Шибекова Екатерина Андреевна
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
Л.М. Гладковская пишет о том, что «Заикание - серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать возникшую проблему ребенка, готовность к переменам - основа всех последующих действий родителей».
Ребенок, у которого возникло заикание, нуждается в мерах по профилактике искажений личности, предотвращению образования невротических комплексов. Обычно дети не замечают запинок в своей речи, но могут чувствовать беспокойство, волнение взрослых по этому поводу. В дальнейшем из этой запавшей в память ребенка тревоги может вырасти страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Психотерапевтическое направление в лечении заикания имеет большое значение, так же, как и работа с психологом.
Е.Ф. Архипова заметила, что «в учебниках по логопедии приводится следующее определение этого речевого дефекта. Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
К органам речевого аппарата относятся:
- дыхательный отдел и его основная мышца - диафрагма;
- голосовой отдел и его основная мышца -голосовые складки;
- артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык, мягкое небо и другие органы».
Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут локализоваться у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у других - в голосовом или в дыхательном отделе. По типу судорог, периодически возникающих в процессе речевого общения в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническая, тоническая, смешанная форма заикания.
Н.В. Седова, О.Ю. Царапкина, М.К. Шувалова в своей работе «Методика коррекции заикания у детей» о том, что на протяжении многих лет работы была разработанна и апробирована методика коррекции заикания у детей.
Программа работы:
1) Формирование базовой плавности.
2) Работа над дикцией - техника речи.
3) Работа над лексической стороной речи.
4) Работа над грамматическим строем речи.
5) Работа над связностью речи.
Коррекционные и общие педагогические задачи включают в себя плавность речи и исключают эмоциональное напряжение. Все методические приемы должны по возможности исключить фиксацию ребенка на дефекте.
Как заметили Н.В. Седова, О.Ю. Царапкина, М.К. Шувалова «формируемая уд заикающихся речь характеризуется выделением ударных слогов, напряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым, чем в обычной речи, произнесением звуков неударных слогов». Для работы делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.