МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Человек рождается дважды,
считая вторым рождением
выбор профессии
Рождение человека как профессионала - процесс сложный и индивидуальный.
Зрелый профессиональный выбор соответствует индивидуальным способностям и потребностям, возможностям и уровню практической подготовки. Он предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы, адекватно оценивает возможность их реализации через сделанный выбор.
Трудностями самоопределения у обучающихся с ОВЗ являются:
· Несформированные профессиональные интересы
· Скрытые профессионально важные качества
· Неадекватная самооценка
· Неустойчивое эмоциональное состояние
· Недостаток жизненного опыта.
Задачи профориентационной работы:
· обоснованный выбор профессии выпускниками,
· формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными,
· помощь в социальном и профессиональном самоопределении,
· ориентирование на выборе рабочей специальности,
· изменение установки “я этого хочу” на установку “я это могу”.
Профориентация
Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и особенностями личности, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.
Одной из важных форм профориентационной работы является профессиональное консультирование, в ходе которого проводится диагностика способностей, склонностей и направленности личности с использованием специально разработанных методик.
В нашей школе проводится декадник профориентации выпускников.
Декада профориентации включает в себя:
1 день |
· Семинарское занятие «Экзамен – не повод для стресса» · Памятка для учащихся «Как подготовится к экзамену» |
2-4 день |
· Выход психолога на репетиционные экзамены в составе комиссии · Подгрупповые консультации «Анализ успеха и ошибок во время репетиционного экзамена» |
5-8 день |
· Профдиагностика по компьютерной методике «Профи-2» · Индивидуальные консультации по результатам диагностики |
9 день |
· Практикум «Вы – деловой человек» · Памятка «Как подготовиться к собеседованию» |
10 день |
· Выступление на детско-родительском собрании «Хочу. Могу. Надо» · Буклет в семьи выпускников «Куда пойти учиться? Делай выбор» |
В результате проведенной работы у учащихся происходит:
• потребность самопознания,
• повышение уровня осознания особенностей трудовой деятельности,
• формирование представлений о профессиях, выявленных в результате анкетирования учащихся,
• осознание особенностей выбранных профессий,
• ознакомление учащихся с возможностями получения профессионального образования.
Список литературы:
1. Аленкина О.А., Черникова Т.В. Профессионально-трудовая социализация молодежи (с ограниченными возможностями здоровья): учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Глобус», 2009. – 153 с.
2. Психолого-педагогический словарь. Автор-составитель В.А.Мижериков – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.-544с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.