Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд: основные положения

  • Исследовательские работы
  • Лекции
  • Научно-исследовательская работа
  • Научные работы
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд рассматривается нами как исходный этап эстетического познания действительности и искусства, от которого зависит сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Мы рассматриваем данный феномен как вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном эстетическом восприятии произведений искусства эстетических чувств, эстетических суждений, эстетического отношения и творчества по законам красоты.Выдержки из автореферата
Иконка файла материала Феномен эстетического воспитания младших школьников в КТд. Основные положения.docx
Карантаева Серафима Владимировна ФЕНОМЕН ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КТД: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Выдержки из автореферата магистерской диссертацииЕлец – 2012 Феномен   эстетического   воспитания   младших   школьников   в   КТд рассматривается   нами   как     исходный   этап   эстетического   познания действительности и искусства, от которого зависит сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно­эстетических идеалов и вкусов. Мы рассматриваем     данный   феномен   как   вид   эстетической   деятельности, выражающийся   в   целенаправленном   и   целостном   эстетическом   восприятии произведений   искусства   эстетических   чувств,   эстетических   суждений, эстетического отношения и творчества по законам красоты. Эстетическое   чувство   –   непосредственное   эмоциональное   переживание человеком   своего   эстетического   отношения   к   действительности   и произведениям искусства. Это отклик человека на эстетический объект. Эстетическое суждение – важнейший компонент эстетического познания. В   процессе   суждения   высказывается   эстетическая   оценка,   опосредованная эстетическим идеалом. В ней проявляется то, что поразило, удивило, вызвало симпатию или антипатию. Эстетическая оценка – способность установления эстетической ценности какого­либо   объекта,   осознаваемый   результат   эстетического   восприятия, фиксируемый в суждениях типа: «это красиво», «это уродливо» и т.п.  Эстетический идеал (идея, первообраз) – высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное и несознательное сопоставление тех или иных явлений с идеалом эстетическим. Сам же идеал эстетический – это такой   вид   эстетического   отношения,   который   находится   как   бы   между эстетическим вкусом,  с одной стороны, и эстетическим взглядами с др. Эстетический вкус – способность к оценке предметов, явлений, ситуации с точки зрения их эстетических качеств.  Эстетическое   сознание   –   это   совокупность   идей,   теории,   взглядов, критериев   художественных   суждений,   вкусов,   формирующаяся   в   процессе непосредственного   общения   с   социальной   деятельностью,   природой, искусством.   Оно   влияет   на   восприятие,   постижение,   оценку   окружающей действительности, на эмоциональное переживание. Эстетическое   отношение   –   система   субъективного   отражения действительности,   содержащая   все   компоненты   эстетического   сознания   и проявляющаяся   в   эмоционально­образной,   художественно­творческой   и оценочно­познавательной деятельности. Творчество – высшая форма проявления активности и самостоятельной деятельности   человека.   Оно   предполагает   создание   новых,     оригинальных, неповторимых   образов   и   решений,   объективное   видение   проблемы, ассоциативность мышления. Проанализировав   основные   теоретические   аспекты   проблемы исследования, мы выделили следующие ключевые понятия.Младший школьный возраст. Его называют вершиной детства. Ребенок сохраняет   много   детских   качеств   ­   легкомыслие,   наивность,   взгляд   на взрослого   снизу   вверх,   но   уже   начинает   утрачивать   детскую непосредственность   в   поведении,   он   приобретает   чувство   собственного достоинства   и   хочет,   чтобы   его   уважали.   С   младшего   школьного   возраста происходят   изменения   в   мотивационной   сфере.   Чувство   красоты   природы, окружающих   людей,   вещей   создает   в   ребенке   особые   эмоционально­ психические   состояния,   возбуждает   непосредственный   интерес   к   жизни, обостряет любознательность, мышление, память. И всему этому способствуют разнообразные виды искусства. Младший школьный возраст ­ это сензитивный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Коллективная   творческая   деятельность  (термин   И.П.   Иванова)   ­   это такая организация совместной деятельности педагогов, родителей, воспитанников, при   которой   все   члены   коллектива   участвуют   в   поиске,   организации, планировании,   реализации   целей,   анализе   и   рефлексии;   деятельность   носит характер   коллективного   творчества   и   направлена   на   заботу   друг   о   друге,   об окружающих людях. В контексте нашего исследования коллективная творческая деятельность   рассматривается   нами   как   мощное   педагогическое   средство эстетического воспитания младших школьников. Она стимулирует творчество в коллективе и оказывает влияние на развитие личностных качеств ребёнка. В ней эстетические продукты творческой деятельности (рисунки, поделки и т.п.) явля­ ются   определенными   ступенями   освоения   окружающего   мира,   ведущими   к формированию эстетической воспитанности, эстетической эрудиции учащихся. Коллективное творческое дело ­ это проявление практической заботы об улучшении обшей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу;  планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по жизненно­практической   заботе   ­   трудовой,   познавательной,   художественной, спортивно­оздоровительной, на   каждой   стадии   его осуществления  все воспитанники   вместе  с воспитателями  и во  главе  с ними ведут   поиск   лучших   путей,   способов,   средств   решения   жизненно   важной практической   задачи;   не   может   совершаться   по   шаблону,   а   всегда осуществляется в новом варианте.   организаторской;  Эстетическая среда школы  понимается   нами   как   состояние   духовно­ содержательной   среды,   насыщенной   межличностным   обменом   и   общением учеников и учителей, их эстетических сознаний, динамически развивающихся в процессе   освоения   художественно­эстетической   культуры   и   художественного образования   в   процессе   коллективной   творческой   деятельности.   ЭС   школы зависима   от   включения   в   ее   освоение   творческих   сил   каждой   личности,   от активной   духовной   деятельности   и   от   посильного   вклада   в   эстетическое оформление школьных помещений.Анализ ключевых понятий позволил определить особенности организации КТд:  наличие   специально   созданной   ЭС;  эмоциональный   настрой   на коллективную творческую деятельность в эстетическом воспитании, наличие рефлексивных   способностей   у   младших   школьников   и   их   формирование   в процессе КТд.    Роль   эстетической   среды   в   эстетическом   воспитании   младших школьников в КТд заключается в следующем: ­ в эмоциональном настрое на данный вид деятельности; ­   в   создании   ситуации,   которая   пробуждает   внутренние   творческие ресурсы личности и желание «творить вместе»; ­ в обогащении содержания коллективной творческой деятельности. ЭС – важная и необходимая составляющая при организации коллективной творческой   деятельности   в   эстетическом   воспитании   младших   школьников, которая   позволяет   существенным   образом   повысить   эффективность   этого процесса. Значение ЭС в начальной школе чрезвычайно велико, как с точки зрения организации учебного, так и с точки зрения воспитательного процесса, а тем более с точки зрения эстетического воспитания младших школьников в КТд. Анализ теоретической литературы позволил наметить три этапа опытно­ экспериментальной работы: констатирующий, формирующий, контрольный. Констатирующий   этап   эксперимента   связан   с   выявлением   критериев, показателей   и   уровней   эстетической   воспитанности   младших   школьников     в КТд.  Основными критериями являются:  эстетическая потребность ­ заинтересованность младшим школьником  в изучении   эстетических   ценностях   в   разнообразных   формах   коллективной творческой деятельности;  эстетическое   восприятие   вид   эстетической   деятельности, выражающийся   в  целенаправленном   и  целостном   восприятии     выразительных объектов   и   произведений   искусства   как   эстетической   ценности,   которая сопровождается эстетическим переживанием. ­ эстетическое   чувство   ­  непосредственное   эмоциональное   переживание ребенком    своего  эстетического  отношения к  действительности  и искусству; интенсивность эмоций, чувств, характеризующая личностное отношение ребёнка к   выразительным   объектам   окружающего   мира:   природы   и   социума. Эстетические чувства характеризуется внешним проявлением: эмоциональным состоянием: радостью, спокойствием, тревогой,; их внутренним проявлением: эмпатией,   эмоционально­оценочными суждениями.    сопереживанием,   сочувствием; креативность ­  (от лат. сreation  – создание, созидание) ­ создание чего­ либо   нового,   готовность   к   продуцированию   принципиально   новых   идей   и задумок,   «способность   удивляться   и   познавать,   умение   находить   решения   внестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому   осознанию   своего   опыта».   Креативность   младших   школьников выражается в восприимчивости к новому и готовности его создавать в разных формах   (совместно­индивидуальной,   совместно­последовательной,   совместно­ взаимодействующей) коллективной творческой деятельности. Данный критерий опирается на следующие показатели: оригинальности и ассоциативности ребёнка при   создании   яркого   эмоционально­художественного   образа   в   процессе коллективной творческой деятельности,  коммуникативность   ­   (лат.  communico  ­   связываю,   обобщаю)   ­   это «функционирование искусства в обществе, в процессе которого оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения». Основные показатели критерия коммуникативность ­ потребность в обмене эстетической информацией;   межличностные   и   межгрупповые   отношения   при   обмене эстетической информацией в процессе коллективной творческой деятельности, и средства коммуникации, используемые при обмене эстетической информацией в процессе коллективной творческой деятельности. рефлексивность   ­  это   умение   абстрагироваться   при   создании эстетического продукта, способность к самоанализу эстетических продуктов и обоснованность собственных эстетических оценок в коллективной творческой деятельности.  В   ходе   проведенного   этапа   констатирующего   эксперимента   в экспериментальных   и   контрольных   группах   было   выявлено   три   уровня эстетической   воспитанности   младших   школьников     высокий (творческий), средний репродуктивный),  низкий (адаптивный).   в   КТд   Высокий (творческий) уровень  предполагает   эстетические потребности в общении   с   искусством,   яркость   эстетических   восприятий,   эмоциональность, оригинальность эстетических суждений, умение создавать выразительные образы в ходе КТД,   активностью в создании образов, отличаются  глубиной эстетических суждений,     креативностью,   проявляющуюся   в   ассоциативности,   оригинальности   , субъективности,   продуктивную   творческую   деятельность,   ярко   выраженную коммуникативность,   рефлексия   проявляется   в  способности   к   размышлению, самоотчёту, самоконтролю, самоанализу и самооценке коллективной творческой деятельности. Средний  (репродуктивный)   уровень  базируется   на   интересе   к   КТД, эстетические   восприятия   связаны   с   воспроизведением   учащимися определенных выразительных свойств, яркая эмоциональность проявляется на определенные объекты,  наблюдаются поверхностные суждения о произведениях искусства   и   действительности,   повторение   выработанных   и   апробированных другими   способов   коллективной   творческой   деятельности,   креативность осуществляется   с   помощью   учителя.     Межличностные   и   межгрупповые отношения,   связанные   с   коммуникативностью,   не   отличаются   высокой устойчивостью. В процессе КТД и речевая коммуникация: чаще всего,  устная,паралингвистическая   коммуникация   :   жест,   мимика   проявляются   не   ярко, продукты   творческой деятельности имеют некоторые черты выразительности, оригинальности. Низкий   (адаптивный)   уровень     ­   эстетические   потребности   почти   не проявляются, эстетические восприятия схематичны, обрывочны, не дифференцированы, самостоятельные суждения отсутствуют,   отсутствие эмоциональной отзывчивости по отношению к образу, креативность проявляется слабо, коммуникативность, связанная с межличностными отношениями в группе , проявляется слабо , отсутствуют потребности  в совместной творческой деятельности , жесты и мимика невыразительны. Экспериментально установлено, что у большинства учащихся преобладают потребности   и   мотивы   гедонистического   и   компенсаторного   характера, ведущими   ценностными   ориентациями   в   области   искусства   являются удовольствие,   мода,   китч.   Проявления   эстетических   чувств   у   младших школьников   в   КТд,   как   правило,   ситуативны,   способность   к   эмоционально­ эстетическому   переживанию   находится   на   очень   низком   уровне.   Знания, необходимые   для   понимания   прекрасного,   у   большего   числа   учащихся практически   отсутствуют.   Оценивают   произведения   искусства   и   явления школьники престижности, разрекламированности.   Стремление   к   осмыслению   произведений   искусства   и самостоятельному   приобретению   знаний,   мнений,   суждений   в   учебной   и досуговой деятельности, связанной с восприятием и произведений искусства и явлений действительности, не наблюдается у большинства школьников. преимущественно критериям       по   Эффективность эстетического воспитания младших школьников   в КТд обеспечивается   реализацией   следующих   педагогических   условий:  1)   создание эстетической   среды   в   образовательном   процессе   начальной   школы;   2) разработка технологии проведения коллективных творческих дел, направленных на осмысление младшими школьниками эстетического в окружающем мире; 3) использование различных творческих форм организации коллективной творческой деятельности в эстетическом воспитании младших школьников.   Первое   условие   ­   создание   эстетической   среды   в   начальной   школе   ­ обеспечивает   постоянное   общение   с   эстетическими   объектами   и произведениями   искусства,   оказывающую   воздействие   на   все   сферы чувственного мировосприятия младшего школьника.     Второе   условие   ­   разработка   технологии   проведения   коллективных творческих   дел,   направленных   на   осмысление   младшими   школьниками эстетического   в   окружающем   мире   –   позволяет   сформировать   алгоритм творческой деятельности. Третье условие ­  использование различных творческих форм организации коллективной   творческой   деятельности   в   эстетическом   воспитании   младших школьников – способствует гибкой системе формирования эстетических чувств, восприятий, суждений и оценок в КТД.Начальный Контрольны Начальный Контрольны Начальный Контрольны Начальный Контрольны й й й й Эстетические чувства Эстетические потребности Эстетические суждения Креативность коммуникативно сть рефлексивность Начальный Контрольны й Начальный Контрольны й Основной Основной Темпы развития, % 60,7 53,8 38 32,3 23,6, 41,7 25,7 86,4 22 75,8 16,3 54,3 16,3 48,6 40,6 54,3 18,6 60,3 Диагностика уровней эстетической воспитанности младших школьников  в контрольном эксперименте показывает   положительную   по всем показателям динамику таблица 1 и рис. 1. Таблица №1 Динамика эстетической воспитанности младших школьников по критериям  Итоги педагогического эксперимента выявили положительную динамику Критерии Диагностический срез Процентное соотношение, % Основной Основной Основной Основной Основной Основной до эксперимента после эксперимента Основной Основной Основной Основной Основной высокий уровень Рис.1. Сравнительный анализ уровней эстетического средний уровень низкий уровеньвоспитания младших школьников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. Следовательно,  выявленные и реализованные на практике педагогические условия   являются   эффективными.     Гипотеза   доказана,   поставленные   задачи решены.