Презентация подготовлена для сопровождения лекций по дисциплинам "Психология детей с проблемами в развитии" и "Клиническая психология детей и подростков".
Настоящая презентация кратко и лаконично раскрывает суть данной темы "Методы клинико-психологического интервью".
Клинико-психологическое интервью (беседа) - это метод получения информации об индивидуально-психологических особенностях личности и психологических состояниях. От обычного расспроса интервью отличается тем, что оно имеет направленный диалогический характер и направлено не только на идентификацию явно предъявляемых признаков патологии, но и на распознавание скрытых признаков, а также на более точное понимание существа проблемы.
Методы клинико-
психологического
интервью
Клинико-психологическое интервью (беседа)
это метод получения информации об
индивидуально-психологических
особенностях личности и психологических
состояниях. От обычного расспроса
интервью отличается тем, что оно имеет
направленный диалогический характер и
направлено не только на идентификацию
явно предъявляемых признаков патологии,
но и на распознавание скрытых признаков,
а также на более точное понимание
существа проблемы.
Принципы клинико-психологического интервью:
— однозначность и точность вопросов;
— доступность;
— проверяемость и адекватность;
— беспристрастность.
Принцип однозначности и точности
подразумевает однозначное
формулирование вопросов, не
допускающее разнообразия в понимании
того, о чем спрашивает диагност пациента
(например, вопрос «Испытываете ли вы на
себе психическое воздействие?»
неоднозначен, поскольку под воздействием
можно понимать разные вещи:
инопланетян, других людей, сильные
переживания и т. д.).
Принцип доступности предполагает, что
диагност обращается к пациенту на
понятном ему языке, соответствующем его
социальному статусу, уровню знаний,
словарному запасу, культурным
особенностям.
Принцип адекватности требует уточнения
содержания одинаковых слов, которыми
пользуются пациент и психолог для
исключения неверной интерпретации
ответов.
Принцип беспристрастности предполагает
контроль диагноста над тем, не навязывает
ли он пациенту своих представлений о
наличии у пациента патологии.
Интервью (беседа) состоит из двух частей.
Первая часть — установление
психологического контакта. Это
наиболее важный и сложный этап,
способный повлиять на качество
полученных результатов.
Вторая часть интервью — беседа во
время эксперимента.
Интервью может быть полуструктурированным и
свободным.
Полуструктурированное интервью включает в
себя обязательный список специфических
вопросов, касающихся конкретной проблемы, по
поводу которой взрослые обратились за помощью к
психологу.
Преимуществом использования
полуструктурировнного интервью является то, что
нередко люди не склонны сразу делиться с
психологом важной диагностической информацией.
Недостатком является то, что обследуемые этим
способом часто не склонны рассказывать психологу
больше того, о чем были заданы вопросы.
Свободные клинико-психологические интервью
помогают сформировать наиболее полную
информацию об актуальных проблемах ребенка и
ситуации, в которой он находится.
В ходе свободного интервью необходимо собрать
информацию о восприятии ребенком самого себя и
других людей, узнать его обычные поведенческие
реакции в разнообразных ситуациях общения и
взаимодействия. При таком интервью важной может
оказаться любая информация, касающаяся взглядов
ребенка на ситуацию обращения к психологу,
обследование, а также его интерпретации
случившегося и других основных жизненных событий.
В первичном клинико-психологическом
интервью, проводимом любым методом,
важно провести обследование
психического статуса. Информация о
психическом статусе представляет собой
впечатление психолога от общения с
клиентом. Такое обследование позволяет
выделить те аспекты поведения, которые
необходимо подвергнуть более
тщательному анализу, сопоставить жалобы
(самого ребенка или взрослых) со
сложившимся впечатлением.