Формы организации уроков русского языка и литературы, стимулирующие познавательный интерес у обучающихся.
Обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у обучающихся познавательных процессов и их творческой активности, является наиболее эффективным в формировании мотиваций к учебной деятельности. В современной школе вопрос о мотивации обучения можно назвать главным. Таким образом, наибольшую роль в этом играют нестандартные формы проведения уроков.
Основной идеей является использование в педагогической практике нестандартных форм проведения уроков.
Цель такого урока развитие интереса у обучающихся к изучению русского языка и литературы.
Объект исследования: нетрадиционный урок как элемент обеспечения интереса к изучению предмета.
Предмет исследования: методика и формы проведения нетрадиционных уроков.
Ожидаемый результат:
-положительная динамика состояния эмоциональной сферы учащихся;
-положительная динамика состояния мотивационной сферы деятельности учащихся;
-положительная динамика состояния интеллектуальной сферы учащихся.
Формы уроков (стандартные, нестандартные).
- Уроки с измененными способами организации:
урок вдвоем, защита знаний, урок-лекция, лекция-парадокс, защита идей, урок встреча.
-Уроки, опирающиеся на фантазию:
комплексно-творческий отчет, урок-сказка, урок фантастического проекта, урок-сочинение, урок-изобретательство, урок-творческий отчет, урок-выставка, урок изобретательства, урок-«удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок-портрет, урок-сюрприз.
-Уроки с игровой состязательной основой:
урок типа «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, урок-обобщение, урок типа КВН;
урок: «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование урок-игра, урок-«домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото».
-Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:
урок-экспедиция экскурсия, путешествие в прошлое (будущее), заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие по стране, поездка на поезде, ,защита туристических проектов.
-Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации:
урок-общественный смотр знаний, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок- телеурок без телевидения, консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция.
Ø УРОК-ЛЕКЦИЯ
Лекция, проводимая в школе, предполагает устное изложение учебного материала, который отличается большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.
Основные условия организации урока в форме лекции.
ü Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.
ü В случае использования укрупненной дидактической единицы.
ü Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.
ü Введение в тему.
ü Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.
ü Применение знаний для решения практических задач.
Типология лекций.
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.
2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.
3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.
4. Лекция-пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
5. Лекция-консультация близка по типу к лекции-пресс-конференции. Различие – приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.
6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умение учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».
7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.
8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
Лекция - обзор
Лекция-обзор – это первый шаг в реализации преподавания крупными блоками. Сделанная запись – это опора, многократно повторяемая на первом и последующих уроках. В начале каждого занятия обучающихся необходимо попросить ответить, пользуясь записями, что из основных вопросов уже изучили и о чем пойдет речь на следующем уроке (отвечают кратко, без деталей).
Лекция-обзор практикуется перед изучением большой темы. Учащимся дается представление о дальнейшей работе и ее содержании. В конце некоторых вопросов излагается дополнительный материал – это перечень литературы, которую желательно прочитать. Опережая события, указывается название лабораторных (практических) работ, которые предстоит сделать; говоря об их целях, возможных путях выполнения, предлагается подумать и дать свой вариант их осуществления. Сверх программных работ можно порекомендовать выполнение домашних экспериментов.
Урок - встреча
Цель – «оживить» современную историю.
Приглашенные: те, кто побывал за рубежом или те, кто собирается.
Варианты проведения:
1. Гость сам, предварительно приготовившись по специальному плану, разработанному совместно с учителем, рассказывает о своих впечатлениях, затем – ответы на вопросы учеников.
2. Учитель представляет гостя, рассказывает о стране, в которой он побывал, а затем ученики задают ему вопросы.
Лекция " Парадокс"
Цель - повторение материала, развитие внимания и критического мышления.
Организация урока строится на основном материале истории дисциплины.
ü Учитель читает лекцию, в содержание которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.
ü Учащиеся обсуждают лекцию, выполняют задания - составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы.
ü Учащиеся фиксируют ошибки, "допущенные" учителем.
ü Делают записи в тетради в виде таблицы:
ü План лекции: ошибки, ответы на вопросы.
ü Записи проверяет учитель или ученик-лаборант.
ü Один из учеников называет допущенную ошибку, учитель воспроизводит соответствующий отрывок лекции.
ü Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное утверждение неверно.
ü Обсуждение следующей неточности.
Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность "ошибки".
Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения. Общеизвестны требования к лекции: научность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргументации, доказательность выводов, эмоциональность изложения.
Лекции-парадоксы практикуются в старших классах. Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.
Интегрированный урок.
Методика интегрированного урока.
Первый этап работы - подготовительный, включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.
Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы и т.п.).
Анализ педагогической практики показывает, что в настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, т.е. линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему.
Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году.
В процессе планирования необходимо определить основные этапы интеграции, т.е. ответить на вопрос: на основе каких знаний будет осуществляться интеграция? Например, при интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов интегратором (ядром интеграции) может стать история, так как логика изучения этого курса рассматривает развитие общества разносторонне (интегрировано): развитие исторических событий (собственно история), развитие политических систем (политология), развитие культуры (культурология). Темы по культуре интегрируют знания по истории науки, техники, изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры и театра. Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыке для их интеграции с историей. Для этого необходимо проанализировать программы этих предметов.
Сформировать команду учителей. Таким образом будет организована творческая группа – это одно из ответственейших моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Известно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок.
Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части.
Этап самостоятельного творчества – это следующий этап работы над содержанием урока . Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал. Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. основная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрируемыми частями.
Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается процесс урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи и т.д. Необходимо придумать мизансцены: кто, где стоит, как двигается (чтобы не загородить проецируемый слайд или другого учителя), что делает и т.д. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей.
Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.
В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.
Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.
Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Урок-исследование
Урок-исследование – это урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме.
Учитель организует многоэтапную творческую деятельность школьников через поиск путем постановки серий проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.
Подготовительный этап: за две недели учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоятельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, реферат).
Главное в уроке – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку «Как готовиться к уроку-исследованию»:
1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы; сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.
2. Прочитайте рекомендованную преподавателям критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.
3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.
4. Составьте план (тезисы) выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.
Ход урока:
1. Определение целей урока.
2. Вступительное слово (лекция) преподавателя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т.д.).
3. Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).
4. Вопросы к выступающему (учитель, ученики).
5. Ответы на вопросы, выступление оппонентов.
6. Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.
7. Заключительное слово учителя.
Урок-лабораторная работа
Технология урока русского языка и литературы в форме лабораторной работы
Правильно обучать учащихся – значит развивать в них способность понимать.
Формируя навыки исследовательской деятельности с установкой на развитие мышления учащихся все чаще используются такие методы обучения, как лабораторные работы по русскому языку. Это языковой анализ,
- орфографические упражнения,
- словообразовательные задачи,
- изложения, сочинения.
Данный метод может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала.
Наиболее применимы здесь темы комплексного характера.
Задания при исследовательской методике могут быть различными.
Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставиться задача исследовать какой-то частный вопрос, если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер.
Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание должно включать этапы исследования:
- наблюдение и изучение фактов и явлений;
- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию,
- выдвижение гипотезы,
- построение плана исследования
- выяснение связей изучаемого явления с другими;
- проведение лингвистического эксперимента;
- решение лингвистической задачи;
- обобщение результатов и формулировка вывода.
В силу своей практической направленности лабораторные занятия всегда имеют исследовательский, поисковый характер, предполагают применение различных методов и приемов исследования (описательного, сопоставительного, статистического) использования научной литературы, словарей, справочников. Лабораторные занятия формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы.
Такое умение можно сформировать только при условии самостоятельной работы, в результате которой учащиеся знакомятся с различными видами языковых словарей, использования справочной литературы в соответствии с ее назначением. Урок изобретательства или защиты ученических проектов
Команды класса получают одно общее задание: разработать фантастический проект или сценарий, основанный на известных из пройденной темы знаниях.
обучающиеся начинают готовить схемы, чертежи, расчеты для защиты проекта. Все это команда делает сообща. Затем на уроке один из членов выступает с докладом или сценарием. Задача других команд: вникнуть в проект, найти его слабые и сильные стороны, задать вопросы, уточняющие конструкции или идею, оценить работу. Затем наступает очередь второй команды. Процедура повторяется.
Отличительная особенность таких уроков заключается в том, что они развивают фантазию, приучают коллективно работать, критически мыслить, оценивать факты, не принимая все на веру; учат применять полученные на уроках знания в новых ситуациях, развивают творческие способности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.