Методы менеджмента в образовании
В последние годы появилось особенно много работ, посвященных методам
управления. К ним можно отнести труды В. И. Пластина, Н. С. Сунцова, С. Я.
Батышева, А. У. Дерягиной, П. В. Худоминского, Г. Г. Габдуллина и др.
Разнообразные подходы авторов к рассматриваемой проблеме содержат много интересного и ценного для систематизации знаний о методах управления образовательной организацией, их классификации. В наиболее общем виде под методом (греч. μέθοδος — "путь к чему-либо") понимается способ достижения цели.
Переформулируем это определение применительно к менеджменту в образовании, определив методы управления как способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления образованием.
В современной теории управления выделяют следующие методы управления:
· административные, в основе которых лежат механизмы власти, дисциплины и взысканий: организационные воздействия; распорядительные воздействия; дисциплинарная ответственность и взыскания; материальная ответственность и взыскания; административная ответственность и взыскания;
· экономические, понимаемые как способ осуществления целенаправленных воздействий па персонал с целью достижения целей организации, опирающийся на использование законов экономики: плановое ведение хозяйства; хозяйственный расчет; оплата труда; рабочая сила; рыночное ценообразование; ценные бумаги; налоговая система; формы собственности; фазы общественного воспроизводства; факторы производства;
· социологические, базирующиеся на способах общественного воздействия на персонал и позволяющие определить социально-трудовую и социометрическую позицию работника в коллективе, осуществить стимулирование персонала во взаимосвязи с целями организации, выстроить и поддерживать эффективные коммуникации и успешно управлять конфликтами в коллективе: социальное планирование, методы исследования, личностные качества, мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликт;
· психологические, сущностью которых являются различные подходы организационной психологии и психологии управления: психологическое планирование, отрасли психологии, типы личности, темперамент, черты характера, направленность личности, интеллектуальные способности, методы познания, психологические образы, способы психологического воздействия, поведение, чувства, эмоции, стрессы.
Общая классификация методов управления представлена.
Обращаясь к методам менеджмента в образовании, отметим, что в этом контексте дополнительным основанием для типологии методов управления могут быть его особенности — преобладание информационных и организационных отношений, учет закономерностей, выявленных психолого- педагогическими науками.
Особенности управления педагогическим коллективом специально изучал Р. X. Шакуров [1]. Он отмечал, что "творческий характер педагогической деятельности делает невозможным жестко запрограммировать действия учителя, затрудняет объективную оценку его труда. В этих условиях недопустима чрезмерная категоричность и директивность инструктажа со стороны руководителей, навязывание другим своих принципов и методов работы" [2]. Такой подход предполагает активизацию творческих поисков, организацию обмена опытом работы педагогов, сосредоточение внимания всего коллектива на наиболее актуальных учебно-воспитательных проблемах, т.е. применение преимущественно организационно-педагогических методов наряду с распорядительными, административными.
Отметим, что вместе с общими целями применения методов управления в образовании возникает ряд специфических именно для образования задач.
Во-первых, объединение усилий и активизация членов педагогического коллектива на достижение учебно-воспитательных результатов путем повышения ответственности и деловой квалификации, организации обмена опытом работы, обеспечения совершенствования педагогического мастерства.
Во-вторых, создание атмосферы творчества, сотрудничества и взаимопомощи педагогов, формирование здорового психологического климата в коллективе, обеспечение его сплоченности и нормальной жизнедеятельности.
В-третьих, утверждение и развитие положительных личностных качеств у самих педагогов.
Все перечисленные задачи требуют от руководителей опоры па социально-психологические и психолого-педагогические закономерности, знание индивидуальных особенностей педагогов.
Таким образом, исходя из специфики и целей организационно-педагогического воздействия, методы этого воздействия по содержательному принципу можно отнести к трем основным группам: психолого-педагогические, организационно-распорядительные, экономические.
Рассмотрим более подробно указанные методы с учетом специфики их применения в образовательной организации.
1. Организационно-распорядительные методы. Как мы уже указывали выше, административные методы основываются в своем механизме воздействия на власти, дисциплине и взысканиях. Для управления образовательной организацией представляются наиболее актуальными следующие способы административного воздействия.
Организационные воздействия, основным инструментом, которых выступает деятельность по подготовке и утверждению внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность конкретной организации.
Распорядительные воздействия, целью которых является достижение поставленных целей управления посредством соблюдения требований внутренних нормативных документов и поддержание деятельности организации путем прямого административного регулирования. Наиболее значимыми способами распорядительного воздействия являются:
· • директива — способ привлечения внимания коллектива к отдельным вопросам образовательной деятельности, повышения ответственности через предъявление единых требований к членам коллектива посредством руководящих установок. В порядке возрастания категоричности установок директивы могут быть в форме указания, распоряжения, приказа. Нередко руководящие установки даются в виде методических рекомендаций, памяток, вопросников, инструкций;
· • распорядительство — способ принятия оперативных мер для выполнения решений, вызванный данными текущей информации. Важнейшими условиями эффективности распоряжений являются их предельная четкость, точность, полнота и своевременность;
· • регламентация — способ установления норм и правил, определяющих порядок деятельности как отдельных работников, так и всего коллектива. Регламентации может быть также подвергнуто проведение различных совещаний с работниками: их виды, характер вопросов, состав присутствующих, периодичность проведения, продолжительность;
· • инструктирование — способ доведения решений до исполнителей в форме ознакомления, разъяснения, пропаганды;
· • распределение обязанностей — способ конкретизации функций и общественных нагрузок между субъектами педагогической деятельности. Распределение обязанностей направлено на обеспечение кооперации усилий педагогов и других исполнителей путем разделения их труда в процессе организации. На практике применяются три основные формы распределения обязанностей: долговременное (должностные характеристики), текущее (общественные нагрузки), оперативное (участие в подготовке и проведении какого-либо мероприятия);
· • единые требования — осуществление контроля деятельности педагогического коллектива путем единого подхода к оценке его результатов; способ обеспечения согласованности всех воздействий на субъект педагогической деятельности, который в процессе организаторской работы осуществляется в форме оперативных совещаний, координационного решения, координационных планов.
· 2. Дисциплинарная, материальная и административная ответственность и взыскания являются наиболее "жесткими" мерами административного воздействия и применяются в случае: административных правонарушений. подпадающих под действия Кодекса об административных правонарушениях; нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок — противоправное, виновное, неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником; нанесения работником ущерба организации по причине виновного действия или бездействия (материальная ответственность — обязанность возместить ущерб).
Следует отметить, что несмотря на тенденции демократизации и гуманизации управления, организационно-распорядительные методы управления остаются мощным рычагом достижения поставленных целей при условии высокого уровня регламентации управления и трудовой дисциплины.
Рассмотренные выше организационно-распорядительные методы способны оказывать негативное воздействие на деятельность организации. К такого рода воздействию можно отнести следующие его виды.
· • Неэффективная реализация организационных воздействий. которая возникает вследствие:
· — формального характера коллективного договора и трудовых договоров с сотрудниками, конфликтными в этой связи взаимоотношениями с профсоюзами;
· — использования типовых Правил внутреннего трудового распорядка, не отражающих специфики конкретной образовательной организации;
· — далекой от оптимальности организационной структуры, неадекватной реальным субординационным и функциональным связям в образовательной организации, наличия в штатном расписании фиктивно работающих людей;
· — использования устаревших Положений о подразделениях, не отвечающих современному законодательству и реальному положению дел в образовательной организации;
· — наличия формальных должностных инструкций, не отражающих весь спектр деятельности сотрудника в образовательной организации;
приоритета текущего распорядительства как главного метода управления с ориентацией, главным образом, на устные указания руководства.
• Неэффективная реализация распорядительных воздействий.
которая обусловлена:
· — изданием неконкретных или противоречивых приказов, включающих в себя констатацию фактов или состояние вопроса, но не предусматривающих в распорядительной части конкретных поручений и действий;
· — нечеткими или противоречивыми распоряжениями руководства по вопросам текущей деятельности;
перекладыванием ответственности на подчиненных или коллег;
· — неспособностью управленческой системы принимать необходимые своевременные решения по ключевым проблемам деятельности организации;
· — отсутствием системы контроля исполнения документов в организации или ее низкой эффективностью.
· • Карательное управление с дисбалансом между наказанием и поощрением, что проявляется:
в высокой текучести кадров при безразличном отношении и отсутствии анализа причин увольнения;
· — "расправах" с сотрудниками, несогласными с политикой руководства образовательной организации и просто неугодными;
· - отсутствии четких и регламентированных правил наказания и поощрения;
частом и не всегда обоснованном использовании наказания сотрудников с целью устрашения других;
— отсутствии связи поощрения с реально достигнутыми работником образовательной организации результатами.
Психолого-педагогические методы — это способы воздействия на личность субъектов образовательного процесса с целью повышения качества их деятельности, а также на коллектив (педагогический, ученический) с целью формирования благоприятного социально-психологического климата, создания атмосферы творческой активности, ответственности.
К этой группе методов относятся методы, связанные с убеждением, показом личного примера, применением поощрения и наказания, критики и самокритики, а именно: педагогическое совещание, профессиональное общение, конкурсы, выдвижение перспективных линий, традиции, сотрудничество. Рассмотрим их.
Педагогическое совещание — это способ привлечения педагогов к активному участию в решении важнейших вопросов образовательного процесса, повышение его уровня; принятия коллегиальных решений по важнейшим и сложным проблемам. В частности, в школе утвердились такие формы педагогического совещания: педсовет, инструктивно-методические совещания, заседания методического совета, методических объединений и комиссий, педагогический консилиум, педагогические и производственные оперативки.
Профессиональное общение — способ организации обмена опытом работы, распространения достижений педагогической науки и практики.
Организация педагогического общения нацелена прежде всего на повышение квалификации членов коллектива. Наиболее эффективные формы профессионального общения: педагогические чтения, научно-практическая конференция, педагогическая выставка, семинар, открытый урок, открытое воспитательное мероприятие, школа передового опыта.
Конкурсы — эффективный способ активизации и развития творческой инициативы у членов коллектива, совершенствования образовательного процесса, улучшения его обеспеченности. В школах, например, практикуются смотры-конкурсы наглядных пособий, методических разработок, кабинетов, мастерских, рабочих мест (руководителя, преподавателя, учащегося); конкурсы профессионального мастерства, олимпиады, спартакиады.
Выдвижение перспективных линий — способ вовлечения субъектов образовательного процесса в активную поисковую деятельность по повышению эффективности педагогического процесса, создания обстановки творчества. Суть его состоит в том, чтобы с учетом знаний, опыта и возможностей членов коллектива сформулировать перспективные учебно- методические проблемы, задачи, определив место каждого в их разрешении и оказывая своевременную помощь в педагогическом поиске.
Традиции — способ закрепления коллективных ценностей, формирования бережного отношения к ним посредством организации сопереживания, коллективных эмоций.
Сотрудничество является эффективным способом осуществления совместной деятельности педагогов, взаимопомощи и взаимообогащения знаниями, умениями. Широкое распространение получили: стажировка молодых специалистов, наставничество, взаимопосещение уроков и других учебно-воспитательных мероприятий, консультации, индивидуально-методическая работа.
Переговоры — это специально организованная форма профессиональной и личной коммуникации, когда двое или более субъектов, имеющие различные установки, цели и задачи, пытаются согласовать между собой свои интересы на основе выстроенной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.
Конфликт — форма столкновения и качество взаимодействия между людьми, выражающееся в противоборстве ради достижения своих интересов и целей.
Психолого-педагогические методы управления также способны оказать негативное влияние на образовательную организацию в следующих случаях.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.