ПОТРЕБНОСТЬ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Самоактуализация | Потребность развить и реализовать свой потенциал полностью (реализация своих целей, способностей, потребность в личностном росте, самовыражении) |
Уважение | Потребность в уважении со стороны родителей и ближайшего окружения. Признание достижений и успехов, высокая оценка, одобрение. Уважение другими, формирует в ребенке самоуважение. |
Потребность в любви и принадлежности | Потребность в здоровых, теплых и любящих отношениях с родителями, близкими. |
Безопасность | Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы. Чувство уверенности, избавление от страха и неудач. |
Физиологические потребности | Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте |
1. Прочитайте описание каждой потребности
2. Отметьте, в какой степени, по-вашему, выражено значение по каждой шкале (в соответствии с таблицей описания потребностей), где 0 – самый низкий уровень, 10- самый высокий. |-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Физиологические потребности0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%) |-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Безопасность0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%) |-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Потребность в любви и принадлежности0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%) |-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Уважение0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Самоактуализация0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)
4. Перенесите ваши значения по каждой отдельной шкале на предложенную схему и соедините точки – прямыми линиями. Посмотрите, что получилось. Самоактуализация10|9|8|7|6|5|4|3|2| 1 |
10-----9-----8-----7-----6-----5-----4-----3-----2-----1----- 0 -----1-----2-----3-----4-----5-----6-----7-----8-----9-----10
Любовь Уважение
10-----9-----8-----7-----6-----5-----4-----3-----2-----1----- 0 -----1-----2-----3-----4-----5-----6-----7-----8-----9-----10
Безопасность Физиологические потребности
5. Анализ состояния дома и «западающих» зон. Фундамент: физиологические потребности и безопасность.Фундамент является основой для дома. По сути, от него зависит прочность и устойчивость вашего дома. Посмотрите, на каком значении они находятся? И если не на 10-ке, то поставьте стрелочку вбок – это направление развития.Стены: любовь и уважение. Если с фундаментом все в порядке, а стены шаткие, то хорошей крыши не получится. Обозначьте стрелками направления развития.Крыша: Самоактуализация. От крыши зависит безопасность и уют в доме. Осадки падают сверху и от того, на сколько прочная крыша, зависит сколько дом простоит. Если крыша плоская, то на ней будут постоянно задерживаться осадки, а это значит, что она может протечь, если она протекает, тогда это отражается на состоянии всего дома. И наоборот, если крыша прочная, то это добавляет устойчивости и защищенности всему дому.
С чем ассоциируется у вас «реальная конструкция», которая сейчас перед вами? Какие мысли и ассоциации приходят к вам, когда вы смотрите на ваше итоговое изображение? Одинаковы ли ощущения и ассоциации в первом (когда представляли идеальный дом) и во втором случае, или противоположны? Скорее всего аналогичные ощущения испытывает в вашей семье ваш ребенок. В силу возраста, он не может выразить их корректно, словами. Но зато он их выражает своим поведением! Вывод. Пока не укреплен фундамент – нет смысла строить стены. А пока не возведены стены – нет смысла ставить крышу. Мы помним, что образ дома символизирует прочность ваших детско-родительских отношений. Оцените ваши зоны развития. Укрепив дом, вы укрепите отношения с ребенком.КАКОЙ ДОМ ВЫ САМИ ХОТЕЛИ БЫ ПОСТРОИТЬ В ОТНОШЕНИЯХ С РЕБЕНКОМ?
Действия по усилению западающих частей дома
Потребность | Характеристика | Способы укрепления |
5. Самоактуализация | Потребность развивать и реализовать свой потенциал полностью (реализация своих целей, способностей, потребность в личном росте, самовыражении). | 1. Научите ребёнка решать свои проблемы самостоятельно. |
4. Уважение | Потребность ощущать себя ценимым другими, уважение со стороны родителей и ближайшего окружения. Признание достижений и успехов, высокая оценка, одобрение. Уважение другими, формирует в ребёнке самоуважение. | 1. Дайте понять ребёнку, что ошибка – это не катастрофа, а препятствие, которое можно преодолеть и получить полезный опыт. |
3. Потребность в любви и уважении | Потребность в здоровых, теплых и любящих отношениях с родителями, близкими. | 1. Предложите вашему ребёнку 100% позитивного внимания не дума о том, что нужно приготовить на ужин, проверить уроки и т.д. |
2. Безопасность | Потребность в защищённости от опасности, нападения, угрозы. Чувство уверенности, избавление от страха и неудач. | 1. Не вымещайте свою обиду. Возьмите время «остыть», потом решайте вопрос. |
1. Физиологические потребности | Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте. | Технические условия в доме, экономические условия в семье. |
Шаги дальнейшей работы с клиентом по методике «Дом»
Психолог дал задание клиенту целенаправленно применить действие в семье
Анализ последствий западающих частей ДОМа
Дали задание – провести методику с ребёнком
Родитель своими усилиями составил список укрепления западающих частей дома
Пошаговое ведение клиента по методике ДОМ
Результат!
Обсудили, закрепили, перешли к следующей ступени в работе
Психолог усилил действия родителей своими действиями из списка
Клиент увидел реальную ситуацию в детско-родительских отношениях
Нашли взаимосвязь западающих частей ДОМа с проблемным поведением ребёнка
Родитель начал активную работу в семье. Начал слушать, слышать и понимать потребности ребёнка
Провёл работу по осознанию ключевых моментов в воспитании.
Чётко разделил ответственность в работе с клиентом
Позитивные изменения в отношениях родитель-ребёнок. Заинтересованность родитля продолжить работу с психологом.
Закрепил в клиенте мотивацию к изменениям
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.