризующие уровень развития по личностным качествам.
Рефлексия – это необходимое свойство практического мышления педагога, проявляющееся в применении знаний общего к конкретным ситуациям действительности. Рефлексия педагога также выступает как его способность к анализу, осмыслению и конструированию смыслообразующей ценностной основы своей деятельности, основанной на отражении себя как субъекта деятельности, личности и индивидуальности в системе общественных отношений.
Рефлексия рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т. е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается как способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, причин собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов конструирования.
В педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции:
• проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
• организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
• коммуникативная (рассматривается как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
• смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
• мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
• коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Рефлексируя, педагог фактически становится на путь анализа, исследования своего педагогического опыта. В этом контексте можно говорить о том, что педагогическая рефлексия предполагает активную исследовательскую позицию педагога по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью конструктивного преобразования деятельности и дальнейшего самосовершенствования. В ряде исследований под педагогической рефлексией понимают сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности воспитанника.
Педагогическая этика сотрудников
Педагог должен соответствовать требованиям времени, поколению детей, перспективам развития общества, страны. У педагога появились новые профессиональные компетенции, базовые функции тоже изменяются в связи с современными условиями. Воспитателю сложно всему соответствовать. Но мне кажется, что главным умением педагога во все времена является умение слушать и слышать ребенка. Педагог должен строить отношения с современным ребенком с позиции уважения его интересов, учета уровня развития его коммуникационных умений, индивидуальных особенностей развития, индивидуальных потребностей и многого другого.
Педагогическая этика - это правила, которые позволяют:
- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими участниками образовательного процесса;
- защищающие их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.
На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога с воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию
Личность педагога
Педагог приходит в профессию по призванию, предан своей работе и ответственно исполняет свои обязанности.
Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию, самоопределению и самовоспитанию.
Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую защиту своих воспитанников.
Авторитет, честь, репутация
Своим поведением педагог поддерживает и защищает профессиональную честь педагога.
Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает участие в процессе культурного развития.
Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
В общении педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.
Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
Педагог воспитывает на своем положительном примере.
Общение педагога с воспитанниками
Педагог сам выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
В первую очередь педагог требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем воспитанникам.
При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.
Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Общение между педагогами
Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях.
Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться между педагогами, а не за пределами ДОО. Высказывать ее следует наедине. Места сплетням нет.
Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать человеческое достоинство. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Взаимоотношения с администрацией
В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.
Интриги, конфликты, деление на группы в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.
Учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и других сотрудников, администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель имеет право на воздействия в соответствии с законодательством.
Отношения с родителями и лицами их заменяющими
Педагог при общении с родителями (законными представителями)
постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.
Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями)
проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.
Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.
Правила «Педагогического общения»
Памятка для педагогов ДОО
1. Входи в группу детей с улыбкой.
2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.
5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.
6. Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
8. Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
9. Учись у своих коллег, родителей, детей.
10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
12. Живи интересами детей и их надеждами.
13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.
Задачи и принципы изучения деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста
В основные цели и задачи воспитателя в детском саду входят следующие:
¾ Создание комфортных, благоприятных психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ребенка.
¾ Изучение особенности развития каждого ребенка в зависимости от возраста, состояния здоровья, психологического и эмоционального благополучия.
¾ Изучение склонностей, интересов, наклонностей и имеющихся талантов и дарований.
¾ Создание благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для всей группы и каждого отдельного воспитанника в коллективе.
¾ Организация полноценной жизнедеятельности групп в соответствии с возрастными потребностями и особенностями детей. При этом необходимо опираться на следующие важные формы работы с современными воспитанниками детского сада:
¾ Игры разного типа и назначения.
¾ Активная работа всего детского коллектива во взаимодействии с воспитателем и другими взрослыми (музыкальным работником, преподавателями физической культуры, иностранного языка и так далее).
¾ Прогулки, экскурсии, выезды в парки и так далее.
¾ Встречи с интересными людьми.
¾ Утренники, праздники, торжественные мероприятия.
¾ диспуты, дискуссии;
¾ Интеллектуальные игры, конкурсы.
¾ Деловые игры.
¾ Конструирование, выполнение поделок и иные творческие задания.
¾ Посещение кукольного театра, концертов.
¾ Спортивные игры и занятия (в зависимости от возраста).
¾ Коллективные и индивидуальные развлечения.
¾ Развитие инициативы путем поручения посильных заданий, например, дежурств.
¾ Выявление особенностей личности ребенка и поддержание, развитие их.
¾ Приучение воспитанников к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения согласно их возраста.
¾ Помощь в адаптации в новом детском коллективе, завоевании признания, занятии определенного социального статуса среди сверстников.
¾ Коррекция негативного поведения воспитанников, пресечение дурных привычек.
¾ Направление самовоспитания и саморазвития личности ребенка, совместная работа с психологом ДОУ при необходимости.
¾ Осуществление необходимой помощи воспитанникам в изучении и практическом применении знаний, полученных в детском саду.
¾ Организация и участие в педагогических советах, в том числе и связанных проблемами воспитанников группы.
¾ Посещение открытых занятий и мастер-классов своих коллег.
¾ Помощь воспитанникам старших групп в подготовке к школе.
¾ Защита права и свободы воспитанников, ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность во время нахождения в ДОУ.
¾ Консультации родителям по воспитанию и обучению, а также по вопросам нахождения их детей в детском саду. Проведение родительских собраний, привлечение родителей к помощи детскому образовательному учреждению.
¾ Организация обучения, питания, досуга и выполнения режима дня воспитанников.
¾ Своевременное заполнение и правильное ведение всей необходимой для работы воспитателя ДОУ документации по ФГОС.
¾ Информирование руководства детского сада и родителям воспитанников обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
¾ Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
¾ Деятельность современных воспитателей строится на том, что воспитание это управление процессом развития личности. Поэтому педагогическому коллективу необходимо выявлять положительные стороны личности каждого ребенка и всячески поддерживать и развивать их, нивелируя возможные негативные черты и проявления характера лояльными педагогическими методиками.
Принципы обучения — это такие методы обучения, исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.
Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере развития психолого-педагогической науки они совершенствуются, приобретая более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего обучения и т. д.)
Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучениеи воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая — обучаем.
Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и психологические предпосылки. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче дифференцируются. Но это совсем не значит, что обучение теряет свою воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание — обучающим.
Принцип научности.
Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого. Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.
Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалнстического понимания окружающего мира.
Ученые не раз задумывались над данной проблемой. Где тот возрастной рубеж,указывая на который мы могли бы с уверенностью сказать: вот то время, когда нужно начинать формирование элементов материалистического понимания окружающей ребенка действительности. Многие, кто понимал важность и актуальность этой проблемы,в нерешительности опускали руки при возгласах оппонентов: а возможно ли решение данной проблемы относительно дошкольного возраста?
Принцип наглядности.
Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым.
При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.
Период дошкольного детства — благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения — все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени — школьном обучении.
Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения — рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать — происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало потрудиться, считая реальные предметы. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени.
Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.
В детских дошкольных учреждениях в процессе обученияиспользуются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (чучела птиц, муляжи овощей, фруктов). При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал.
В обучении детей на занятиях наглядность применяется прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.
К наглядности, используемой на занятиях,предъявляются следующие требования: они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,
Принцип доступности.
То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.
Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности. Какие знания, с какого возраста и при каких условиях можно давать детям?Лет 15 назад еще уважали традиционный запрет: нельзя начинать обучение грамоте и письму раньше пяти лет. Сегодня разрешается учить ребенка и раньше,лишь бы свято соблюдалось правило: вызвать интерес, побудить самого ребенка ожидать очередной «урок». Лишь бы не было принудительного обучения, учить с игрой, с увлечением.
Чтобы овладеть грамотой, ребенок должен научиться различать фонетическую сторону текста. Кроме этого, у ребят в этом возрасте характерно физиологическое косноязычие (не умеют произносить шипящие, свистящие звуки и т. д., а значит, их невозможно подготовить к непосредственному обучению грамоте.
Существенный признак принципа доступности — связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.
Однако доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.
Принцип активности и сознательности.
Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.
Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей «разжевывает» сам, не опираясь па активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только «проглотить» очередную дозу материала.
Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.
Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.
От воспитателя и применяемых им методов и приемов зависит развитие познавательных способностей и творческих сил ребенка.
Принципы систематичности, последовательности и постепенности.
Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.
Принцип связи с жизнью вытекает из диалектико-материалистического закона единства теории и практики. Конечно, связь с жизнью для маленьких детей ограничена их возможностями. Их жизнь — это игра, труд, занятия. Приобретаемые знания следует использовать в указанных видах деятельности.
Принцип развивающего обучения.
В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания.
Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении.
Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.
Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.
Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25—30 ребятишек быстро схватывает учебный материал, а кто — медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к нему, выявлять его характер.
Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях садят ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.
Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение к ним и со стороны товарищей.
В детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду, они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию занятия, к умственному труду.
Методы изучения педагогической деятельности
Предлагаем вашему вниманию некоторый инструментарий, который используется при изучении педагогического коллектива и планирования дальнейшей работы по повышению профессиональной квалификации педагогов.
Карта самооценки педагогической деятельности
1. ФИО_______________________________________________
2. Должность _________________________________________
3. Квалификация ________________________________________
4. Приемлемая для Вас форма контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, административный, индивидуальный)________________
5. Ваши трудности в педагогической деятельности____________
6. Чья помощь Вам необходима?__________________________
7. Что Вы планируете улучшить, развить в своей педагогической деятельности?_____________________________________________
8. Ваша методическая тема (самообразование):________________
9. Какие открытые мероприятия Вы хотели бы провести (форма проведения, тема, контингент, направленность, городское, внутрисадовское мероприятие):_____________________________________
10. Укажите темы занятий, формы организации педагогического процесса, которые Вам наиболее интересны у коллег:_____________
11. Планы будущего года
Принять участие _______________________________________
Провести __________________________________________________
Изучить_______________________________________________
Представить свой опыт работы____________________________
Другое______________________________________________
Анкета, выявляющая отношение педагога
к воспитательно-образовательному процессу,
его педагогическую позицию
Уважаемый воспитатель!
Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников. Если Вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл «5»; если в большей степени согласны, чем не согласны, — «4»; если согласны и не согласны в равной степени — «3»; если в большей степени не согласны, чем согласны, — «2»; если полностью не согласны — «1».
1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий___
2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательно-образовательной работы___
3. На занятиях, в ходе режимных мероприятий ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем___
4. Послушание детей — заслуга педагога___
5. Ребенок подобен глине, из него можно лепить все что угодно___
6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя___
7. Основная цель воспитателя — реализовать требования программы воспитания и обучения детей ___
8. Главная задача воспитательно-образовательной работы — вооружение детей знаниями, умениями, навыками___
9. Главное в работе педагога — добиться исполнительности детей
10. Воспитание — это прежде всего требовательность к детям___
11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам___
12. Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обучении детей___
13. Наказание — не лучшая форма воспитания, но оно необходимо
14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле___
Благодарим Вас за сотрудничество.
Предлагаем вашему вниманию анализ, предложенный А.Н.Троян.
Алгоритм педагогического анализа занятия
(по А.Н.Троян)
1 этап. Сбор информации для анализа
1.1. Изучение плана воспитателя:
а) какое место занимает данное занятие в системе занятий ______;
б) вид, тип, тема занятия ________________________________;
в) усвоение детьми программного материала на предыдущих занятиях (учет)_____________________________________________;
г) программное содержание данного занятия _____________.
1.2. Изучение записей предыдущих посещений занятий данного вида, определение главного звена, направления анализа _________.
1.3. Беседа с воспитателем (уточнение данных, полученных в ходе изучения планов, записей посещения)______________________.
1.4. Наблюдение занятия, фиксация его хода по определенной схеме (удобной для наблюдателя) _________________________ .
1.5. Беседа с детьми — уточнение усвоения ими программного содержания занятия _____________________________________ .
1.6. Беседа с воспитателем — уточнение полученных данных __.
2 этап. Характеристика элементов занятия
2.1. Характеристика программного содержания:
а) соответствие задач программе группы _______________________;
б) соответствие задач уровню развития детей ________________;
в) объем программного материала ________________________.
2.2. Характеристика деятельности воспитателя:
а) выделить приемы, используемые воспитателем для решения каждой поставленной задачи _____________________________;
б) оценить соответствие приемов возрасту детей, типу занятия, требованиям методики ___________________________________;
в) оценить правильность применения, использования приемов______.
2.3. Характеристика деятельности детей:
а) освоение детьми программного содержания _____________;
б) особенности поведения: активность, внимание, интерес, отношение к занятию ________________________________________;
в) учебные навыки детей ___________________________.
2.4. Характеристика условий проведения занятия:
а) санитарно-гигиенические: выделить, оценить их соответствие
требованиям ____________________________________________;
б) материальные __________________________________;
в) организационно-педагогические ____________________.
3 этап. Характеристика связей между элементами, их взаимодействие
3.1. Характеристика связей между типом, видом, темой занятия и программным содержанием:
а) соответствует ли программное содержание типу занятия: дает ли тема занятия реализовать данное программное содержание_______________;
б) соответствует ли программное содержание теме занятия: дает ли тема занятия возможность для реализации программного содержания______.
3.2. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью воспитателя:
а) предусмотрены ли приемы для решения каждой задачи__________;
б) возможно ли данной совокупностью приемов полно и качественно решить каждую из поставленных задач ________________.
3.3. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью детей: оценить, насколько данное занятие обеспечило развитие, обучение и воспитание детей. Для получения такой оценки необходимо сопоставить, сравнить данные п.п. 1.1, 2.1 с усвоением программного содержания детьми (п. 2.3)_________________.
3.4. Характеристика связи между программным содержанием и условиями проведения занятия: сопоставить п.п. 2.4 и 2.1_______________.
3.5. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и деятельностью детей:
а) сопоставить п.п. 2.3 и 2.2 и на этой основе оценить результативность методики занятия _______________________________;
б) сопоставить приемы воспитателя, тон его речи, особенности его поведения с особенностями поведения ____________________;
в) оценить, умеет ли воспитатель контролировать и анализировать деятельность детей, и на этой основе корректировать свои действия, применение приемов ________________________________.
3.6. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и условиями проведения занятия: сопоставить п.п. 2.2 и 2.4______.
3.7. Характеристика связи между условиями проведения занятия и деятельностью детей ___________________________________ .
4 этап. Формулировка выводов и предложений
4.1. Получить общую оценку, для чего сопоставить характеристики п.п. 2.1, 2.3, 3.1, 3.3 _________________________________________.
4.2. Выбрать из совокупности всей имеющейся информации наиболее существенные факты, аргументирующие полученную оценку____________.
4.3. Выделить причины, определяющие данную оценку, для чего обратиться к п.п. 2.2, 2.4, 3.2, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7___________________________________________________________.
4.4. На основании оценки и причин, определивших ее, сформулировать предложения и рекомендации_____________________________________.
Самоанализ и самообучение навыкам педагогического общения
Самообразование – самостоятельное, поддающееся самоконтролю преобразование личности с целью приобретения более или менее ощутимого, более или менее ясно определённого образца индивидуальности.
Самостоятельное получение профессиональных знаний.
В. Окинский.
Сегодня особенно актуально заниматься самообразованием, которое стало жизненной необходимостью, поскольку этого требуют современные условия социальной жизни, и в связи с появлением идеи Президента страны «непрерывное образование в течение всей жизни». Всякое «учение должно быть самообучением, самообразованием» - образованием самого себя.
Проблема самообразования остаётся в тесной связи с проблемой школы, целями и характером её деятельности, отсюда:
Принципы самообразования:
1 .Комплексный подход, направленность, целеустремлённость.
2 .Связь самообразования с практической деятельностью.
3. Сочетание индивидуального самообразования с работой всего коллектива над проблемой.
4. Добровольный характер самообразования в сочетании с управлением этим процессом.
Задача самообразования – дополнение и корректировка имеющихся по определённому вопросу знаний.
«Всезнание» невозможно, необходим выбор одного предмета (вопроса, темы и т.т.д.) для самообразования, а затем через обогащение его в различных направлениях – создание на его основе собственной системы общих знаний, зависимой от собственных обобщений и интересов.
Самообразование – это всегда повышение общей и профессиональной культуры.
Самообразование – это такой вид обучения, цели, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта.
С= (ц – Сум – усл - ср).
Оптимального уровня самообразование достигает тогда, когда оно преобразуется в постоянную жизненную потребность, когда это становится образом жизни.
Современная дидактика считает самообразование высшим этапом обучения. Но реальная картина несколько другая: умение самостоятельно учиться - это одна сторона процесса самообразования. Наряду с ней важной стороной является желание работать над собой. Это чаще всего утилитарные мотивы, навязанные практическими потребностями современной жизни или профессионального труда.
Методы самообразования:
1.Чтение и изучение литературы
2.Слушание текстов и дискутирование отбор
3.Приобретение знаний из других источников
4.Письменная разработка проблем синтез
5.Участие в культурной жизни (в свободное время)
Главное внимание уделено в них значению отбора и синтезу информации в процессе самообразования.
Элементы самообразования:
1.Определение цели, образца или идеала и сравнение его с собственной возможностью.
2.Рассмотрение условий, необходимых для достижения целей
3.Принятие решения о выборе пути деятельности
4.Реализация поставленных задач самообразования
5.Самоанализ и оценка собственных успехов, а также формулировка выводов о дальнейшей деятельности по самообразованию.
Критерии эффективности самообразовательной работы.
1.Возросший уровень ЗУН и воспитанности учащихся.
2.Информированность учителя о достижениях психолого-педагогической науки.
3.Умения учителя анализировать собственную деятельность, способность к самоанализу.
4.Относительно свободное владение широким спектром различных методов обучения, воспитания и развития.
5.Умение привить учащимся навыки самостоятельной самообразовательной работы.
Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы, в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.
Диагностическая программа мастерства и творчества воспитателей и специалистов
Диагностическая программа мастерства и творчества
воспитателей и специалистов (перечень критериев-показателей)
1. Способность к творчеству. Творчество – процесс создания нового. Педагогическое творчество – творчество, направленное на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
2. Способность воспитывать. Воспитание – регулируемый процесс передачи жизненного и общечеловеческого опыта, формирования сознания и мышления, взглядов и убеждений, духовного, нравственного и физического потенциалов, качеств и свойств личности.
3. Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества и выполнение этих правил.
4. Педагогическая этика – наука о морали, понимание норм в педагогической деятельности. Моделирование воспитывающих ситуаций – способность педагога вызывать и чувства, и поступки дошкольников.
5. Культура педагогического общения – способность воспитателя воспринимать, понимать, усваивать, «держать себя», передавать содержание мыслей и чувств.
6. Культура педагогического общения. Общение – сложный многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личностей, и как процесс сопереживания.
1) Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися, направляемое на создание благоприятного психологического климата и на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности, требующее от учителя эмпатических способностей (умения проникнуть в душевное состояние другого человека) и рефлексии – познать субъективные, внутренние психические аспекты и состояния.
2) Игровое общение – профессиональное общение, т. к. игра – это норма жизни ребенка, средство вовлечения воспитанников в творческую деятельность.
Направленность педагогической деятельности – определенный тип центрации:
1) конформная – центрация на мнениях своих коллег – у педагогов, склонных к организаторской и воспитательной работе с различными возрастными группами. Подвержены коллективным идеям, неконфликтны;
2) эгоистическая – «Я»-центрация – характеризует педагогов с яркой индивидуальностью, отстаивающих право на нешаблонную работу. Возможны конфликты с администрацией и коллегами при ограничении свободы движений. При благоприятных условиях реализует свои возможности, создавая педагогические изобретения;
3) гуманистическая – профессионально значимая центрация на интересах (потребностях) личности ребенка. Вся деятельность процесса обучения. Его индивидуальная дидактическая система характеризуется вниманием и чуткостью к детям;
4) авторитарная – центрация на требованиях администрации – характерна для педагогов с нереализованными возможностями в силу их исполнительности и репродуктивности деятельности. Меняют стиль и методы преподавания, если это рекомендации «сверху». При переносе методик не адаптируют их к условиям собственной деятельности;
5) методическая, или познавательная – характерна для педагогов теоретического, дидактического типа, – центрация на интересах (требованиях) средств и методов. Основное направление их деятельности – совершенствование педагогической технологии обучения и воспитания.
Диагностическая карта для изучения «барьеров» (затруднений) в работе педагога
1. Барьеры психологической неготовности:
1 – барьеры ограниченного понимания сущности образования и способов его перестройки, выражающиеся в неспособности представить структуру, функции и его конечный результат;
2 – барьер отсутствия взаимодействия с администрацией, коллегами, детьми, родителями.
2. Барьеры неготовности сознания:
1 – барьер некомпетентности;
2 – барьер устаревших установок, проявляющихся в том, что некоторые учителя ориентированы не на собственную инициативу и поиск, а на выполнение планов, нормативов, инструкций.
3. Барьеры неготовности поведения и деятельности (практическая неготовность):
1 – тактическая неготовность, выражающаяся в затруднении при выборе оптимальных форм поведения и деятельности;
2 – коммуникативная неготовность, проявляющаяся в неумении создать благоприятный для творчества микроклимат в классе, на уроке и вне его;
3 – организационная неготовность, выражающаяся в недостатке усилий, направленных на решение вопросов планирования и реализации комплекса организационных мер по оптимизации способа деятельности;
4 – барьер устаревших привычек, проявляющихся в трудностях внедрения нового в учебно-воспитательный процесс и человеческие отношения;
5 – барьер отрицательного отношения к труду, связанный с недостаточной индивидуальной работой по саморазвитию, по созданию собственной методической системы.
Анкета для
самодиагностики способности
воспитателя к саморазвитию
5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла – скорее соответствует, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла – скорее не соответствует;
1 балл – не соответствует.
В о п р о с ы а н к е т ы:
1. Я стремлюсь изучать себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специально время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительнее бы отнесся к моему продвижению по службе.
О ц е н к а и е е к р и т е р и и:
75–55 баллов – активное саморазвитие;
54–36 баллов – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий;
35–15 баллов – остановившееся саморазвитие.
Диагностическая карта для определения уровня готовности педагога к гуманизации обучения
Показатели готовности:
1. Понимание задач гуманизации обучения.
2. Знание методов гуманистически направленного обучения.
3. Умение проектирования учебного процесса, ориентированного на развитие личности учащихся.
4. Умение отбора материала для реализации гуманистической направленности обучения.
5. Умение применять активные методы обучения.
6. Навыки педагогического общения (побуждение учащихся к самореализации).
7. Умение устанавливать демократические отношения с коллегами, администрацией ДОО, участвовать в соуправлении.
Уровни готовности:
1 – высокий (мастерский) – «знаю, владею свободно».
2 – средний (поисковый) – «владею и знаю не всегда».
3 – низкий (интуитивно-эмпирический) – «не знаю, не владею».
Анкета для воспитателя
1. Ф. И. О.
2. Педстаж.
3. Что в воспитательно-образовательной работе получается «очень хорошо»; «хорошо»; «испытываю затруднения»:
– создание развивающей среды;
– планирование работы с детьми;
– планирование и организация занятий по познавательно-
му развитию РТВ;
– диагностика?
4. Соответствуют ли результаты Вашей педагогической деятельности Вашим действительным возможностям?
5. Как Вы считаете, у кого наиболее верное мнение о Ваших результатах работы:
а) у руководителей;
б) у коллег;
в) у Вас;
г) у детей и родителей.
6. Какая методическая помощь Вам необходима?
7. Каковы слабые места в методической работе Вашего дошкольного учреждения?
8. Какими умениями Вы бы хотели овладеть в первую очередь?
Диагностическая карта для изучения «барьеров» (затруднений) в работе педагога
1. Барьеры психологической неготовности:
1 – барьеры ограниченного понимания сущности образования и способов его перестройки, выражающиеся в неспособности представить структуру, функции и его конечный результат;
2 – барьер отсутствия взаимодействия с администрацией, коллегами, детьми, родит
Основное направление деятельности – совершенствование педагогической технологии обучения и воспитания
В своей работе с детьми используются следующие современные технологии:
Здоровьесберегающие. Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, занятия по ЗОЖ, пальчиковая гимнастика, артикуляционная, дыхательная, зрительная, самомассаж, закаливание, бодрящая гимнастика.
Проектная деятельность. Развитие и обогащение социально — личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия, в проектную деятельность. Работа с целой группой и с подгруппой в исследовательской деятельности, в творческой, в игровой, в информационной деятельности.
Исследовательская деятельность. Формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления. Эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты, фиксация результатов опыта, эксперимента, дидактические игры, ситуации, трудовые поручения.
Информационно-коммуникативные технологии. Формировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. В работе с детьми: использование презентаций для занятий, просмотр мультфильмов, фильмов.
В работе педагога: подбор иллюстративного материала к занятиям, оформление стендов, сканирование, интернет, принтер, создание презентации, обмен опытом, оформление документации.
5. Личностно-ориентированная технология. Формирование личности ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, создание личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Выявление темпов развития ребёнка. Создание условий для творчества личности.
Гуманно-личностные: оказание помощи ребёнку с ослабленным здоровьем, в период адаптации.
Технология сотрудничества: партнёрство и равенство в системе взаимоотношениях «взрослый-ребёнок» Разработка индивидуальных программ и проектов, занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр.
6. Проблемное обучение. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Создание проблемных ситуаций в НОД, в ходе режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей, в беседах, в игровой деятельности.
7. Игровые технологии. Цель игровой технологии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.
(Технология развивающих игр Б. П. Никитина.) Развитие психических процессов, решение задач с помощью развивающих игр, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора — механика и т. д. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.
8. Технология «Триз». Развитие психических процессов, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Привитие ребёнку радость творческих открытий. Учить искать своё решение и вывод. Сказки; игровые, бытовые ситуации; художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, дидактические игры, занятия.
9. Технология «Портфолио педагога». Развитие умения владеть современными технологиями, умение прогнозировать свой результат, создание своего досье успехов, учитывать свои результаты в разнообразных видах деятельности, оценивать свой профессионализм. Создание портфолио педагога.
Здоровьесберегающие технологии. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия), я провожу оздоровительную работу с детьми. Одна из важнейших задач – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому большое внимание я уделяю профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма. Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, занятия по ЗОЖ и др., повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, укрепляю здоровье.
Для всех видов гимнастик я создала картотеку.
Эффективность оздоровительной деятельности зависит от условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации. Поэтому здоровьесберегающую технологию осуществляю в следующих формах:
¾ медико-профилактическая — организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по профилактике здоровья, организация профилактических мероприятий, закаливание;
¾ физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей (развитие физических качеств, формирование правильной осанки.
¾ валеологическое просвещение родителей — от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей провожу следующие мероприятия: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, памятки, буклеты «Пальчиковая гимнастика», Дыхательная гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?», «Профилактика гриппа», и др.; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – дружная семья», недели здоровья, проект «Будь здоров!».
Осваивая инновации, нужно постоянно находиться в активном творческом поиске, осваивать эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментировать и исследовать, стремится повысить результаты своего труда. Для эффективности своей работы я использую разные современные технологии.
Технологию проектирования использую в работе как с детьми, так и с родителями. В работе использовала краткосрочные и долгосрочные проекты: «Раз песчинка, два песчинка…» (познавательно-исследовательский), «Будь здоров» (для родителей, с целью заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье).
Также в своей работе использую личностно-ориентированную технологию, которая включает в себя гуманистическое направление, обеспечивает комфортные, конфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка. В своей работе используют также игровые технологии обучения:
в качестве занятия или его части (введения, закрепления, упражнения, контроля)
в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия
в качестве дидактических игр; использую игры-путешествия, игры-развлечения. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. С помощью игровых технологий я развиваю у детей внимание, память, мышление, воображение. Например, такие игры: «Найди такой же», «Нарисуй как было».
В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Я создаю для детей познавательную задачу, ситуации во всех областях образовательной деятельности, и даю детям находить средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Использую проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности, по сенсорному воспитанию. В результате дети учатся мыслить, рассуждать.
Проблемную ситуацию я создаю с помощью определённых приёмов, методов и средств. Использую, например, такие методические приёмы:
Подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения. (например, на прогулке спрашиваю детей: «какое сейчас время года? – зима. А почему зима, как вы узнали, а я думаю, что сейчас лето…» дети начинают сами доказывать, делать выводы.
Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
Побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
Ставлю проблемные задачи. Проблемные задачи, которые ставлю, являются доступными, посильными, интересными.
Игра — ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра. Игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее включаю игровые ситуации типа «Что катится?», «Кто быстрее докатит мяч» — при этом, организуя детей в игру – соревнование. Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей. У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы. Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» — можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине), как у него. Или предлагаю игру «Что не так?», специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.
Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.
Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
На занятиях и вне занятий активно использую развивающие игры Никитиных: «Сложи узор», «Внимание!», «Внимание-угадай-ка!», «Кубики для всех», «Сложи квадрат». Дети играют как с фабричными пособиями, так и изготовленными мною.
Так же использую такие игры, как «Блоки Дьенеша», «Монгольскую игру», «Колумбово яйцо», «Танграм». Дети моей группы с удовольствием занимаются с этими пособиями.
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.
Комплексно использую игровые технологии разной целевой направленности в своей педагогической деятельности, что помогает подготовить ребенка к школе.
В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их я использую в педагогическом процессе, с их помощью я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Технологии ТРИЗ помогают мне не просто развивать фантазию детей, но и творчество. Использую эту технологию по рисованию нетрадиционными способами. Дети рисуют пальчиками «Снег идёт», ладошками «Осеннее дерево», «Солнышко», паролоном «Рыбки живут в воде», ватными палочками «Кисть рябины», отпечатками листьев и др. Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» — эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» годится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах, и дети, разделившись на две команды, будут с увлечением придумывать новые решения проблемы. Для развития памяти и наблюдательности использую игру «Проверка памяти», в которой после кратковременного показа какого-либо рисунка или объекта прошу детей воспроизвести этот объект или ответить на вопросы по его содержанию. Специально для этой цели изготовила набор карточек с простейшими схематическими рисунками, буквами, символами и в начале занятия, особенно на математике выставляю их на доске, предлагаю ребятам запомнить и воспроизвести их на бумаге. В начале года это может быть 4-5 карточек, а к концу года количество можно увеличить. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос». Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают. Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.
Для повышения эффективности образовательного процесса использую ИКТ:
в подборе иллюстративного материала к НОД, для оформления стендов, группы (сканирование, принтер, презентации, интернет — ресурсы
в подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других развлечений
в оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволяет не писать отчёты, анализы, планы каждый раз, а достаточно набрать схему один раз и внести необходимые изменения, в использовании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности НОД, выступлений на педсоветах, в использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, в оформлении буклетов, визитной карточки группы, материалов по различным направлениям деятельности, в использовании интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для НОД, расширения кругозора детей.
Основные средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями: компьютер, принтер, сканер, магнитола, фотоаппарат.
Вся моя работа строится с учетом разноуровневого обучения. Я учитываю способности ребёнка, его темп деятельности, уровень утомляемости. И этому помогают карты индивидуального сопровождения. Карты составлялись с учетом наблюдений за детьми в непосредственно образовательной деятельности, в свободное время и с учетом бесед проводимых с родителями. В нашей работе важно уметь находить подход к каждому ребенку: определить индивидуальные способности, интересоваться заботами и достижениями.
Результатом использования этих методик и технологий стали стабильные положительные достижения физического и личностного развития обучающихся.
Заключение
Особую роль при осуществлении образовательных и воспитательных функций играет воспитатель дошкольного учреждения. Он является специалистом, осуществляющим воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. А.И.Григорьева определяет воспитателя-педагога как «самобытную творческую личность, отличающуюся гуманистической ценностной ориентацией собственного бытия, высокой коммуникативной и рефлексивной культурой; профессионала, способного создавать условия для развития личности ребенка, системно видеть педагогическую реальность, применять современные воспитательные технологии». То есть к личности воспитателя предъявляются определенные требования, он должен обладать специальными знаниями и навыками, а также определенными личностными качествами. Среди них можно выделить главные качества и второстепенные. Без наличия главных качеств невозможно стать высококвалифицированным педагогом, и к ним относятся, прежде всего, любовь к детям, к самой воспитательной деятельности, наличие специальных педагогических знаний, высокий уровень интеллекта и общей культуры и нравственности, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, а также владение различными методами обучения и воспитания детей. Соответствие второстепенным требованиям не обязательно для воспитателя, но способствует более эффективному воспитанию и обучению детей. К второстепенным (нестабильным) качествам можно отнести: коммуникативность, доброжелательность, веселый нрав, преобладание положительного настроения, хороший вкус и др. Сочетание главных и второстепенных качеств составляет уникальную и своеобразную личность воспитателя.
Список использованных источников
1. Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
2. Ашикова С. Воспитатель и родители. Дошкольное воспитание - №10, 2004 стр. 44-47
3. Гусева Н. В. О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллективе// Молодой ученый. -2011.-No11
4. Кудаев, М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие. - Майкоп: АГУ, 2009. - 209 с.
5. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128с.
6. Мартьянова, О.П., Сиденко, Е.А. Готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности // Эксперимент и инновации в школе, 2014. - № 4. – С.2-4.
7. Мишаткина Т. В. Педагогическая этика: Учебное пособие.Издательство: Феникс,2007
8. Наумчик В. Н. и др. Этика педагога. —М: Изд-во «Университетское», 2009
9. Профессионально значимые качества будущих педагогов профессионального обучения / Е.В. Евплова // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 2. – С. 62–65.
10. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов / Т. Сваталова // Дошкольное воспитание – 2011. - №1. С. 95.
11. Фадеева, Е.И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения психологического здоровья педагогов. // Управление, ТЦ «Сфера», 2014. - №5. – С. 23.
12. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М., Изд-во Института Психотерапии, 2016. 288 с.
13. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов / О.А. Хохлова // Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С. 4.
14. Этика: Уч. пос. / Сост. С. Г. Колбовская; Под ред. Т. А. Степановой.Ярославль: Ин-т разв. образов., 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.