Методы развития креативных способностей дошкольников с использованием ТРИЗ и РТВ
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Методы развития креативных способностей дошкольников с использованием ТРИЗ и РТВ

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
docx
16.09.2020
Методы развития креативных способностей дошкольников с использованием ТРИЗ и РТВ
Методы развития креативных способностей дошкольников.docx

Методы

развития креативных способностей дошкольников с использованием ТРИЗ и РТВ

 

Интерес к проблемам творческих способностей возник ещё в античные времена, и актуален и по сей день. Идеальной модели до сих пор нет. Но вот условия, в которых развивается творческая неординарная личность, можно определить.

Существует несколько точек зрения на проблему одарённости: одни учёные утверждают, что одарённость передаётся человеку генетически, другие, что ребёнок – «чистый лист», и всё зависит от среды, а  третьи утверждают, что способности требуют искусственной поддержки.

Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Можно ли утверждать, что одарённость зависит от наследственности?

*    Сергей Прокофьев – из семьи музыкантов;

*    Марина Цветаева – из высококультурной семьи (отец профессор, мать - талантливая пианистка);

Александр Блок – из семьи научно-художественной интеллигенции. Мать и бабушка – писательницы, отец – профессор.

Есть обратное утверждение:

*    Йоган Кеплер – великий астроном, родился в грубой и невежественной семье;

*    Чарли Чаплин – отец – пьяница, мать – умственно отсталая.

Что можно сказать о роли родителей, близких? Не являются ли они тормозом для развития творческих способностей?

Препятствуют развитию:

*    Бернард ШОУ – мать не любила сына;

*    Художник Саврасов – отец жестоко наказывал за рисование.

Создавали условия для развития:

*    Художник Э. Мане – дядя обучал рисованию, водил в музеи;

Вольфганг Моцарт – отец занимался сыном, возил по концертам.

Есть утверждение, «чтобы ребёнок стал одарённым, нужна встреча с чудом». Что может являться Чудом? Наверное, то, что вызвало у ребёнка восторг, удивление?

*    А. Савинов – художник, в 4 года рассматривал мир через осколок красного стекла;

*    В. А. Гёте – бабушка подарила в подарок кукольный театр;

Николая Пирогова поразил приезд врача.

Развитию одарённости ребёнка способствуют такие качества личности, как  любознательность, мотивация и развитое воображение.

Мы как педагоги можем только выявлять способности и создавать условия для развития. Активизировать, заинтересовывать, направлять, намекать, окрылять, одобрять, ориентировать, радовать, раззадоривать, развивать, раскачивать и раскрепощать, общаться.

Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ и РТВ развивает в детях память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. ТРИЗ поможет детям научиться анализировать, решать разного рода  проблемы. Самая главная цель в ТРИЗ –это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Основные задачи:

  • Развитие творческого воображения, систематичности, диалектичности (способности к движению, к саморазвитию), смелости решения, творческой интуиции;
  • Формирование навыков творческого стиля мышления;

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. В связи с этим новизна заключается в том, что ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим. Нами составлен проект, предназначенный для детей от четырёх  до семи лет, который включает собственные наработки и обобщающий опыт работы в дошкольных учреждениях России по применению элементов и методов ТРИЗ и РТВ в процессе обучения и воспитания.

"Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" - утверждает ученый-дидакт А.Л. Несмеянов. Г.С. Альтшуллер отметил, что  каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориенироваться  в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы

1.Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

2. Учим детей фантазировать, изобретать.

3. Решение творческих задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

4.Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

В процессе работы использовали диагностику на основе вербальных заданий, разработанных Дж. Гилфордом.

Ø «Применение» (Использование предметов);

Ø «Составление предложений»;

Ø «Словесные ассоциации»;

Ø «Невероятное событие».

При работе с детьми используем следующие методы:

Ø Метод контрольных вопросов эффективно применяется при изобретении, создании каких-либо предметов, игрушек и т.д.

Ø Моделирование окружающего мира маленькими человечками. Моделировать «маленькими человечками» можно различные вещества, предметы, смеси, фазовые переходы. Такими человечками могут быть и сами дети. Это им позволит активно участвовать в процессе построения моделей. Этот метод хорош тем, что разговор с ребёнком о сложных структурных связях материального мира ведётся на его языке.

Ø Метод фокальных объектов – МФО. Позволяет ставить следующие задачи:

¾   Придумывать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид объекта.

¾   Познакомить детей с чем-то новым или рассматривая объект с необычной стороны.

Нельзя не отметить важность  вовлечения семьи в реализацию данной проблемы. Я проводила конкурсы из бросового материала на разные тематики «Путешествие в космос», «Новогодние фантазии», ежегодный осенний конкурс из овощей и фруктов «Дары осени». Родители и дети с интересом, с желанием участвуют в данных мероприятиях, которые способствуют как сплочению детей и родителей, так и развитию творческого воображения.

В процессе работы над темой были достигнуты следуОжидаемые результаты:

У детей развита смекалка, творческое воображение, мышление.

Снимется чувство скованности, застенчивости, постепенно разовьется логика мышления.

Дети проявляют свою индивидуальность, умеют нестандартно мыслить.

Умеют радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Ребёнок сам решает свои проблемы,  нестандартно, неординарно.

Умеет планировать работу, обрабатывать информацию.

В итоге были сделаны следующие выводы:

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей;

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме;

ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, стимулирует создание ситуации успеха для детей, поддерживая их веру в свои возможности, интерес к познанию окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованых источников:

1.     Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: учебное пособие / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: МОЗАЙКА –  СИНТЕЗ, 2014.

2.     Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду - М: НИИ школьных технологий,  2010 г.

3.     Сидорчук,  Т.А.,  Лелюх, С.В. : Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. Методическое пособие. (Технология Триз).- М.: Аркти, 2003 г.

 

 


 

Методы развития креативных способностей дошкольников с использованием

Методы развития креативных способностей дошкольников с использованием

Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место занимает технология

Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место занимает технология

Моделирование окружающего мира маленькими человечками

Моделирование окружающего мира маленькими человечками

Список использованых источников: 1

Список использованых источников: 1
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ