Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения
Оценка 4.8

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Оценка 4.8
Исследовательские работы +6
docx
Междисциплинарный 6
Все классы
06.11.2017
Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения
Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд рассматривается нами как исходный этап эстетического познания действительности и искусства, от которого зависит сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Мы рассматриваем данный феномен как вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном эстетическом восприятии произведений искусства эстетических чувств, эстетических суждений, эстетического отношения и творчества по законам красоты.Выдержки из автореферата
Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд. Основные положения.docx
Карантаева Серафима Владимировна ФЕНОМЕН ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КТД: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Выдержки из автореферата магистерской диссертации Елец – 2012 Феномен   эстетического   воспитания   младших   школьников   в   КТд рассматривается   нами   как     исходный   этап   эстетического   познания действительности и искусства, от которого зависит сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно­эстетических идеалов и вкусов. Мы рассматриваем     данный   феномен   как   вид   эстетической   деятельности, выражающийся   в   целенаправленном   и   целостном   эстетическом   восприятии произведений   искусства   эстетических   чувств,   эстетических   суждений, эстетического отношения и творчества по законам красоты. Эстетическое   чувство   –   непосредственное   эмоциональное   переживание человеком   своего   эстетического   отношения   к   действительности   и произведениям искусства. Это отклик человека на эстетический объект. Эстетическое суждение – важнейший компонент эстетического познания. В   процессе   суждения   высказывается   эстетическая   оценка,   опосредованная эстетическим идеалом. В ней проявляется то, что поразило, удивило, вызвало симпатию или антипатию. Эстетическая оценка – способность установления эстетической ценности какого­либо   объекта,   осознаваемый   результат   эстетического   восприятия, фиксируемый в суждениях типа: «это красиво», «это уродливо» и т.п.  Эстетический идеал (идея, первообраз) – высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное и несознательное сопоставление тех или иных явлений с идеалом эстетическим. Сам же идеал эстетический – это такой   вид   эстетического   отношения,   который   находится   как   бы   между эстетическим вкусом,  с одной стороны, и эстетическим взглядами с др. Эстетический вкус – способность к оценке предметов, явлений, ситуации с точки зрения их эстетических качеств.  Эстетическое   сознание   –   это   совокупность   идей,   теории,   взглядов, критериев   художественных   суждений,   вкусов,   формирующаяся   в   процессе непосредственного   общения   с   социальной   деятельностью,   природой, искусством.   Оно   влияет   на   восприятие,   постижение,   оценку   окружающей действительности, на эмоциональное переживание. Эстетическое   отношение   –   система   субъективного   отражения действительности,   содержащая   все   компоненты   эстетического   сознания   и проявляющаяся   в   эмоционально­образной,   художественно­творческой   и оценочно­познавательной деятельности. Творчество – высшая форма проявления активности и самостоятельной деятельности   человека.   Оно   предполагает   создание   новых,     оригинальных, неповторимых   образов   и   решений,   объективное   видение   проблемы, ассоциативность мышления. Проанализировав   основные   теоретические   аспекты   проблемы исследования, мы выделили следующие ключевые понятия. Младший школьный возраст. Его называют вершиной детства. Ребенок сохраняет   много   детских   качеств   ­   легкомыслие,   наивность,   взгляд   на взрослого   снизу   вверх,   но   уже   начинает   утрачивать   детскую непосредственность   в   поведении,   он   приобретает   чувство   собственного достоинства   и   хочет,   чтобы   его   уважали.   С   младшего   школьного   возраста происходят   изменения   в   мотивационной   сфере.   Чувство   красоты   природы, окружающих   людей,   вещей   создает   в   ребенке   особые   эмоционально­ психические   состояния,   возбуждает   непосредственный   интерес   к   жизни, обостряет любознательность, мышление, память. И всему этому способствуют разнообразные виды искусства. Младший школьный возраст ­ это сензитивный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Коллективная   творческая   деятельность  (термин   И.П.   Иванова)   ­   это такая организация совместной деятельности педагогов, родителей, воспитанников, при   которой   все   члены   коллектива   участвуют   в   поиске,   организации, планировании,   реализации   целей,   анализе   и   рефлексии;   деятельность   носит характер   коллективного   творчества   и   направлена   на   заботу   друг   о   друге,   об окружающих людях. В контексте нашего исследования коллективная творческая деятельность   рассматривается   нами   как   мощное   педагогическое   средство эстетического воспитания младших школьников. Она стимулирует творчество в коллективе и оказывает влияние на развитие личностных качеств ребёнка. В ней эстетические продукты творческой деятельности (рисунки, поделки и т.п.) явля­ ются   определенными   ступенями   освоения   окружающего   мира,   ведущими   к формированию эстетической воспитанности, эстетической эрудиции учащихся. Коллективное творческое дело ­ это проявление практической заботы об улучшении обшей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу;  планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по жизненно­практической   заботе   ­   трудовой,   познавательной,   художественной, спортивно­оздоровительной, на   каждой   стадии   его осуществления  все воспитанники   вместе  с воспитателями  и во  главе  с ними ведут   поиск   лучших   путей,   способов,   средств   решения   жизненно   важной практической   задачи;   не   может   совершаться   по   шаблону,   а   всегда осуществляется в новом варианте.   организаторской;  Эстетическая среда школы  понимается   нами   как   состояние   духовно­ содержательной   среды,   насыщенной   межличностным   обменом   и   общением учеников и учителей, их эстетических сознаний, динамически развивающихся в процессе   освоения   художественно­эстетической   культуры   и   художественного образования   в   процессе   коллективной   творческой   деятельности.   ЭС   школы зависима   от   включения   в   ее   освоение   творческих   сил   каждой   личности,   от активной   духовной   деятельности   и   от   посильного   вклада   в   эстетическое оформление школьных помещений. Анализ ключевых понятий позволил определить особенности организации КТд:  наличие   специально   созданной   ЭС;  эмоциональный   настрой   на коллективную творческую деятельность в эстетическом воспитании, наличие рефлексивных   способностей   у   младших   школьников   и   их   формирование   в процессе КТд.    Роль   эстетической   среды   в   эстетическом   воспитании   младших школьников в КТд заключается в следующем: ­ в эмоциональном настрое на данный вид деятельности; ­   в   создании   ситуации,   которая   пробуждает   внутренние   творческие ресурсы личности и желание «творить вместе»; ­ в обогащении содержания коллективной творческой деятельности. ЭС – важная и необходимая составляющая при организации коллективной творческой   деятельности   в   эстетическом   воспитании   младших   школьников, которая   позволяет   существенным   образом   повысить   эффективность   этого процесса. Значение ЭС в начальной школе чрезвычайно велико, как с точки зрения организации учебного, так и с точки зрения воспитательного процесса, а тем более с точки зрения эстетического воспитания младших школьников в КТд. Анализ теоретической литературы позволил наметить три этапа опытно­ экспериментальной работы: констатирующий, формирующий, контрольный. Констатирующий   этап   эксперимента   связан   с   выявлением   критериев, показателей   и   уровней   эстетической   воспитанности   младших   школьников     в КТд.  Основными критериями являются:  эстетическая потребность ­ заинтересованность младшим школьником  в изучении   эстетических   ценностях   в   разнообразных   формах   коллективной творческой деятельности;  эстетическое   восприятие   вид   эстетической   деятельности, выражающийся   в  целенаправленном   и  целостном   восприятии     выразительных объектов   и   произведений   искусства   как   эстетической   ценности,   которая сопровождается эстетическим переживанием. ­ эстетическое   чувство   ­  непосредственное   эмоциональное   переживание ребенком    своего  эстетического  отношения к  действительности  и искусству; интенсивность эмоций, чувств, характеризующая личностное отношение ребёнка к   выразительным   объектам   окружающего   мира:   природы   и   социума. Эстетические чувства характеризуется внешним проявлением: эмоциональным состоянием: радостью, спокойствием, тревогой,; их внутренним проявлением: эмпатией,   эмоционально­оценочными суждениями.    сопереживанием,   сочувствием; креативность ­  (от лат. сreation  – создание, созидание) ­ создание чего­ либо   нового,   готовность   к   продуцированию   принципиально   новых   идей   и задумок,   «способность   удивляться   и   познавать,   умение   находить   решения   в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому   осознанию   своего   опыта».   Креативность   младших   школьников выражается в восприимчивости к новому и готовности его создавать в разных формах   (совместно­индивидуальной,   совместно­последовательной,   совместно­ взаимодействующей) коллективной творческой деятельности. Данный критерий опирается на следующие показатели: оригинальности и ассоциативности ребёнка при   создании   яркого   эмоционально­художественного   образа   в   процессе коллективной творческой деятельности,  коммуникативность   ­   (лат.  communico  ­   связываю,   обобщаю)   ­   это «функционирование искусства в обществе, в процессе которого оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения». Основные показатели критерия коммуникативность ­ потребность в обмене эстетической информацией;   межличностные   и   межгрупповые   отношения   при   обмене эстетической информацией в процессе коллективной творческой деятельности, и средства коммуникации, используемые при обмене эстетической информацией в процессе коллективной творческой деятельности. рефлексивность   ­  это   умение   абстрагироваться   при   создании эстетического продукта, способность к самоанализу эстетических продуктов и обоснованность собственных эстетических оценок в коллективной творческой деятельности.  В   ходе   проведенного   этапа   констатирующего   эксперимента   в экспериментальных   и   контрольных   группах   было   выявлено   три   уровня эстетической   воспитанности   младших   школьников     высокий (творческий), средний репродуктивный),  низкий (адаптивный).   в   КТд   Высокий (творческий) уровень  предполагает   эстетические потребности в общении   с   искусством,   яркость   эстетических   восприятий,   эмоциональность, оригинальность эстетических суждений, умение создавать выразительные образы в ходе КТД,   активностью в создании образов, отличаются  глубиной эстетических суждений,     креативностью,   проявляющуюся   в   ассоциативности,   оригинальности   , субъективности,   продуктивную   творческую   деятельность,   ярко   выраженную коммуникативность,   рефлексия   проявляется   в  способности   к   размышлению, самоотчёту, самоконтролю, самоанализу и самооценке коллективной творческой деятельности. Средний  (репродуктивный)   уровень  базируется   на   интересе   к   КТД, эстетические   восприятия   связаны   с   воспроизведением   учащимися определенных выразительных свойств, яркая эмоциональность проявляется на определенные объекты,  наблюдаются поверхностные суждения о произведениях искусства   и   действительности,   повторение   выработанных   и   апробированных другими   способов   коллективной   творческой   деятельности,   креативность осуществляется   с   помощью   учителя.     Межличностные   и   межгрупповые отношения,   связанные   с   коммуникативностью,   не   отличаются   высокой устойчивостью. В процессе КТД и речевая коммуникация: чаще всего,  устная, паралингвистическая   коммуникация   :   жест,   мимика   проявляются   не   ярко, продукты   творческой деятельности имеют некоторые черты выразительности, оригинальности. Низкий   (адаптивный)   уровень     ­   эстетические   потребности   почти   не проявляются, эстетические восприятия схематичны, обрывочны, не дифференцированы, самостоятельные суждения отсутствуют,   отсутствие эмоциональной отзывчивости по отношению к образу, креативность проявляется слабо, коммуникативность, связанная с межличностными отношениями в группе , проявляется слабо , отсутствуют потребности  в совместной творческой деятельности , жесты и мимика невыразительны. Экспериментально установлено, что у большинства учащихся преобладают потребности   и   мотивы   гедонистического   и   компенсаторного   характера, ведущими   ценностными   ориентациями   в   области   искусства   являются удовольствие,   мода,   китч.   Проявления   эстетических   чувств   у   младших школьников   в   КТд,   как   правило,   ситуативны,   способность   к   эмоционально­ эстетическому   переживанию   находится   на   очень   низком   уровне.   Знания, необходимые   для   понимания   прекрасного,   у   большего   числа   учащихся практически   отсутствуют.   Оценивают   произведения   искусства   и   явления школьники престижности, разрекламированности.   Стремление   к   осмыслению   произведений   искусства   и самостоятельному   приобретению   знаний,   мнений,   суждений   в   учебной   и досуговой деятельности, связанной с восприятием и произведений искусства и явлений действительности, не наблюдается у большинства школьников. преимущественно критериям       по   Эффективность эстетического воспитания младших школьников   в КТд обеспечивается   реализацией   следующих   педагогических   условий:  1)   создание эстетической   среды   в   образовательном   процессе   начальной   школы;   2) разработка технологии проведения коллективных творческих дел, направленных на осмысление младшими школьниками эстетического в окружающем мире; 3) использование различных творческих форм организации коллективной творческой деятельности в эстетическом воспитании младших школьников.   Первое   условие   ­   создание   эстетической   среды   в   начальной   школе   ­ обеспечивает   постоянное   общение   с   эстетическими   объектами   и произведениями   искусства,   оказывающую   воздействие   на   все   сферы чувственного мировосприятия младшего школьника.     Второе   условие   ­   разработка   технологии   проведения   коллективных творческих   дел,   направленных   на   осмысление   младшими   школьниками эстетического   в   окружающем   мире   –   позволяет   сформировать   алгоритм творческой деятельности. Третье условие ­  использование различных творческих форм организации коллективной   творческой   деятельности   в   эстетическом   воспитании   младших школьников – способствует гибкой системе формирования эстетических чувств, восприятий, суждений и оценок в КТД. Начальный Контрольны Начальный Контрольны Начальный Контрольны Начальный Контрольны й й й й Эстетические чувства Эстетические потребности Эстетические суждения Креативность коммуникативно сть рефлексивность Начальный Контрольны й Начальный Контрольны й Основной Основной Темпы развития, % 60,7 53,8 38 32,3 23,6, 41,7 25,7 86,4 22 75,8 16,3 54,3 16,3 48,6 40,6 54,3 18,6 60,3 Диагностика уровней эстетической воспитанности младших школьников  в контрольном эксперименте показывает   положительную   по всем показателям динамику таблица 1 и рис. 1. Таблица №1 Динамика эстетической воспитанности младших школьников по критериям  Итоги педагогического эксперимента выявили положительную динамику Критерии Диагностический срез Процентное соотношение, % Основной Основной Основной Основной Основной Основной до эксперимента после эксперимента Основной Основной Основной Основной Основной высокий уровень Рис.1. Сравнительный анализ уровней эстетического средний уровень низкий уровень воспитания младших школьников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. Следовательно,  выявленные и реализованные на практике педагогические условия   являются   эффективными.     Гипотеза   доказана,   поставленные   задачи решены.

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017