Методы исследования.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Эксперимент «Волшебная комната» .2. Методика «Выбор игры». 3. Наблюдение в ходе игровой деятельности». .1. Эксперимент «Волшебная комната». Цель: Исследование взаимоотношений детей 5-7 лет. 1. Выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности. 2. Позволяет построить гипотезу о возможных причинах популярности ребёнка. 3. Позволяет получить уточняющую информацию о эмоционально-личностных предпочтениях ребёнка. 1. Ребёнок легко вносит разнообразные, чёткие по замыслу предложения по совместной игре.
Иконка файла материала Методы исследования.doc
Методы исследования. 1. Эксперимент «Волшебная комната» .2.Методика «Выбор игры». 3. Наблюдение в ходе игровой деятельности». .1. Эксперимент «Волшебная комната». Цель: Исследование взаимоотношений детей 5­7 лет. 1. Выявление особенностей общения детей в процессе игровой  деятельности. 2. Позволяет построить гипотезу о возможных причинах популярности  ребёнка. 3. Позволяет получить уточняющую информацию о эмоционально­ личностных предпочтениях ребёнка Инструкция:   «Представь   себе,   что   к   тебе   прилетел   волшебник   и пригласил   в   свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней всё, что захочешь. Но есть два условия: ты должен пойти туда не один, возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И ещё, всё, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам. 1. Кого ты с собой возьмёшь? (Нужно уточнить, что это за дети, и  Вопросы: какого они возраста). 2. Вот теперь вы пришли в волшебную комнату. Что ты предложишь там делать? (Во что и как играть). 3. Хорошо, все поиграли. А потом дети сказали, что им это надоело, и  они не будут больше играть. Что ты дальше предложишь?  4. Какие игры ты ещё можешь предложить? 5. Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать? Интерпретация: Инициатива и позиция в общении: 1. Ребёнок легко вносит разнообразные, чёткие по замыслу предложения по совместной игре. Интерпретация: В реальном игровом взаимодействии ребёнок будет также  инициативен. Он принимает на себя главные роли в игре и занимает ведущую,  доминирующую позицию в общении. Доминирование может быть  положительным и отрицательным. При положительном ­  ребёнок  доброжелательно, конструктивно решает возникающие конфликты, учитывая  мнение и желания других. При отрицательном – авторитарность, стремление  достичь цели любым способом.2. Если ребёнок предлагает 1­2 варианта игры, не всегда представляет  себе её ход и затрудняется распределить роли. Интерпретация:   В   реальной   игре   эти   дети   менее   активны,   они   лишь поддерживают её. Вносят предложения и уточнения, связанные с принятой ими ролью. Они выбирают для себя средние по значимости роли. Занимают подчинительную позицию в общении. Не пользуются большой популярностью, но и не оказываются в изоляции. 3.Дети, которые отказываются от проявления инициативы. В лучшем случае предлагают один вариант игры и не могут рассказать о её замысле. Интерпретация:   В   реальной   игре   выступают   пассивными   участниками.   Им достаются   второстепенные   и   малопривлекательные   роли.   Занимают подчинительную позицию в общении. Развитие игровых навыков. 1. Ребёнок может предложить несколько вариантов сюжетно­ролевой игры,  игр ­ драматизации или игр с правилами. Может рассказать о ходе игры,  её правилах, распределить роли. Интерпретация: Высокий уровень игровых навыков. 2. Ребёнок может предложить один вариант сюжетно­ролевой игры или  игры с правилами, либо только настольно­печатные. Интерпретация:   Средний   уровень   развития   игровых   навыков.Предлагались игры   разного   вида   (сюжетно­ролевые,   строительно­конструктивные, дидактические, настольно­печатные и др.). Каждый ребёнок выбирал 3 раза. 1. Вопросы Я предложу несколько игр, а ты выбери одну из них, в  Инструкция: которую бы ты хотел сейчас поиграть. 2. Давай вместе с детьми поиграем. 1. Почему ты  выбрал эту игру? 2. Во что ты будешь играть со мной  потом? 3. С кем из детей ты хочешь поиграть? Почему? Оценка: Анализ качественный и результаты фиксировались. Наблюдение в ходе игровой деятельности. Цель:   Наблюдение   за   особенностями   игровой   деятельности   во   время проведения эксперимента и методики. В   ситуации   обследования   ребёнку   предоставляется   возможность   выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение   начинается с момента, когда ребёнок подходит к  игрушкам. Фиксируется  наличие у него эмоциональнойреакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий. ­ проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, Оценивается: ­ ­ ­ ­ просьбы); выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую­то игру или случайный, с целью  набрать игрушек побольше, безотносительно к их назначению); стойкость интереса к игрушке (долго ли занимается одной игрушкой,  организует ли с ней действия);                     адекватность   использования   игрушек   (соответствие   использования предмета   его   назначению).   Неадекватное   использование:   рвут,   ломают, облизывают, сосут, пытаются  взять в рот; нелепые действия с предметами – действия, не диктуемые логикой игры или качеством предмета; возможность организации  и уровень самостоятельной игры (манипуляция, процессуальная игра, игра с элементами сюжета); ­ характер игры (однообразный или нет, наличие творчества); ­ поведение   во   время   игровой   деятельности   (эмоциональные   реакции, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого). Исследование   интересов   ребёнка,   его   потребностей   проводится параллельно с изучением игры. Результаты фиксировались в таблице.