Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
Оценка 4.7

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

Оценка 4.7
doc
09.01.2025
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
Памятка+для+работающих+с+неуспевающими+учениками.doc

 Памятка для работающих с неуспевающими учениками

1.           Фамилия, имя, отчество ученика.

2.           Класс.

3.          По каким предметам не успевает.

4.          Поведение ученика.

5.           Причины, которые привели к плохой успеваемости.

6.           Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внекласс­ные, дополнительные занятия)

используют в работе с учеником.

7.           Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

8.           Сколько времени уже длится эта работа.

9.          Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.

 

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

1 группа

посредством содержания

2 группа

посредством организации деятельности

3 группа

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

  1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

  1. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

  1. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
  2. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной

б) личностной

       5.   Межпредметные связи

  1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач
  2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
  3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)
  4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.
  5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
  6. контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
  7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.
  1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
  2. проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
  3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям
  4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

 

 

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

 

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

·        Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

·        Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

·        Предложение учащимся примерного плана ответа.

·        Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

·        Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

 

·        Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

·        Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

·        Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

·        Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

·        Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

·        Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

·        Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

·        Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

·        Напоминание приема и способа выполнения задания.

·        Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

·        Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

·        Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

·        Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

·        Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

·        Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

 

 

 

Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

 

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

 

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленно­стью учащихся

 

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового  материала

 

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке.

 

1.     При опросе слабоуспевающих учащихся:

·        больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа

·        выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ

·        чаще задавать вопросы при фронтальных беседах

·        опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.

 

2.     Объяснение нового материала:

·        применять специальные приемы для поддержания внимания

·        четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим

·        выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители

·        разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации

·        повышать интерес учащихся к теме

·        предупреждать утомление учащихся.

    

      3.   Организация самостоятельной работы:

·        задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций

·        поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.

 

4.     При сообщении домашнего задания:

·        найти конкретный параграф учебника

·        ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению…

·        предложить задать вопросы

·        дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении

·        учитывать дозировку домашнего задания  /уровень репродуктивный/.

 

5.     Применение разноуровневых контрольных работ.

6.     Отражение работы со слабоуспевающими в поурочных планах.

7.     Наличие тематического учета знаний. Выявление причин неуспеваемости.

Ведение тетрадей систематического учета знаний


Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

Памятка для работающих с неуспевающими учениками 1

Памятка для работающих с неуспевающими учениками 1

Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т

Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т

При организации самостоятельной работы ·

При организации самостоятельной работы ·

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Профилактика неуспеваемости

Профилактика неуспеваемости

В ходе самостоятельной работы уча щихся на уроке

В ходе самостоятельной работы уча щихся на уроке

Применение разноуровневых контрольных работ

Применение разноуровневых контрольных работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2025