«Методы и приемы оценивания в обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС»
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
дефектология
1 кл—4 кл
13.03.2017
Организация урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, как оценить свои достижения, Каким образом привлечь к контрольно - оценочной деятельности не только самого учителя , но и ученика . Как формировать и развивать универсальные учебные действия.
Методы и приемы оценивания в обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС.docx
Артемьева Оксана Владимировна
Учитель начальных классов
МОУ С(К)ОШИ №4
Г. Магнитогорск
"Методы и приемы оценивания в обучении детей с ОВЗ в условиях
ФГОС"
Работать по ФГОС сложно, но интересно. Моей задачей теперь, в отличие от
накопленного опыта, когда надо было просто, как можно нагляднее и
доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение
самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.
Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали
новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении
разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.
Поэтому мне пришлось переосмыслить свой педагогический опыт и по-новому
ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и
желание учиться, как оценить свои достижения, Каким образом привлечь к
контрольно - оценочной деятельности не только самого учителя , но и ученика
. Как формировать и развивать универсальные учебные действия.
В своей работе я применяю такие техники оценивания: Дискуссия ,
обсуждение, наблюдение, анализ, проверка понимания материала,
рефлексия.
В своей работе я использую Портфолио и портфель достижений. Ведь они
тоже предназначены для того, чтобы отслеживать улучшения в обучении
ребенка.
Я разделяю два понятия портфолио и портфель достижений. Портфолио
находится у детей. А портфель достижений у меня . В нем хранятся все
контрольные работы, тесты, проверочные работы, диагностические карты, и
т.д . Пакет документов, который поможет мне как учителю в конце учебного
года или в конце 4 класса показать как ребенок шел к этому планируемому
результату, и как он его достиг.
Одна из техник, которую я использую - это Рефлексия
Рефлексию я провожу не только в конце урока, как это принято считать, но и
на любом его этапе. Это вы видите в таблице.
1.
2.
3.
Классификация Этап урока Задачи
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Приемы
Вопросы в начале урока
установления эмоционального контакта с группой
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение
"
Я почувствовал, что…
настроения, эмоционально-художественное оформление (картина,
музыкальный фрагмент).
"
Было интересно…
Меня удивило…
"
"
Своей работой на уроке я…
Материал урока мне был…
"
"
Мне захотелось…
Мне больше всего удалось…
"
"
Моё настроение…
Заставил задуматься…
"
"
Навел на размышления…
Могу похвалить своих одноклассников…
"
В конце деятельности.
Выявление эмоционального состояния, степени
осмысления
удовлетворенности работой группы.Рефлексия деятельности на этапе
проверки домашнего задания, защите проектных работ
способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее
рациональных прием : "лестницы успеха", « графического организатора»,
"рыбья кость".
"У меня получилось…
"
"
"
"
Я научился
Сегодня на уроке я смог…
Урок дал мне для жизни…
За урок я…
в конце урока
оценить активность каждого на разных этапах урока,
Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной
ситуации)
Рефлексия содержания учебного материала
материала выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить
отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление
нового.
рефлексия достижения цели с использованием "дерева целей", оценки
"приращения" знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь
я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна
"Сегодня я узнал…
прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма,
Этап изучения учебного Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял что…
Теперь я могу…
Я приобрёл…
Я научился…
Урок для меня показался…
Для меня было открытием то, что…
Мне показалось важным…
Материал урока был мне…
"
"
"
"
"
"
"
"
"
"
Следующий прием : Анализ работ.
Уже начиная с 1 класса, мы с ребятами обязательно проводим анализ
письменных работ по русскому языку, математике, окр. миру. В чем же
заключается особенность. Ребята выполняют письменную работу . По
окончанию, они выносят свою тетрадь. сканируем работу. Если есть документ-
камера то еще проще. И через проектер изображение выводится на экран. Что
же происходит.
Дети перед выполнением задания уже знают по каким критериям будет
оцениваться их работа . Причем критерии разработаны вместе с учениками. И
критерии основываются на том задании, которое есть в этом упражнении.
Например: правильное написание букв и соединений
Безошибочное письмо
И по заданию: Подчеркнуть заглавную букву в именах
собственных .
И начинаем проверять следуя критериям. И ребенок сам осознает,
анализирует, делает выводы, признает свою ошибку, соглашается с
оцениванием. Потому что он понимает, что все по правилам, ни кто правила
не нарушал. И старается в следующий раз ошибку эту не допустить.
Появляется мотивация . Желание выполнить задание в следующий раз лучше.
Инструменты оценивания Один из инструментов оценивания : карта
самоотчета . Карточка самоотчета это карточка в которой ребенок
отчитывается не перед учителем не перед соседом по парте , а пред самим
собой.
Если нам необходимо провести какое - либо оценивание по критериям . Я
использую и распечатанные карты , и любой блокнот, черновик линеечки
Цукермана. Те критерии которые прописываются в карточке они должны соответствовать
целям которые вы ставите на уроке.
Новый системно - деятельный подход подразумевает работу в парах , в
группах. Естественно это надо вводить постепенно . Сначала детей надо
научить работать с информацией на уроке, чтобы потом дома они могли это
легко делать. Дети изучив дома определенный материал или посмотрев
видеоролик по теме, Они знают что уже на следующий урок в классе будет
групповая работа. Я начинала с работ в парах. Затем добавляла в каждую
пару по человеку и в конце дошли мы до группы в 4 человека (в классе 16
человек). Так они постепенно учатся к сотрудничеству друг с другом,
общаться , задавать вопросы, рассуждать. И они начинают понимать , что
все то, что они выучили дома, сейчас на уроке они должны проанализировать
и заполнить определенную таблицу или рабочий лист или рабочую тетрадь.
Зная, где в учебнике находится данная информация, они быстро справляются
с заданием. В этот момент они учатся отбирать главное и отсекать
второстепенное.
После того как дети поработали в парах , группах я провожу
самодиагностику работы с партнером или группой.
Во первых эта работа с инструкцией . Это контроль не только со стороны
учителя , но и самоконтроль . Это умение обосновать свою точку зрения.
Умение выслушать точку зрения одноклассника. Доказать если он не прав
или согласиться с ним.
Еще я использую Карточку самодиагностики учебных умений . Ее можно
использовать на любом уроке по любой теме. Если вы хотите проверить
знания учеников и получить, какие - то результаты. По карточке : даются
утверждения , инструкция которую читают дети. Сначала дети работают с
картой индивидуально ставят дети галочки и если они не согласны с
утверждением, то обосновывают свой выбор. По русскому языку мы делаем
вот так ,
А по математике. Ребенок обосновывает свой каждый выбор. Посмотрите
какая аналитика , сколько различных процессов происходит в голове у
ребенка в данный момент, при заполнении таблицы ее надо заполнить а
потом еще и объяснить своему товарищу свою точку зрения и доказать
обосновывать свой выбор.
И если есть расхождения мы пытаемся выяснить, а почему так произошло кто
не прав , а у кого правильно. И если ты соглашаешься что допустил ошибку то
простым карандашом или зеленой ручкой делаешь исправления . Для того,
чтобы я понимала , кому еще нужна помощь , кто еще не до конца усвоил эту
тему.
Диагностика читательских умений.
На уроке лит чтения очень важна работа с текстом. На уроке литературного
чтения мы берем определенное произведение . Дети разбиваются на группы ,
пары. И мы договариваемся , что если ученик прочитал все отлично 2 балла, если
есть ошибки 1балл , ну и если не соответствует критериям 0 баллов. Критерии
оценивания: 1 читал без ошибок, 2 выразительно 3 артистично.
И ребята достают тетрадочки и записывают. Буквы заглавные это имена пар.
После прочтения сами дети высказывают свою точку зрения . они говорят я бы
посоветовал прочесть более выразительно, или были допущены ошибки в
словах и т.д. и дети сами подсчитывают баллы. А затем выбираются самые
лучшие чтецы и они читают перед всем классом еще раз . Это мотивирует
ребят они чувствуют себя артистами. Они выбраны всем классом.
Следующий инструмент это кластер: или карта ума , ментальная карта.
Работу с кластером можно проводить и индивидуальную и групповую.
Слово "кластер" в переводе означает "пучок, созвездие".
Это графический прием систематизации материала в виде "грозди".
Но это тоже очень хороший инструмент, который позволяет не только
замечательно работать с текстом учебника, но еще позволяет учителю
оценивать на сколько ученики умеют выделять главные понятия. Как они
умеют объединять понятия в группы. На сколько они умеют анализировать,
синтезировать , строить причинно -следственные связи. И когда я
анализирую работу я вижу . Что когда ученик понимает что выделяет и что у
него из чего следует . И вижу как усвоил тему ребенок. Сравнивая кластеры я
понимаю кто из детей глубже понял проанализировал ,а кто поверхностно. И
мне с этим ребенком надо поработать научить его как сгруппировать как
выделить главное, выделить отдельные элементы. И опять же это мгновенная
обратная связь. Я вижу где допустили ошибки над чем еще надо поработать.
Следующий инструмент это "Синквейн"
-это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных
оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
-это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему),
состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Его
можно использовать на любом уроке.
Цели проведения
"Синквейна"
Обогащает словарный запас.
Подготавливает к краткому пересказу.
Учит формулировать идею (ключевую фразу).
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Получается у всех. Пример синквейнов про снег и весну.
На экране этап урока по математике Тема :"Периметр".
Это рефлексия на начало урока. Для достижения наибольшей эффективности
можно обыграть весь процесс данного метода "Поход в магазин" - магазин
Знаний.
У ребят карточки .Все записывается и прикрепляется на определённое
изображение на карточке.
Важно в конце занятия вернуться к данному слайду и выяснить оправдались
ли перечисленные ожидания и опасения от похода в магазин Знаний.
Составляется кластер и синквейн. Следующий инструмент оценивания . Это
всем известный Лениг апс. Который все используют очень хорошо. Часто
можно услышать , что это замечательная игрушка, поиграли и забыли. Но это
не так .формирующее оценивание это мгновенная обратная связь .И я
предлагаю детям выполнить задания чаще всего дома когда хочу провести
диагностику. Вот они выбирают и проверяют . и они видят что ответы
некоторые не правильные. Надо разобраться , почему не верно, ребенок еще
раз анализирует выполнение ,он может заглянуть в учебник чтобы уточнить.
когда ребенок выполняет правильно.В конце обратная связь. "Молодец
задание выполнено правильно и т.д."А как же я получу обратную связь . в
сервисе есть возможность создания своих классов. И когда вы создаете свой
класс у ребенка автоматически создается логин и пароль вам только надо что
он по ним зашел. И когда дети выполняют задание вы получаете вот такую
статистику. Красный цвет значит были допущены ошибки, серый ребенок не
приступал к выполнению. Это опять обратная связь. Которая помогает
получать информацию . почему у ребенка не получилось может надо
пересмотреть свои подходы какие- то новые задания предложить детям и т.д.
Еще я подобрала некоторые ресурсы, которые помогут организовать работу
по-новому организовать работу в классе (сформировав интерактивную среду
обучения), но и сделают сам процесс обучения ярче, насыщенней, интереснее.
Вот такое "учение с увлечением".
Подводя итог всему сказанному я хочу сказать что проводя такую работу
ежедневно пассивные дети становятся более активными, ответственными.
Активная самооценка у детей формирует мотивацию. Важно понимать что
оценивание это один из важных моментов в обучении . без оценивания нет
обратной связи . учитель и ученик не будут понимать что он делает
правильно а что нет.
«Методы и приемы оценивания в обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС»
«Методы и приемы оценивания в обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС»
«Методы и приемы оценивания в обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС»
«Методы и приемы оценивания в обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС»
«Методы и приемы оценивания в обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС»
«Методы и приемы оценивания в обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.