УДК 376.3
Е.А.ШибековаЮ. А. Маринина
(студент 1 курса, направление «Специальное
(дефектологическое) образование», профиль «Логопедия», Институт детства, ФГБОУ
ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» г.Новосибирск)
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ
У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ[S1]
Л.М. Гладковская пишет о том, что «Заикание - серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать возникшую проблему ребенка, готовность к переменам -[S2] основа всех последующих действий родителей» [2].
Ребенок, у которого возникло заикание, нуждается в мерах по профилактике искажений личности, предотвращению образования невротических комплексов. Обычно дети не замечают запинок в своей речи, но могут чувствовать беспокойство, волнение взрослых по этому поводу. В дальнейшем из этой запавшей в память ребенка тревоги может вырасти страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Психотерапевтическое направление в лечении заикания имеет большое значение, так же, как и работа с психологом.
Е.Ф. Архипова заметила, что «в учебниках по логопедии приводится следующее определение этого речевого дефекта. Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
К органам речевого аппарата относятся:
- дыхательный отдел и его основная мышца - диафрагма;
- голосовой отдел и его основная мышца -голосовые складки;
- артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык, мягкое небо и другие органы» [1].[S3]
Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут локализоваться у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у других - в голосовом или в дыхательном отделе. По типу судорог, периодически возникающих в процессе речевого общения в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническая, тоническая, смешанная форма заикания.
Н.В. Седова, О.Ю. [S4] Царапкина, М.К. Шувалова
в своей работе «Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет»
о том, что на протяжении многих лет работы была разработанна и апробирована
методика коррекции заикания у детейй 4–6 лет.
Программа работы:
1) Формирование базовой плавности.
2) Работа над дикцией - техника речи.
3) Работа над лексической стороной речи.
4) Работа над грамматическим строем речи.
5) Работа над связностью речи.
Коррекционные и общие педагогические задачи включают в себя плавность речи и исключают эмоциональное напряжение. Все методические приемы должны по возможности исключить фиксацию ребенка на дефекте [3].
Как заметили Н.В. Седова, О.Ю. Царапкина, М.К. Шувалова «формируемая уд заикающихся речь характеризуется выделением ударных слогов, напряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым, чем в обычной речи, произнесением звуков неударных слогов» [4]. Для работы делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.
Научный
руководитель-канд.филол.наук,доцент
К.В.Абрамова
Список использованных источников
1. Архипова, Е.Ф. Если ребенок заикается / Е.Ф. Архипова – М.: 2014 – 110с.
2. Гладковская,
Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих
заиканием / / Л.М. Гладковская // Логопед. - 2014.
-№8. - С. 60-67.
3. Седова, Н. В., Царапкина О. Ю., Шувалова М. К. Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 535-538.
4. Седова, Н. В., Царапкина О. Ю., Шувалова М. К. Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет // Молодой ученый. - [S5] 2016. - №10.- С. 554
Скачано с www.znanio.ru
[S1]Нет аннотации и ключевых слов
[S2]тире
[S3]В списке абзацный отступ должен быть 0,63
[S4]Неразрывные пробелы
[S5]тире
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.