ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Оценка 4.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Оценка 4.6
Исследовательские работы +5
docx
Междисциплинарный 4
Все классы
06.11.2017
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Использование символов изобразительного искусства оказывает огромное воздействие на воспитание духовно-нравственных, эстетических и гражданских качеств младшего школьника. Символ определяется как универсальная категория эстетики, соотносимая с категориями художественного образа, с одной стороны, и знака с другой. Он характеризуется как образ, взятый в аспекте своей знаковости, и как знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа.Выдержки из автореферата
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.docx
В  первой   главе  «Теоретические   аспекты   использования   символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников» охарактеризованы содержание и сущность использования символики искусства в эстетической и психолого­педагогической литературе, определены ключевые понятия   исследования,   раскрыты   особенности   воспитательного   процесса   в начальной школе. Использование символов изобразительного искусства оказывает огромное воздействие на воспитание духовно­нравственных, эстетических и гражданских качеств младшего школьника. Символ определяется как универсальная категория эстетики, соотносимая с категориями художественного образа, с одной стороны, и знака с другой. Он характеризуется   как   образ,  взятый   в  аспекте   своей   знаковости,  и    как   знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа.  Необходимость изучения символов изобразительного искусства связана со следующими особенностями: с многозначностью,   изобразительностью,   смысловой   емкостью   создаваемого образа,   оказывающего   огромное   воспитательное   воздействие   на   младшего школьника.  Важность   определения   структуры   символа   изобразительного   искусства связана   с   различной   степенью   условности,   что   позволяет   наполнить художественный   образ   определенным   смысловым   содержанием   и   передать информацию другому человеку.  Его структура характеризуется с трех сторон: внешней материальной (человеческая речь, звуки, цвета, пластические массы и т.д.);   внутренней   (конкретно­чувственная   форма)­вся   система   предметно­ изобразительных   деталей,   (ритм,   интонация;   композиция),   т.е.   расположение деталей художественной формы, создающих художественный образ; внутренней и внешней стороны. В нашем исследовании выделяются 8 типов экзотерических символов:  научные, философские символы, художественные, мифологические, религиозные, Природа, общество и весь мир как царство символов, человечески­ выразительные,  идеологические   и   побудительные,   внешне­   технические символы. Использование   символики   изобразительного   искусства   связано   со спецификой   воспитательного   процесса   в   начальной   школе,   который представляет   саморазвивающую   систему,   представляющую   собой взаимосвязанную   цепь   развивающихся   воспитательных   ситуаций,   каждая   из которых строится с учетом результатов предыдущей. Воспитательный процесс предусматривает     развитие   воспитанников,   воспитателей,   воспитательной деятельности. Основными чертами воспитательного процесса в начальной школе являются: статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость, целевая, содержательная и процессуальная стороны воспитания. Воспитательный процесс в начальной школе осуществляется в урочной и внеурочной деятельности субъектов воспитательного процесса. Анализ программ по использованию символов изобразительного искусства показал,   что   они   существенно  отличаются   соотношением  использования символов   изобразительного   искусства   в   теории   и   художественно­творческой деятельности.   Однако   их   использование   вызывает   трудности   для   школьного учителя,   связанные   с   тем,   что     недостаточно   разработана   технология использования   символов   изобразительного   искусства,   не   учтены психологические   аспекты   воздействия   символов   на   эстетическое   и   духовно­ нравственное развитие личности.  Во  второй главе «Опытно–экспериментальная   работа  по использованию символики   искусства   в   воспитательном   процессе   младших   школьников» определены   критерии   и   уровни     использования   символики   изобразительного искусства   в   воспитании   младших   школьников,   выявлены   и   описаны педагогические условия и технология их реализации  в воспитательном процессе начальной   школы,   описан   заключительный   этап   эксперимента   по   выявлению эффективности педагогических условий.  Анализ   вышеизложенного   позволил   определить   следующие   критерии использования   символики   изобразительного   искусства   в   воспитательном процессе   младших   школьников:   осознанность, эмоциональность, мотивации и потребности, адекватность и оригинальность, на основе   которых   были   выявлены   следующие   уровни   высокий   (осознанный), средний (репродуктивный), низкий (сенсорный).    информированность, Анализ экспериментальной работы позволил выделить общие тенденции использования   символики   изобразительного   искусства     в   воспитательном процессе младших школьников и наметить следующие педагогические условия 1)   использование   символов   изобразительного   искусства,   направленных   на эстетическое   воспитание   младших   школьников;   2)   применение   символики изобразительного искусства, способствующей формированию потребностей   в расширении     духовно­нравственного   потенциала   личности;  3)   направленность символов изобразительного искусства на формирование гражданской позиции в усвоении культурных ценностей. Каждое из педагогических условий направлено на воспитание определенных качеств личности младшего школьника. Поэтому каждое из них обогащает предыдущее. Разработанная   технология   реализации   педагогических   условий, включающая   целевой,   содержательный   и   процессуальный     и   результативный компоненты   обусловили   целенаправленный   систематический   воспитательный процесс   по   воспитанию   эстетических,   духовно­нравственных   и   гражданских качеств младших школьников.    Разработанная   программа   использования   символики   изобразительного искусства   в   воспитательном   процессе   младших   школьников     способствовала повышению   эффективности   усвоения   ключевых   воспитательных   компетенций младшими   школьниками   на   основе   понимания   символики   изобразительного искусства. Методами   математической   статистики   было   доказана   эффективность данных   педагогических   условий,   технологии   и   авторской   программы использования   символики   изобразительного   искусства   в   воспитательном процессе младших школьников. Контрольный   эксперимент,   показал,   значительное   изменение   по   всем критериям. Следовательно, гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Заключение.   Современный   подход   к   пониманию   символики изобразительного   искусства   у   младших   школьников   поставил   проблемы, связанные   с   взглядами   на   личность,   обладающую   большими   духовно­ нравственными   и   творческими   возможностями   в   самосовершенствовании. Возникает   необходимость   более   глубоко   проанализировать   теоретические положения  символики изобразительного искусства и ее влияния на личность. Символ определяется как универсальная категория эстетики, соотносимая с категориями художественного образа, с одной стороны, и знака с другой. Он характеризуется   как   образ,  взятый   в  аспекте   своей   знаковости,  и    как   знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа.  Необходимость изучения символов изобразительного искусства связана со следующими особенностями: с многозначностью,   изобразительностью,   смысловой   емкостью   создаваемого образа,   оказывающего   огромное   воспитательное   воздействие   на   младшего школьника.  Символика   изобразительного   искусства   в   воспитательном   процессе младшего школьника является систем духовного отражения действительности, предусматривающая   все   многообразие   смысла,   значения   и   эмоционально­ образного   постижения   действительности,   которое     возникает   в   результате творческой деятельности. Важность   определения   структуры   символа   изобразительного   искусства связана   с   различной   степенью   его   условности,   что   позволяет   наполнить художественный   образ   определенным   смысловым   содержанием   и   передать информацию другому человеку.  Его структура характеризуется с трех сторон: внешней материальной (человеческая речь, звуки, цвета, пластические массы и т.д.);   внутренней   (конкретно­чувственная   форма)­вся   система   предметно­ изобразительных   деталей,   (ритм,   интонация;   композиция),   т.е.   расположение деталей художественной формы, создающих художественный образ; внутренней и внешней стороны. В нашем исследовании выделяются 8 типов экзотерических символов:  научные, философские символы, художественные, мифологические, религиозные, природа, общество и весь мир как царство символов, человечески­ выразительные, идеологические и побудительные, внешне­ технические. Существенными признаками символа являются: 1) символ рассматривается как знак и как образ, который всегда содержит определенную   информацию;   2)   он   рационален  (рациональное   в   символе определяется   конструированием   существенных   признаков   посредством обобщения   от   сложного   к   простому,   от   духовных   символов   к   символам мышления).   Символ   позволяет   установить   причинно­следственные   и функциональные   связи   с   аллегорией,   олицетворением,   образом,   понятием   и объединить эти понятия на основе соотношения общего и единичного, образа и смысла);   3)   его   социальная   направленность   и   социально­культурная обусловленность (смысл и значение образа художественного произведения, его интерпретация зависят от понимания национальных, социальных и асоциальных символов в искусстве); 4) он многозначен (широта и многозначность символа позволяют   художнику   наиболее   адекватно   отразить  свое  мироощущение.  Его смысловая   структура   рассчитана   на   внутреннюю   работу   воспринимающего   и воспринимаемого). Использование   символики   изобразительного   искусства   связано   со спецификой   воспитательного   процесса   в   начальной   школе,   который представляет  взаимосвязанную цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. Воспитательный процесс   предусматривает   развитие   воспитанников,   воспитателей, воспитательной деятельности. Основными чертами воспитательного процесса в начальной   школе     являются:   статистичность,   многомерность,   иерархичность, самоуправляемость,   целевая,   содержательная   и   процессуальная   стороны воспитания.   Воспитательный   процесс   в   начальной   школе   осуществляется   в урочной и внеурочной деятельности субъектов воспитательного процесса. Анализ программ по использованию символов изобразительного искусства показал,   что   они   существенно  отличаются   соотношением  использования символов   изобразительного   искусства   в   теории   и   художественно­творческой деятельности.   Однако   их   использование   вызывает   трудности   для   школьного учителя,   связанные   с   тем,   что   недостаточно   разработана   технология использования   символов   изобразительного   искусства   не   учтены психологические   аспекты   воздействия   символов   на   эстетическое   и   духовно­ нравственное развитие личности. Теоретический анализ и результаты экспериментальной работы позволили обосновать   следующие   критерии,   позволяющие   фиксировать   изменения   в понимании младшими школьниками  символики изобразительного искусства и ее воспитательное   значение:   информированность,   осознанность,   мотивация   и потребности, адекватность, оригинальность.  Результаты анализа констатирующего эксперимента по данным критериям позволили  выделить три уровня. 1  уровень (осознанный)  характеризуется   полнотой знаний в символике изобразительного искусства, в способности находить и группировать символы по их   назначению,   давать   оценку   каждому   символу,  для   него  характерно   яркое образное   описание,   символов,   выделение   того,   что   поразило   и   удивило. Эмоциональное   проявляется   в   богатстве   и   разнообразии   ярко   выраженных переживаний, в метафоричности и ассоциативности характеристики символов. (14,87%). 2   уровень  (репродуктивный)   характеризуется   фрагментарностью понимания   смысла   символики   изобразительного   искусства,   выделением единичных   качеств,   которые   дифференцируются   по   одному­двум выразительным   признакам   и   свойствам.   Для   него   характерна   не   всегда адекватное   восприятие   художественного   произведения,   использование   общих нравственных   символов,   не   умение   видеть   другие   символы,   шаблонное выполнение заданий. Смысл не всегда адекватен созданному символу Выделение оригинального, на этом уровне происходит с помощью учителя... Эмоциональное состояние   проявляется   не   всегда   адекватно   тому   содержанию   и   смыслу произведения   искусства,   которые   вложил   в   него   автор.   Происходит установление связей между образом и выразительными средствами­символами. (44,56%). 3   уровень    (сенсорный) недостаточной информированностью   в   области   символики   изобразительного   искусства, суждения детей об образе схематичны, переживания, не способствует осознанию выразительности   образа,   наблюдается   отсутствие   выделения   символов   в картинах,   не   способность   определять   символы   среди   других   предметов   или характеризуется явлений,   отсутствие   оригинальности   в   ответах,   представления   о   средствах художественной   выразительности   фрагментарны.   Символы   и   образы   в художественном произведении не выделяются. Смысл символов в произведении понимается неверно (38,44%). Зависимость   воспитания   эстетических,   духовно­нравственных   и гражданских   качеств   личности   от   символики   изобразительного   искусства позволила определить дальнейший ход работы на формирующем этапе, выявить и реализовать следующие педагогические условия 1) использование символов изобразительного искусства, направленных на эстетическое воспитание младших   2)   применение   символики   изобразительного   искусства, школьников; способствующей   формированию   потребностей     в   расширении   духовно­ нравственного   потенциала   личности;   направленность   символов изобразительного искусства на формирование гражданской позиции в усвоении культурных   ценностей.   Каждое   из   педагогических   условий   направлено   на воспитание определенных качеств личности младшего школьника. Поэтому они взаимосвязаны и позволяют обогатить друг друга.   3) Разработанная   технология   реализации   педагогических   условий, включающая   целевой,   содержательный   и   процессуальный     и   результативный компоненты   обусловили   целенаправленный   систематический   воспитательный процесс   по   воспитанию   эстетических,   духовно­нравственных   и   гражданских качеств младших школьников.  Авторская   программа   по   реализации   педагогических   условий способствовала повышению эффективности усвоения ключевых воспитательных компетенций   младшими   школьниками   на   основе   понимания   символики изобразительного  искусства. Методами   математической   статистики   была   доказана   эффективность данных   педагогических   условий,   технологии   и   авторской   программы использования   символики   изобразительного   искусства   в   воспитательном процессе младших школьников. Контрольный   эксперимент,   показал,   значительное   изменение   по   всем критериям. Следовательно, гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Основные публикации по теме диссертации 1. Золотарёва, Е.П.  Изучение символики  изобразительного искусства  в философско­психологической педагогической литературе (в совторстве)  [Текст] / Е.П. Золотарева, А.Ж. Овчинникова // Сборник работ магистров. ­  Елец, 2012­ 0,4 п.л., 2. Золотарёва, Е.П. Критерии, и уровни использования символики   изобразительного искусства  в воспитательном процессе младших школьников  [Текст] / Е.П. Золотарева, А.Ж. Овчинникова // Сборник работ магистров. ­  Елец, 2012­ 0,4 п.л.,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017