Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Обмен опытом по теме:
«Методы обучения на уроках русского языка и литературы»
(выступление на ПЦК)
Автор: Иштуганова А.О., преподаватель русского языка и литературы
г. Николаевск-на-Амуре, 2022 г.
Каждый педагог хочет, чтобы его уроки вызывали у обучающихся интерес и желание заниматься дополнительно, чтобы они не торопились уходить со звонком из класса, а продолжали спорить, размышлять, искать ответы на вопросы. Одной из главных задач современного обучения является задача формирования и развития самообразования.
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков остается формализм, который проявляется в отрыве заученных обучающимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении.
На первый взгляд, любая работа на уроке требует активности. Прослушивание лекции, просмотр учебного фильма, чтение материалов учебника, традиционно относимые к пассивно-созерцательной деятельности, невозможны без особой интеллектуальной работы. Однако часто в остатке после лекции или фильма остается немного. С одной стороны, ученики легко «отключаются» от происходящего и не работают, потому что просто не видят или не чувствуют необходимости в такой работе. Ни внутренние потребности, ни внешние обстоятельства не заставляют их собраться и оставаться в рабочем режиме. Они полностью пассивны. С другой стороны, даже у старательного ученика после рассказа учителя в голове могут остаться какие- то странные обрывки информации, случайные факты, неправильно понятые причинно-следственные связи. И это тоже может быть следствием недостаточной активности или ее плохой организации. Можно ли что-то с этим сделать?
Главная цель активизации - формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.
Любое обучение начинается с мотивации. Нередко мотивацию находят, отвечая на вопрос «зачем». В некоторых случаях объяснить это ученику очень просто, в некоторых — невероятно сложно. Например, зачем изучать литературу? Можно прямо сказать об изучении людей, нравов, культуры или об умении понимать текст как художественное произведение. А можно устроить игровую структурированную дискуссию о том, зачем люди вообще читают и пишут книги, и в процессе обсуждения многое найдут и скажут сами студенты (о себе говорить всегда интересно), а на что-то обратит их внимание (усиленное предыдущим обсуждением) педагог.
Начало урока - один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у обучающихся рабочей настроенности, поэтому он требует от педагога творческого подхода. Нетрадиционное начало урока предполагает быстрое включение обучающихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления и внимания. Хорошее «активное» начало, не требующее от учеников специальных знаний, — игровые дискуссии или опросы, в которых требуется поставить себя на место писателя или литературного героя, при этом даже необязательно быть знакомым с этим героем. Например, предлагается представить себя литераторами середины XIX века, сотрудниками одного журнала. Участники дискуссии заранее получают «установки» — краткие, самые общие описания «своих» взглядов. На уроке они обсуждают, должен ли их литературный журнал занимать четкую политическую позицию по отношению к крестьянской реформе. Остальные ученики — зрители, которые могут получить особые задания во время наблюдения. Какие аргументы будут высказаны? Как они соотнесутся с позициями членов редакции некрасовского «Современника»? Итак, процесс обучения пошел. Теперь, в зависимости от этапа обучения, перед учителем стоит несколько задач. На этапе объяснения нового материала необходимо постоянно поддерживать возникший у учеников интерес. В этом помогут различные приемы активной работы с текстами произведений или учебника, а также задания, выполняемые параллельно рассказам учителя, — структурирование текста или рассказа, разные виды конспектов, составление собственных вопросов для интеллектуальных игр и т.д. Дискуссии и игры на основе изученного помогут тщательнее проработать отдельные вопросы и будут способствовать развитию устной речи. Следующий этап — закрепление изученного материала. Здесь снова на помощь приходят разнообразные активные методы. Это и опросы в разных, в том числе игровых формах, и создание обобщающих схем и конспектов, разные виды письменных и устных работ, игры (например, традиционные «суды» над литературными героями, но и не только они). Работа может проходить как индивидуально, так и в парах, в малых группах или всем классом.
Незаменимы активные методы и на этапе контроля — если преподаватель в самом деле хочет выяснить, насколько хорошо освоен и усвоен материал, он не сможет обойтись методами, рассчитанными лишь на воспроизведение изученного. Итак, под активными методами мы понимаем формы организации работы на уроке, которые побуждают обучающегося активно мыслить и действовать.
Активные методики идеально подходят педагогу, который думает не только о формальном «прохождении» учебной программы, но и о формировании междисциплинарных интеллектуальных умений и навыков. Любому профессионалу необходимо умение собирать и анализировать разнообразную информацию, выдвигать гипотезы и аргументированно доказывать свое мнение, сравнивать точки зрения, оценивать доказательную базу. Рассмотрим на нескольких примерах, как происходит формирование таких навыков.
Пример 1
Цель — научить детей понимать аналогии и использовать их для объяснения сложных явлений и идей. Проще всего начать обучение на материале какого-либо короткого научного текста, насыщенного терминами, формулами и таблицами, сложного с синтаксической точки зрения. Предлагаем детям прочитать, например, статью «Искусство как прием» В.Б. Шкловского или статью «Новейшая русская поэзия» Р.О. Якобсона. Даем задание: «переведите» этот текст на язык домохозяйки, дворника, программиста, полицейского, политика; расскажите его в жанре русской народной сказки, детектива, фэнтези. Во-первых, такая работа сразу вызывает интерес и выполняется весело, с юмором. Во-вторых, перенося сложные литературоведческие идеи в совсем иную языковую ситуацию, дети вынуждены досконально разобраться в них. После нескольких заданий такого типа у детей никогда не возникнет проблемы с ясностью и доходчивостью изложения.
Пример 2
Цель — формирование навыков аудирования и ведения научной дискуссии. Форма — проверка домашнего задания «по цепочке». Правила этой методики таковы (они должны быть известны детям заранее и повторяются перед каждой работой, пока строгое следование им не войдет в привычку): • Каждый ученик произносит по 2 фразы: «Я согласен (не со- гласен) с предыдущим оратором в том, что …» и «Я хочу добавить (уточнить, опровергнуть)…». • Если ученик, до которого дошла очередь, считает, что предыдущие выступавшие ошиблись несколько «ходов» назад, он может вернуть рассказ к тому пункту, где, по его мнению, произошел смысловой сбой. Для этого он должен сначала завершить мысль, начатую говорившим до него человеком, а потом предложить вернуться к обсуждению предыдущей идеи. • Ученик, который считает, что по данному вопросу все уже сказано, должен сказать об этом и, если у остальных нет возражений, перейти к какой-то новой стороне проблемы. (Разумеется, преподаватель подбирает такие темы, по которым, по его мнению, всем детям будет что сказать.) • Очень важно строгое соблюдения этикета — употребление обращений, вводных слов («по словам уважаемого коллеги») и определенных типов сложных предложений («Правильно ли я вас понял, что…»).
Пример 3
Цель — научить отбирать информацию, удовлетворяющую критерию научности. Форма работы — моделирование поиска информации в Интернете. Сейчас, к сожалению, многие воспринимают Интернет так же, как советские люди — газету «Известия»: раз написано, значит так и есть, зря писать не станут. Ученики не знают, каким интернет-ресурсам можно доверять. Чтобы научить их этому, учитель заранее подбирает десяток не- больших текстов, видео- или аудиоматериалов по одной теме. Степень достоверности фактов, о которых говорится в этих материалах, должна быть различной: от явной фальсификации и антинаучных утверждений до вполне возможных или уже точно доказанных. Каждый материал должен начинаться указанием на его местонахождение (сайт такой-то). Если есть возможность, работа проводится в компьютерном классе. Если нет — педагог раскладывает на нескольких свободных партах все материалы и предлагает детям за определенное время выбрать из предложенных материалов максимум достоверной (по их мнению) информации, а затем обосновать свой выбор. Важно научить детей уже по названию сайта определять, можно ли серьезно относиться к размещенной на нем информации. Введем в Яндексе запрос «Последняя дуэль Пушкина» и предложим детям сгруппировать найденные ссылки по степени достоверности опубликованных материалов. Это задание лучше выполнять в микрогруппах, а потом сравнивать результаты.
Активные методики интересны детям, потому что при выполнении необычных заданий они могут в большей степени проявить свою индивидуальность, не боятся дать неправильный ответ. Как правило, обстановка на активных занятиях более свободная: обучающиеся могут передвигаться по классу, разговаривать, смеяться. Дополнительная мотивация связана и с соревновательностью, неизбежной во многих играх и дискуссиях.
Один из способов уменьшить психологическое давление оценки на студента — ставить много оценок за самые разные формы работы. С одной стороны, активные методы — это всегда деятельность, результаты которой можно оценить, но, с другой стороны, игры или работа в микрогруппах усложняет оценку всех обучающихся сразу. Поэтому необходимо продумать, что и как оценивать, исходя из учебных целей. Например, педагог может поощрять баллами и хорошими оценками общую активность участников дискуссии, или их полные аргументированные выступления, или выступления пусть не полные, но соответствующие заданной форме высказывания, или, например, высказывания, удачно обобщающие предыдущие выступления. Можно оценивать отдельных учеников, а можно поставить одинаковые оценки всем членам микрогруппы.
Общие рекомендации по использованию активных методов
1. Соотношение по времени активных «новых» и более традиционных «обычных» методик должно быть не больше, чем один к трем. Игры и работа в группах запоминаются надолго, возникший интерес надо использовать для выполнения обычных «скучных» заданий. Каждая идея, даже случайно возникшая в ходе дискуссии, может лечь в основу последующей работы спустя значительное время. Именно поэтому надо стараться максимально подробно фиксировать все действия, высказывания, «ходы», чтобы потом иметь возможность их обдумывать и, возможно, обсуждать. Если нет возможности видеосъемки, нужно, по крайней мере, сохранять все плакаты, рисунки, схемы, письменные ответы на вопросы.
2. Ни в коем случае не надо завершать дискуссию из-за того, что она пошла в «неправильном» направлении и ученики стали высказывать ошибочные с точки зрения учителя идеи — в зависимости от ситуации можно или дать дискуссии завершиться естественным образом, а потом обсудить с детьми, где и почему разговор ушел в сторону, или с помощью вопросов постараться повернуть дискуссию в нужное русло, или прямо и корректно высказать свое мнение.
3. Нежелательно использовать одну методику много уроков подряд, чтобы она не стала детям привычной, а значит — неинтересной.
4. Нельзя проводить активное занятие в неподготовленном помещении. Это, во-первых, касается мебели (столы и стулья нужно заранее расставить в необходимом порядке или убедиться, что они легко передвигаются). Во-вторых, нужно проверить помещение с точки зрения возможности для учащихся свободно ходить по классу (чтобы ничего лишнего не попадалось на пути, не было предметов, которые легко могут опрокинуться).
5. Необходима постепенная подготовка детей к активным методикам. Прежде всего мы имеем здесь в виду совместную выработку правил поведения во время игры, дискуссии, групповой работы.
6. При подготовке самого занятия учитель должен: • продумать все возможные варианты развития событий в игре, направления обсуждения в дискуссии и по возможности решить, что делать в том или ином случае; • подробно изучить саму учебную проблему (нельзя ограничиться знанием того, что должны усвоить дети, у учителя должны быть наготове дополнительные факты, примеры, идеи); • не забыть об организационно-технической стороне (распечатка раздаточного материала, подготовка инвентаря и оборудования, предварительное обсуждение с теми учениками, которые будут выполнять какие-то особые роли); • подумать о «сложных» учениках — возможно, кому-то сразу нужно дать индивидуальное задание или роль, а для кого-то держать такое задание наготове.
7. Перечислим несколько самых простых способов поддержания дисциплины:
• следование четкой схеме, понятной ученикам, с фиксацией на доске основных этапов работы. Цели (не обязательно учебные) и правила работы (игры, дискуссии, работы в микрогруппах) нужно объяснить заранее, уделив особое внимание моментам, чреватым возникновением хаоса. И убедиться, что ученики осознали и запомнили объяснения;
• использование различных способов предоставления слова для выступления (методики «микрофон»),
• распределение функций (ролей) между учениками;
• строгое соблюдение всеми участниками заранее определенных норм речевого этикета, поощрение тех, кто придерживается этого правила.
8. И, наконец, было бы неплохо соотносить свою работу со всем учебным процессом в техникуме, учитывать интересы коллег. Например, не делать игру перед контрольной работой по другому предмету, выбирать, на каком уроке лучше проводить нечто активное.
Опасности активных методов
1. Увлечение «интересными» для детей активными формами работы на уроке, например игровыми, может сделать «пресными» более традиционные формы. А это, в свою очередь, спровоцирует нежелание и неумение выполнять «скучные», но необходимые задания.
2. Часто создается впечатление, что на игре (дискуссии) весь учебный материал освоен, все довольны, но потом оказывается, что много частностей упущено из-за внимания к красивой форме занятия. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять такие занятия без подробного обсуждения, записи выводов и домашнего задания, основанного на прошедшей игре.
3. При проведении какой-либо активной формы в большом классе для ученика появляется хорошая возможность «затеряться», ничего не делать в общей неразберихе. Поэтому нужно стремиться или так продумать организацию работы, чтобы все ученики были вынуждены что-то делать, и это было бы заметно со стороны, или при- думать особое «заключительное» задание, которое каждый должен выполнить индивидуально по результатам прошедшей работы.
4. Для ученика робкого, некоммуникабельного, тем более классного «изгоя», участие в групповой работе — задача сложная, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Особенно опасно давать такому ребенку роль, связанную с активной коммуникацией, например, роль организатора работы в группе. Не надо надеяться, что именно в игре класс примет «отщепенца», изменит к нему отношение. Более того, на всякий случай всегда надо иметь заготовленное задание, которое можно предложить ученику, отказывающемуся по той или иной причине участвовать в общей работе.
5. Многие активные методики предусматривают много вариантность выводов и результатов. Разумеется, учитель всегда понимает, к чему должны — в идеале — прийти дети, но дискуссионные и игровые формы невозможны без серьезного, уважительного отношения к разным точкам зрения, подходам, взглядам.
6. До сих пор активные методики воспринимаются многими как «неправильные», нетрадиционные — и значит, противоречащие методикам других преподавателей. Отсюда — два типа возможных конфликтов: с коллегами и с родителями. Коллеги станут говорить о том, что на уроках плохая дисциплина, учащиеся не получают необходимых знаний, не выполняется госпрограмма и т.п. Родители, уверенные, что они помнят, как их учили, требуют, чтобы точно так же учили и их детей: «Мы и без этих ваших новаций грамотные люди, советская школа была хорошая». Следовательно, учителю, начинающему применять активные методики, придется заниматься просвещением и коллег, и родителей (на родительских собраниях, в индивидуальных беседах).
7. У учителя, только начинающего применять активные методики, могут возникать проблемы с дисциплиной на уроке и после урока. К сожалению, обычная дискуссия в большом классе легко может перерасти в базар и разговор на посторонние темы, а часть учеников превратится в пассивных наблюдателей. Игра быстро теряет смысл, когда дети слишком увлекаются игровыми моментами в ущерб содержанию. Чтобы этого не случилось, нужно в начале использовать более структурированные формы работы (дискуссий, игр), которые потребуют от участников придерживаться определенной процедуры и выполнять четко сформулированные задачи.
8. Во время общей активной творческой деятельности сложно оценить роль каждого ученика. Отсюда может возникнуть ощущение «необъективности» выставленной отметки, возможные обиды на одноклассников и учителя («я за них все придумал, им по пятерке поставили, а мне ничего»). Поэтому так важна заранее продуманная система оценивания именно этой формы работы — чтобы не поставить оценки только тем, кто привлек внимание учителя в конце урока, и не забыть тех, кто хорошо работал в средине и начале урока.
Источник:
Материалы курса «Активные методы обучения на уроках литературы», С.А. Дьячкова, В.В. Луховицкий: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2019. — 64 c.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.