Методы музыкального обучения предполагают различные способы взаимодействия педагога и учащихся, в рамках образовательного процесса, при этом ведущая роль отводится педагогу. Понятие «методы музыкального обучения» принято рассматривать в двух смыслах: широком и узком.
Методы музыкального обучения в широком смысле – совокупность педагогических способов, направленных на освоение учащимися содержания музыкального образования и решения учебных задач.
Методы музыкального обучения в узком смысле – определенные приемы, используемые педагогом для усвоения учащимися музыкальных знаний, умений и навыков, овладение опытом творческой деятельности и чувственного отношения человека к реальной действительности, воплощенного в разнообразных музыкальных произведениях.
Сущность методов музыкального обучения заключается в том, что они направлены на развитие у учащихся творческих способностей, формирование музыкального вкуса и возникновению потребности в общении с искусством.
Подбор педагогом методов музыкального обучения должен опираться на то, что выбранный метод будет способен обеспечить развитие у учащихся воображения, музыкального мышления, радости от общения с искусством, вызовет эмоциональный отклик.
Методы музыкального обучения весьма разнообразны, что связано со спецификой музыкального искусства и его многообразием. Образовательный процесс будет более эффективным, если методы применяются не изолировано друг от друга, а в комплексе
К труппе методов,
определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты
относили и относят:
* метод наблюдения за музыкой (а не обучения
ей); метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать;
метод импровизации (Б.В. Асафьев);
* метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);
* методы музыкального обобщения, забегания
вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной
драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин);
* метод развития стилеразличения у подростков
(Ю.Б. Алиев);
* метод музыкального собеседования (Л.А.
Безбородова);
* метод интонационно-стилевого постижения музыки
и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В.
Школяр).
Метод эмоциональной драматургии на уроке музыки(Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин).
Идею создания урока как своеобразного произведения, направленного на реализацию единой цели, впервые в общей педагогике выдвинул М. Н. Скаткин. Метод эмоциональной драматургии направлен на создание урока, в котором имеет место определенное драматургическое решение:
- некая интродукция, вступление, где обозначается вектор эмоциональной направленности всего урока;
- построение композиции, органично сочетающей контрасты и сходство различных по характеру музыкальных произведений, видов музыкальной деятельности учащихся, форм работы, музыкальных произведений, исполняемых учителем и детьми, и т.д.;
- наличие эмоционально-эстетической кульминации урока, связанной со слушанием или исполнением самими учащимися яркого художественного произведения;
- заранее продуманное завершение урока произведением определенного настроения и характера, логически завершающим общую музыкальную композицию занятия.
Метод эмоциональной драматургии не означает необходимости точного следования схеме, в том числе приведенной выше. Здесь изложено лишь некое теоретическое построение, допускающее любые варианты, творчески создаваемые самим учителем в зависимости от его музыкально-педагогической фантазии, профессиональных возможностей, уровня музыкального и общего развития учащихся, условий проведения занятий.
Более того, реальный ход проведения занятия может вызвать необходимость изменения заранее сконструированной драматургии урока, тем более что речь при этом идет в первую очередь о драматургии эмоциональной, а значит поддающейся изменению, корректировке, тому или иному творческому по характеру наполнению.
Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне(Д.Б.Кабалевский),
или метод перспективы и ретроспективы в процессе музыкального занятия, ряда уроков, всего процесса музыкального образования (Э.Б.Абдуллин), направлен на установление самых разнообразных связей между темами программы, конкретными музыкальными произведениями, формирующимися музыкальными умениями и навыками, опытом музыкально-творческой деятельности и т.д.
Следование этому методу способствует формированию в сознании учащихся целостной картины музыкального искусства, последовательному и все более глубокому познанию той или иной темы, того или иного значительного произведения искусства, более эффективному усвоению умений и навыков и т.д.
Метод музыкального обобщения(Э.Б.Абдуллин)
Нацелен на усвоение учащимися ключевых знаний, заключенных в тематизме программы и направленных на развитие музыкального мышления. Данный метод включает в себя ряд последовательных действий.
- Первое действие ставит задачу активизировать тот музыкальный жизненный опыт школьников, те знания о музыке и умения, которые необходимы для последующего усвоения сущности изучаемой темы.
- Второе действие имеет целью познакомить детей с новой для них темой, раскрывающей какую-либо закономерность музыкального искусства, его связи с другими видами искусства, с самой жизнью. При этом важнейшее значение имеет опора на слуховой музыкальный опыт школьников, создание поисковой ситуации, активизирующей мышление детей, их стремление прийти к самостоятельным выводам и умозаключениям, имеющим отношение к новому знанию.
- Третье действие метода связано с закреплением представлений о новом знании в разных видах музыкальной деятельности учащихся, с развитием способности все более самостоятельно и углубленно познавать музыку на основе ранее усвоенных знаний.
Метод размышления о музыке(Д.Б.Кабалевский).
Автор метода раскрывает его сущность следующим образом: «Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должны ощущаться три неразрывно связанных момента: первый — четко сформулированная учителем задача; второй — постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий — окончательный вывод, который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся».
Характеризуя данный метод, Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже (на практике) известных, но ранее не осознававшихся истин (например, о возможности «встречи» в одном произведении жанровых основ музыки, о соотношении в музыке выразительности и изобразительности, о разных гранях интонации, стилевых особенностях того или иного композитора и т.п.).
Метод создания композиций(Л.В.Горюнова)
Направлен на сочетание разных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, хоровое и сольное пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, игра в четыре руки с учителем, движение под музыку и др.) при исполнении одного и того же музыкального произведения. Данный метод позволяет включить всех детей класса в активную музыкальную деятельность и в то же время способствует наиболее полному изучению музыкального произведения.
Метод создания художественного контекста(Л. В. Горюнова)
Направлен на развитие музыкальной культуры учащихся благодаря «выходам» за пределы музыки (обращение к смежным видам искусства, истории, окружающей природе, к тем или иным жизненным ситуациям и т.д.). Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других видов искусства, осознать связь с историей и т. д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.