Методы сплочения коллектива как форма работы на занятиях по хореографии.
Хореографический коллектив в условиях дополнительного образования — это эффективный инструмент, с помощью которого осуществляется педагогическое социализирующее влияние на личность, создающий условия для саморазвития, самоуважения, самореализации детей и подростков, их позитивного взгляда на себя и общество. Это продуктивный механизм подготовки, развития и воспитания хорошо адаптированных, социально грамотных членов общества, имеющих свое мнение и индивидуально выраженную позицию, знающих свои права и обязанности, а также умеющих принимать решения, максимально учитывающие различные социальные и психологические факторы. Обобщая выводы психологической и педагогической литературы, социализацию можно определить как важный процесс вхождения личности в социокультурную среду общества при условии влияния среды на жизнедеятельность индивида.
1. Технологии работы с родителями
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Среди методов формирования у родителей (законных представителей) педагогической рефлексии можно выделить:
v анализ педагогических ситуаций;
v анализ собственной воспитательной деятельности;
v решение педагогических задач;
v метод домашних заданий;
v игровое моделирование поведения;
v подключение детей к проведению мероприятий и родительских собраний.
Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей (законных представителей), актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения на родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций, в ходе мероприятий(Х). Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на "расчленение" педагогического явления на составные части – условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления.
2. Технологии организации коллективной творческой деятельности.
Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности.
В технологии коллективного творческого воспитания входят такие понятия, как:
v общая забота,
v коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами,
v разведка дел и друзей,
v совет дела,
v общие сборы и "огоньки",
v коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного.
Все это является основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий.
3. Технологии корпоративной культуры и создание положительного микроклимата.
Процесс формирования корпоративной культуры детского хореографического коллектива состоит из 4 этапов:
v - определение миссии объединения, базовых ценностей;
v - формулирование стандартов поведения членов творческого объединения;
v - формирование традиций организации;
v - разработка символики.
4. Технологии работы с неформальными лидерами.
Неформальный лидер — это член группы, который официально не имеет руководящей должности, но благодаря определенным качествам личности в сочетании с жизненным опытом и поведением занял особое положение. Неформальный лидер может иметь на окружающих детей большее влияние, чем непосредственный руководитель, хотя такое случается крайне редко.
В зависимости от влияния неформального лидера на коллектив можно выделить конструктивных и деструктивных (положительных и отрицательных) лидеров.
v Неформальные лидеры конструктивного типа влияют на работу коллектива положительно. Они инициируют обмен информацией, способствуют реализации общих интересов, помогают в адаптации новых детей и создании корпоративной культуры, соблюдении традиций.
v Неформальные лидеры деструктивного типа используют свое влияние, чтобы саботировать решения руководителя, противостоять изменениям, могут подрывать авторитет руководителя, ставить под сомнение его распоряжения, снижая эффективность работы на занятиях и мотивацию детей, занимаются травлей неугодных участников группы.
Сплоченность коллектива состоит в грамотном составлении видов коллективной деятельности с использованием комплекса, состоящего из педагогических и иных технологий: мероприятия по нравственному воспитанию, совместные занятия и мероприятия, командообразующие игры и проведение праздничных мероприятий, совместный общественно-полезный труд, концертная деятельность, взаимодействие педагога с родителями, внутренняя работа с лидерами, корпоративная культура. Путём системного целенаправленного воспитательного процесса в детях закладываются важнейшие качества доброты и любви к людям и окружающему нас миру, этичного поведения, заботы об окружающих, что в дальнейшем способствует развитию у детей элементов общественной направленности, а также, и это самое главное - сплочению коллектива.
Таким образом, мы познакомились:
1. С понятием хореографического коллектива в условиях дополнительного образования.
2. Рассмотрели четыре метода сплочения хореографического коллектива.
3. И пришли к выводу о том, что путем целенаправленного воспитания в детях закладываются важнейшие качества доброты, любви к людям и окружающему миру.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.