Методы совершенствования музыкального восприятия в школе
Оценка 4.7

Методы совершенствования музыкального восприятия в школе

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
pdf
музыка
1 кл—7 кл
07.12.2020
Методы совершенствования музыкального восприятия в школе
Автор описывает основные методы развития музыкального восприятия школьников,которые могут быть использованы педагогами,авторами методических разработок.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.pdf

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ  дисциплины «МУЗЫКА»

 Для развития музыкального восприятия  учащихся есть четко прописанные инструменты, которые  помогают педагогам и  просветителям. В зависимости от аудитории и поставленных целей, применяется ряд методов , которые позволяют слушателю сделать процесс восприятия более доступным и глубоким.

Я решила обобщить основные методы для упрощения поиска педагогам, лекторам и воспитателям. Самая простая классификация выделяет словесные, наглядные и практические.

Словесный метод позволяет в короткий срок передать большой объем информации, поставить проблемы, показать пути их решения и сделать выводы.


Слово активизирует память, воображение и чувства .


Этот метод применяется в лекциях-беседах о музыке, вступительных частях перед непосредственно концертным исполнением.

Очень важна личность лектора, чье слово в музыкальной беседе должно быть лаконичным и емким по содержанию и одновременно являться откровением, вызывающим яркое эмоциональное отношение слушателей. Слово, если оно найдено удачно, во многом активизирует восприятие и способствует адекватному пониманию музыки.

Словесные методы помогают раскрыть содержание музыкальных произведений, подготавливают осознанное слушание музыки, направляют эстетические переживания , настраивают на восприятие музыкальных произведений.

Наглядный метод (наглядно-слуховой и наглядно-изобразительный) предполагает создание представлений в виде образа
изучаемого объекта или действия с целью активизации восприятия.
В современной дидактике наглядные средства можно разделить на виды: изобразительные – рисунки, портреты, фотографии, репродукции; условно-графические – таблицы, схемы, блок-схемы, ментальные карты; мультимедиа приложения – аудиозаписи и видео материалы.

В силу звуковойприроды музыкального искусства просвещение широко использует наглядно-слуховой метод, предполагающий
демонстрацию музыкальных произведений, как в живом звучании, так и с использованием аудио- и видеозаписей, что позволяет слушателям познакомиться с тембрами различных инструментов, исполнителями. Так, например, использование фрагментов из кинофильмов помогает ощутить конкретную эпоху создания того или иного произведения, а демонстрация видеофильмов опер и балетов способствует восприятию этих жанров как синтетических видов искусства. Однако в целях активизации музыкального восприятия все же предпочтительнее непосредственное, «живое» исполнение музыки. Отмечу, что первоочередное условие при этом – хорошее, профессиональное исполнение музыки.

В отдельных музыкально-просветительских курсах применяется и наглядно-изобразительный метод. Для подготовки к восприятию музыки и обогащения музыкальных впечатлений зрительными ассоциациями используются репродукции картин, главным образом тех полотен, которые совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки. Такие иллюстрации, если они подобраны удачно, разумеется, оказывают влияние на процесс музыкального восприятия, оживляя и усиливая его. Схожие функции выполняют и рисунки о музыке и под музыку. Зрительная наглядность здесь имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Подобный метод работы содержит в себе так называемые межпредметные связи, весьма актуальные и действенные в «популяризации классического искусства».

Практическими методами являются методы, направленные на получение слухового опыта в процессе действий, формирующих
практические умения и навыки. Наиболее эффективно восприятие
развивается в том случае, если включается активность не только слуховая, но и зрительная, и моторно-двигательная. В связи с чем, среди действий, с помощью которых слушатель может отразить/ выразить воспринимаемую музыку, особое место занимает движение и пение под музыку .

Среди взрослыхособой популярностью пользуются также обсуждение и постановка создание проблемных вопросов на встечах с исполнителями, композиторами, музыкальными деятелями. Термин метод размышления о музыке ввел Д. Б. Кабалевский в своих «Беседах о музыке» для детей. Для взрослой аудитории отдельного метода не существует, немяется лишь структура музыкальных вопросов, проблематика и вариативность дискуссии. Его называют частично-поисковый. Его использование подразумевает не усвоение готового знания, а выбор проблемы ведущим и предъявление ее для обсуждения или самостоятельного решения участниками . Распространенным приемом размышления о музыке является сравнение. Анализируя музыкальное произведение, слушатели вслушиваются в него, следят за изменением звучания и развитием музыкального образа, анализируют свои впечатления и делают выводы .

Метод сопереживания заключается в том, что искусство открывается как сокровищница духовных содержаний, которые слушатели воспринимают, преломляя их через собственный жизненный эмоциональный опыт . Тут надо сказать,что необходимым условием появления сопереживания является образование определенного контекста сознания, когда слушатель отдается впечатлению от созерцания произведений искусства. При этом, пробуждая внутреннее сопереживание, структура встречи/ лекции должна быть направлена на тактичную поддержку
эстетических впечатлений.

Метод сравнения музыкальных образов является наиболее распространенным для развития музыкального восприятия не только потому, что его применение позволяет создавать ситуации,
вызывающие у слушателей интерес . Человеку присуще любопытство, которое как раз находит выплеск в использовании этого метода - в творческих заданиях, переходах инициативы от лектора к участникам. Также этот метод позволяет активизировать слуховое внимание, помогает находить отличия сначала в контрастных произведениях, а затем особенности в похожих по настроению.

Метод контрастных сопоставлений произведений и уподобления
характеру звучания музыки, способствует осознанности
восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляет
эмоциональнуюотзывчивость на музыку, развивает воображение .
В основе реализации метода лежит очень тщательный подбор музыкальных произведений для слушания - контрастных произведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями, контрастных произведений в пределах одного настроения (определение оттенков), интонации музыки и речи, различных вариантов интерпретаций одного произведения (оригиналы и транскрипции , оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки одного произведения у разных исполнителей).

Метод уподобления характеру звучания музыки, разработанный гениальной О.П. Радыновой, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. В качестве уподоблений звучанию музыки могут выступать – моторно-двигательное, тактильное, мимическое, темброво-инструментальное,  интонационное, цветовое,

полихудожественное и др. виды уподоблений.


Этот метод широко используется в дружеской атмосфере, скорее как развлечение .

Не менее интересен метод сопоставления собственных жизненных эмоций с художественными . Название говорит само за себя и предполагает сопоставление эмоциональных переживаний, связанных с восприятием музыки с эмоциями и чувствами, вызванными другими видами искусства, а также с жизненными эмоциями.

Метод эмоциональной драматургии направлен на активизацию
эмоционального отношения к музыке и способствует раскрепощению, снятию блоков в выражении своих эмоций от прослушивания композиций.


Этот метод является важным в арт-терапии, поскольку он помогает сопоставить конфликт в музыке и жизни.

Метод пластического интонирования основан на
освоении способов «активного слушания». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыки через моторику своего тела. Метод пластического интонирования позволяет через активное действие с образом пройти путь от себя к образу, и от образа к себе, как бы задавая ему вопросы. Пластическое интонирование, жесты, мимика, выражающие ощущение звучавшей музыки, помогают глубже понятьзамысел автора. Способность воспринимать и осознавать воспринятое оказывается у слушателей на более высоком уровне, если они для своего ощущения музыки находят двигательные аналоги . Этот метод очень популярен в восточных практиках , а также связан с некоторыми народными танцами и обрядами.

Метод ритмопластики - это уже практически ВСЕ ПУСТИЛИСЬ ВПЛЯС . Он предполагает осознание участниками жанровых особенностей музыки.


С помощью движений легче почувствовать музыку «всем телом», осознать ее характер. Однако, если в методе пластического интонирования все проявления эмоций носят произвольный характер,то данный метод предполагает осознание жанровой принадлежности.

Методы аудиального развития применяется в циклах встреч или закладывается целый день на тренинг, т.к включают мелодическое фантазирование, графическое фантазирование, пластическое фантазирование, ритмическое фантазирование и тембровое фантазирование.

В основе данных методов лежит мелодическая, графическая, пластическая, ритмическая и тембровая импровизация, которые стимулируют слушательскую участников.

Метод создания художественного контекста

направлен на развитие музыкальной культуры учащегося через «выходы» за пределы музыки. В процессе развития музыкального восприятия этот метод позволяет обогатить представления слушателя о связях воспринимаемой музыки с другими видами искусства или явлениями действительности. Средствами реализации данного метода выступают литературные, поэтические произведения, произведения живописи, а также жизненные ситуации. Музыкальная культура обогащается при этом за счет

выявления общего и особенного в специфике как музыкального, так и
живописного или литературного образа. Этот метод очень хорошо себя зарекомендовал в процессе ознакомления с программными произведениями.

Для слушателей - учеников постарше существует метод моделирования художественно- творческого процесса
Он заключается в том, что участники ставятся в позицию творца - композитора, творца- поэта, творца-художника, как бы заново создающих произведения искусства для себя и для других людей. Данный метод направляет восприятие в русло выявления истоков происхождения музыкального искусства. Моделирование художественно-творческого процесса – это и естьпрохождение пути рождения музыки, воссоздание ее как бы «изнутри»и проживание самого этого момента.

Метод эмоционально-описательного («общеэмоциональный») анализа содержит непосредственные впечатления эмоционального характера без разбора формообразующих средств. Обычно такой анализ протекает в небольших группах участников в форме поясненийведущим истории создания и идейно-художественном образе произведения.

Один метод редко используется изолировано.

Но вспоминаются слова Ромена Ролана:

«Всё музыка для музыкальной души.


Все, что колеблется, и движется, и трепещет, и дышит, — солнечные летние дни и свист ночного ветра, струящийся свет и мерцание звезд, гроза, щебет птиц, жужжание насекомых, шелест листвы, любимые или ненавистные голоса, все привычные домашние звуки, скрип дверей, звон крови в ушах среди ночной тишины, — всё сущее есть музыка; нужно только ее услышать.»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ дисциплины «МУЗЫКА»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ дисциплины «МУЗЫКА»

В силу звуковойприроды музыкального искусства просвещение широко использует наглядно-слуховой метод, предполагающий демонстрацию музыкальных произведений, как в живом звучании, так и с использованием аудио- и видеозаписей,…

В силу звуковойприроды музыкального искусства просвещение широко использует наглядно-слуховой метод, предполагающий демонстрацию музыкальных произведений, как в живом звучании, так и с использованием аудио- и видеозаписей,…

Среди взрослыхособой популярностью пользуются также обсуждение и постановка создание проблемных вопросов на встечах с исполнителями, композиторами, музыкальными деятелями

Среди взрослыхособой популярностью пользуются также обсуждение и постановка создание проблемных вопросов на встечах с исполнителями, композиторами, музыкальными деятелями

В основе реализации метода лежит очень тщательный подбор музыкальных произведений для слушания - контрастных произведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями, контрастных произведений в пределах…

В основе реализации метода лежит очень тщательный подбор музыкальных произведений для слушания - контрастных произведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями, контрастных произведений в пределах…

Пластическое интонирование, жесты, мимика, выражающие ощущение звучавшей музыки, помогают глубже понятьзамысел автора

Пластическое интонирование, жесты, мимика, выражающие ощущение звучавшей музыки, помогают глубже понятьзамысел автора

Этот метод очень хорошо себя зарекомендовал в процессе ознакомления с программными произведениями

Этот метод очень хорошо себя зарекомендовал в процессе ознакомления с программными произведениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2020