Памятка для работающих с неуспевающими учениками
1. Фамилия, имя, отчество ученика.
2. Класс.
3. По каким предметам не успевает.
4. Поведение ученика.
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости.
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия)
используют в работе с учеником.
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
8. Сколько времени уже длится эта работа.
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1 группа посредством содержания |
2 группа посредством организации деятельности |
3 группа посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания |
а) эмоционально-образный; б) аналитический (разъяснительный); в) деловой; г) необычный.
а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность; в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
а) общественной б) личностной 5. Межпредметные связи |
|
|
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока |
Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
· Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. · Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. · Предложение учащимся примерного плана ответа. · Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. · Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала
|
· Применение мер поддержания интереса к усвоению темы · Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. · Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. · Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
При организации самостоятельной работы |
· Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. · Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. · Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. · Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. · Напоминание приема и способа выполнения задания. · Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. |
В ходе самостоятельной работы на уроке |
· Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. · Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. · Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. · Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. · Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. |
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения |
Этапы работы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Отношение к содержанию учебного материала |
Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости |
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого |
Существенный, важный, но непривлекательный материал |
|
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) |
Действует учитель – ученик только воспринимает |
Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса |
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, к своим силам |
Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий |
Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий |
Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий |
|
Отношение к учителю (коллективу) |
Подчеркнутая объективность, нейтралитет |
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие |
Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
|
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока |
Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
|
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала
|
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке |
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса |
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке.
1. При опросе слабоуспевающих учащихся:
· больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа
· выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ
· чаще задавать вопросы при фронтальных беседах
· опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.
2. Объяснение нового материала:
· применять специальные приемы для поддержания внимания
· четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим
· выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители
· разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации
· повышать интерес учащихся к теме
· предупреждать утомление учащихся.
3. Организация самостоятельной работы:
· задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций
· поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.
4. При сообщении домашнего задания:
· найти конкретный параграф учебника
· ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению…
· предложить задать вопросы
· дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении
· учитывать дозировку домашнего задания /уровень репродуктивный/.
5. Применение разноуровневых контрольных работ.
6. Отражение работы со слабоуспевающими в поурочных планах.
7. Наличие тематического учета знаний. Выявление причин неуспеваемости.
Ведение тетрадей систематического учета знаний
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.