«Моя профессия преподавания»
Учитель музыки: Исмаилова Евгения Алексеевна
«Музыка –моя профессия, музыка моя жизнь»
Музыкой я начала заниматься с 9 лет. С детства со мной занимались увлеченные педагоги, которым удалось зародить во мне любовь к музыке.
Развивая во мне способности, воспитывая любовь к музыке, вкладывая частичку своей души, они повлияли на мое будущее. Я училась в музыкальной школе по классу фортепиано, а затем поступила в педагогическое училище на факультет музыкальный руководитель. Хоть после поступления ,я не сразу пошла работать по специальности. Музыка всегда была в моей душе. Я очень жалею о том ,что было упущено время. Я умея петь сама и очень хочу обучить этому детей. Так же привить им любовь к классической музыки. Когда то в далеком детстве , талантливые учителя не пожалели душевного тепла, что бы увлечь меня творчеством, развить мой кругозор и воображение, подарить ключик в чудесный мир музыки. Теперь это хочу сделать и я. В данной школе я работаю с 2014г., но учителем музыки я работаю третий год. Метод проекта меня заинтересовал практически сразу.
Каждый
творческий педагог на протяжении своей педагогической деятельности находится в
постоянном поиске: как избежать традиционных форм обучения, развивающих только
репродуктивное мышление у учащихся? Как сконструировать
художественно-творческий процесс урока? Как направить процесс на развитие
музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном
самообразовании. Ответ прост. Необходимо ориентироваться на современные
педагогические технологии, соответствующие принципам художественной педагогики
развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов».
Этот метод не для тех, кто мечтает получить результат с первой минуты.
Это кропотливая работа требующая значительных дополнительных ресурсных
затрат времени, материалов, информационных источников, а применять такой
метод можно и нужно как в урочной, так и внеурочной форме занятий. Ориентируясь на цели и задачи, которые
стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я
и применяю в своей работе проектный метод. Свою деятельность по внедрению
проектного метода начала в 2019 году.
Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и.т.д.
В ходе работы над проектом учащиеся постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, проникают в глубь явлений, приобщаются к конструированию процессов и объектов. Специфика состоит в том, что у учащихся формируются навыки, необходимые для решения определённых задач. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский характер, сама становится предметом усвоения.
Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а "…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С. Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
“…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А. Дистервег).
Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.
Я глубоко убеждена, что музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, я организую такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. В основу урока музыки должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия музыкального произведения, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений музыкального искусства, находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки музыки исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными?
Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.
С учащимися 5-6 классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусств - музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью музыкальных средств выразительности, композитор изображает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, писателя? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? На уроке в 5 классе ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос: Что было бы с музыкой, если бы не было литературы? В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.
Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, я соблюдаю ряд условий:
- предварительно изучаю индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
- выбираю тему проекта, формулирую проблему, предлагаю обучающимся идею, обсуждаю ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
Информационный проект.
Тема проекта: «Ритм»
Тема учебного плана по предмету: «Вначале был ритм»
Участники проекта: учащиеся 6 класса
Цель проекта: вызвать у детей интерес к изучению выразительного средства музыки – ритм.
Задачи проекта:
• Сформировать представление о ритме, как об основе музыкальных жанров.
• На основе чувственных ощущений научить отличать разные ритмические рисунки.
• Возбудить интерес к форме работы в группах.
Вид проекта: монопроект
Форма работы: групповая
Время, запланированное на реализацию: 2 недели
Актуальность проекта:
Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Сущность танца – движение. Движение – это выражение мыслей, чувств, стремлений человека, это действие, рождённое душой. Особенностью танцевальной музыки является ритм, который заставляет человека выполнять определённые танцевальные движения.
Танец от своих древних истоков до современности не утратил свою актуальность, продолжает заставлять человечество двигаться и выражать в движениях свои эмоции. Проект направлен на повышение интереса к изучению ритмических рисунков разных танцев.
Ожидаемый результат: развитие личностного роста ребёнка. В процессе самостоятельного добывания знаний учащиеся познакомятся с особенностями танцев разных народов, будут совершенствовать навыки анализа музыкального произведения, развивать умения публичного выступления работы в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint.
Описание проекта:
За время реализации проекта ребята распределились на группы. Каждая группа поставила проблемный вопрос для своей работы. Для учащихся 6 класса нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность, поэтому учитель на этом этапе работы направляет и корректирует действия учеников.
Первую группу заинтересовал танец полька. В своей работе дети отвечали на вопрос: Почему у польки весёлый характер?»
Проанализировав ритмические особенности польки, узнав в какой стране появился танец, и почему он так называется, пришли к выводу: что двухдольный размер и ритмическая особенность польки делает этот танец подвижным и весёлым.
Вторая группа анализировала танец вальс. Отвечала на вопрос: «За что все так полюбили вальс?»
Обратившись к рождению и распространению вальса, узнав о его особенностях - выяснили, что признаки вальса это трёхдольность с акцентом на первую долю в характере плавного кружения. За волшебную лёгкость, ритмическую особенность, плавность и красоту кружения люди полюбили этот танец.
Третья группа поставили для себя следующий проблемный вопрос: «Что за танец полонез?»
Работа этой группы была направлена на выяснение характера движений полонеза, анализ ритмического рисунка, появления и распространение танца в мире.
Вывод, к которому пришли ребята, работая над проектом. Своеобразие ритма определяет особенность танцевальной музыки. У каждого танца свой ритмический рисунок, который определяет индивидуальность танца.
Ребята собрали интересный материал и оформили его в виде мультимедийной презентации.
Результаты работы были представлены на итоговом уроке по изучению выразительного средства музыки ритм.
По работе каждой группы была оформлена таблица. Учащиеся класса оценивали оригинальность проблемного вопроса и оформление работы.
Используемая литература:
1.Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995. — с. 39 – 47.
2.Рыбникова Э.В. МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
3.Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой - Волгоград: Издательство "Учитель",2010 - 198 с.
4.Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему "Искусство в школе". Учебно-методическое пособие для учителя. - Саратов: Издательство "Научная книга", 2002.-118 с.
5.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2011.- 192 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.