ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа», Нижегородская область, г. Выкса
-
Спикер:
С.Н.Белова, педагог-психолог
Обучение детей с расстройством аутистического спектра
Необходимые предварительные навыки общие принципы обучения:
v
При обучении всегда используется метод отдельных обучающих
блоков;
v
Ребенку всегда предоставляются подсказки, чтобы уменьшить
количество ошибок;
v Ребенок получает подкрепление как за самостоятельные правильные ответы, так и за ответы с подсказкой
![]() |
|
|
|
|
Направленное внимание
1. Оборудуйте место для обучения (тихое помещение, стол и 2 стула), подготовьте подкрепление и расположите его так, чтобы вы могли его предоставить, не вставая из-за стола |
2.Продемонстрируйте модель поведения: сядьте, опустив руки, и смотрите на ребенка |
3. Подождите 3-5 секунд, пока ребенок не повернется в вашу сторону или посмотрит на материалы |
4. Немедленно предоставьте подкрепление (в качестве подкрепления можно использовать любимую еду, жетоны, стикеры, объятия, похвалу) |
5. Повторяйте на протяжении 5-10 обучающих блоков |
![]() |
|
|
v Перед началом учебной сессии взрослый показывает ребенку правильную модель поведения, выражающую направленное внимание и сосредоточенность v-Такая модель поведения будет служить для ребенка сигналом о _ том, что пора начинать работу vЕсли ребенок демонстрирует направленное поведение в течение 5 секунд, предоставьте ему социальное поощрение, сказав «Молодец» или «Правильно». Можно подкрепить поведение кусочком еды или дать жетон. vНе следует использовать вербальные инструкции для привлечения внимания ребенка, не нужно называть его по имени и говорить «Посмотри на меня», «Приготовься», это мешает эффективному обучению vКогда ребенок начнет демонстрировать устойчивое внимание, -_ следует добавить простое задание, которое ребенок уже умеет выполнять. С этого момента подкрепление необходимо предоставлять за выполненное задание, а не за внимание само по себе |
|
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|
|
Стратегии |
Описание |
|
Шаги |
От наименьшей к -_ наибольшей |
Продемонстрируйте модель поведения и ожидайте в течение 2 секунд. Если ребенок не поворачивается в вашу сторону, используйте шаги 1,2,3, используя наименее сильную подсказку, позволяющую добиться желаемого результата |
1. 2. 3. |
Направляющая жестовая подсказка Частичная физическая подсказка Полная физическая подсказка |
От наибольшей к наименьшей |
Продемонстрируйте модель поведения и ожидайте в течение 2 секунд. Если ребенок не поворачивается в вашу сторону, используйте шаг 1 на протяжении запланированного количества блоков, затем переходите к шагу 2, а затем к шагу 3. Последний, 4 шаг заключается в том, чтобы ребенок демонстрировал целевое поведение без подсказок. |
1. 2. 3. 4. |
Полная физическая подсказка Частичная физическая подсказка Направляющая жестовая подсказка Без подсказки |
Временная -_ задержка |
Продемонстрируйте модель поведения и ожидайте в течение 2 секунд. Если ребенок не поворачивается в вашу сторону, используйте шаг 1 на протяжении запланированного количества блоков, затем переходите к шагу 2, а затем к шагу 3. затем к шагу 4. |
1. 2. 3. 4. |
Полная физическая подсказка Задержка 2 секунды Задержка 4 секунды Без подсказки |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
|||
Стратегии предоставления -_ подсказки |
Описание шагов по уменьшению подсказки |
От наибольшей подсказки к наименьшей |
1. Поместите свою руку прямо перед глазами ребенка, затем быстро переместите руку, чтобы она оказалась прямо у ваших глаз. 2. Переместите свою руку от глаз ребенка и остановите ее на расстоянии 8 см от ваших глаз. 3. Переместите свою руку от глаз ребенка и остановите ее на расстоянии 16 см от ваших глаз. 4. Не используйте подсказку |
Временная задержка-_ |
1. Поместите свою руку прямо перед глазами ребенка, затем быстро переместите руку, чтобы она оказалась прямо у ваших глаз. 2. Продолжительность задержки – 2 секунды 3. Продолжительность задержки – 4 секунды 4. Не используйте подсказок |
![]() |
Последовательность обучающих блоков с имитационным заданием |
|
1. Взрослый |
Демонстрирует модель поведения, сидит, опустив руки вниз, и смотрит на ребенка |
-2_. Ребенок |
Сидит, повернувшись в сторону взрослого, руки опущены |
3. Взрослый |
Говорит «Сделай так» и дотрагивается до своего носа |
4. Ребенок |
Дотрагивается до своего носа |
5. Взрослый |
Подкрепляет реакцию |
-_
![]() |
Сотрудничество родителей и педагогов |
|
Повторение и рутинные занятия |
Совместные занятия |
-Положительное_ подкрепление |
Эмоциональное восприятие и поддержка |
Индивидуальный подход |
Установление доверия |
Упражнения для увеличения фокусировки |
Игровые упражнения на улучшение концентрации |
Использование визуальных и слуховых стимулов |
Игры на сосредоточение |
ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа», Нижегородская область, г. Выкса
- спектра
Спикер:
С.Н.Белова, педагог-психолог
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.