Методы и приёмы развития речи учащихся на уроках окружающего мира
Оценка 4.6

Методы и приёмы развития речи учащихся на уроках окружающего мира

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
30.11.2018
Методы и приёмы развития речи учащихся на уроках окружающего мира
КРУГЛЫЙ СТОЛ готовый.docx

Методы и приёмы развития речи учащихся на уроках окружающего мира

Проблема развития речи ребенка была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно развита речевая деятельность.

У многих детей бедный запас слов, общее недоразвитие речи с дефектами звукопроизношения. Они не умеют строить самостоятельно связный рассказ, в предложениях часто повторяются одни и те же слова. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. От успешности развития речи младших школьников зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.

Большая часть времени для активной речевой деятельности учащихся отводится на уроках по окружающему миру, поэтому уроки по окружающему миру эффективны для развития устной речи младших школьников.

На практике учитель на уроках окружающего мира постоянно решает двуединую задачу:

1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.

2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

При этом тема урока окружающего мира обеспечивает содержательную сторону речевых умений (понимание научных терминов, определение основных законов развития природы и общества), а знания, полученные на уроках обучения грамоте, помогают младшим школьникам построить связное высказывание по данной теме.

Чтобы помочь младшим школьникам в развитии устной речи, можно использовать при подготовке к уроку дополнительную литературу: справочники, энциклопедии, научно-популярные книги о природе, интернет. Учащиеся сначала с помощью учителя, а затем и самостоятельно готовят к каждому уроку небольшое сообщение.

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы, направленных на развитие речи учащихся в начальной школе.

Синквейн – это быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза, обобщения понятий, информации и развития речи.

Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме.

Этот метод позволяет почувствовать себя успешным, талантливым.

Лес

Величественный, таинственный

Живет, растет, радует

Национальное богатство страны

Кладовая природы

Инсерт — это маркировка текста значками по мере чтения. Этот приём даёт возможность по-новому работать с текстом, повторить уже известное, обозначить новое, определить вопросы для углубления и распространения знаний.

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

«V» – уже знал;

«+» – новое;

« – » – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

При этом можно использовать несколько вариантов пометок:

2 значка «+» и «V»,

3значка «+», «V», «?» ,

или 4 значка «+» , «V», «–», «?».

Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею.

Прочитав один раз, учащиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»

поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»

поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »

поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»

поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Окружающий мир, 3класс, «Почва».

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

Приём «Инсерт»

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

На наш взгляд определённые слова и высказывания должны быть понятны детям и мы не обращаем на них никакого внимания, а на самом деле это не всегда так. Система вопросов — каждый тип вопросов актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления.

Кластер — это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке. Рисунок чем — то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники.

В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг неё «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой планеты есть свои спутники, у спутников — свои.

Первый класс. Тема «Какой бывает вода?», страница 88.

Класс делится на группы, каждой группе предлагается готовая схема-кластер и карточки с ключевыми словами в «Полезном кармашке»:

вода, снег, пар, иней, туман, лёд, град, роса.

- Что вы видите на листе?

- Как расположены круги и стрелки?

- Как можно назвать? (Схема)

- Что находится в кармашке? (Карточки со словами)

- Кто догадался, что мы будем делать? (Заполнять кружки словами)

- Определите, какое слово будет главным? (Вода)

- Если дети затруднятся, то можно предложить загадку-подсказку:

В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

- Где это слово разместим на схеме? (В центре). Сделайте это.

- Что можете сказать про оставшиеся слова? (Называют, какой бывает вода)

- Кто догадался, где мы разместим на схеме эти слова? Сделайте это.

В работе по составлению кластера есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

Кластер развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Минусы

Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

Этот приём требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

 

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития.

Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности.

В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Организация работы с текстом через создание кластера

на уроках окружающего мира в начальной школе»

Автор: Щербич Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Хиславичская СШ»

 

С сентября 2011 года учителя начальных классов начали реализовывать идеи, цели и задачи ФГОС НОО. В основе федерального государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. А это значит, что учителя начальных классов при планировании учебного процесса должны использовать новые формы, методы и приёмы, отвечающие требованиям времени. Это такие методы и приёмы, которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.

В своей работе раскрываю, как организовать работу с учащимися начальной школы по составлению кластеров на уроках окружающего мира.

В соответствии с требованиями Стандарта второго поколения задача учителя:

- сформировать у обучающихся первичные навыки работы с текстом – это: поиск нужной информации, выделение и фиксирование главного, сопоставление, анализ, систематизирование и обобщение информации, интерпретация и её преобразование;

- создать условия для овладения первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем, диаграмм).

На практике учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у учащихся пропадает интерес к работе с большим объёмом информации.

На помощь приходят современные технологии. Одна из них «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология включает в себя такой приём как «Составление кластера».

Кластер – это графический приём систематизации материала в виде схемы, смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Составление кластера похоже на модель Солнечной системы: в центре – Солнце, вокруг него – планеты и их спутники. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

 

 

Цель моей работы: демонстрация организации работы с текстом через создание кластера учащимися на уроках окружающего мира.

Задачи: 

1) Описать организацию работы по введению понятия «кластер».

2) На основе приёма «Кластер» показать способы работы учащихся на уроках окружающего мира.

 

Первый класс, первый урок. Тема «Этот удивительный мир», страница 4.

- Рассмотрите внимательно страницу. Кто что увидел?

- Расскажите ещё раз о том, что вы видите в центре страницы.

- Как напечатаны слова, от которых идут стрелочки?

- Как их можно назвать? (Главными)

- А как назовём слова, к которым идут стрелочки? (Помогают раскрыть смысл главного слова)

- Попробуйте назвать всё это одним словом. (Схема)

Мир природы

 

Мир вещей Окружающий мир Мир людей

 

На этом уроке обучающиеся узнают, что изучаемый материал можно представить в виде схемы.

 

 

 

 

Первый класс. Тема «Какой бывает вода?», страница 88.

Класс делится на группы, каждой группе предлагается готовая схема-кластер и карточки с ключевыми словами в «Полезном кармашке»:

вода, снег, пар, иней, туман, лёд, град, роса.

 











 

- Что вы видите на листе?

- Как расположены круги и стрелки?

- Как можно назвать? (Схема)

- Что находится в кармашке? (Карточки со словами)

- Кто догадался, что мы будем делать? (Заполнять кружки словами)

- Определите, какое слово будет главным? (Вода)

- Если дети затруднятся, то можно предложить загадку-подсказку:

В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

- Где это слово разместим на схеме? (В центре). Сделайте это.

- Что можете сказать про оставшиеся слова? (Называют, какой бывает вода)

- Кто догадался, где мы разместим на схеме эти слова? Сделайте это.

 

 

 

 

 

 

 

 

 











 

 

- На что похожа схема? (На цветочек, на солнышко)

- То, что у нас получилось, называется «кластер». Как вы думаете, почему? (Как бы складываем слова в кружки).

- Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

 

На данном уроке обучающиеся узнают, что информацию можно представит в видекластера.

 

 

 

 

Способы работы учащихся с кластерами

1. Отсутствие главного термина, с которого начинается кластер, и его определение.

2 класс. Тема «Части растения»

- Рассмотрите кластер? Что заметили? Что впишем в центральном круге? (Части растения)

 









 

2. Анализ и завершение неполного кластера.

3 класс. Тема «Растения – живые существа»

- Рассмотрите кластер. Дополните его словами на карточках из кармашка:

насекомые, ветер, сухие, сочные, сложные, простые

 

 













 



3.Самостоятельная работа по составлению кластера.

3 класс. Тема «Первые русские князья»

В результате самостоятельной работы у учащихся будет составлен вот такой кластер:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ кластера с целью установления связей между словами:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что перед вами? (Кластер)

- Что заметили? (Нет стрелочек)

- Установите с помощью стрелок связь между словами.

 

 

 

 

В результате самостоятельной работы у учащихся кластер будет выглядеть так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием  слов, входящих в состав кластера.

При выполнении данного задания можно использовать такое стихотворение:

Из частей составлен мастер,

Называется он Кластер.

Составить можно текст любой,

Только пригласи его с собой.

Быстро он тебе поможет,

По кружкам слова разложит.

Ты, дружок, запоминай

И за ним всё повторяй.

За ответ приличный –

Оценка «отлично»!

 

Умение представлять информацию в наглядном виде с помощью графических схем способствует формированию таких действий, как

- выделять ключевые слова;

- систематизировать необходимую информацию;

- анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

- развивать  монологическую речь.

Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы. А визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

В работе по составлению кластера есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

Кластер развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Минусы

Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

Этот приём требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

 

 

 

 

 

 

туман

роса

 

туман

роса

 

туман

роса

 

туман

роса

пар

иней

град

лёд

туман

роса

 

вода

снег

пар

иней

град

лёд

туман

роса

 

 

 


 


Методы и приёмы развития речи учащихся на уроках окружающего мира

Методы и приёмы развития речи учащихся на уроках окружающего мира

Инсерт — это маркировка текста значками по мере чтения

Инсерт — это маркировка текста значками по мере чтения

Система вопросов — каждый тип вопросов актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления

Система вопросов — каждый тип вопросов актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления

Организация работы с текстом через создание кластера на уроках окружающего мира в начальной школе»

Организация работы с текстом через создание кластера на уроках окружающего мира в начальной школе»

На помощь приходят современные технологии

На помощь приходят современные технологии

Что вы видите на листе? - Как расположены круги и стрелки? -

Что вы видите на листе? - Как расположены круги и стрелки? -

Тема «Части растения» - Рассмотрите кластер?

Тема «Части растения» - Рассмотрите кластер?

Что перед вами? (Кластер) - Что заметили? (Нет стрелочек) -

Что перед вами? (Кластер) - Что заметили? (Нет стрелочек) -

Кластер развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных…

Кластер развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных…

туман роса вода снег пар иней град лёд туман роса

туман роса вода снег пар иней град лёд туман роса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2018