Методы и приёмы обучения правописанию в начальной школе
Оценка 4.6
Лекции
doc
русский язык
Взрослым
23.01.2018
В современной школе мы отдаём предпочтение методам, которые стимулируют высокую познавательную активность учащихся.
Наши методы могут быть соотнесены с общедидактическими методами, так ка имитативный метод предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся. Метод языкового анализа и синтеза предполагает постепенное повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся, а метод решения грамматико-орфографических задач в основном совпадает с проблемно-поисковом методом.Обучение правописанию в начальных классах идёт от обозначения звуков (фонем) буквами к решению грамматико-орфографических задач по проверке орфограмм. Параллельно орфография усваивается путём запоминания.
Плотникова_статья.doc.doc
Методы и приёмы обучения правописанию в начальной школе
Основной текст статьи
Основным направлениям работы по орфографии соответствуют следующие методы:
метод языкового анализа и синтеза;
имитативный метод (запоминание, заучивание)
метод решения грамматикоорфографических задач
В современной школе мы отдаём предпочтение методам, которые стимулируют высокую
познавательную активность учащихся.
Наши методы могут быть соотнесены с общедидактическими методами, так ка имитативный
метод предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся. Метод
языкового анализа и синтеза предполагает постепенное повышение познавательной активности
и самостоятельности учащихся, а метод решения грамматикоорфографических задач в
основном совпадает с проблемнопоисковом методом.
Во всех этих методах главное место принадлежит упражнениям, тренировке учащихся, так
как без этого невозможно достичь прочных орфографических навыков.
Выбор метода. Всем известно что выбор метода, это и есть ключ к оптимизации всего
процесса в обучении (выбор приёма – также). Он зависит:
от особенностей орфографического материала типа орфограмм;
от возрастных возможностей, от языковой подготовленности;
от психологических особенностей усвоения данного материала;
А ранних ступенях обучения, когда ещё нет достаточной грамматической основы работа
проводится методом звуко – буквенного анализа и синтеза.
Анализ морфологического состава слова необходим при изучении правописания морфем –
корня, приставки, суффикса, окончания. Без такого понимания, как синтактическая связь между
словами и словосочетаниями, в предложении невозможно работать над правописанием падежных
окончаний имён прилагательных и существительных.
Зрительное запоминание играет не малую роль в усвоении непроверяемых слов при расхождении
межу звуковым и буквенным составом слов, слуховое запоминание – при малом расхождении.
Поэтому на уроках используем картинные словари, презентации, предметы…
Наиболее употребляемые приёмы.
Языковой анализ. Виды и приёмы языкового анализа:
Звукобуквенный (фонетикографический) анализ слов. Он – ведущий вид анализа в 1
Слоговой анализ, выделение ударяемых слогов. Применяем при переносе слов, при работе
1)
классе и применяется во всех последующих классах.
2)
над безударными гласными и их написанием.
3)
многозначных…)
Семантический анализ, то есть выявляем значения слов (прямых, переносных, 4)
Словообразовательный и морфемный анализ. Применяем при написании корней, приставок,
суффиксов, а так же при переносе слов.
5) Морфологический анализ – определяем части речи. Применяем при написании окончаний.
6)
Синтаксический анализ – выделяем предложения из текста, выделяем связи между
словами.
Языковой синтез. Приёмы и виды.
1)
Синтез на уровне звуков и букв. Составляем слова из букв или звуков, звукослияние,
Синтез слов, словообразование – с заданным корнем, суффиксом и др.
Синтез морфологических форм – образование падежных форм, форм числа. Применяем
составляем слоги на наборном полотне индивидуально, коллективно.
2)
3)
при усвоении правописания окончаний.
Запоминание. Запоминание все известно произвольное и непроизвольное. В начальной школе мы
стараемся развивать память, умение быстро воспроизвести то, что хранится в памяти.
В рамках имитационного метода применяем :
1)
Зрительные диктанты, разные виды письма по памяти, самодиктанты; разнообразные виды
списывания
2)
Разнообразные средства наглядности со списками трудных слов, выписывание их в тетрадь,
в словарик.
3)
4)
Обучение правописанию в начальных классах идёт от обозначения звуков (фонем) буквами к
Используем словарики из учебника
Отчётливое побуквенное проговаривание слов
орфограмм. Параллельно
решению грамматикоорфографических задач по проверке
орфография усваивается путём запоминания. Орфографическая работа, включается в общую
систему языковой работы учащихся, в основном связывается с развитием речи детей, с
усвоением выразительной, орфоэпически правильной речи, с усвоением интонаций, с
обогащением словаря.
Список литературы:
1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990. (Бка учителя
нач. классов)
2. Ларионова Л. Г. Формирование орфографических умений и навыков на теоретической
основе
Методы и приёмы обучения правописанию в начальной школе
Методы и приёмы обучения правописанию в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.